Конспект по развитию речи с применением метода сказкотерапии по теме «Сказка, которая лечит душу»
Цель исследования: развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста через применение сказкотерапии.
Программа: «От рождения до школы.» Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Издание пятое, испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 336 с.
Возрастная группа: средний возраст
Тема: сказка, которая лечит душу
Цель: развитие связной речи у детей посредством сказкотерапии
Задачи:
Обучающие:
- учить выходить из состояния злости;
- формировать умение регулировать свое поведение
Развивающие:
- развивать умения чувствовать и понимать другого;
- развивать связную речь;
- развитие активного внимания, связной речи дошкольников через умение выразить свое мнение, умение выслушать содержание сказки;
- развивать память, внимание, логику
Воспитательные:
- воспитывать чувство дружбы, коммуникабельность
Задачи по речевому развитию детей:
- развитие количественного и качественного словаря детей;
- развитие умения точно обозначать предметы словом, владение новыми понятиями по темам, умение выделять существенные признаки предметов и проводить обобщение по ним;
- расширение словарного запаса детей;
- закрепление в активном словаре детей слов, характеризующих героев сказки;
- развитие умения отвечать на вопросы по содержанию сказок;
- развитие умения составлять рассказ по сюжетным картинкам;
- развитие монологической речи через умение выразить свое мнение по содержанию сказки;
- развитие грамматически правильной речи.
Образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие
Оборудование и дидактический материал: предметные рисунки, пиктограммы «злость», «радость».
Этап занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанников |
Вводная часть |
Мотивационный этап - Здравствуйте, дети. Сегодня мы с вами будем слушать необычную сказку. А какую, вы узнаете чуть позже. Сейчас я попрошу вас рассказать мне о том, какое у вас настроение? Что вас беспокоит? Что радует? - Мне было очень интересно послушать ваши ответы. А сейчас вы хотите послушать сказку? - Тогда начинаем
|
- Здравствуйте.
Дети отвечают на вопросы воспитателя
-Да! |
Основной этап |
Содержательный (деятельностный) этап 1. Сказка «Спасибо, но мне это не нужно» Как хорошо всем жилось в родном лесу, пока там не появилась большая зеленая Жаба. Она выбрала себе место под большими листьями лопуха у тропинки. По ней каждое утро зверьки бежали к пруду умываться. И вот тебе беда! Вылезет из-под лопуха это зеленое бородавчатое чудовище и смотрит яростно на каждого кто бежит по тропинке. А иногда просто посмотрит дурным глазом или вдруг что-то обидное квакнет - и хорошего настроения как не бывало. Вчера Зайку обидела: - Что, еще бегаешь? Ну, добегаешься, пока волк тебя не съест! Или к Белочке цепляется: - Что, рыжая, мечтаешь стать птичкой? Летаешь тут среди деревьев! Вот свалишься когда-нибудь на медведя, он очень обрадуется такому завтраку! Всем досталось от новой соседки. - Чего же ты, Жаба, такая злая? Ну, все у тебя плохие, одна ты хорошая, да? - спросила Лисичка. - Ква, ква, ква! - Сказала Лягушка, это означало: «да, да, да». Жизнь в лесу стала не такой, как прежде. Хоть под деревьями был такой же приятный холодок. Солнышко так же светило над лесом. Но зверьки уже не так радовались своему замечательному лесному дому. Стал бояться Зайчик, уже не так ловко прыгала по деревьям Белочка. А как же иначе? Всем известно, что когда у тебя плохое настроение, то все получается хуже, чем обычно. Только Ежик еще не встречался с лягушкой, потому бегал к пруду по другой дорожке. Видимо, поэтому он и был, как всегда, в хорошем настроении. Вот собрались зверьки за раскидистой елью, чтобы посоветоваться. Пришел и Ежик. Вопрос был один: как выгнать Лягушку из родного леса? -Дети, как вы думаете, что решили зверьки сделать с Жабой? Давайте слушать сказку дальше. И здесь Ежик спрашивает у Зайки: - А помнишь, что ты ответил Белочке, когда она угостила тебя орешками? - Да, я сказал ей: «Спасибо, но мне это не нужно, я не ем орешков». - То есть, ты отказался от них, поэтому в таких случаях нужно говорить: «Спасибо, но мне это не нужно». Правда, если Лягушка хочет поделиться с вами своей злостью, она вам не нужна? - Нет, нет, - откликнулись зверьки. - Да, плохие чувства вам не нужны. Но, если вы страдаете, обижаетесь, то это означает, что Жаба заставила вас принять ее, так сказать, «подарок». Что делать? Не принимать таких подарков! Так и сказать (или подумать): «Спасибо, но мне это не нужно». А наиболее воспитанные зверьки можете еще и поздороваться с ней: «Доброе утро, Жаба! Как дела?». Вот увидите, что произойдет потом. -Дети, по вашему мнению, как разворачивались события дальше? Проверим, будет ли так, как вы говорите. Зверьки так и сделали. С тех пор Лягушку как подменили! Сначала она не понимала, что происходит: ее злость ничего не меняла в хорошем настроении жителей леса. Мало того: при встрече они были приветливы, улыбались, спрашивали о ее здоровье или просто говорили: «Доброе утро, Жаба, какой замечательный сегодня день!» Теперь и Лягушка научилась улыбаться. Оказалось, что совсем она не страшная, а даже симпатичная: у нее красивые умные глаза и немного забавная широкая улыбка. Теперь, глядя на нее, просто нельзя было не улыбнуться в ответ. С тех пор Жаба присоединялась к дружной компании лесных друзей, когда они спешили к пруду. И правда: лучше делиться улыбками, чем образами!
|
Дети внимательно слушают сказку
Дети отвечают на вопрос
Дети отвечают на вопрос развернуто, предлагая свои идеи
|
Заключительный этап |
- Дети, вы большие молодцы! Очень хорошо и внимательно слушали сказку. А теперь ответьте на мои вопросы: - Кого боялись звери в лесу? (Лягушку.) - Какой была Лягушка? (Злой, она оскорбляла зверушек.) - А какими были Зайчик, Белочка, Лисичка, Ежик? - Что решили звери на своем совещании? - Какими словами посоветовал Ежик отвечать на злобу Лягушки? («Спасибо, но мне это не нужно!») - Изменилась ли Лягушка? Какой она стала теперь? - Какой вывод мы можем с вами сделать? (Лучше делиться улыбками, чем образами.) Упражнение «Я сержусь, когда ...» - Продолжите предложение «Я сержусь, когда ...» -А как выглядит наше лицо, когда мы злимся? (Злой взгляд, нахмуренные брови, искривленный рот.) -А когда улыбаемся? Рассматривание иллюстрации «Злость» - Рассмотрите рисунок. Кто на нем изображен? (Злой мальчик.) -Что делает мальчик? (Прогоняет маленькую собачку, хочет ее ударить палкой.) -Почему он такой злой? -Как можно остановить мальчика? Что бы вы ему сказали? Игра «Конструктор настроения» -А теперь давайте с вами поиграем с необычным конструктором. Перед вами лежит рисунок мальчика, но на его лице нет глаз и рта. Я вам предлагаю самостоятельно составить этот конструктор, подобрать мальчику глаза и рот, а потом рассказать, какое у него получилось настроение. -На выражение лица злое или радостное приятнее смотреть? Почему? - Таким образом, мы снова можем сделать вывод, что лучше делиться улыбками. -Давайте с вами придумаем, что делать, чтобы избавиться злости? Когда вы начинаете сердиться: - спойте веселую песенку; - послушайте тихую музыку; - нарисуйте свое настроение; - поиграйте с мягким мячиком или другой игрушкой; - расскажите о своей злости близкому человеку; - полистайте интересную книгу; - поиграйте в игру «Разрывание бумаги»; - побегайте, попрыгайте. - Молодцы! Дети а о чем мы с вами сегодня говорили? Что полезное узнали на сегодняшнем занятии? Вам понравилось занятие? - А сейчас давайте встанет в круг и подарим друг другу свои улыбки, чтобы быть веселыми и радостными целый день!
|
Дети развернуто отвечают на вопросы воспитателя
Выполняют упражнение «Я сержусь, когда…»
Дети рассматривают пиктограммы, сравнивают их.
Дети составляют сначала злое, а потом радостное выражение лица.
Отвечают на вопросы развернуто
Дети встают в круг и дарят друг другу свои улыбки
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.