3 класс
Урок русского языка на тему:
«Написание слов с непроизносимыми согласными»
Тема: «Написание непроизносимых согласных в корне слова»
Цель: сформировать представление о правописании слов с непроизносимыми согласными в корне.
Задачи:
- познакомить с новой орфограммой и способом ее проверки;
- активизировать словарный запас детей при подборе родственных слов;
- развивать речь учащихся при составлении текста-доказательства в процессе аргументации верности написания слов.
Планируемый результат.
Познавательные умения:
- анализировать написание слов с непроизносимыми согласными;
- использовать знания о корне при изучении орфограммы «непроизносимые согласные в корне».
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- использовать алгоритм проверки написания непроизносимой согласной;
- выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные умения:
- формировать высказывание, используя правило о правописании непроизносимых согласных;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Тип урока: урок изучения новых знаний
Используемые методы, приемы, технологии обучения: системно-деятельностный подход, проблемно-диалоговое обучение, работа в парах.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
побуждающий от проблемной ситуации диалог, презентация к уроку, работа в парах.
План урока:
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
II. Актуализация знаний.
III. Самоопределение к деятельности. Постановка проблемы.
IV. Работа по теме урока.
- Исследование
- Работа в паре
V. Физминутка.
VI. Первичное закрепление
- Самостоятельная работа
VII. Рефлексия.
Ход урока:
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. |
|
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Начинаем урок русского языка. Сегодня нам поможет девиз нашего урока. Прочитаем его вместе. На доске открыт девиз урока Перо пишет, а ум водит. - Как вы думаете, что хотят сказать нам этими словами? (Ум пригодится. Прежде, чем написать – нужно подумать) - Какие еще качества нужны в учении? - Сегодняшний урок позволит вам дальше развивать эти качества.
|
- (Ум пригодится. Прежде, чем написать – нужно подумать) (Усердие, трудолюбие, …) |
2. Актуализация знаний. |
|
1. Вставь где нужно пропущенные буквы. Объясни орфограммы. Т…жёлый, лё…кий, извес….ный,вкус..ный, дв…рной, поез…ка, прелес….ный, интерес..ный, п…чтовый, улы…ка, ярос….ный, чудес..ный, в…здушный, оши…ка, съе….ное, прекрас..ный, скв…речник, сколь…кий, со..нце, безопас..ный. -Какие правила помогли выполнить задания?
|
Орфограммы: 1.Проверяемая безударная гласная в корне слова. (если буква гласная вызвала сомнение ты её немедленно ставь под ударение)
2.Парный согласный по глухости и звонкости (звук согласный проверяй рядом гласный подставляй)
3.Вызывает сомнение……… |
3.Самоопределение к деятельности. Постановка проблемы урока |
|
-Какие слова вызвали сомнение?
Ребята, мы встали перед проблемой ! - Как же называются согласные, если они не произносятся? - Теперь вы можете поставить цель нашего урока! - Прочитайте цель урока.
Какова тема нашего урока? - Прочитайте тему урока.
Ребята, сегодня вы САМИ определили цель и сформулировали тему урока. Сейчас вам предстоит вывести правило.
|
Известный, вкусный, прелестный, интересный, яростный, чудесный, съестное, прекрасный, солнце, безопасный.
Непроизносимые
Ответы 2-3 учащихся.
· сформировать представление о правописании слов с непроизносимыми согласными в корне. · анализировать написание слов с непроизносимыми согласными; · использовать знания о корне при изучении орфограммы «непроизносимые согласные в корне». |
4.Работа по теме урока. А)Исследование |
|
Но для этого проведем исследование. Исследуем слово местность. - Прочитаем. Есть непроизносимый согласный? - Подберите родственные слова.
-Ребята, где находится непроизносимый согласный? - Что мы знаем об орфограмме корня? - Какую букву вставим? - Попробуйте сформулировать правило. Я вам помогу начать. - Продолжите фразу …. Я вам это правило сказала? Вы сами его вывели?
Вернемся к нашему пробному действию. Пользуясь правилом, преодолеем опасное место в слове. (Называем слово и подбираем к нему проверочное)
Мы справились с пробным действием? Помогло ли правило? |
Чтение вместе с учителем. Да. Ответы учеников. Местность - местный, место. (В корне) Все гласные и согласные в корне пишутся одинаково. Букву т.
Ответы учеников. Нет. Да.Чтение хором правила. С.118
Ответы учеников. (Известный, прелестный, яростный, съестное, солнце,.)
Да. Да. |
Б)Работа в паре |
|
Сейчас работа в паре. Прежде, чем начнем работать в паре для примера разберем слово опасный, используя правило. - Читаю опасный. - Подбираю проверочные слова. - Какие можно слова подобрать? Какую букву вставим? Какой вывод?
Теперь при работе в паре вы должны объяснить написание непроизносимого согласного друг другу.
- Пользуясь алгоритмом, объясните написание следующих слов: Звёз…ное небо, ус…ный журнал, извес…ный писатель, ярос…ный крик. (Дети записывают слова и выделяют орфограмму) |
Ответы учащихся. (Опасен, опасаться)
Не нужно вставлять, т.к. в проверочных словах нет непроизносимого согласного. Не всегда пишется согласный (вкусный, интересный, чудесный, прекрасный, безопасный)
Поворачиваемся друг к другу: первый вариант объясняет второму, а второй вариант объясняет первому. Поднимают руки. |
5.Физминутка По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежим. До лужайки добежим. На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем как зайки. Стоп (присели) Отдохнём. И домой пешком пойдём. |
|
6.Первичное закрепление |
|
А) упр1. Помоги оленям заполнить корзинки словами |
Деятельность учеников Читают слова и классифицируют по правилам |
Б)Самостоятельная работа |
|
- Переходим к следующему этапу нашего урока. - Я хочу узнать, как каждый из вас научился применять правило. Для этого я предлагаю самостоятельную работу. Также помните слова: Прежде, чем написать – нужно подумать. С118 у225 Работают. Проверьте себя по образцу. - Оцените себя, как вы справились с заданием. Если вы не допустили ошибок и доказали – поставьте +. Если были затруднения - ? - Поднимите руки, кто поставил себе ? Значит, что нужно сделать? У кого +? Вы – молодцы! Но все равно с этим правилом вы еще будете работать. Где полученные знания можно применить? |
Деятельность учеников.
Работа с учебником
(закрепить)
(В письменной речи, при выполнении домашнего задания) |
7. Рефлексия |
|
-Вот закончился урок. Наша работа была плодотворной. - Какую проблему исследовали на уроке? - Как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне? На доске записаны фразы: Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться! Д/з с 118 У. 226 алгоритм выучить |
Деятельность учащихся.
Дети ставят отметку возле предложения которое соответствует их работе.
|
Все хорошо работали на уроке, молодцы! |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.