Методические рекомендации к проведению урока.
Тема урока: Целые числа. Рациональные числа.
Цель обучения: 6.1.1.8 усвоить понятие рационального числа;
6.1.2.9 изображать рациональные числа на координатной прямой;
6.1.2.11 изображать подмножества рациональных чисел с помощью кругов Эйлера-Венна.
Организационный этап, очень кратковременный, определяет весь психологический настрой урока. Психологический настрой проводится для создания благоприятной рабочей обстановки в классе, чтобы дети поняли, что им рады, их ждали. Приветливые, доброжелательные слова учителя, спокойная, уверенная манера являются условием выполнения задач данного этапа.
Приветствие. Попросите учащихся повернуться друг к другу, посмотреть друг-другу в глаза, улыбнуться и пожелать друг-другу хорошего рабочего настроения на уроке. Также учителю рекомендуется пожелать учащимся работать дружно, открыть что-то новое.
Проверка домашнего задания. Организуйте в виде игры, так как динамичное начало урока служит успешной организации всего урока. Деление учеников по парам: на обрезках бумаги написаны натуральные, целые и рациональные числа. Через сопоставление этих чисел, ученики делятся по парам. Каждая пара делает взаимопроверку тетрадей по готовым ответам, и оценивает комментарием.
Определяется цель урока: Задавая вопросы ученикам, определяю тему урока и цели урока.
1. Какие числа называются противоположными? 2. Какое число противоположное положительному числу? Приведите пример. 3. Какое число противоположное отрицательному числу? Приведите пример. 4. Какие числа принадлежат множеству целых чисел? 5. Какие числа принадлежат множеству рациональных чисел? 6. Что такое подмножество? 7. Как можно показать, что целые числа являются подмножеством рациональных чисел? |
8. Как вы думаете какова тема сегоднешнего урока? Каковы цели?
Тема урока: Целые числа. Рациональные числа.
Цели урока: усвоить понятие рационального числа;
изображать рациональные числа на координатной прямой; изображать подмножества рациональных чисел с помощью кругов Эйлера-Венна.
Актуализация знаний.
Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности к включению в учебный процесс.
Задания для повторения. Действия с рациональными числами.
Давайте проверим.
· Сумма
двух рациональных чисел всегда рациональное число: .
· Разность
двух рациональных чисел всегда рациональное число: .
· Произведение
двух рациональных чисел всегда рациональное число: .
· Частное
двух рациональных чисел – рациональное число, за исключением деления
на ноль: .
Задания для разминки. Приложение 1.
Раздайте учащимся задания. После организуйте самопроверку по готовым ответам согласно следующим критериям:
Учащийся
- умеет складывать рациональные числа;
- умеет записывать числа в виде обыкновенной дроби;
- знает правила сложения рациональных чисел;
- определяет координату точки М;
- определяет точку по координату;
- знает расположение точек на координатной прямой;
- определяет какая из точек находится дальше от нуля;
- строит координатную прямую;
- отмечает точки на координатной прямой по координатам;
- находит все целые числа;
- определяет количества целых чисел.
Ответы к заданиям для разминки:
Задание 1. Координата точки M (-12).
Задание 2. Точка Р имеет координату 0,5.
Задание 3. Точка A(−8) находится дальше от нуля.
Задание
4. Учителю рекомендуется нарисовать на доске координатную прямую и вызывать
учащихся для изображения заданных точек А(2); В(6,2); С(0); D(-2,2); E;
F
на ней.
Задание 5. 9 целых чисел, т.е.: -3; -2; -1; 0; 1; 2; 3; 4; 5.
Изучение новой темы. Рекомендуется освещать новую тему с помощью ярких слайдов для визуализации, приводить примеры из повседневной жизни, чтобы ассоцируя с чем-то легче было запомнить новые понятия, их определения. Также использовать мозговой штурм задавая наводящие вопросы. Например:
Теперь мы узнали, что такое дроби, научились с ними работать.
Дробь , например, не является целым
числом. Значит, нужно описать новое множество чисел, куда будут входить
все дроби, и этому множеству нужно название, четкое определение и обозначение.
Начнем с названия. Латинское слово ratio переводится на русский язык как отношение, дробь. Название нового множества «рациональные числа» и происходит от этого слова. То есть «рациональные числа» можно перевести как «дробные числа».
Разберемся,
из каких чисел состоит это множество. Можно предположить, что оно состоит
из всех дробей. Например, таких – . Но
такое определение было бы не совсем корректным. Дробь – это не само
число, а форма записи числа. В примере, представленном ниже, две разные
дроби обозначают одно и то же число:
Тогда точнее будет сказать, что рациональные числа – это те числа, которые можно представить в виде дроби. И это в самом деле уже почти то самое определение, которое и используют в математике.
Обозначили
это множество буквой . А
как связаны множества натуральных и целых чисел с новым множеством рациональных
чисел? Натуральное число
можно
записать в виде дроби, причем бесконечным числом способов
. А
раз его можно представить в виде дроби, то оно тоже является рациональным.
С отрицательными
целыми числами аналогичная ситуация. Любое целое отрицательное
число можно представить в виде дроби . А
можно ли число ноль представить в виде дроби? Конечно, можно, тоже бесконечным
числом способов
.
Таким образом, все натуральные и все целые числа тоже являются рациональными числами. Множества натуральных и целых чисел являются подмножествами множества рациональных чисел
().
Поделим на
.
Среди целых чисел нет такого, чтобы записать ответ:
.
Но с помощью дробного числа мы почти всегда можем записать результат деления одного целого числа на другое. Почему почти? Вспомним, что, по определению, делить на ноль нельзя.
Таким образом, множество рациональных чисел (которое возникает при введении дробей) претендует на роль множества, замкнутого относительно всех четырех арифметических операций.
То есть множество рациональных чисел замкнуто относительно сложения, вычитания, умножения и деления, исключая деление на ноль. В этом смысле можно говорить, что множество рациональных чисел устроено «лучше», чем предшествующие множества натуральных и целых чисел. Означает ли это, что рациональные числа – последнее числовое множество, которое мы изучаем? Нет. Впоследствии у нас появятся другие числа, которые нельзя записать в виде дробей, например иррациональных.
· Координатной прямой называют прямую, на которой заданы положительное направление, начало отсчета (точка О) и единичный отрезок.
· Каждой точке на координатной прямой соответствует некоторое число, которое называют координатой этой точки. Например, А(5). Читают: точка А с координатой пять. В(-3). Читают: точка В с координатой минус три.
Демонстрация примеров (слайды 8-9).
Пример 1. Изобразить на координатной прямой точки А(-4,5), В(-2), С(2,5) и D (6).
Начертим координатную прямую, за единичный отрезок возьмем 1 клетку. От начала отсчета отложим четыре с половиной клетки влево и поставим точку А. Точка С будет находиться справа от нуля на расстоянии двух с половиной клеток. Точку В отметим на 2 клетки левее точки О, а точку D на 6 клеток правее точки О.
Пример 2. Изобразить на координатной прямой числа: 5; -4; -1; 3; -6; 7. Сравнить с помощью координатной прямой: а) 0 и 5; б) -1 и 7; в) -6 и -4; г) 5 и -6; д) 0 и -6; е) -4 и 3. Сделать выводы.
Выбрав единичный отрезок равным 1 клетке, отметим числа -6, -4 и -1 слева от нуля, а числа 3, 5 и 7 справа от нуля. Меньшее число располагается левее на координатной прямой, а большее — правее.
а) 0<5; б) -1<7; в) -6<-4; г) 5>-6; д) 0>-6; е) -4<3.
Нуль больше любого отрицательного числа, но меньше любого положительного числа. Любое отрицательное число меньше любого положительного числа.
На презентации повторить множества натуральных чисел, целых чисел и рациональных чисел.
Если все элементы множества В принадлежат множеству А, то множество В называется подмножеством множества А.
Значит, множества
натуральных чисел является подмножеством множества
целых чисел: N
Z. Множество целых чисел
бесконечно. Множества целых
чисел и положительные и отрицательные дробные числа образуют множество рациональных чисел. Множество рациональных чисел обозначается буквой Q. Термин рационал переводе с латинского "ratio" означает "отношение", "дробь".То что множество натуральных (N) является подмножеством целых чисел (Z), а множество целых чисел является подмножеством рациональных чисел (Q) показано кругами Эйлера-Венны, N⊂Z⊂Q.
Леонард Эйлер (1707-1783)-швейцарский математик.
Для проверки знаний провести легкий устный опрос:
№1. Назовите множества:
1) множество чисел, которые используются при счете предмета;
2) множество точек на плоскости равноудаленных от точки О;
3) множества фигур состоящих из двух лучей исходящих из одной точки;
4) множество углов равные 90°.
Задания для закрепления. Рекомендуется для закрепления раздать карточки и провести парную работу. Парная работа дает возможность сэкономить время и обсуждения темы, что способствует более глубокому пониманию новых понятий (Приложение 2). Затем по готовым ответам в слайдах 15-18 провести самооценивание пар по следующим критериям:
Учащийся
- умеет складывать/вычитать/умножать/делить рациональные числа;
- умеет записывать числа в виде обыкновенной дроби;
- знает правила сложения рациональных чисел;
Ответы:
Задание 1. ;
Мы выполняли сложение рациональных чисел и получили, что сумма рациональных чисел тоже число рациональное.
Задание 2. ;
Мы выполняли вычитание рациональных чисел и получили, что разность рациональных чисел тоже число рациональное.
Задание 3. ;
Мы выполняли умножение рациональных чисел и получили, что произведение рациональных чисел тоже число рациональное.
Задание
4.
;
Мы выполняли деление рациональных чисел и получили, что частное рациональных чисел тоже число рациональное.
После выполнения заданий для закрепления поработать с примером, чтобы научить учащихся переводить периодическую дробь в обыкновенную.
Пример. Переводите периодическую дробь 0,(4) в обыкновенную.
Решение: Рассмотрим сначала дробь, у которой период состоит из одной цифры и нет предпериода. Обозначим это число буквой А. Метод заключается в том, чтобы получить еще одно число с таким же периодом:
Это
можно сделать, умножив исходное число на . Итак,
число
имеет такой
же период. Вычтем из
само
число
:
Для закрепления следует провести самостоятельную работу (Приложение 3).
Учащийся
- умеет записывать числа в виде обыкновенной дроби;
- умеет переводить периодическую дробь в обыновенную;
Ответы:
Задание 1.
Задание 2.
Физкультминутка. Гимнастика для глаз: рисуем «глазами».
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг,
А потом еще кружочек,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень, очень
Развеселый чудачок. (Дети рисуют в воздухе «глазами» геометрические фигуры.)
Закрепление. Парная работа (Приложение 4):
Перед выполнением задания, ученики:
а) определяют ход решения задач;
б) совметстно составляют критерий оценивания;
в) пары выходят к доске, решают задачу и объясняют. Остальные учащиеся сравнивают со своими задачами и оценивают по критериям оценивания. (при необходимости, учитель дает обратную связь)
Критерий оценивания |
Дескриптор |
Изображение множества рациональных чисел кругами Эйлера-Венна. |
Знает понятие о подножества |
Умеет изображать множества рациональных чисел кругами Эйлера-Венна. |
Ответы:
Задание 1. Используя изображение кругами Эйлера-Венна, покажите что множества
натуральных чисел являются подмножеством целых чисел.
![]() |
Задание 2. Множество членов всех семьи аула- А. Множество детей, которые учатся в школе, всех семьи аула- В. Изобразите множества А и В кругами Эйлера- Венны.
![]() |
Задание 3. Какие из
этих множеств А
В
; С
и D
является подмножеством множества F
? Изобразите кругами Эйлера-Венны.
![]() |
![]() |
||
Задание 4. Напишите элементы множества D, которое является объединением данных множеств А и В. Изобразите эти множества кругами Эйлера-Венны, соответственно расположите их элементы.
1)
А; В
;
D={15, 19. 45, 71, 7, 16, 13}
2)
А; В
D={a, b, d, 1, 3, 28, 49, 51}
Задание 5.
Из чисел
6; -3,5; 8 -9; -2
; 0; 1; -100; 99 составьте:
1) N-множество натуральных чисел; {6, 1, 99}
2) Z- множество целых чисел; {6, -9, 0, 1, -100, 99}
3)
Q-множество рациональных чисел. {6; -3,5; 8 -9; -2
; 0; 1; -100}
Задание 6. (дополнительная задача)
На книжной полке расположены сборник рассказов, сборник песен, сборник сказок и краеведение-всего 26 книг. Сборник рассказов и сборник песен -23 книг. Сборник песен, сборник сказок и краеведение - 17 книг. Сборник рассказов и сборник сказок - 13 книг. Сколько сборников сказок на книжной полке?
Итог урока. Рефлексия.
Учитель повторяет критерий урока:
· Какая была цель урока?
· Достиг ли мы этой цели?
Рефлексия.
· Что я знал?
· Чему научился?
· Что было не понятным?
· Над чем еще нужно поработать?
Домашнее задание. Приложение 5.
Ссылки:
1. Алдамуратова Т.А., Байшоланов Т.С., Байшоланов Е.С. Математика.6 класс. В двух частях. Часть1.
2. https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2013/05/14/ratsionalnye-chislaseriya-urokov
3. https://www.youtube.com/watch?v=aepErrrSzSY
4. https://interneturok.ru/matematika/6-klass/umnozhenie-i-delenie-polozhitelnyh-i-otricatelnyh-chisel/ratsionalnye-chisla
5. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.