Тема урока: «Изменение глаголов по временам»
Класс: 4
Тип урока: открытие новых знаний
Форма урока: урок - исследование
Цель урока: актуализировать знание о временных формах глагола
Задачи:
- повторить временные формы глагола;
- способствовать развитию умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять;
- воспитывать в учащихся познавательный интерес, коммуникативные навыки в процессе работы в группах.
Формируемые УУД.
Предметные:
- выделять глаголы среди других частей речи, определять морфологические признаки, изменять форму слова, выявлять различия по смыслу и по форме;
- сравнивать, классифицировать, преобразовывать слова по указанным признакам;
- наблюдать за особенностями значений, передаваемых разными формами;
- выявлять роль временных форм глаголов в речи; замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
- использовать формы глагола в своей речи, стремиться к повышению её точности и выразительности;
- выявлять слова, требующие уточнения лексического значения; пользоваться словарём для его выяснения;
- соблюдать литературные нормы в употреблении отдельных глаголов;
- применять весь комплекс орфографических умений, правильно писать слова с освоенными непроверяемыми орфограммами.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию;
- читать учебник и слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений;
- пользоваться для тех же целей словарями учебника и другими;
- понимать информацию, представленную в изобразительной форме переводить её в словесную;
- применять общий способ действия для решения конкретных практических задач;
- проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, конструирование; находить примеры указанных фактов языка в тексте; делать умозаключения, выводы, обобщения.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения;
- высказывать своё мнение, стремиться к пониманию других точек зрения;
- строить небольшие устные и письменные высказывания стараться выбирать средства языка с учётом конкретной речевой ситуации.
Регулятивные УУД:
- коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения;
- планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий;
- осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки;
- оценивать свои достижения, трудности, соотносить свою оценку с оценкой учителя, адекватно воспринимать её.
Личностные результаты:
- представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи;
- элементы коммуникативного мотива изучения предмета «Русский язык», осознанного отношения к качеству своей речи;
- элементы способности оценивать свои достижения и трудности.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
УУД |
||||
Организационный этап
|
Подравнялись, тихо встали, Глазки на меня подняли! Посмотрите, всё ль в порядке: Книжки, ручки и тетрадки. Улыбнитесь, соберитесь И тихонечко садитесь! - Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. К нам пришли гости, чтобы посмотреть, как вы умеете работать. Я желаю всем удачи. Помните: на уроке каждый должен быть внимательным, сообразительным, активным. Работаем быстро, отвечаем чётко, пишем красиво.
|
Дети садятся |
Личностные УУД: нравственная этическая ориентация, эмоционально – положительный настрой на урок |
||||
Пальчиковая физминутка |
- Подготовим руку к письму. Пальчиковая гимнастика. Правая - сжата в кулак, левая - пальцы растопырили. Мы фонарики зажжем, А потом гулять пойдем. Вот фонарики сияют, Нам дорогу освещают»
|
Дети выполняют |
Личностные УУД: формирование установки на здоровый образ жизни. |
||||
Минутка чистописания |
- Сегодня урок русского языка я хочу начать с интересной загадки. Слайд 2: На экране: Оно и б__жит, оно и л__тит, Оно и быстротечно, оно и бесконечно. - Прочитайте. - Обратите внимание на выделенные слова. - Это слова какой части речи? (это глаголы) - Какая орфограмма пропущена в этих глаголах? (проверяемая безударная гласная) - Как ее проверить? (изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение). - Подберите проверочное слово к словам. Слайд 3. - Совершенно верно. -Безударная гласная Ее буква в минутке чистописания. - Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.
- Продолжаем работу. |
Дети выполняют
|
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний
|
||||
Актуализация знаний
|
- А кто догадался, о чем идет речь в этой загадке? (о времени). Слайд 4. - А что такое время? (ответы ребят) -Где мы можем уточнить значение этого слова? (в толковом словаре Ожегова) Работа в группах. -Найдите определение слова ВРЕМЯ в толковом словаре Ожегова. - Прочитайте. Читают: Время - это….._
Слайд 5. - Подумайте, где мы встречаемся с понятием время? (в быту, в математике) - Может ли это понятие относиться к русскому языку? - Каким образом? Попробуйте доказать на примере глагола бежать. - Бежал, бегу, буду бежать |
УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний
Регулятивные УУД: поиск информации в предложенных источниках.
|
|||||
Самоопределение к деятельности |
Вы назвали глаголы БЕЖАЛ, БЕГУ, БУДУ БЕЖАТЬ - Попробуйте сформулировать тему урока? Изменение глаголов по временам. Слайд 6. - Определите цель урока. ЦЕЛЬ: - научиться …….(изменять глаголы по временам). Слайд 7. |
|
|
||||
|
Учитель: Для начала вспомним, что мы знаем о глаголе. Фронтальная работа. -Возьмите в руки цветной светофор. Слайд 8.
Я буду читать утверждения: Знаю - если вы со мной согласны, поднимите зелёный цвет, Ошибка - если в утверждении ошибка – красный, Не знаю - если не знаете – синий. 1. Глагол – это часть речи. (зелёный ) 2. Глагол обозначает признак предмета. (красный) 3. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? (зелёный) 4. В предложении глагол чаще всего бывает второстепенным членом предложения. (красный ) 5. Глаголы изменяются по числам: в единственном числе глагол обозначает действие одного предмета, во множественном числе глагол обозначает действие двух или нескольких предметов. (зелёный ) 6. Глаголы изменяются по временам и выделяют три времени, которые отличаются вопросами. (синий) - В последнем утверждении у многих учеников я увидела светофор синего цвета? Именно на это утверждение нам предстоит на уроке найти ответ. Слайд 9. - Подведём итог, что же мы знаем о части речи - глагол. Составим Синквейн. - Первая строка нашего Синквейна - 1-но слово, существительное. Итак, часть речи – ГЛАГОЛ. - Вторая строка - Третья строка - Четвёртая строка - Пятая строка 1. Глагол. 2. Сложный, трудный. 3. Изменяется, обозначает, имеет. 4. Глагол это часть речи. 5. Действие. |
|
|
||||
Зарядка для глаз |
|
|
|||||
Совместное «открытие» новых знаний. Поиск решения
|
Время надо беречь и мы на уроке будем работать дружно, помогая друг другу.
-Какое сейчас время года? (весна) Прекрасное время. Природа просыпается. Солнышко все больше пригревает, птицы возвращаются. Писатели и поэты много произведений посвятили этому времени года. -Давайте, поработаем исследователями. Слайд 10. -Сейчас мы проведем исследовательскую работу в парах. На экране отрывок из стихотворения Алексея Плещеева «Весна». Ваша задача на листочках по плану выполнить задания. КАРТОЧКА План: 1. Прочитайте. Подчеркните глаголы двумя чертами. 2. Запишите вопрос к глаголу. 3. Определите, когда происходит действие. - после момента речи (вчера) - в момент речи (сейчас) - до момента речи (завтра) 4. Как называют это время? (на зеленой доске глаголы, слова, вопросы, время)
Уж тает снег, бегут ручьи, Действие происходит _____________ . Вопрос _______ . Это время называют _________.
В окно повеяло весною… Действие происходило _____________ . Вопрос _______ . Это время называют _________ .
Засвищут скоро соловьи, Действие произойдет__________ . Вопрос _______ . Это время называют ________________
И лес оденется листвою. Действие произойдет__________ Это время называют ________________ (А. Плещеев)
Проверяем: - Свой вывод по первой строчке стихотворения сделает группа 1. (один ученик объясняет – другой работает у доски. Выбирает карточки со словами (глаголы), вопрос к словам, который поставил и прикрепляет). Тает, бегут Что делает? Что делают? НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
- Свой вывод по второй строчке стихотворения сделает группа 2. (один объясняет – другой на доске выбирает слова и прикрепляет). Повеяло Что сделало? ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ
Засвищут Что сделают? БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ
- Какие времена глаголов существуют? - Как определить время глаголов? (по вопросу)
- А где мы можем уточнить, что мы правы? (в учебнике)
|
|
|
||||
Работа с учебником |
- Откроем учебники на стр. …. и прочитаем ВСЛУХ правило, которое вы должны выучить и знать. - Как изменяются глаголы? - Сколько временных форм? - На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? (что делает?) - На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? (что делала?) - На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? (что сделает?) (что будет делать?) Вывод: - Выполняя это задание, какую задачу мы выполнили? (повторили времена глаголов) -Вот вам таблица – подсказка. ПРИКРЕПЛЯЮ ТАБЛИЦУ |
|
|||||
Физминутка |
ФИЗМИНУТКА Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка в присядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Всё в порядок приведите И писать, друзья, начните. |
|
|
||||
Закрепление изученного материала. Работа в тетрадях
|
Слайд 12. - А сейчас я вам предлагаю выполнить задание в тетрадке, выбрав самостоятельно для себя уровень сложности.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (по уровню сложности) Уровень 1 Спиши. Определи время глагола в словосочетаниях Льёт из крана, звенел над полями, споёт песню.
Уровень 2 Спиши. Найди в пословицах глаголы и определи время. · Злой плачет от зависти, добрый - от радости. · Далеко шел, а добра не нашел.
Уровень 3 Собери пословицы. Спиши. Определи время у глагола
Слайд 13.- ПРОВЕРЯЕМ на слайде правильность выполнения задания. - Поднимите руки, кто не сделал ни одной ошибки? Вывод: - Чему научились, выполняя это задание? (научились правильно ставить вопрос к глаголам и определять время) |
Коммуникативные УУД: выполнять правила работы в паре.
|
|||||
Закрепление изученного материала. |
Продолжаем работу. - А сейчас закройте глаза и послушайте пьесу Петра Ильича Чайковского. «Март» - Подумайте, какое время года изобразил композитор? (СЛУШАЮТ) - Какое время года изобразил композитор? (Весна) - Почему вы так решили? Что вы услышали в музыке? (Пение птиц, звуки леса, бегущий ручей). - Совершенно верно. - Это музыкальное произведение называется. «Март». Первый весенний месяц. Слайд 14. - Посмотрите на репродукцию Ивана Крюкова. Весенний пейзаж. Первые дни весны.
Весна. Яркое солнце. Проталинки. Веселые ручейки. Жучки и бабочки.
- «Оживите» картинку с помощью глаголов, поставив их в настоящее время. РАЗДАЮ ЗАДАНИЕ - Проверим, что у вас получилось? Слайд 15. Наступает весна. Светит яркое солнце. Появляются проталинки. Бегут веселые ручейки. Просыпаются жучки и бабочки. - Ребята, а что у нас получилось? Текст - Как мы можем его озаглавить? Весна. Вывод: - Слова какой части речи помогли нам «оживить» картину? (глаголы) |
Дети зачитывают текст с глаголами.
Текст. Весна.
Пение птиц, звуки леса, бегущего ручья. Весну. |
Коммуникативные УУД: выполнять правила работы в паре.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
||||
КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТЕСТ |
- А сейчас нам для работы потребуются веера ЦИФР. Слайд 16-18. – Внимание на доску. - Предлагаю вам тест по теме сегодняшнего урока «Изменение глаголов по временам». - Я читаю вопрос, вы поднимаете цифру правильного ответа. Тест на компьютере Вывод:- Многие из вас не сделали ни одной ошибки. Молодцы! - Поднимите руки кому еще нужно поработать над темой: «Изменение глаголов по временам» |
|
|
||||
Рефлексия. Итог урока |
- Наш урок подходит к концу. - Вспомните о цели, которую вы поставили перед собой на уроке? (Узнать на какие вопросы отвечают глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени).
-Как, по-вашему, мнению, достигли вы ее? (да)
- Внимание на экран! Слайд 19. Продолжите предложения … Я – знаю… - запомнил … - смог… - научился … Оцените себя по шкале достижений: Поставьте крестик на самом верху кто: - понял тему урока и может рассказать другому. - посерединке - кто понял, но выполнял с ошибками. - в самом низу – кто ничего не понял, кому нужна помощь. - Стало по-весеннему светло и тепло от проделанной работы. Всем большое спасибо. |
|
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.