4 класс Тема. К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»2 класс Тема: М.М. Пришвин «Ребята и утята».Класс: 3 Тема урока: Картины русской природы в стихотворениях И. Бунина «Первый снег» и К. Бальмонта «Снежинка».
Оценка 5

4 класс Тема. К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»2 класс Тема: М.М. Пришвин «Ребята и утята».Класс: 3 Тема урока: Картины русской природы в стихотворениях И. Бунина «Первый снег» и К. Бальмонта «Снежинка».

Оценка 5
docx
25.03.2024
4 класс Тема. К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»2 класс Тема: М.М. Пришвин «Ребята и утята».Класс: 3 Тема урока:  Картины русской природы в стихотворениях И. Бунина «Первый снег» и К. Бальмонта «Снежинка».
конспект урока литературного чтения в малокомплектной школе в 2-4 классах
oтк.урок.лит.чт.docx

2 класс

Тема: М.М. Пришвин «Ребята и утята».

Цель урока:  познакомить с произведением М.М.Пришвина "Ребята и утята".

Планируемые результаты:

Предметные: формировать усвоение детьми понятия о доброте, любви к животным через рассказ М. Пришвина «Ребята и утята»,  обучить адекватному восприятию читаемого произведения, размышлять о характере и поступках героев, развивать литературные способности, отвечать на вопросы по содержанию словами текста, определять идею произведения путём выбора пословиц, характеристика персонажей, определение детьми собственного отношения к их поступкам.

Личностные: формирование умения высказывать  личное отношение к произведению, объясняя свою позицию; развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Регулятивные:- принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

 Познавательные:- Развивать представление о слове как средстве создания художественного образа, развивать умение устанавливать причинно – следственные связи   (умение давать характеристику героям с опорой на текст).

- Поиск необходимой информации с использованием учебника:

(развивать внимание к позиции автора и его отношению к героям произведения; формирование умения находить в тексте рассказа ответы на вопросы, помещенные в учебнике)

 Коммуникативные:- развитие умения работать в паре, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- строить понятные для партнеров высказывания;

- отвечать на вопросы, контролировать действия партнера.

Тип урока:  комбинированный

Наглядность и оборудование: карточки с пословицами, портрет писателя,  учебник, картинный план

Класс: 3

Тема урока:

Картины русской природы в стихотворениях И. Бунина «Первый снег» и К. Бальмонта «Снежинка».

Цели урока:

·        Формировать умение чувствовать красоту слова, навыки анализа языковых средств, умение эмоционально откликаться на произведение литературы.

·        Учить анализировать и сравнивать произведения литературы и живописи.

·        Учить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы:

библиографические сведения об авторах, работа над выразительными средствами стихотворений, рассматривание репродукции картины В. Поленова «Ранний снег», составление картинного плана, выразительное чтение стихотворений, рефлексия.

Термины и понятия: олицетворение, звукопись, аллитерация.

Оборудование:  Для учителя: интерактивная доска, портреты писателей.

Для учащихся: учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., 2013-2014

Планируемые результаты

Личностные:

·        Проявлять интерес к изучению темы, желание читать лирические произведения о русской природе.

Метапредметные:

Познавательные:

·        определять особенности лирического произведения и обосновывать своё мнение,

·        соотносить содержание стихотворения с сюжетом картины и обосновывать своё мнение,

·        определять средства художественной выразительности в поэтических текстах и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

·        выполнять учебное задание в соответствии с целью и с планом,

·        ориентироваться в разных способах выполнения задания.

 

Коммуникативные:

·        формулировать высказывания в рамках учебного диалога, используя термины,

·        учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога,

·        использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные:

Определять средства художественной выразительности в поэтических текстах и обосновывать своё мнение, оформлять суждение в форме вывода.

4 класс

Тема. К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Цели                                                                                 

Образовательные: продолжение работы над произведением К.Г.Паустовского; совершенствование умения работать с текстом; развитие навыка чтения; развивать художественный вкус, любовь и интерес к чтению и к классической музыке. формирование творческого воображения через умение представлять картины:

работать над содержанием произведения, используя различные приемы критического мышления;

развивать речь учащихся, умение работать в мини- группах, парах.

 Воспитывать: нравственные качества, творческие  способности учащихся, культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: формировать нравственно-этические ориентиры.

-Регулятивные УУД: планировать деятельность, принимать и выполнять поставленную учебную задачу;  развивать способность к контролю и самоконтролю при чтении. 

- Коммуникативные УУД: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения,  аргументировать высказывания;  формировать навыки сотрудничества при проведении игр «Радиотеатр»;

- Познавательные УУД: ориентироваться в тексте произведения; анализировать произведение с целью определения идеи.

Планируемый результат

Предметные:

Уметь:   определять тему и цель урока, текста; работать с иллюстрациями; создавать небольшой устный текст на заданную   тему.

Личностные: знать и придерживаться нравственно-этических ориентиров.

Метапредметные

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Межпредметные связи

литературное чтение, музыка, русский язык, география

Ресурсы:

- Учебник «Литературное чтение», 4 класс, часть 2. О.В.Кубасова

- Тетрадь к учебнику «Литературное чтение», 4 класс, О.В.Кубасова

 

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, мини-группах

 

Оборудование: учебник, карточки с заданием , пункты плана, портреты Э.Грига, К. Паустовского, книги писателя,  компьютер,

 

 

 

 

 

Ход занятия

 

Этапы занятия

2 класс

3 класс

4класс

Орг.момент   Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

 

I.                  Организационный момент и мотивация учебной деятельности.

-Добрый день, уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас у нас в гостях.

Ребята, поприветствуйте гостей своими улыбками и тихо присаживайтесь. Сегодня мы проводим открытый урок и все очень волнуемся. Давайте постараемся помогать друг другу.

 

Приём «яркого пятна»

- Кто по вашему мнению самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке?

(ответы детей)

- У меня в руках вот эта шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет назвать самого важного и нужного человека на нашем уроке. Ну а пока это секрет.

Раскроем его мы в конце урока.

 

-Чем бы вам хотелось заниматься на уроке? Составим поляну желаний (ребята называют желания). Сейчас ваши желания похожи на  похожи на нераспустившиеся бутоны цветов (слайд – поляна с бутонами ).  Вы хотите , чтобы они распустились?А сейчас это возможно? (Нет. Мы не  знаем тему урока)

 

 

. .Целеполагание и самостоятельное открытие нового знания

а)работа в группах по определению темы урока:

Учитель раздает обучающимся карточки .
-Поработайте в группах. Это поможет вам определить тему и цель урока.  Вспомним девиз работы в группе (ребята протягивают друг другу руки, образуют круг со словами «один за всех и все за одного»). Что это значит? (работаем дружно, уважаем мнение каждого) 
 

группа: отгадай загадку, найди ключевые слова, по которым определили, о ком идёт речь.

«Вдоль по речке, по водице                                                                                                                                                        Плывёт лодок вереница.                                                                                                                    Впереди корабль плывёт                                                                                        За собою всех ведёт» (утка с утятами)

группа: разгадай фамилие писателя

2.Задание : зачеркнуть английские буквы.

ПDрjиsшlzвrиvн  МRиhхfаddиrл   МZиrwхjаvйlлwwоsвvич

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Речевая разминка.сам

(Расставить ударение, разделить на слоги, прочитать хором, увеличивая темп чтения).

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела,

               Белой даже не была.

II. Целеполагание. Уч

.

Наша задача раскрыть три секрета писателя

скрытых в этом произведении.

- Глядя на портреты и предметы перед вами, назовите тему нашего урока.

(К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Сегодня мы продолжим работу над  произведением).

- Какой вопрос мы поставили перед собой перед началом работы с этим произведением?  (Что делает человека бессмертным?)

- Каковы были наши предположения? (подвиги, поступки…)

- Продолжим урок не совсем обычно… Загляните в конец произведения… Прочитайте последние 4 слова. («…чем должен жить человек..»)

- Так звучит главный вопрос нашего урока: «Чем должен жить человек?..»                                                                        

- Какой знак препинания стоит после этих слов?(Многоточие)

- Для чего автор поставил многоточие?( Что-то надо домыслить)

 В литературе это называется риторическим вопросом.

-Что это означает? Риторический вопрос не требует ответа, но заставляет задуматься.

- Кто попробует сформулировать цель урока? ( Задуматься над тем, чем должен жить человек. Найти ответ автора на вопрос в тексте. Выразить свое мнение по поставленному вопросу).

- И поможет нам в этом К.Д. Паустовский, если мы будем вдумчивыми читателями и активными собеседниками.

 

III. Актуализация опорных знаний.

 а) тема урока:

-Сформулируем тему  и цель урока (познакомимся с произведением М. Пришвина «Ребята и утята» из  раздела «О братьях наших меньших».

Цель: Мы будем  учиться  работать с новым текстом).

в)предугадывание содержания текста:                                                                                                           -А о чём пойдёт речь? Посмотрите на эту иллюстрацию (слайд)                                            -А почему автор назвал своё произведение «Ребята и утята»? На этот вопрос мы ответим в конце урока.

3.Знакомство с новым материалом .

а) знакомство с текстом:

-Внимательно слушаем, следим за чтением .( хорошо читающие ученики)

Подчеркиваем непонятные слова. Подумайте:

-Какими мыслями хотел поделиться автор? (рядом с нами живут  «наши меньшие братья», надо заботиться о них, защищай слабых, нельзя быть равнодушным  к чужой беде и т. д.)

 

-К какому жанру относится это произведение? Докажите. Откройте тетрадь на стр.43 и с помощью опорных слов докажите. (рассказ т. к. небольшое по объёму, тип речи - повествование, действие вокруг одного эпизода-утиная семья попала в беду)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Работа над материалом урока.

Какими мыслями хотел поделиться автор?

-К какому жанру относится это произведение? Докажите.

б)словарная работа:

-Возвращаемся к нашему рассказу.

-Что было непонятно? (используем интерактивную доску- записываем выделенные учащимися слова и выражения)

Работа в группах.

- Используя словари, учебники, интернет, дайте  объяснение словам и выражениям (работа в группах). Кто будет работать со словарями, с интернетом, с учебником –распределитесь. Приступили к работе. (по 2слова каждой группе)

(ответы уч-ся:с помощью черточек

версты за три. Верста:старая русская мера длины, чуть больше километра,

паровое поле- поле, оставленное на одно лето незасеянным для очищения от сорняков;                                                                                    

кузница-мастерская для ручной ковки металла;                                              вода спала- с наступлением лета уровень воды в водоёме уменьшился;                

 овсяное поле- поле, засеянное овсом;                                                           чирок-свистунок (слайд)(мелкая водоплавающая семейства утиных, встретить можно в любой точке России. Узкие крылья позволяют взлететь вертикально и сесть на любой площадке, что недоступно другим уткам).

в)работа с текстом:

-А  сколько картинок вы бы нарисовали и почему? (3картинки: 1-уточка ведёт утят к озеру; 2- ребята ловят утят, автор осуждает их поступок); 3- утиная семья снова в пути, ребята и автор провожают их) (слайд)

-Сейчас будем читать по цепочке 1-ую часть, определяя её границу. Если считаете, что часть закончилась-сигнал(красный кружок). Почему так думаете? (дальше говорится о том, что утиная семья попала в беду)

-Подготовьте по одному содержательному вопросу к этой части, используя карточку-помощницу с№2(на карточке слово, с которого строим вопрос) (примерные вопросы: Почему уточка устроила своё гнездо далеко от озера? Прочитай. Сколько времени раздумывала мама-утка о переводе утят в другое место? Как об этом сказал автор? Почему уточка шла позади утят? Как об этом сказано в тексте?

-Посмотрите на следующую картинку. Какое чувство испытываете? (переживаем за утят, жалко их маму). Что скажем об этой части? (эта часть главная)

-Эта часть эмоционально сильнее других. Мы прочитаем её по ролям.

-Как будем читать слова автора? (строго) А слова ребят? (испуганно) Кто желает ? (спрашиваем по желанию)(Читают 2-ю часть по ролям)

-Как оцените чтение ребят? Всё ли получилось?

-Подготовьте вопросы к этой части.                                                                          В группах готовят вопросы.(примерные вопросы: Как стали вести себя ребята, увидев ребят? Как автор говорит об этом? Как вела себя уточка, когда ловили утят? Прочитайте. Какой матерью была уточка? Докажите  словами из текста.)

-Для мамы нет ничего дороже детей. Это относится как к людям, так и к животным.

 

А 3-ю часть читаем про себя и думаем над вопросом. (примерные вопросы: Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили? Прочитайте.  Нужно ли было пожелание людей уточке? Как об этом говорит автор?  («думаете так-то легко попасть утятам в озеро».) Что значит снять перед кем – то шляпу?(знак уважения)Как автор относится к ребятам?(их нельзя назвать злыми и жестокими т.к. они это сделали неумышленно, автор даже называет их ласково «глупыши» . Как это характеризует автора? Докажите

-А в вашей жизни были похожие случаи? Как поступили вы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ι Физминутка!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V        Закрепление

-

Над чем же заставил вас задуматься автор?  (быть внимательными и заботливыми к тем, кто рядом  с нами)                                                                                 Это главная мысль произведения.

-Продолжаем работу. - Каким же человеком был сам писатель?

-Посмотрите на экран и прочитайте обращение М. Пришвина к вам ,ребята.(слайд- «Мои молодые друзья!  Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни…Рыбе - вода, птице- воздух, зверю-лес, степь, горы.  А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит, охранять Родину.»

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Подведение итогов

 

д)работа с пословицами:

-1-ая группа-найдите пословицы, которые будут завершением нашего урока (сборники пословиц и поговорок);

2-ая группа: карточка № 3 – выбери пословицу, которая подходит к теме нашего урока (на карточке 3 пословицы: «Где смелость, там и победа». «Умел ошибиться, умей и исправиться». «Поспешишь - людей насмешишь».) Докажи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка и выставление оценок.

- Теперь мы можем заглянуть внутрь шкатулки  и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке.(в шкатулке - зеркало. Каждый видит себя)

- Вы удивлены? Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы. Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным?

- Оцените свой вклад в наш урок. Оцените свою работу на уроке.

 

 

 

 

 

VII Рефлексия

-   Вспомните свои желания. Всё ли удалось вам?

-Распустились ли цветочки на полянке? Заполним поляны успеха.

Ребята, я предлагаю вам  высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного ряда на листочках:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

- А теперь я попрошу вас показать с помощью цвета

Розовый, если вам было всё понятно, вы с удовольствием работали на уроке

Зелёный, вам все понравилось, но вы испытывали небольшие затруднения

Голубой, если вам было скучно и неинтересно.

 

 

 

 

 

 

 

VIII. Домашнее задание

 

 

Готовиться к пересказу

 

 

 

 

 

 

 

III. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.

Почему так назвали раздел «Картины русской природы»?

Чтение наизусть стихотворений об осени. Комментарии детей. Выставление отметок.

¾   Прочитайте название стихотворения (Первый снег)

¾   Как вы думаете, о чём оно?

¾   Приходилось ли вам наблюдать, как падает первый снег?

Библиографические сведения об авторе: Иван Бунин (демонстрация портрета)

Иван Бунин родился в 1870 года в старинной дворянской семье в Воронеже, где прожил первые три года своей жизни. В дальнейшем семья переехала в имение Озёрки (Орловская губерния).

До 11 лет воспитывался дома, в 1881 поступил в Елецкую уездную гимназию, в 1885 возвратился домой и продолжил образование под руководством старшего брата Юлия. Много занимался самообразованием, увлекаясь чтением мировой и отечественной литературной классики. В 17-летнем возрасте начал писать стихи. В 1889 году переехал в Орёл и стал работать корректором в местной газете.

В лирике Бунин продолжал классические традиции (сборник «Листопад», 1901).

Бунину дважды (1903 год, 1909 год) присуждалась Пушкинская премия. 1 ноября 1909 года он был избран почётным академиком Санкт-Петербургской академии наук по разряду изящной словесности

Лауреат Нобелевской премии по литературе в 1933 году.

В 1920 году Бунин переехал во Францию. Где провёл оставшуюся часть своей жизни. Похоронен Иван Алексеевич  Бунин в Париже на Русском кладбище в 1953 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Работа над материалом урока.

Сами

В группе

Работа над стихотворением И. Бунина «Первый снег»:

1)    Чтение стихотворения Даня.

2)    Беседа по впечатлениям: ответы найти в тексте

- Какую погоду вы себе представили, слушая стихотворение?

(Сначала была буря, а потом выпал первый снег).

- Подберите слова, наиболее точно передающие чувства и настроения поэта.

(Грустное, задумчивое, печальное. А в то же время радость от того, что выпал первый снег).

3)    Словарная работа:

- Встретились ли вам непонятные слова? Какие?

( Ярким пурпуром - красным цветом)

- А ещё, какие слова незнакомы?

(Вереницею гусей - стаей гусей)

Расстановка логических ударений:

¾   А сейчас прочтём это стихотворение по строке «цепочкой», расставляя паузы и логическое ударение. Возьмите в руки карандаши.

¾    «Зимним холодом пахнуло» – подчеркну слово «холодом», т.к. на него падает логическое ударение. 

¾   «На поля и на леса». Подчеркну слова «поля, леса». В конце строки большая пауза.

¾    «Ярким пурпуром  зажглися» - подчеркну «пурпуром».

¾   «Пред закатом небеса» - большая пауза, подчеркну слово «небеса».

¾   «Ночью буря бушевала», - маленькая пауза, подчеркну слово «буря».

¾   «А с рассветом на село», - маленькая пауза, подчеркну слово  

  « село».

¾   «На поля, на сад пустынный»- маленькая пауза после запятой и подчеркну слова «поля», «сад».

¾   «Первым снегом понесло…» - большая пауза, подчеркну слово «первым».

¾   « И сегодня над широкой» - подчеркну слово «сегодня».

¾   «Белой скатертью полей» - подчеркну слово «белой».

¾    «Мы простились с запоздалой» - подчеркну слово «простились».

¾   «Вереницею гусей». – подчеркну слово «гусей».

4)    Работа над выразительным чтением:

¾   Чтение хором.

¾   Чтение по куплету.

 

5)    Работа над иллюстрацией. Ксюша

(рассматривание репродукции картины В. Поленова «Ранний снег»).

 

«Ра́нний снег» — картина русского художника Василия Поленова, написанная в 1891 году.

Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи.

Эскиз пейзажа был написан Поленовым в 1890 году в деревне Бёхово на Оке, когда в сентябре выпал ранний снег. Это было незадолго до переезда в соседнюю усадьбу «Борок», которая потом стала называться «Поленово».

Композиция картины была тщательно продумана художником. На переднем плане — ещё не сбросившие осеннюю листву деревья, за ними убегающая вдаль лента реки. На горизонте — серо-голубое, затянутое тучами небо, холодные дали бескрайних просторов. Точно и изящно проработаны детали листьев деревьев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V

 

Работа над стихотворением К. Бальмонта «Снежинка».

1)    Слова учителя:

¾   Стихотворение  «Снежинка» К. Бальмонт написал в 1903 году. В это время – Бальмонт кумир публики, он на гребне творческого успеха.

2)    Слушание записи стихотворения.

3)    Беседа по впечатлению:

¾   Какое настроение?

¾   Какие картины рисует поэт?

¾   Кто является главным героем стихотворения?

¾   Какой приём использует Бальмонт, создавая образ героини?

(олицетворение – изображение неживых предметов в виде живых)

4) Подготовка к чтению – словарная работа:

Проносится – двигается очень быстро стремительно.

Взметается – поднимается высоко к верху.

 Крутится бешено – вращаться вокруг себя очень быстро.

Веющим – веять, т. е. дуть, обдувать.

 Лелеющем – лелеять, заботливо ухаживать за кем-нибудь.

 Утешена – успокоить чем-нибудь радостным.

 Лазурную – цвет лазури, светло-синий

 Звезда кристальная – звезда в форме кристалла

5) Чтение стихотворения по цепочке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Подведение итогов

 Выяснение партитуры чувств:

¾   Какие чувства вызывают данные картины? (Радость, бодрое настроение; тревога, ожидание; легкая, светлая печаль.)

¾   Можно ли сравнить полет снежинки с жизнью человека?

(И в жизни человека радость сменяется печалью, печаль – радостью. Так и идет жизнь человека, и все надо с благодарностью принимать).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка и выставление оценок.

- Теперь мы можем заглянуть внутрь шкатулки  и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке.(в шкатулке - зеркало. Каждый видит себя)

- Вы удивлены? Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы. Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным?

- Оцените свой вклад в наш урок. Оцените свою работу на уроке.

 

 

 

VII Рефлексия

-   Вспомните свои желания. Всё ли удалось вам?

-Распустились ли цветочки на полянке? Заполним поляны успеха.

Ребята, я предлагаю вам  высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного ряда на листочках:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

- А теперь я попрошу вас показать с помощью цвета

Розовый, если вам было всё понятно, вы с удовольствием работали на уроке

Зелёный, вам все понравилось, но вы испытывали небольшие затруднения

Голубой, если вам было скучно и неинтересно.

 

 

 

 

 

 

VIII. Домашнее задание

 

Выразительно прочитать наиболее понравившееся стихотворение, обосновать свой выбор.

 

III. Проверка домашнего задания.  Актуализация опорных знаний.

- Проверим понимание уже прочитанных частей произведения, над которыми работали на прошлом уроке.

- Ребята, о каком замечательном человеке К.Г.Паустовский написал в своем рассказе?

(о композиторе Эдварде Григе)

- Почему я поставила между ними ?

- На прошлом уроке мы познакомились с биографией К.Г. Паустовского. Группа ребят сегодня вас познакомит с интересными фактами из жизни Эдварда Грига. Летом этого года ему отмечалось 175 лет со дня рождения.

(рассказ детей о Григе)

1. Родился Эдвард Григ в городе Бергене   15 июня 1843 года.  Впервые он сел за пианино в возрасте 4 лет. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена.

2. Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.

3. Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки,  картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.

4. День, 4 сентября 1907 г.,когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем. Ему было 64 года.

 

-  Между портретами этих людей я поставила знак вопроса. Можете ли вы теперь сказать, что общего и что различает творчество этих людей?

 (Писатель Константин Паустовский и композитор Эдвард Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства. «Волшебник и великий музыкант» так говорил К.Паустовский об Э.Григе. В самом обычном писатель раскрывает для нас чудесное и неповторимое, его произведения вызывают любовь ко всему прекрасному, что есть в жизни. Паустовский учит нас быть добрыми и душевно щедрыми.)

 

 

IV. Работа над материалом урока.

Анализ произведения.

1 часть. Путешествие по произведению по карточкам, найти ответ в тексте

- Рассказ начинается словами  «Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена» - так начинается повествование.

- Что делал в лесу композитор? Зачем он приходил сюда не однажды?

         (Гулял, любовался природой, черпал вдохновение в увиденной красоте). 

- Как выглядел осенний лес? Что описывается в этом отрывке? (Воздух, шелест листьев, шум прибоя, мох, эхо, осенние листья.)

Пересказ близкий к тексту с помощью опорных слов на доске и зрительный ряд.

- Какие приёмы использует автор, чтобы так поэтично, так образно и ярко описать красоту осеннего леса? В группе

 - Олицетворение: «эхо живет, ждет, швыряет», «…мох свешивается…, листья дрожат…» (Паустовский большой мастер олицетворений)

 - Сравнения: «листва сравнивается с медью и золотом, эхо с птицей пересмешником»

 - Эпитеты:  «весёлое эхо, грибной воздух, осенний наряд, кованные листья»

- Метафоры:

- Какое важное событие описано в первой части?

- Как озаглавили первую часть, чтобы было понятно о чем она? (Встреча Дагни и Грига в осеннем лесу?)

Игра «Радиотеатр»

- О чем разговаривают Дагни и Григ? Давайте найдем этот диалог и прочитаем его по ролям.

-Ребята из нашей театральной студии «Маски» отправляются в радиорубку готовиться. (Ева, Рома, Влад). Прослушаем отрывок из произведения К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками.»

(чтение отрывка по ролям под грамзапись «Звуки леса»)

А. Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки.

Г. Как тебя зовут, девочка?

Д. Дагни Педерсон.

А. Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения. Испугаться она не могла, потому что глаза у Грига смеялись.

Г. Вот беда! Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.

Д. У меня есть старая мамина кукла. Когда-то она закрывала глаза. Вот так!

А. Девочка медленно закрыла глаза. Когда она вновь их открыла, то Григ заметил, что зрачки у неё зеленоватые и в них поблёскивает огоньками листва.

Д. А теперь она спит с открытыми глазами. У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит.

Г. Слушай, Дагни, я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.

Д. Ой, как долго!

Г. Понимаешь, мне нужно её ещё сделать.

Д. А что это такое?

Г. Узнаешь потом.

Д. Разве за всю свою жизнь вы можете сделать всего пять или шесть игрушек?

Г. Да нет, это не так. Я сделаю её, может быть, за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых.

Д. Я не разобью. И не сломаю. Вот увидите! У дедушки есть игрушечная лодка из стекла. Я стираю с неё пыль и ни разу не отколола даже самого маленького кусочка.

Г. Ты ещё маленькая и многого не понимаешь. Учись терпению. А теперь давай корзину. Ты её едва тащишь. Я провожу тебя, и мы поговорим о чём-нибудь другом.

А. Дагни вздохнула и протянула Григу корзину. Она действительно была тяжёлая. В еловых шишках много смолы, и потому они весят гораздо больше сосновых. И вот среди деревьев показался дом лесника.

Г. Ну, теперь ты добежишь сама, Дагни Педерсен. В Норвегии много девочек с таким именем и фамилией, как у тебя. Как зовут твоего отца?

Д. Хагеруп. Разве вы не зайдёте к нам? У нас есть вышитая скатерть, рыжий кот и стеклянная лодка. Дедушка позволит вам взять её в руки.

Г. Спасибо. Сейчас мне некогда. Прощай, Дагни!

А. Григ пригладил волосы девочки и пошёл в сторону моря. Дагни, насупившись, смотрела ему вслед. Корзину она держала боком, из неё вываливались шишки.

Г. Я напишу музыку. На заглавном листе я прикажу напечатать: Дагни Педерсен – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится 18 лет.

-Я думаю, ребята заслужили аплодисменты. Давайте встанем и поблагодарим их.

(Все встают из-за парт и аплодируют юным артистам). Физминутка!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V

 

Характер героев. Сами

- Смогли вы по этому небольшому отрывку понять, каков же Григ по характеру? Подтвердите свои ответы рассуждениями.

Добрый - ищет подарок для незнакомой девочки; ребенок его не испугался. По тексту: «Испугаться она не могла, потому что глаза у него смеялись; помог (предложил сам) донести корзину.

Характер мягкий – вкрадчивый голос, застенчивый, терпеливый. «Она совсем запутала меня»,- и сказал так, как говорят взрослые, когда попадают в неловкое положение перед детьми

Общительный, простой – находит общий язык с простой девочкой (Дагни – дочь лесника, а он -  уже знаменитый композитор)

Наблюдательный – заметил цвет глаз Дагни и как в них поблескивали огоньки листвы.

 

- Какой предстала перед нами и перед композитором дочь лесника?

Она мала, но трудолюбива, тащит домой тяжёлую корзину с шишками.  Доверчива: сразу рассказала незнакомцу о доме, игрушках.

 Она мила, красива: у неё большие, как у куклы зелёные глаза, тихий от смущения голос.

Она чуткая: нежно думает о старом дедушке и сочувствует ему.

 А главное у неё доброе сердце, умеет думать и печалиться о других.

Гостеприимная – пригласила Грига в гости.

 

- Как вы думаете, почему Григ захотел сделать Дагни подарок?

(Она очаровала его. Гуляя по осеннему лесу, любуясь его красотой, Григ вдруг видит ее удивительные глаза, отражающие зеленую листву. Она сможет понять и оценить ту музыку, которую композитор  для нее напишет.)

 

— Как вы думаете, почему с таким вниманием и любовью Григ относится к девочке?

(В девочке он увидел свою дочь, представил, что это она. Смерть дочери была самым драматичным моментом в жизни Грига. Это, несомненно, знал Паустовский.)

-Почему композитор обещал девочке подарок только через несколько лет?

(Нужно было время, чтобы девочка выросла и смогла понять и оценить подарок.)

 (Григ задумал духовный подарок - музыку. Не всегда маленькие дети понимают музыку, поэтому композитор обещает её через 10 лет. Дагни тогда исполнится 18 лет)

 

VI. Подведение итогов   

Выполните тестовые задания по этому произведению, а буквы правильных, на ваш взгляд, ответов впишите в окошки с соответствующим номером.

Задания для I ученика

Впишите букву правильного ответа в клетку, соответствующую номеру вопроса. 

 

1

1. Как Григ объяснил Дагни, почему он сможет подарить ей свой подарок только через 10 лет?

Л) он делает подарки для взрослых;

А) он будет делать его 10 лет;

М) он поедет за ним в далекую страну;

2. Что Григ помог девочке донести до дома?

Е) корзину с грибами;       Г) ведро с водой;

Ю) корзину с шишками;

3. Почему Дагни не испугалась Грига?

К) она хорошо его знала;

Б) глаза у него смеялись;

С) у него был очень ласковый голос;

4. Как долго писал композитор музыку для Дагни?

А) больше года;                О) больше месяца;

                  З) десять лет;

5. Где проводил осень композитор Э. Григ?

Ю) на берегу Женевского озера;

В) в лесах около Бергена;

Щ) на окраине Стокгольма;

6. Кто слушал композитора, когда он сочинял музыку?

Ц) эльфы и гномы;

Ь) синицы, матросы, прачка, сверчок, снег, Золушка;

А) Солнце, Луна и звезды;

1

 

2

3

4

5

6

 

 

 

 

2

1. Что композитор убрал из своего дома?

Щ) ковры, портьеры и мягкую мебель

         Б) часы                         В) посуду

2. Какую музыку Дагни слушала впервые в жизни?

Е) симфоническую

Б) народную

В) весёлую

3. Что композитор оставил в своём доме?

Д) рояль            Б) диван

         В) письменный стол

4. Как долго писал композитор музыку для Дагни Педерсен?

             А) больше года

Р) больше месяца               В) 10 лет

5. Кто слушал композитора, когда он сочинял музыку?

О) синицы, матросы, прачка, сверчок, снег, Золушка

Б) воробьи, солдаты, кухарка, мышка, дождь,

В) эльфы и гномы

6. Зачем отец отправил Дагни к тетушке Магде?

С) посмотреть свет и повеселиться

Б) продолжить учебу

В) работать

7. Где жили тетушка Магда и дядюшка Нильс?

А) в комнатушке в подвале театра

Б) в комнатушке за сценой

Т) в комнатушке под крышей театра

8. Куда пошла девушка по настоянию тетушки Магды?

А) в исторический музей

Б) в оперу                Ь) на концерт

1

 

2

3

4

5

6

7

8

 

 

 

 

3 .

1. Как Григ объяснил Дагни, почему он сможет подарить ей свой подарок только через 10 лет?

Д) он делает подарки для взрослых;

А) он будет делать его 10 лет;

Л) он поедет за ним в далекую страну;

2. Что Григ помог девочке донести до дома?

П) корзину с грибами;

Г) ведро с водой;

О) корзину с шишками;

3. Почему Дагни не испугалась Грига?

З) она хорошо его знала;

Б) глаза у него смеялись;

С) у него был очень ласковый голос;

4. Как долго писал композитор музыку для Дагни?

А) больше года;

Р) больше месяца;

З) десять лет;

5. Где проводил осень композитор Э. Григ?

Ю) на берегу Женевского озера;

О) в лесах около Бергена;

Щ) на окраине Стокгольма;

6. Кто слушал композитора, когда он сочинял музыку?

Ц) эльфы и гномы;

Т) синицы, матросы, прачка, сверчок, снег, Золушка;

А) Солнце, Луна и звезды;

7. Где жили тетушка Магда и дядюшка Нильс?

К) в комнатушке в подвале театра;

Р) в комнатушке за сценой;

А) в комнатушке под крышей театра;

 

1

 

2

3

4

5

6

7

 

 

 (Если дети без ошибок выполнили тест, то у них должно получиться слово «любовь». Подобные тесты выполняют и учащиеся II, III рядов. При правильном выполнении у них должны получиться слова «щедрость» и «доброта»)

- Давайте проверим тесты и послушаем, какие слова у вас получились.

         (доброта, щедрость, духовность, любовь)

 - За что Дагни была благодарна Григу?

 (За то, что он не забыл ее. За щедрость, за то, что он открыл перед ней то прекрасное, чем должен жить человек.)

- Можно ли эти качества отнести к людям, о которых мы говорили на уроке?        

- Кто нашел ответ на вопрос урока: «Чем же должен жить человек?» (любовью)

- Жить любовью к чему? (к жизни, к людям, к природе, к работе, к искусству, к Родине)

- А теперь мы вернемся к вопросу, который мы задали перед началом работы с этим произведением и  в начале урока и попытаемся сделать вывод:

- Что же делает человека бессмертным? Чем же должен жить человек, каким он должен быть, чтобы оставить свой добрый след на земле?     

(Человек становится бессмертным в памяти людей. Бессмертным его делают его добрые, мужественные поступки. Может сделать его бессмертным музыка, картины, художественные произведения… Жизнь должна быть наполнена любовью и духовностью, нужно уметь видеть прекрасное и романтическое в самом обыденном, не скупиться на добрые дела и поступки, уметь дарить людям счастье и «сказку жизни».)

- Ребята, а как вы думаете, можно ли считать Эдварда Грига безвозвратно ушедшим от нас, ныне живущих, или он незримо присутствует в нашей жизни? (Ответы детей)

   - Нет, Григ не умер. Он живёт в своих бессмертных произведениях. Грига сделали вечным и после смерти его музыка, талант, любовь к людям, к жизни, желание дарить себя другим, свою душу отдавать людям. Музыку таких людей исполняют и после их смерти, о них снимают фильмы, пишут книги, как это сделал Константин Георгиевич Паустовский.
-  Каждый человек должен оставить свой добрый след на земле. Именно так прожили свою жизнь люди, которым мы посвятили урок.

Людей искусства благодарят аплодисментами. Давайте поблагодарим Паустовского за его прекрасный рассказ, Э.Грига - за чудесную музыку. Себя – за работу на уроке, а гостей – за внимание

У рассказа есть продолжение.. (читает продолжение). Сходите в библиотеку, возьмите и прочитайте его до конца. Постарайтесь ответить на вопрос:

Чем будет жить Дагни?

 

В рассказе Паустовского скрыто 3 секрета. Которые вам сейчас предстоит раскрыть.

 

Задание 1 группе

- Почему Паустовский назвал рассказ «Корзина с еловыми шишками» - Ведь почему-то К.Паустовский не назвал рассказ, например, «Дагни» или «Э.Григ» или «Музыка»! Значит, есть какой-то секрет в «корзине с еловыми шишками!?»

 

Э. Григ помог ей донести тяжёлую корзину с еловыми шишками. Почему автор несколько раз повторяет, что корзина тяжела?

 «Корзина с еловыми шишками» - это трудная Жизнь Дагни, это синоним безрадостного детства ребёнка!    -                                                                                                                                                      Это первый  секрет писателя

                                                          Задание 2 группе

 

- Как зовут отца девочки?                                       Хагеруп

 

И полное имя Э.Грига Эдвард Хагеруп Григ (жена его –кузина Нина Хагеруп)

На что был похож дом Грига?                                        На жилище дровосека

 

-Для чего Паустовский использует такой приём? Почему назвал отца девочки этим именем? 

                                                        (Чтобы показать родство душ и взглядов  главных героев.  )               

  Это второй  секрет писателя.

 

Задание 3 группе

Имя  Дагни в переводе со скандинавского языка означает «Новый день»!

– Слушай, жизнь, – тихо сказала  Дагни, – я люблю тебя.

«И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром».

Это уже другая, обновлённая, Дагни. Для неё начинается новая жизнь.

А вот и третий секрет К. Паустовского:

 

"Дарить людям "сказку жизни"- способность открывать прекрасное и романтичное в самом обыденном - вот основная задача человека на земле"      Э.Григ

 

-Так в чём же главная мысль рассказа?   Так чем же должен жить человек?   Дагни это поняла, а вы?   ( можно зачитать с.52)

 

 - Нужно жить и любить свою жизнь потому, что она                                                удивительна и                          прекрасна, что бы о ней ни говорили, но очень быстротечна и коротка. Нужно уметь отдавать, как великий композитор Григ отдал всё для людей: жизнь, работу, талант

 

Самооценка и выставление оценок.

- Теперь мы можем заглянуть внутрь шкатулки  и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке.(в шкатулке - зеркало. Каждый видит себя)

- Вы удивлены? Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы. Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным?

- Оцените свой вклад в наш урок. Оцените свою работу на уроке.

VII Рефлексия

-   Вспомните свои желания. Всё ли удалось вам?

-Распустились ли цветочки на полянке? Заполним поляны успеха.

Ребята, я предлагаю вам  высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного ряда на листочках:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

- А теперь я попрошу вас показать с помощью цвета

Розовый, если вам было всё понятно, вы с удовольствием работали на уроке

Зелёный, вам все понравилось, но вы испытывали небольшие затруднения

Голубой, если вам было скучно и неинтересно.

 

VIII. Домашнее задание

- Дома я предлагаю вам

Темы сочинений-рассуждений:

1. Чем же должен жить человек?

2. Трудно ли быть щедрым человеком?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Окружающий мир

Класс: 2
УМК: Школа России.

Тема: Какие бывают растения?

Тип урока по целеполаганию: Урок «открытия новых знаний» путём исследования.

Цель урока:

Образовательная:

- формировать представления о многообразии растений, умение группировать их (деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения);

- формировать знания о важности растений для всего живого на Земле, о бережном отношении к ним;

Развивающая:

- создать условия для развития внимательности, наблюдательности, умения сравнивать, обобщать и делать выводы;

- обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли; 

Воспитательная:

создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде;

- способствовать воспитанию коммуникативной культуры, умению работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.

 

Задачи урока:

1) образовательные: узнать на какие группы можно разделить растения

2) развивающие: уметь выделять и сравнивать признаки этих групп, делать выводы на основании рассуждений

3) воспитательные: учиться замечать и ценить красоту мира растений

Оборудование: учебник Окружающий мир 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2 ч., А.А.Плешаков, М. « Просвещение», 2015 ( Школа России), Рабочая тетрадь в 2ч., компьютер учителя, презентация «Какие бывают растения?», иллюстрации.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

II. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

- Ребята, вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке. Где в природе встречается вода?

- Какое значение имеет вода для животных, растений, человека?

- Почему загрязняется вода?

- Что каждый из вас может сделать, чтобы помочь охране воды?

- Кто придумал свою загадку про воду?

- Кто приготовил фоторассказ на тему « Красота воды»?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Наш друг Муравьишка подготовил для вас загадки, постарайтесь их отгадать. (Слайд 2,3)

Зелена, а не луг, бела, а не снег,

Кудрява, а без волос. ( Берёза)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Я кормлю свиней и белок -

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

Её всегда в лесу найдёшь -

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем. (Ель)

Не огонь, а жжётся. (Крапива)

Был цветочек золотой,

За неделю стал седой,

А денёчка через два

Облысела голова. (Одуванчик)

Красненькая матрёшка, беленькое сердечко. (Малина)

Две сестрицы зелены,

К осени одна краснеет.

Другая чернеет. (Чёрная и красная смородина)

- Как можно назвать одним словом: это всё … (растения).

- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? (о растениях)

- Прочитайте тему урока на с. 56 учебника. (Какие бывают растения?)

- Что вы уже знаете о растениях? У растений есть общие части: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена. (Слайд 4) Есть дикорастущие и декоративные растения. Деревья бывают хвойные и лиственные.)

- Что ещё хотели бы узнать? ( Ответы детей)

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

- Сегодня мы узнаем, на какие группы можно разделить растения. Научимся выделять и сравнивать признаки этих групп. Будем учиться замечать и ценить красоту мира растений.

- Прочитайте в учебнике, что об этом говорит Муравьишка.

ΙΙI. Совместное открытие знаний.

1.Чтобы решить все задачи, которые мы поставили перед собой, отправимся в путешествие:

Там деревьев много разных,
Трав, лишайников, кустов,
Птиц, зверей, грибов и ягод,
И, конечно – комаров.
Там всегда полно чудес –
Я люблю прогулки в …
(Лес)

- Когда вы были в лесу, какие растения там видели? (ответы детей)

2. Знакомство с разнообразием растений. (Какие растения растут в лесу?

- Наша задача – разделить все эти растения на группы и разобраться, чем каждая группа отличается от другой.

- Какие группы вы бы выделили? (Слайд 5. На какие группы можно разделить растения?)

- Чем деревья отличаются от остальных растений?

- У дерева в течение всей жизни имеется единственный ствол, растущий и в длину, и в толщину. Ствол покрыт корой, от которого отходят ветви.

- Чем ель отличается от остальных деревьев?

( У ели иголки вместо листьев.)

- На какие же 2 группы можно разделить все деревья? (Деревья бывают лиственные и хвойные.)

- Какие деревья мы называем лиственными, а какие хвойными? ( Лиственные - это деревья, у которых листья в виде пластинки, а у хвойных листья в виде иголочек.)

- Давайте подведем наш первый итог: первая группа растений – это деревья. Они могут быть лиственными и хвойными .

- А как мы назовем одним словом эти растения?: брусника, черника, орешник?

( Это кустарники. У них нет одного толстого ствола, а есть несколько тонких стволиков.)

- Чем кустарники отличаются от деревьев?

- Вторая группа растений – это кустарники. Они тоже могут быть лиственными и хвойными. Приведите примеры.

-Ребята, а что растёт под деревьями и кустарниками? (травы)

- Чем травянистые растения отличаются от кустарников и деревьев?

( У травянистых растений нет ствола. У трав - мягкие и сочные стебли.)

- Давайте представим лес в виде лестницы. Какие растения будут находиться на верхней ступеньке? (деревья)

- Какие растения располагаются ниже? (кустарники)

- И на нижней ступеньке поселим … (травы). Учёные называют такие ступеньки ярусами леса. (Ярусы леса)

3. Работа по учебнику.

-Давайте проверим себя по тексту учебника стр.56.

Учащиеся читают вслух текст.

Физкультминутка

Всем ребяткам быстро встать будем вместе отдыхать.

- Мы пойдём все в лес густой.

Это ель смотри, постой! (показываем дерево - тянемся вверх на носочках, руки поднимаем вверх)

Это дикая малина ( кустарник ниже - приседаем чуть , руки в стороны разводим)

Ну а это земляника ( относится к травам - садимся на корточки, наклоняем голову)

Снова видим мы сосну.

А теперь орешник.

Это белая берёзка

Ну а это вот морошка.

Тихо детям сесть на место, мы продолжим наш урок, выполним задания в срок!

Личностные результаты:

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



 

ΙV. Самостоятельное применение знаний.

Выполнение заданий в тетради.

- Откройте тетради и схематично нарисуйте дерево, кустарник, травянистое растение.

- Проверьте работу друг у друга.

Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой в парах.

2. Работа по учебнику.

- Рассмотрите рисунок на странице 57 учебника. Назовите деревья, кустарники и травы, которые вы видите.

Деревья: клен, сосна.

Кустарники: калина, орешник.

Травы: одуванчик, репейник.

- Назовите их основные отличия.

Слайд 6. – Ребята, у Вас на слайде группы растений, распределите растения по нужным группам.

3. Работа в тетради

А теперь в тетради приведите свои примеры растений. Обменяйтесь тетрадями и посмотрите, какие примеры привел сосед по парте.

Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой в парах.

Ребята, как нужно вести себя в природе?

Как человек может помочь природе?

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Регулятивные УУД:

1. Развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозирование

предстоящей работы (составление плана).

4. Осуществление познавательной и личностной рефлексии.

V. Домашнее задание.

Базовый уровень (для всех обучающихся):

Повышенный уровень (по желанию обучающихся): Придумать план для составления рассказа о растении. Составить рассказ о любом растении.

 

Регулятивные:

1.Составление плана выполнения учебной задачи.

2.Выполнение действий по задуманному плану.



 

VI. Итог урока.

 

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

– Что нового узнали?

– Где пригодятся знания?


 

Тема: М.М. Пришвин «Ребята и утята»

Тема: М.М. Пришвин «Ребята и утята»

Тема урока: Картины русской природы в стихотворениях

Тема урока: Картины русской природы в стихотворениях

Регулятивные: · выполнять учебное задание в соответствии с целью и с планом, · ориентироваться в разных способах выполнения задания

Регулятивные: · выполнять учебное задание в соответствии с целью и с планом, · ориентироваться в разных способах выполнения задания

Личностные УУД: ф ормировать нравственно-этические ориентиры

Личностные УУД: ф ормировать нравственно-этические ориентиры

Ход занятия Этапы занятия 2 класс 3 класс 4класс

Ход занятия Этапы занятия 2 класс 3 класс 4класс

Целеполагание и самостоятельное открытие нового знания а)работа в группах по определению темы урока:

Целеполагание и самостоятельное открытие нового знания а)работа в группах по определению темы урока:

Речевая разминка.сам (Расставить ударение, разделить на слоги, прочитать хором, увеличивая темп чтения)

Речевая разминка.сам (Расставить ударение, разделить на слоги, прочитать хором, увеличивая темп чтения)

Речевая разминка.сам (Расставить ударение, разделить на слоги, прочитать хором, увеличивая темп чтения)

Речевая разминка.сам (Расставить ударение, разделить на слоги, прочитать хором, увеличивая темп чтения)

Знакомство с новым материалом

Знакомство с новым материалом

IV . Работа над материалом урока

IV . Работа над материалом урока

IV . Работа над материалом урока

IV . Работа над материалом урока

России. Узкие крылья позволяют взлететь вертикально и сесть на любой площадке, что недоступно другим уткам)

России. Узкие крылья позволяют взлететь вертикально и сесть на любой площадке, что недоступно другим уткам)

Что скажем об этой части? (эта часть главная) -Эта часть эмоционально сильнее других

Что скажем об этой части? (эта часть главная) -Эта часть эмоционально сильнее других

Как это характеризует автора? Докажите -А в вашей жизни были похожие случаи?

Как это характеризует автора? Докажите -А в вашей жизни были похожие случаи?

Физминутка!

Физминутка!

V Закрепление - Над чем же заставил вас задуматься автор? (быть внимательными и заботливыми к тем, кто рядом с нами)

V Закрепление - Над чем же заставил вас задуматься автор? (быть внимательными и заботливыми к тем, кто рядом с нами)

VI . Подведение итогов д)работа с пословицами : -1-ая группа-найдите пословицы, которые будут завершением нашего урока (сборники пословиц и поговорок); 2-ая группа: карточка № 3…

VI . Подведение итогов д)работа с пословицами : -1-ая группа-найдите пословицы, которые будут завершением нашего урока (сборники пословиц и поговорок); 2-ая группа: карточка № 3…

VI . Подведение итогов д)работа с пословицами : -1-ая группа-найдите пословицы, которые будут завершением нашего урока (сборники пословиц и поговорок); 2-ая группа: карточка № 3…

VI . Подведение итогов д)работа с пословицами : -1-ая группа-найдите пословицы, которые будут завершением нашего урока (сборники пословиц и поговорок); 2-ая группа: карточка № 3…

Самооценка и выставление оценок

Самооценка и выставление оценок

Самооценка и выставление оценок

Самооценка и выставление оценок

Самооценка и выставление оценок

Самооценка и выставление оценок

Самооценка и выставление оценок

Самооценка и выставление оценок

Самооценка и выставление оценок

Самооценка и выставление оценок

Самооценка и выставление оценок

Самооценка и выставление оценок

Самооценка и выставление оценок

Самооценка и выставление оценок

Самооценка и выставление оценок

Самооценка и выставление оценок

Теперь мы можем заглянуть внутрь шкатулки и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке

Теперь мы можем заглянуть внутрь шкатулки и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке

Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… -

Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… -

III . Актуализация опорных знаний

III . Актуализация опорных знаний

Окружающий мир Класс: 2 УМК:

Окружающий мир Класс: 2 УМК:

Этапы урока Ход урока Формирование

Этапы урока Ход урока Формирование

Её всегда в лесу найдёшь - Пойдём гулять и встретим:

Её всегда в лесу найдёшь - Пойдём гулять и встретим:

I. Совместное открытие знаний

I. Совместное открытие знаний

Чем травянистые растения отличаются от кустарников и деревьев? (

Чем травянистые растения отличаются от кустарников и деревьев? (

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Удалось тебе выполнить задание? –

Удалось тебе выполнить задание? –

Кто с ней справлялся легко? –

Кто с ней справлялся легко? –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2024