4 класс. Русский язык. Конспект урока по теме: "Изменение глаголов по временам"
Оценка 5

4 класс. Русский язык. Конспект урока по теме: "Изменение глаголов по временам"

Оценка 5
docx
04.11.2021
4 класс. Русский язык. Конспект урока по теме: "Изменение глаголов по временам"
4 класс. Русский язык. Конспект урока по теме Изменение глаголов по временам.docx

 

Тема урока: «Изменение глаголов по временам»

Класс: 4

Тип урока: открытие новых знаний

Форма урока: урок - исследование

Цель урока: актуализировать знание о временных формах глагола

Задачи:

- повторить временные формы глагола;

- способствовать развитию умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять;

- воспитывать в учащихся познавательный интерес, коммуникативные навыки в процессе работы в группах.

Формируемые УУД.

Предметные:

- выделять глаголы среди других частей речи, определять морфологические признаки, изменять форму слова, выявлять различия по смыслу и по форме;

- сравнивать, классифицировать, преобразовывать слова по указанным признакам;

- наблюдать за особенностями значений, передаваемых разными формами;

- выявлять роль временных форм глаголов в речи; замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

- использовать формы глагола в своей речи, стремиться к повышению её точности и выразительности;

- выявлять слова, требующие уточнения лексического значения; пользоваться словарём для его выяснения;

- соблюдать литературные нормы в употреблении отдельных глаголов;

- применять весь комплекс орфографических умений, правильно писать слова с освоенными непроверяемыми орфограммами.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию;

- читать учебник и слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений;

- пользоваться для тех же целей словарями учебника и другими;

- понимать информацию, представленную в изобразительной форме переводить её в словесную;

- применять общий способ действия для решения конкретных практических задач;

- проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, конструирование; находить примеры указанных фактов языка в тексте; делать умозаключения, выводы, обобщения.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения;

- высказывать своё мнение, стремиться к пониманию других точек зрения;

- строить небольшие устные и письменные высказывания стараться выбирать средства языка с учётом конкретной речевой ситуации.

Регулятивные УУД:

- коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения;

- планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий;

- осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки;

- оценивать свои достижения, трудности, соотносить свою оценку с оценкой учителя, адекватно воспринимать её.

Личностные результаты:

- представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи;

- элементы коммуникативного мотива изучения предмета «Русский язык», осознанного отношения к качеству своей речи;

- элементы способности оценивать свои достижения и трудности.

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Организационный этап

 

Подравнялись, тихо встали,

Глазки на меня подняли!

Посмотрите, всё ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки.

Улыбнитесь, соберитесь

И тихонечко садитесь!

- Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. К нам пришли гости, чтобы посмотреть, как вы умеете работать. Я желаю всем удачи.

Помните: на уроке каждый должен быть внимательным, сообразительным, активным. Работаем быстро, отвечаем чётко,  пишем красиво.

 

Дети садятся

Личностные УУД:

нравственная этическая

ориентация,

эмоционально – положительный настрой на урок

Пальчиковая физминутка

- Подготовим руку к письму.

Пальчиковая гимнастика.

Правая - сжата в кулак, левая - пальцы растопырили.

Мы фонарики зажжем,

А потом гулять пойдем.

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают»

 

Дети выполняют

Личностные УУД:

формирование установки на здоровый образ жизни.

Минутка чистописания

- Сегодня урок русского языка я хочу начать с интересной загадки.

Слайд 2: На экране:

Оно и б__жит, оно и л__тит,

Оно и быстротечно, оно и бесконечно.

- Прочитайте.

- Обратите внимание на выделенные слова.

- Это слова какой части речи? (это глаголы)

- Какая орфограмма пропущена в этих глаголах? (проверяемая безударная гласная)

- Как ее проверить? (изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение).

- Подберите проверочное слово к словам. Слайд 3.

- Совершенно верно.

-Безударная гласная Ее буква в минутке чистописания.

- Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.

 

- Продолжаем работу.

Дети выполняют

 

Познавательные УУД: 

уметь ориентироваться в своей системе знаний

 

Актуализация знаний

 

- А кто догадался, о чем идет речь в этой загадке? (о времени). Слайд 4.

- А что такое время? (ответы ребят)

-Где мы можем уточнить значение этого слова? (в толковом словаре Ожегова)

Работа в  группах.

-Найдите определение слова ВРЕМЯ в толковом словаре  Ожегова.

- Прочитайте.

Читают: Время - это….._

 

Слайд 5.  

- Подумайте, где мы встречаемся с понятием время? (в быту, в математике)

- Может ли это понятие относиться к русскому языку?

- Каким образом? Попробуйте доказать на примере глагола бежать.

- Бежал, бегу, буду бежать

УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний

 

Регулятивные УУД:

поиск информации в предложенных источниках.

 

Самоопределение к деятельности

Вы назвали глаголы БЕЖАЛ, БЕГУ, БУДУ БЕЖАТЬ

- Попробуйте сформулировать тему урока?

Изменение глаголов по временам.

Слайд 6.

- Определите цель урока.

ЦЕЛЬ: - научиться …….(изменять глаголы по временам). Слайд 7.

 

 

 

Учитель: Для начала вспомним, что мы знаем о глаголе.

Фронтальная работа.

-Возьмите в руки цветной светофор. Слайд 8.

 

Я буду читать утверждения:

Знаю - если вы со мной согласны, поднимите зелёный цвет,

Ошибка - если в утверждении ошибка – красный,

Не знаю -  если не знаете – синий.

1.                     Глагол – это часть речи. (зелёный )

2.                     Глагол обозначает признак предмета. (красный)

3.                     Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? (зелёный)

4.                     В предложении глагол чаще всего бывает второстепенным членом предложения. (красный )

5.                     Глаголы изменяются по числам: в единственном числе глагол обозначает действие одного предмета, во множественном числе глагол обозначает действие двух или нескольких предметов. (зелёный )

6.                     Глаголы изменяются по временам и выделяют три времени, которые отличаются вопросами. (синий)

- В последнем утверждении у многих учеников я увидела светофор синего цвета? Именно на это утверждение нам предстоит на уроке найти ответ.

Слайд 9.

- Подведём итог, что же мы знаем о части речи - глагол. Составим Синквейн.

- Первая строка нашего Синквейна  - 1-но слово, существительное. Итак,  часть речи – ГЛАГОЛ.

- Вторая строка

- Третья строка

- Четвёртая строка

- Пятая строка

1.         Глагол.

2.         Сложный, трудный.

3.         Изменяется, обозначает, имеет.

4.         Глагол это часть речи.

5.         Действие.

 

 

Зарядка для глаз

 

 

Совместное «открытие» новых знаний. Поиск решения

 

Время надо беречь и мы на уроке будем работать дружно, помогая друг другу.

 

-Какое сейчас время года? (весна)

Прекрасное время. Природа просыпается. Солнышко все больше пригревает, птицы возвращаются. Писатели и поэты много произведений посвятили этому времени года.

-Давайте, поработаем исследователями.

Слайд 10.

-Сейчас мы проведем исследовательскую работу в парах.

На экране отрывок из стихотворения Алексея Плещеева «Весна».

Ваша задача на листочках по плану выполнить задания.

КАРТОЧКА

План:

1.      Прочитайте. Подчеркните глаголы двумя чертами.

2.      Запишите вопрос к глаголу.

3.      Определите, когда происходит действие.

- после момента речи (вчера)

- в момент речи (сейчас)

- до момента речи (завтра)

4.      Как называют это время? (на зеленой доске глаголы, слова, вопросы, время)

 

Уж тает снег, бегут ручьи,

Действие происходит _____________ .

Вопрос _______ .

Это время называют _________.

 

В окно повеяло весною…

Действие происходило _____________ .

Вопрос _______ .

Это время называют _________ .

 

Засвищут скоро соловьи,

Действие произойдет__________ .

Вопрос _______ .

Это время называют ________________

 

И лес оденется листвою.

Действие произойдет__________ Это время называют ________________

(А. Плещеев)

 

Проверяем:

- Свой вывод по первой строчке стихотворения сделает группа 1.

(один ученик объясняет – другой работает у доски. Выбирает карточки со словами (глаголы), вопрос к словам, который поставил и прикрепляет).

         Тает,        бегут

Что делает? Что делают?

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

 

- Свой вывод по второй строчке стихотворения сделает группа 2. (один объясняет – другой на доске выбирает слова и прикрепляет).

Повеяло

Что сделало?

ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ


- Свой вывод по третьей строчке стихотворения сделает группа 3. (один объясняет – другой на доске выбирает слова и прикрепляет).

Засвищут

Что сделают?

БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ


Слайд 11. ВЫВОД: - Рассмотрите таблицу, которая у нас получилась.

- Какие времена глаголов существуют?

- Как определить время глаголов? (по вопросу)

 

- А где мы можем уточнить, что мы правы? (в учебнике)

 

 

 

Работа с учебником

- Откроем учебники на стр. …. и прочитаем ВСЛУХ правило, которое вы должны выучить и знать.

- Как изменяются глаголы?

- Сколько временных форм?

- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? (что делает?)

- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? (что делала?)

- На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? (что сделает?) (что будет делать?)

Вывод: - Выполняя это задание, какую задачу мы выполнили? (повторили времена глаголов)

-Вот вам таблица – подсказка. ПРИКРЕПЛЯЮ ТАБЛИЦУ

 

Физминутка

ФИЗМИНУТКА

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка в присядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите

И писать, друзья, начните.

 

 

Закрепление изученного материала. Работа в тетрадях

 

 

Слайд 12.

- А сейчас я вам предлагаю выполнить задание в тетрадке, выбрав самостоятельно для себя  уровень сложности.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (по уровню сложности)

Уровень 1

Спиши. Определи время глагола в словосочетаниях

Льёт из крана, звенел над полями, споёт песню.

 

Уровень 2

Спиши. Найди в пословицах глаголы и определи время.

·         Злой плачет от зависти, добрый - от радости.

·         Далеко шел, а добра не нашел.

 

Уровень 3

Собери пословицы. Спиши. Определи время у глагола

Доброе дело

а зло пропадёт.

Добро не умрёт,

два века живет.

 

Слайд 13.- ПРОВЕРЯЕМ на слайде правильность выполнения задания.

- Поднимите руки, кто не сделал ни одной ошибки?

Вывод: - Чему научились, выполняя это задание? (научились правильно ставить вопрос к глаголам и определять время)

Коммуникативные УУД: выполнять правила работы в паре.

 

Закрепление изученного материала.

Продолжаем работу.

- А сейчас закройте глаза и послушайте пьесу Петра Ильича Чайковского. «Март»

- Подумайте, какое время года изобразил композитор?

 (СЛУШАЮТ)

- Какое время года изобразил композитор? (Весна)

- Почему вы так решили? Что вы услышали в музыке? (Пение птиц, звуки леса, бегущий ручей).

- Совершенно верно.

- Это музыкальное произведение называется. «Март». Первый весенний месяц.

Слайд 14. - Посмотрите на репродукцию Ивана Крюкова. Весенний пейзаж. Первые дни весны.

 

Весна. Яркое солнце. Проталинки. Веселые ручейки. Жучки и бабочки.

 

- «Оживите» картинку с помощью глаголов, поставив их в настоящее время.

РАЗДАЮ ЗАДАНИЕ

 - Проверим, что у вас получилось?

Слайд 15. Наступает весна. Светит яркое солнце. Появляются проталинки. Бегут веселые ручейки. Просыпаются жучки и бабочки.

Ребята, а что у нас получилось? Текст

- Как мы можем его озаглавить? Весна.

Вывод: - Слова какой части речи помогли нам «оживить» картину? (глаголы)

Дети зачитывают текст

с глаголами.

 

Текст.

Весна.

 

 

 

 

Пение птиц, звуки леса, бегущего ручья.

Весну.

Коммуникативные УУД: выполнять правила работы в паре.

 

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТЕСТ

- А сейчас нам для работы потребуются веера ЦИФР.

Слайд 16-18.

– Внимание на доску.

- Предлагаю вам тест по теме сегодняшнего урока «Изменение глаголов по временам».

- Я читаю вопрос, вы поднимаете цифру правильного ответа.

Тест на компьютере
1
. Укажите лишнее слово. 
1) сказуемое 
2) глагол 
3) обстоятельство 
2. В предложении глаголы бывают
 
1) подлежащим 
2) сказуемым 
3) дополнением 
3. Сколько временных форм имеют глаголы? 
1) 2 
2) 3 
3) 4 
4. Что показывают глаголы настоящего времени? 
1) действие произошло до момента речи; 
2) действие произошло после момента речи; 
3) действие происходит в момент речи. 
5. На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени? 
1) Что сделаю? Что буду делать? 
2) Что сделал? Что делал? 
3) Что делаю? Что делаешь? 
6. Укажите глагол будущего времени. 
1) спросит 
2) дарила 
3) купаешься 
7. Укажи предложение, в котором сказуемое выражено глаголом настоящего времени. 
1) Вспыхнул первый луч солнца. 
2) Над душистым цветком кружат золотые пчёлки. 
3) Скоро наступит долгожданная весна. 
8. Укажи глагол прошедшего времени. 
1) приехал 
2) моет 
3) укусит 

Вывод:- Многие из вас не сделали ни одной ошибки. Молодцы!

- Поднимите руки кому еще нужно поработать над темой: «Изменение глаголов по временам»

 

 

Рефлексия. Итог урока

- Наш урок подходит к концу.

- Вспомните о цели, которую вы поставили перед собой на уроке? (Узнать на какие вопросы отвечают глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени).

 

-Как, по-вашему, мнению, достигли вы ее? (да)

 

- Внимание на экран!

Слайд 19.

Продолжите предложения … Я

– знаю…

- запомнил …

- смог…

- научился …

Оцените себя по шкале достижений:

Поставьте крестик на самом верху кто: 

- понял тему урока и может рассказать другому.

- посерединке - кто понял, но выполнял с ошибками.

- в самом низу – кто ничего не понял, кому нужна помощь.

- Стало по-весеннему светло и тепло от проделанной работы. Всем большое спасибо.

 

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема урока: «Изменение глаголов по временам»

Тема урока: «Изменение глаголов по временам»

Ход урока Этапы урока

Ход урока Этапы урока

Найдите определение слова ВРЕМЯ в толковом словаре

Найдите определение слова ВРЕМЯ в толковом словаре

Подведём итог, что же мы знаем о части речи - глагол

Подведём итог, что же мы знаем о части речи - глагол

Действие произойдет__________

Действие произойдет__________

Вывод : - Выполняя это задание, какую задачу мы выполнили? (повторили времена глаголов) -Вот вам таблица – подсказка

Вывод : - Выполняя это задание, какую задачу мы выполнили? (повторили времена глаголов) -Вот вам таблица – подсказка

Почему вы так решили? Что вы услышали в музыке? (Пение птиц, звуки леса, бегущий ручей)

Почему вы так решили? Что вы услышали в музыке? (Пение птиц, звуки леса, бегущий ручей)

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТЕСТ - А сейчас нам для работы потребуются веера

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТЕСТ - А сейчас нам для работы потребуются веера
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2021