Методические рекомендации к уроку
Тема урока "Сравнение рациональных чисел "
Цели обучения:
6.1.2.8
сравнивать целые числа;
6.1.2.12
сравнивать рациональные числа.
Критерии оценивания
Учащийся
знает:
· понятие целого числа;
· понятие рационального числа;
умеет:
· использовать целые числа при описании величин;
· изображать рациональные числа на координатной прямой;
• сравнивать целые числа;
• сравнивать рациональные числа.
• применять при решении задач.
Теоретический материал:
На горизонтальной координатной прямой точка с большой координатой лежит правее точки с меньшей координатой. Число расположеное левее на координатной прямой всегда меньше числа расположеного правее и наоборот.
Если положительные числа отметить точками на этой прямой, то большему из двух чисел будет соответствовать точка, расположенная на числовой оси правее, а меньшему — точка, расположенная на координатной прямой левее.
Любое отрицательное число меньше любого положительного
числа (-10). Из двух отрицательных чисел меньше то,
модуль которого больше: -15<-9; |-15|>|-9|.
Нуль больше любого отрицательного числа, но меньше любого положительного числа.
Ход урока
Организационный момент. Актуализация опорных знаний.
Проверить домашнее задание:
Устно: Сравни:
Вчера
в комнате термометр показывал 18 , а сегодня показывает 21
.
Ответ: Вчера в комнате было холоднее, чем сегодня. Число 18 меньше числа 21.
18
Вчера
на улице термометр показывал -15 , а сегодня показывает -9
.
Ответ: Вчера было холоднее, чем сегодня. Поэтому считают, что -15 меньше чем -9.
-15
Вчера
на улице термометр показывал -10 , а сегодня показывает -5
.
Ответ: Вчера было холоднее, чем сегодня. Поэтому считают, что -10 меньше чем -5.
-10
На горизонтальной координатной прямой точка с большой координатой лежит правее точки с меньшей координатой.
Совместно с учащимися определить тему и цели урока, зону ближайшего развития.
Групповая работа. Объединить учащихся в разноуровневые группы по 4 - 6 учеников. Раздать каждой группе задания.
Приложение 1
Задание 1:
1. Используя чертеж, отметьте на координатной прямой число 0, если известно, что:
1) а и в – положительные числа
2) а и в – отрицательные числа
3) а и в – противоположные
числа
4) а и в – числа разных знаков
Задание 2:
Используя рисунок и правило: на горизонтальной координатной прямой точка с большой координатой лежит правее точки с меньшей координатой, заполните пропуски знаками <, > или =
1) У …0; 2) Х …0;
3) Х …У; 4) К… 0;
5) К… Х 6) У… К; 7) |X|...|Y|.
Задание 3:
Найдите соседние целые числа, между которыми заключены числа:
……< 3 < ……
……< 0,08< ……
……< -2 < ……
……< -0,51< ……
……< -8,2< ……
Задание 4:
Заполните пропуски числами так, чтобы получились тройки последовательных целых чисел:
1)…., - 99 ….,
2) -45, ..., …
3) …, …., 0
4) …., … , 99
5) …, …, -17
6) …, 0, ...
7) -66 , …, …
8) -68,…, …
Учитель проходит по рядам, слушает, при необходимости корректирует рассуждения, решения учащихся, проверяет и оценивает похвалой работу групп.
Проверяет результаты работы групп и совместно разбирает возможные ошибки.
Предоставить учащимся достаточно времени для выполнения заданий. На основании выполненных заданий сделать выводы. Каждая группа выбирает представителей для презентации своих выводов классу. Учащиеся в ходе обсуждения высказывают гипотезы и приходят к выводу, что:
Любое отрицательное число меньше любого положительного
числа (-10). Из двух отрицательных чисел меньше то,
модуль которого больше: -15<-9; |-15|>|-9|.
Нуль больше любого отрицательного числа, но меньше любого положительного числа.
-1 < 0 < 1.
Старший группы оценивает вклад каждого, выставляя отметку.
Работа в парах. Взаимное обучение. Создать пары из представителей разных групп. Для закрепления материала и оценки усвоения теоретического материала предложить задания. Ученики работают индивидуально, но имеют возможность спросить непонятные вопросы и сверить свои решения с одноклассниками по паре. При затруднениях предложить ученикам процесс взаимного обучения: объяснить решение задачи напарнику.
Приложение 2
Задание 1. Сравнить числа и записать по какому правилу:
а) +12 и 0;
б) -13 и 0;
в) -14 и +13;
г) -15 и -16.
Решение.
а) Положительное число больше нуля, поэтому + 12 > 0;
б) отрицательное число меньше нуля, поэтому -13 < 0;
в) отрицательное число меньше положительного числа, поэтому -14 < +13;
г) из двух отрицательных чисел больше то, у которого модуль меньше, поэтому из неравенства |-15| < |-16| следует, что -15 > -16.
Задание 2. Сколько целых чисел расположено между числами -12 и +15?
Решение. Между числами -12 и +15 расположены числа:
-11, -10, ..., -1, 0, 1, ..., +13, +14.
Из них 14 положительных, один нуль и 11 отрицательных. Всего 14 + 1 + 11 = 26 чисел.
Задание 3. Сравните числа, записав ответ в виде неравенства:
а) 3,1 и –3,1; b) –5,2 и –5,12; c) –4,3 и 4,3; d) –6,32 и –6,4.
Задание
4. Запишите в виде двойного неравенства между какими двумя соседними целыми
числами заключено число: a) b) –0,63; c) –7,24; d)
Задание 5. Запишите все целые числа, модуль которых не больше: а) двух; b) трех
Задание 6. Запишите одно положительное и одно отрицательное число, у которых модуль больше: a) 6,99; b) 5,99.
Проверить ответы по ключам.
Беседа. Приложение 3
1. Какое число больше: положительное или отрицательное?
2. Какое из двух отрицательных чисел считают большим, чем другое? А какое из них – меньшим?
3. Какое из чисел больше: отрицательное или 0?
4. Какое из чисел меньше: положительное или 0?
5. Как расположены на координатной прямой точки A(a) и B(b), если a меньше b?
Рефлексия.
Учащимся предлагается оценить свои знания по теме, прикрепляя стикер со своим именем на плакате.
Домашнее задание. Знать определения, решить из уровня В учебного пособия "Математика 6" №...№.
На уроке предусмотрена дифференциация в виде работы в разнородных парах (разного уровня обучаемости). Ученики, распределяя в паре задания, самостоятельно выбирают уровень сложности.
Предусмотрена самопроверка по ключу, в ходе которой оценивается умение учеников применять теоретические знания. В ходе групповой деятельности при выполнении задании оцениваются умение чертить координатную прямую, правильно выбирать единичный отрезок и отмечать точки с учетом расположения в зависимости от координат. При сравнивании чисел умение анализировать практические примеры и делать теоретические выводы.
Запланированы виды деятельности на уроке, способствующие передвижению учащихся по классу, поэтому необходимо обеспечить безопасность. Следить за осанкой учащихся.
Литература:
"Математика 6", Абылкасымова А.Е., Кучер Т.П., Жумагулова З.А.;
"Математика 6", Алдамуратова Т.А, Байшоланов Т.С.;
Самостоятельные и контрольные работы, Ершова А.П., Голобородько В.В.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.