План 28
Раздел долгосрочного плана: Электростатика |
Школа: |
||||||||||||||||||||
ФИО учителя: |
|||||||||||||||||||||
Класс: |
Дата |
Количество присутствующих: |
Отсутствующих: |
||||||||||||||||||
10 |
|
|
|
||||||||||||||||||
Тема урока |
Электрическое поле. Часть 1. |
||||||||||||||||||||
Цели обучения |
10.3.1.1 – обсуждать свойства электрического поля и определять его силовую характеристику; 10.3.1.2 - описывать действие электростатического поля на движение заряда; |
||||||||||||||||||||
Критерии оценивания |
Учащиеся: - -объяснять понимать физический смысл понятия электрическое поле - - определять его силовую характеристику, - - определять силу электрического поля, действующую на точечный заряд (напряженность) - -назвать и использовать формулу напряженности поля точечного заряда в вакууме - описать действие электрического поля на движущуюся заряженную частицу |
||||||||||||||||||||
Языковые цели
|
Лексика и терминология, специфичная для предмета: Электрический заряд, элементарный заряд, два вида заряда, электрическое поле, линии поля Полезные выражения для диалогов и письма: Электрическое поле – это….. Для описания электрического поля используют ….. |
||||||||||||||||||||
Привитие ценностей
|
Расширение кругозора учащихся, развитие функциональной грамотности, ответственности и самостоятельности в своем обучении. Знание и понимание ГГ:Общность и разнообразие Ценности ГГ: Забота об окружающей среде и стремление к устойчивому развитию. Целенаправленное участие и вовлеченность. Вера в то что люди могут изменить мир к лучшему Навыки ГГ: Критическое и творческое мышление. Уверенность в себе и навыки рефлексии. Общение. Обоснованные действия и рефлексия. Привитие ценностей осуществляется через рассмотрение вопросов формирования объективной необходимости изучения нового материала, организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению. |
||||||||||||||||||||
Навыки использования ИКТ |
Работа с ресурсами, презентация PowerPoint.
|
||||||||||||||||||||
Предварительные знания |
Заряд, взаимодействие зарядов, электрическое поле, линии поля |
||||||||||||||||||||
Ход урока |
|||||||||||||||||||||
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
|||||||||||||||||||
1 урок |
|||||||||||||||||||||
Начало урока 2 минуты
|
Ваимное приветствие учителя и учащихся через эстафету (сначала учитель касается поочередно одноименных пальцев рук ученика, начиная с больших пальцев и говорит: · желаю (соприкасаются большими пальцами); · успеха (указательными); · большого (средними); · во всём (безымянными); · и везде (мизинцами); · Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью) Далее учащиеся в парах проделывают то же самое действие. Таким образом, в классе создается благоприятная атмосфера для дальнейшей совместной работы. |
1 слайд
|
|||||||||||||||||||
Актуализация знаний, вызов: Учитель предлагает вспомнить понятия, изученные в 8 классе : 1. Что такое электрический заряд? 2. Какие виды заряда Вы знаете? 3. Какой заряд считается элементарным? 4. Как взаимодействуют заряженные частицы между собой? 5. Какой процесс называется электризацией? Повторение и обсуждение этих понятий.
Учитель предлагает рассмотреть рисунки на слайде:
Какое физическое явление может демонстрировать данный рисунок? Почему? Обсуждение рисунка
Возможно ли, что в каком- либо из этих случаев металлическая гильза не заряжена? Обсудить с учащимися и провести демонстрацию опыта по притяжению металлической гильзы и заряженной палочки.
После, учитель подводит учащихся к необходимости изучения новой темы. Тема урока, цели обучения и критерии оценивания выводятся на экран.
|
2 слайд
3 слайд
4-6 слайд |
||||||||||||||||||||
Середина урока 5 минут
15 минут
|
Учитель предлагает для закрепления проделать следующее задание: Решение учащиеся записывают в тетрадях: Задача. Пластиковый стержень, потертый о стержень, заряжается положительно. После того, как его зарядили, стержень располагают близко к настольному теннисному мячу (рис. 9.1). Мяч для настольного тенниса покрыт металлической краской и не заряжен. (a) Опишите, что происходит с зарядами в металлической краске на шаре, при поднесении близко положительно заряженного стержня к мячу. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….............................................. [1]
(b) Мяч, притягивается к заряженному стержню. Объясните, почему это происходит, учитывая, что мяч не заряжен. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….............................................. [2]
(c) Укажите единицу измерения электрического заряда ………………………………………………………………………………........................................................................................... [1]
[Общее количество баллов-4]
После работы в тетради учащиеся зачитывают ответы. Появляется вопрос о взаимодействии на расстоянии. Данное взаимодействие осуществляется посредством электрического поля. Обсудите, какие ключевые слова должны быть записаны, как складываются баллы.
Далее учитель предлагает учащимся самостоятельно поработать с текстом и выписать ключевые моменты текста Прочитайте текст. Выделите ответы на ключевые вопросы, составьте опорную схему. 1. Что понимают под электрическим полем? 2. С какой скоростью распространяются электромагнитные взаимодействия? 3. Свойства электрического поля? 4. Какое поле называется электростатическим? 5. Описание электростатического поля?
Учащиеся работают в тетрадях, после работы обсуждают, полученные опорные схемы в парах.
Общеклассное обсуждение.
Учитель предлагает учащимся отработать практические навыки, для этого учащиеся выполняют следующие задания:
На доске показаны картинки полей, расставить знаки зарядов. При обсуждении учащиеся проговаривают основные свойства линий электрического поля.
Обсуждение понятий однородного и неоднородного полей. На первом этапе за критерий взять густоту линий. Если густота линий на единицу площади меняется, то неоднородное и наоборот. Демонстрация линий электрического поля с помощью генератора Ван де Граафа.
|
7 слайд
8 слайд
9 слайд
|
|||||||||||||||||||
Конец урока 3 минуты
Домашнее задание |
Рефлексия. Критерии оценивания (обсудить цели обучения). Учитель задает вопросы классу: «Что вызвало у вас затруднения? Что нам пока тяжело воспринять?». Обсуждение затруднений.
Исходя из затруднений, учитель определяет домашнее задание: Если все понятно, тогда достаточно повторить пройденный материал в тетрадях. Если были затруднения в восприятии материала, тогда учитель предлагает учащимся в качестве дополнительного материала обратиться к учебнику. |
10 слайд |
|||||||||||||||||||
2 урок |
|||||||||||||||||||||
Начало урока 5 минут |
Учитель раздает ученика карточки 3 и задает вопрос «Чем же мы будем заниматься на втором уроке?» Формулирование цели урока. |
Слайд 11 |
|||||||||||||||||||
Середина урока 30 минут |
Работа по карточкам 3. Напряженность электрического поля. Количественной характеристикой силового действия электрического поля на заряженные тела служит векторная величина E, называемая напряжённостью электрического поля. E = F / q пр. Она определяется отношением силы F, действующей со стороны поля на точечный пробный заряд qпр, помещенный в рассматриваемую точку поля, к величине этого заряда. Понятие «пробный заряд» предполагает, что этот заряд не участвует в создании электрического поля и так мал, что не искажает его, т. е. не вызывает перераспределения в пространстве зарядов, создающих рассматриваемое поле. В системе СИ единицей напряженности служит 1 В / м, что эквивалентно 1 Н / Кл. Напряженность поля точечного заряда. Используя закон Кулона (1.1) найдем выражение для напряжённости электрического поля, создаваемого точечным зарядом q в однородной изотропной среде на расстоянии r от заряда: (1.2)
Показать на примере, как направлена напряженность поля точечного заряда,( можно в масштабе и прям на примере расчетов) если он положительный, отрицательный.
Например, берем точечный заряд 27 н Кл. Определить напряженность поля на расстоянии 3 см, 6 см, 9 см, 12 см, 15 см от заряда. Каждая пара рассчитывает только, для одного собрать в таблицу.
Показать на рисунке, затем построить график, акцентировать внимание как убывает напряженность с увеличением расстояния. Можно сопоставить полученную диаграмму, график и рисунок поля.
Далее учитель предлагает рассмотреть следующую часть урока:
Предложить учащимся проанализировать движение частицы в электрическом поле по вертикали. Потом показать видео с сайта Bilimland – электродинамика –электростатика – электрическое поле – слайд 6 (видео 1) Обсудить вопросы: 1. Действие какого поля в данном случае не учитывается? 2. Как изменится ускорение заряженного шарика, если сила тяжести будет действовать? 3. Как нужно изменить заряд пластин, чтобы шарик начал двигаться равноускорено вверх? 4. Каким должно быть при этом соотношение между силой тяжести и силой, действующей со стороны электрического поля?
Работа в парах: Предложить учащимся листы, на которых нарисован конденсатор, показан заряд частицы, заряд пластин, вектор скорости. Они должны работая в группах предположить, как будет двигаться частица, нарисовать её траекторию, какие возможны ситуации. После этого показать видео с Bilimland – электродинамика –электростатика – электрическое поле – слайд 6 (видео 2). Проанализировать движение частицы. И сразу перейти к применению в осциллографе Bilimland – электродинамика –электростатика – электрическое поле – слайд 7
Учитель предлагает учащимся отработать практические навыки, для этого учащиеся выполняют следующие задания: Проговорить ещё раз ключевые моменты темы. Решение структурной задачи
А) Какие линии (пунктирные или сплошные ) являются силовыми линиями поля? Ответ поясните. В) Выделите области на рисунке, где поле по вашему мнению однородное, неоднородное. Ответ поясните. С) Опишите, как меняется напряженность поля при перемещении от центра рисунка к левому краю. Ответ поясните. 2. В однородное электростатическое поле поместили заряд 4 н Кл. Чему равна напряженность поля, если поле действует на него с силой 36 мкН?
3. Электрон со скоростью 4·109 см/с влетает в плоский конденсатор,причем вектор его скорости лежит в плоскости, паралельной пластинам. Вычислите вертикальное смещение электрона на выходе из конденсатора .Расстояние между пластинами конденсатора равна 1 см, напряженность поля 30 000 Н/Кл, длина конденсатора 5 см.Пластины горизонтальны.
Обсуждение затруднений. |
Карточки 3
Карточки 4
Карточки 5
|
|||||||||||||||||||
Конец урока 5 минуты
Домашнее задание |
Рефлексия. Критерии оценивания (обсудить цели обучения). Учитель задает вопросы классу: 1. Какие критерии мы можем отметить как выполненные нами? 2. Можно ли сказать, что теперь мы достигли нашей цели обучения? Общеклассное обсуждение.
Далее учитель определяет домашнее задание: Если все понятно, тогда достаточно повторить пройденный материал в тетрадях. Если были затруднения в восприятии материала, тогда учитель предлагает учащимся в качестве дополнительного материала обратиться к учебнику. |
|
|||||||||||||||||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье и соблюдение техники безопасности |
|||||||||||||||||||
Поддержку планирую осуществить через общеклассное обсуждение результатов работы с тестовыми заданиями в начале урока, индивидуальное консультирование во время решения задач. |
По результатам выполнения тренировочных заданий в конце каждого урока. |
Создание благоприятной психологической атмосферы, соответствие заданий уровню подготовленности учащихся, смену видов деятельности, консультирование. |
|||||||||||||||||||
Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? |
Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. |
||||||||||||||||||||
Поставленные цели обучения весьма реалистичны,учащиеся уже изучали на качественном уровне данную тему в 8-м классе, в связи с чем не возникло проблем у учащихся в усвоении сравнительно нового материала, результатом чего явилось достижение поставленных ЦО. Дифференциация проведена правильно, каждому учащемуся был оказан индивидуальный подход (подмостки, кто в них нуждался). Временные этапы урока выдержаны, отступлений от плана урока не было. Все запланированные действия на уроке были выполнены. |
|||||||||||||||||||||
Общая оценкахорошо Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)? 1:Формулирование выводов по итогам изучения материала. 2:Активность на уроке, учащиеся охотно участвовали в диалоге по анализу проделанного опыта, а также математической записи напряженности эл.поля. Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)? 1: Дать подробную обратную связь по выполнению проверочной работы в начале урока. 2:Вместо взаимооценивания можно было учащимся разрешить походить по классу и сверить свои ответы с ответами не только соседа по парте, но и других учеников. Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках? Некоторые ученики требуют к себе повышенного внимания, быстро справляются заданиями, в связи с чем можно разработать задания для них с повышением уровня сложности. |
|||||||||||||||||||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.