4.Практические работы -решение задач 8 класс

  • docx
  • 25.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 4.Практические работы -решение задач 8 класс.docx

Практическая работа 1

Решение задач «Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела

или выделяемого им при охлаждении»

Уровень

Задания

Дескрипторы

 

А

Вариант 1

Определите массу нагретой воды от температуры 20°С до кипения, если переданное количество теплоты было равно 1,68 МДж. Удельная теплоемкость воды 4200

Вариант 2

Определите, на сколько охладилась кирпичная печь массой 0,4 т, отдав окружающей среде количество теплоты, равное 8,8 МДж. Удельная теплоемкость кирпича 880

Учащийся

1. записывает данные и вопрос задачи;

2.переводит единицы измерения в СИ;

3.использует формулу расчета количества теплоты для определения неизвестной величины;

4.алгебраически выражает формулу расчета неизвестной величины;

5.правильно выполняет вычисления;

6.записывает ответ задачи.

 

В

Вариант 1

Стальная деталь объемом 30 дм3

При обработке на токарном станке нагрелась на 20°С. Определите изменение внутренней энергии детали. Примите плотность стали равной 7,8 , удельную теплоемкость 500.

Вариант 2

Определите количество теплоты, выделившееся при охлаждении воды температурой 70°С и объемом 300 мл до температуры 20°С. Плотность воды 1000, удельная теплоемкость 4200.

Учащийся

1. записывает данные и вопрос задачи;

2.переводит единицы измерения в СИ;

3.использует формулу расчета количества теплоты для определения неизвестной величины;

4.использует формулу связи массы тела с его объемом;

5. алгебраически выражает формулу расчета неизвестной величины;;

6.правильно выполняет вычисления;

7.использует стандартную запись чисел;

8.записывает ответ задачи с использованием кратной приставки мега-.

 

С

Вариант 1

На сколько изменилась внутренняя энергия медного паяльника длиной 15 см и диаметром 8 мм при его нагревании  от 20°С до 420°С? Плотность меди 8,9 , удельную теплоемкость 380.

Вариант 2

Перед горячей штамповкой латунную болванку длиной 20см, шириной 10 см и толщиной 5 см нагрели от 20°С до 720°С. Какое количество теплоты выделит эта болванка в окружающую среду при охлаждении. Плотность латуни 8,7 , удельную теплоемкость 380.

 

Учащийся

1. записывает данные и вопрос задачи;

2.переводит единицы измерения в СИ;

3.использует формулу расчета теплоты для определения неизвестной величины;

4.Использует формулу связи массы тела с его объемом;

5.определяет объем тела по его размерам;

6. алгебраически выражает формулу расчета неизвестной величины;;

7.правильно выполняет вычисления;

8.исаользует стандартную запись чисел;

9.записывает ответ задачи с использованием кратной приставки кило-.

 

 

Решение задач

 

Оценивание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Баллы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

итого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Баллы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

итого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Баллы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

итого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Баллы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

итого

 

 

 

Практическая работа 2

Оценка эффективности сгорания разного топлива

 

1.Рассмотрите таблицу удельной теплоты сгорания различных видов топлива.

Вид топлива

Единица

измерения

расхода топлива,

кг (л, м3)

Удельная теплота сгорания топлива,

Эквивалент - природный газ,

м3

Дизельное топливо

1 л

43,12

1,288

Мазут

1 л

40,61

1,213

Керосин

1 л

43,5

1,3

Нефть

1 л

44

1,313

Бензин

1 л

44

1,313

Природный газ

1 м3

33,5

-

Газ сжиженный

1 кг

45,2

1,35

Водород

1 м3

120

3,588

Уголь каменный

1 кг

27

0,806

Уголь бурый

1 кг

12,98

0,388

Уголь антрацит

1 кг

28,05

0,838

Уголь древесный

1 кг

27,26

0,814

Торф

1 кг

12,1

0,363

Торф в брикетах

1 кг

17,58

0,525

Торф крошка

1 кг

10,84

0,324

Свежесрубленная древесина

1 кг

8,12

0,243

Высушенная древесина

1 кг

14,24

0,425

Щепки

1 кг

10,93

0,326

Опилки

1 кг

8,37

0,25

Бумага

1 кг

16,62

0,496

Солома

1 кг

15,7

0,469

 

2.Ответьте на вопросы:

1.В каких единицах измеряют расход топлива:

A. кг.

B.     л.

C.     м3.

D.    кг и м3.

E.     кг, л и м3.

2. Удельная теплота сгорания топлива показывает:

A.    количество сгоревшего топлива;

B.     количество теплоты, выделившееся при сгорании 1 кг топлива;

C.     количество теплоты, выделившееся при сгорании топлива.

 

3. Используя данные таблицы, назовите 5 видов топлива в порядке убывания удельной теплоты сгорания значений, начиная с самого максимального.

 

4. Используя данные таблицы, назовите 5 видов топлива в порядке увеличения удельной теплоты сгорания значений, начиная с самого минимального.

 

5. Природный газ, как эквивалент показывает:

A.    в мире все виды топлива заменят природным газом;

B.     все единицы измерения расхода топлива должны быть в м3;

C.     количество теплоты, которое выделяется при сгорании 1 кг (л, м3) топлива равно количеству теплоты  при сгорании объема природного газа, указанного в таблице.

 

6. Эффективность  водорода  как топлива больше, чем дизельного топлива в (с точностью до сотых):

A.    ≈2,79

B.     ≈2,78

C.     ≈2,77

7. Постройте диаграмму зависимости удельной теплоты сгорания от вида угля.

 

Оценивание  работы  по количеству верных ответов (по кодам ответов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа 3

Решение задач «Плавление или кристаллизация твердых тел»

Уровень

Задания

Дескрипторы

А

Вариант 1

Сколько энергии необходимо для расплавления и литья свинцового изделия массой 180 г при температуре 327°С?   Удельная теплота плавления свинца 25  

Вариант 2

Какое количество теплоты выделяется при отвердевании отливки ливневой решетки из серого чугуна массой 17 кг. Удельная теплота плавления серого чугуна  100

Учащийся

1. записывает данные и вопрос задачи;

2.переводит единицы измерения в СИ;

3.использует формулу расчета количества теплоты при плавлении и кристаллизации вещества при температуре плавления;

4.правильно выполняет вычисления;

5.записывает ответ задачи в стандартном виде:

6. Записывает ответ задачи с использованием кратной приставки «кило».

В

Вариант 1

Определите изменение внутренней энергии расплавленного железного лома  массой 4  т, загруженного в печь при температуре 24°С.  Удельнаятеплоемкость железа 460  удельная теплота плавления 270  ,температура плавления 1539°С.

Вариант 2

Определите количество теплоты, выделившееся при охлаждении 5 л воды температурой 70°С до температуры 0°С и полном отвердевании. Плотность воды 1000, удельная теплоемкость 4200, удельная теплота плавления 340 .

Учащийся

1. записывает данные и вопрос задачи;

2.переводит единицы измерения в СИ;

3.использует формулу расчета количества теплоты при нагревании ;

4. использует формулу расчета количества теплоты при плавлении и кристаллизации вещества при температуре плавления;

5. алгебраически выражает формулу расчета неизвестной величины;

6.правильно выполняет вычисления;

7.использует стандартную запись чисел;

8.записывает ответ задачи с использованием кратной приставки «мега».

С

Вариант 1

Какое количество теплоты потрачено в полярных условиях на приготовление питьевой воды с температурой 20 °С  из льда массой 10 кг при температуре  -40°С. Удельная теплоемкость льда 2100, дельная теплоемкость воды 4200, удельная теплота плавления льда 340 .

Вариант 2

В железной коробке массой 200г был расплавлен оловянный припой массой 50 г и нагрет до температуры  252°С . Какое количество теплоты выделится при охлаждении припоя до температуры 22°С. Удельная теплоемкость железа 460, твердого олова 230, жидкого олова 255, удельная теплота плавления олова 59. Температура плавления олова 232°С .

Учащийся

1. записывает данные и вопрос задачи;

2.переводит единицы измерения в СИ;

3.использует формулу расчета количества теплоты при нагревании  в твердой фазе вещества;

4. использует формулу расчета количества теплоты при нагревании  в жидкой фазе вещества;

5. использует формулу расчета количества теплоты при плавлении и кристаллизации вещества при температуре плавления;

6. алгебраически выражает формулу расчета неизвестной величины;

7.правильно выполняет вычисления;

8.использует стандартную запись чисел;

9.записывает ответ задачи с использованием кратной приставки «кило».

 

Практическая работа4

Решение задач «Кипение, удельная теплота парообразования»

 

Уро

вень

Задания

Дескрипторы

А

Вариант 1

Определите массу воды, превратившейся в пар при 100°С . Энергия, переданная нагревателем воде, равна 5,75МДж. Удельная теплота парообразования воды 2,3∙103 .

Вариант 2

Какое количество теплоты выделится при конденсации паров эфира массой 20 мг при температуре 35°С  . Удельная теплота парообразования эфира 0,4∙106 .

Учащийся

1. записывает данные и вопрос задачи;

2.переводит единицы измерения в СИ;

3.использует формулу расчета количества теплоты при кипении и конденсации;

4. алгебраически выражает формулу расчета неизвестной величины (1 вариант);

5.правильно выполняет вычисления;

6. записывает ответ задачи с использованием дольной приставки.

В

Вариант 1

Из чайника объемом 3 л выкипела вода объемом  0,3 л с начальной температурой 25°С. Сколько энергии было затрачено на закипание воды, сколько потрачено излишне? Плотность воды 1 удельная теплота парообразования 2,3∙103 , удельная теплоемкость 4200.

Вариант 2

Какое количество теплоты выделилось при конденсации пара и  охлаждения 10 л воды до 20°С. Плотность воды 1, удельная теплоемкость 4200, удельная теплота парообразования 2,3∙103.

Учащийся

1. записывает данные и вопрос задачи;

2.переводит единицы измерения в СИ;

3.использует формулу расчета количества теплоты при нагревании ;

4. использует формулу расчета количества теплоты при кипении и конденсации вещества;

5.использует формулу связи массы вещества с его объемом;

6. алгебраически выражает формулу расчета неизвестной величины;

7.правильно выполняет вычисления;

8.использует стандартную запись чисел;

9.записывает ответ задачи с использованием кратной приставки «кило».

С

Вариант 1

Сколько березовых дров  необходимо для получения пара из воды объемом 2 дм3 при температуре 20 °С. Плотность воды 1, удельная теплоемкость 4200, удельная теплота парообразования 2,3∙103, удельная теплота сгорания сухих дров 13

Вариант 2

Во сколько раз количество теплоты, выделенное при конденсации 3 кг водяного пара и охлаждения до 20 °С меньше, чем количество теплоты, выделенное при сгорании 2 м3 березовых дров ? Плотность дров 0,8 , удельная теплота сгорания 13 . Удельная теплоемкость воды 4200, удельная теплота парообразования 2,3∙103.

Учащийся

1. записывает данные и вопрос задачи;

2.переводит единицы измерения в СИ;

3.использует формулу расчета количества теплоты при нагревании (охлаждении)  в жидкой фазе вещества;

4. использует формулу связи массы вещества с его объемом;

5. использует формулу расчета количества теплоты при кипении и конденсации;

6.использует формулу расчета количества теплоты при сгорании топлива;

7.использует закон сохранения энергии;

8. алгебраически выражает формулу расчета неизвестной величины;

9.правильно выполняет вычисления;

10.использует стандартную запись чисел;

11.записывает ответ задачи

Практическая работа 5

Решение задач «Первый закон термодинамики, работа газа и пара»

Уровень

Задания

Дескрипторы

А

Вариант 1

Определите изменение внутренней энергии  газа, объем которого увеличился на 0,3 дм3 при давлении 2МПа при передаче ему 400 Дж энергии.

 

Вариант 2

Какое количество теплоты было передано газу, объем которого увеличился на 4∙10-3 м3 при давлении в 3 атм. Внутренняя энергия газа при этом не изменилась.

 

Учащийся

 

1. записывает данные и вопрос задачи;

2.переводит единицы измерения в СИ;

3.использует формулу расчета работы газа при постоянном давлении;

4.использует первый закон термодинамики;

5.алгебраически выражает формулу расчета неизвестной величины;

6.правильно выполняет вычисления;

7.записывает ответ задачи.

 

В

Вариант 1

Определите, под каким давлением объем газа увеличился с 1 л до 2 л. Известно, что на увеличение внутренней энергии газа потрачена 1/3 часть переданного количества теплоты от нагревателя, равного 600 Дж.

 

Вариант 2

На сколько изменился объем газа при совершении им работы под давлением 1,2∙106 Па. Количество теплоты, переданное газу от нагревателя 800 Дж, известно, что 25% энергии было затрачено на увеличние внутренней энергии газа.

 

Учащийся

 

1. записывает данные и вопрос задачи;

2.переводит единицы измерения в СИ;

3. использует первый закон термодинамики;

4. использует формулу расчета работы газа при постоянном давлении;

5. алгебраически выражает формулу расчета неизвестной величины;

6.определчет долю от заданного числа;

7.правильно выполняет вычисления;

8.записывает ответ задачи, используя стандартную запись чисел.

 

 

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 1

Определите начальный объем газа, совершившего работу после передачи нагревателем количества теплоты, равного 1 кДж. Объем газа под давлением 250 кПа увеличился вдвое, при этом внутренняя энергия газа возросла на 200 Дж.

 

Вариант 2

Каким стал объем газа, совершившего при расширении работу. Известно, что газу передано 0,8 кДж энергии, внутренняя энергия газа уменьшилась на 100 Дж. Работа совершена при постоянном давлении, равном 0,6 МПа. Начальный объем газа был 4 дм3.

Учащийся

 

1. записывает данные и вопрос задачи;

2.переводит единицы измерения в СИ;

3. использует первый закон термодинамики;

4. использует формулу расчета работы газа при постоянном давлении;

5. определяет начальное или конечное значение объема газа при известном изменении объема;

6.алгебраически выражает формулу расчета неизвестной величины;

7.правильно выполняет вычисления;

8.использует стандартную запись чисел в расчетах;

9.записывает ответ задачи с использованием кратной приставки «деци»

 

 

Практическая работа 6

Решение задач «Коэффициент полезного действия теплового двигателя»

 

Уровень

Задания

Дескрипторы

А

Вариант 1

Температура нагревателя идеальной тепловой машины 182°С. КПД машины 40%. Определите температуру холодильника. Ответ выразите в градусах по шкале Цельсия.

 

Вариант 2

Максимальная температура газа в двигателе внутреннего сгорания 727°С , максимальная температура пара в паровой машине 327°С. Во сколько раз максимально возможный КПД двигателя больше максимально возможного КПД паровой машины, если температуры отработанного газа и пра одинаковые и равны 127°С?

 

Учащийся

1. записывает данные и вопрос задачи;

2.переводит единицы измерения в СИ;

3.использует формулу расчета КПД идеальной машины;

4.алгебраически выражает формулу расчета неизвестной величины;

5.правильно выполняет вычисления;

6.записывает ответ задачи.

 

В

Вариант 1

Двигатель работает на дизельном топливе, удельная теплота сгорания которого 4,2∙107 Дж/кг.Определите массу топлива, расходуемого двигателем при совершении работы 2,1∙108 Дж, если КПД двигателя 25%.

 

Вариант 2

Тепловоз в течение 1 часа производит работу 8 ГДж. За это время он расходует 800 кг дизельного топлива, удельная теплота сгорания которого  4∙107 Дж/кг.Определите КПД двигателя.

 

Учащийся

1. записывает данные и вопрос задачи;

2.переводит единицы измерения в СИ;

3. использует формулу расчета КПД двигателя;

4. использует формулу расчета количества теплоты, выделившегося при сгорании топлива;

5. алгебраически выражает формулу расчета неизвестной величины;

6.правильно выполняет вычисления;

7.выполняет работу с единицами измерений;

8.записывает ответ задачи.

 

 

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 1

Идеальный тепловой двигатель имеет нагреватель с температурой 627°С. Определите температуру холодильника, если известно, что из каждой тысячи джоулей теплоты, отданной нагревателем, 0,4 кДж получает холодильник. Ответ представьте в градусах по шкале Цельсия.

 

Вариант 2

В идеальном тепловом двигателе абсолютная температура нагревателя 1200К, абсолютная температура холодильника в 3 раза меньше. Газ за цикл получает от нагревателя 57 кДж теплоты. Определите работу, совершенную газом за цикл.

 

 

 

Учащийся

1. записывает данные и вопрос задачи;

2.переводит единицы измерения в СИ;

3. использует формулу расчета КПД тепловой машины;

4. использует формулу расчета максимального значения КПД;

5. алгебраически выражает формулу расчета неизвестной величины;

6.правильно выполняет вычисления;

7. выполняет работу с единицами измерений;

8.записывает ответ задачи

 

 

Практическая работа 7

Решение задач «Закон сохранения электрического заряда, закон Кулона»

Уровень

Задания

Дескрипторы

 

 

А

Вариант 1

Два одинаковых металлических шарика , заряды которых равны -9 нКл и 3 нКл привели в соприкосновение и вновь раздвинули на прежнее расстояние 0,1 м. Определите силы взаимодействия зарядов до и после соприкосновния, во сколько раз и как изменились силы взаимодействия зарядов.

Вариант 2

Два одинаковых металлических шарика , заряды которых равны 8 нКл и -2 нКл привели в соприкосновение и вновь раздвинули на прежнее расстояние 0,2 м. Определите,на сколько и как изменились силы взаимодействия зарядов до и после соприкосновния.

 

Учащийся

1. записывает данные и вопрос задачи;

2.переводит единицы измерения в СИ;

3.использует закон Кулона;

4.использует закон сохранения заряда при их распределении между шариами;

5.сравнивает силы до и после соприкосновения зарядов;

6.правильно выполняет вычисления;

7.записывает ответ задачи с использованием дольной приставки «микро».

 

 

В

Вариант 1

Два точечных положительных заряда, находясь на расстоянии 2 мм в вакууме, взаимодействуют с силой 0,9 Н. Один заряд больше второго в 4 раза.Определите величину меньшего заряда. Определите силу взаимодействия зарядов после соприкосновения и увеличения расстояния между ними до 5 мм.

Вариант 2

Два заряда -16нКл и 10нКл находятся в вакууме и взаимодействуют друг с другом силой 1 мкН. Определите расстояние между зарядами. С какой силой будут взаимодйствовать заряды после соприкосновения, если расстояние между ними уменьшить в 2 раза.

 

Учащийся

1. записывает данные и вопрос задачи;

2.переводит единицы измерения в СИ;

3. использует закон Кулона для расчета неизвестной величины;

4. алгебраически выражает формулу расчета неизвестной величины;

5. использует закон сохранения заряда при их распределении между шариами;

6. использует закон Кулона для изменившихся условий;

7.правильно выполняет вычисления;

8.использует стандартную запись чисел;

9.записывает ответ задачи с использованием долной  приставки нано или микро.

 

 

С

Вариант 1

Определите, во сколько раз нужно изменить расстояние между зарядами 16 нКл и -4 нКл после их соприкосновения и помещения в воду, чтобы сила взаимодействия между зарядами не изменилась.

 

Вариант 2

Определите силу взаимодействия двух зарядов -16 нКл и 32 нКл, находящихся на расстоянии 0,12 м. К какому из шариков необходимо прикоснуться третьим зарядом величиной 96 нКл , чтобы сила взаимодействия  шаров на расстоянии 0,24 м уменьшилась в 2 раза.

 

 

Учащийся

1. записывает данные и вопрос задачи;

2.переводит единицы измерения в СИ;

3. использует закон Кулона;

4. определяет неизвестную величину, приравняв силы взаимодействия при различных условиях взаимодействия;

5. использует закон сохранения заряда при их распределении между шариами;

6. алгебраически выражает формулу расчета неизвестной величины;

7.правильно выполняет вычисления;

8.использует стандартную запись чисел;

9.записывает ответ задачи.

 

 

Практическая работа 8

Решение задач «Напряженность электрического поля; потенциал и разность потенциалов»

Уровень

Задания

Дескрипторы

 

 

А

Вариант 1

Определите напряженность и потенциал поля в точке пространства, где на внесенный заряд 5 нКл действует сила 0,5 мкН при этом потенциальная энергия заряда составляет 0,25 мкДж.

Вариант 2

Определите заряд шарика, на который электрическое поле напряженностью 130 Н/Кл действует силой 0,52 мкН. Определите потенциал точки, в которой находится внесенный заряд, если потенциальная энергия заряженного шара  1 мкДж.

Учащийся

1. записывает данные и вопрос задачи;

2.переводит единицы измерения в СИ;

3.использует формулу расчета напряженности поля как силовой характеристики;

4.использует формулу расчета потенциала как энергетической характеристики;

5.правильно выполняет вычисления, используя стандартную запись чисел;

6.записывает ответ задачи.

 

 

В

Вариант 1

Определите напряженность поля, созданного точечным зарядом 9 нКл на расстоянии 0,5 м от него. Какую силу будет испытывать заряд 1 мкКл, внесенный в эту точку пространства. Каков потенциал этой точки, если для внесения  заряда из бесконечности была совершена работа  0,162 мДж.

Вариант 2

На каком расстоянии напряженность поля, созданного зарядом 10 мкКл равна 1600 Н/Кл? Каков потенциал этой точки, если для внесения  заряда  1 нКл из бесконечности была совершена работа  12 мкДж?

Учащийся

1. записывает данные и вопрос задачи;

2.переводит единицы измерения в СИ;

3. использует формулу расчета напряженности поля точечного заряда;

4. алгебраически выражает формулу расчета неизвестной величины;

5. использует формулу расчета работы по перемещению заряда в электрическом поле;

6. знает значение потенциала бесконечно удаленной от заряда точки пространства;

7.правильно выполняет вычисления;

8.использует стандартную запись чисел;

9.записывает ответ задачи с использованием дольной  (кратной) приставки.

 

 

С

Вариант 1

Определите работу поля по перемещению заряда 1 мкКл из точки с потенциалом 200 В в точку с потенциалом 400В. Какая работа по знаку совершена внешними силами? Какой энергией обладал заряд в указанных точках? Какова напряженность поля в начальной точке, если сила, действующая на заряд равна 0,60 мН.

Вариант 2

Определите величину заряда, перенесенного полем из точки с потенциалом 250 В в точку с потенциалом 50В, если работа совершенная полем равна -0,2 мДж. Какая работа по знаку совершена внешними силами? Какой энергией обладал заряд в указанных точках? Какую силу испытывал заряд во второй точке, если напряженность поля в этой точке 300Н/Кл?

 

Учащийся

1. записывает данные и вопрос задачи;

2.переводит единицы измерения в СИ;

3. использует формулу расчета работы по перемещению заряда в электрическом поле;

4. знает условия при которых совершенная  работа положительная (отрицательная),

5. использует формулу расчета потенциала как энергетической характеристики;

6. использует формулу расчета напряженности поля как силовой характеристики;

7.алгебраически выражает формулу расчета неизвестной величины;

8.правильно выполняет вычисления;

8.использует стандартную запись чисел;

9.записывает ответы задачи с использование дольной приставки «милли».

 

 

Практическая работа 9

Решение задач «Закон Ома для участка цепи; электрическое сопротивление проводника; удельное сопротивление проводника»

Уровень

Задания

Дескрипторы

А

Вариант 1

Определите величину заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника сопротивлением 12 Ом за 50 с, если к его концам приложено напряжение 6 В.

 

Вариант 2

Определите время, за которое через поперечное сечение проводника сопротивлением 15 Ом на концах которого напряжение 4,5 В прошел заряд , равный  15 Кл

 

Учащийся

 

1. записывает данные и вопрос задачи;

2.переводит единицы измерения в СИ;

3.использует формулу связи силы тока с зарядом, прошедшим через проводник;

4.использует закон Ома;

5.алгебраически выражает формулу расчета неизвестной величины;

6.правильно выполняет вычисления;

7. выполняет работу с единицами измерений;

8.записывает ответ задачи в СИ.

 

В

Вариант 1

Определите падение напряжения на алюминиевом проводнике длиной 1 км и площадью поперечного сечения 1 мм2 при протекании по нему тока 2 А. Удельное сопротивление алюминия 2,8∙10-8 Ом∙м.

 

Вариант 2

Определите силу тока в медном проводнике длиной 500м и площадью попересного сечения 2∙10-6 м2, если на концах проводника создано напряжение 42 В. Уделное сопротивление меди 0,0168   .

 

Учащийся

 

1. записывает данные и вопрос задачи;

2.переводит единицы измерения в СИ;

3. использует закон Ома;

4.использует формулу зависимости сопротивления проводника от его размеров;

5. алгебраически выражает формулу расчета неизвестной величины;

6.правильно выполняет вычисления;

7.использует стандартную запись чисел в вычислениях;

8. выполняет работу с единицами измерений;

9.записывает ответ задачи в СИ.

С

Вариант 1

Спираль электроплитки изготовлена из нихромовой проволоки сечением 0,1 мм2. Удельное сопротивление нихрома 1,1 мкОм∙м. Определите длину проволоки, необходимой для спирали, чтобы при подключении в сеть 220 В сила тока не превышала 5 А.

 

Вариант 2

Какой толщины необходимо подобрать нихромовую проволоку, чтобы из 5 м изготовить спираль электроплитки. При подключении в сеть напряжением 220В сила тока не должна превышать 5 А. Удельное сопротивление нихрома 1,1∙10-6 Ом∙м.

 

 

 

 

 

Учащийся

 

1. записывает данные и вопрос задачи;

2.переводит единицы измерения в СИ;

3. использует закон Ома;

4.использует формулу зависимости сопротивления проводника от его размеров;

5. алгебраически выражает формулу расчета неизвестной величины;

6.правильно выполняет вычисления;

7.использует стандартную запись чисел в вычислениях;

8.выполняет работу с единицами измерений;

9.записывает ответ задачи в СИ.

Практическая работа 10

Решение задач «Последовательное и параллельное соединение проводников»

Уровень

Задания

Дескрипторы

А

Вариант 1

Два проводника сопротивлениями  5 Ом и 10 Ом подключены в цепь последовательно. Определите общее сопротивление проводников, напряжение на каждом и общее напряжение, если сила тока на данном участке цеми равна 0,2 А.

 

Вариант 2

Два проводника сопротивлениями  4Ом и 12 Ом подключены в цепь параллельно. Определите общее сопротивление проводников, силу тока в каждом проводник и общее значение силвы тока,если напряжение на проводниках 12В.

Учащийся

 

1. записывает данные и вопрос задачи;

2.использует законы последовательного (параллельного) соединения для силы тока;

3....для сопротивления;

4....для напряжения;

5.использует закон Ома для участка цепи;

6. правильно выполняет вычисления 7.выполняет работу с единицами измерений;

8.записывает ответы задачи в СИ.

 

В

Вариант 1

Определите сопротивления проводников, соединенных последовательно, и общее их сопротивление по показаниям вольтметров и амперметра. Амперметр показывает  силу тока, равную  0,5 А. Вольтметр¸подключенный к первому из проводников 4 В, вольтметр, подключенный к концам  всего участка цепи 12 В.

 

Вариант 2

. Определите сопротивления проводников, соединенных параллельно, и общее их сопротивление по показаниям вольтметра и амперметров. Вольтметр показывает  напряжение, равное 12В. Амперметр¸ подключенный к первому из проводников 1А, амперметр, подключенный в неразветвленную часть цепи, 3 А.

Учащийся

 

1. записывает данные и вопрос задачи;

2.использует законы последовательного (параллельного) соединения для силы тока;

3....для сопротивления;

4....для напряжения;

5.использует закон Ома для участка цепи;

6. правильно выполняет вычисления 7.выполняет работу с единицами измерений;

8.записывает ответы задачи в СИ.

 

С

Вариант 1

К трем последовательно соединенным проводникам сопротивлением 5 Ом, 10 Ом и 15 Ом подали напряжение 45 В. Определите силу тока и напряжение в каждом проводнике. Чему равно общее сопротивление проводников?

 

Вариант 2

К трем параллельно соединенным проводникам сопротивлением 5 Ом, 10 Ом и 15 Ом подали напряжение 45 В. Определите силу тока и напряжение в каждом проводнике. Чему равно общее сопротивление проводников?

 

 

 

Учащийся

 

1. записывает данные и вопрос задачи;

2.использует законы последовательного (параллельного) соединения для силы тока;

3....для сопротивления;

4....для напряжения;

5.использует закон Ома для участка цепи;

6. правильно выполняет вычисления 7.выполняет работу с единицами измерений;

8.записывает ответы задачи в СИ.

 

 

Практическая работа 11

Решение задач «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца»

Уровень

Задания

Дескрипторы

А

Вариант 1

Сила тока в паяльнике 5 А при напряжении 220В. Определите мощность тока в паяльнике., работу тока за 5 минут, количество теплоты, выделенное паяльником за эуказанное время.

 

Вариант 2

Определите мощность тока, питающего чайник с сопротивлением нагревательного элемента 44 Ом. Чайник подключен в сеть напряжением 220В. Определите работу тока и количество теплоты, перданное при нагревании воды, за 10 минут.

Учащийся

1. записывает данные и вопрос задачи;

2.переводит единицы измерения в СИ ;

3.использует формулу расчета мощности тока;

4.использует формулу расчета работы тока;

5.использует закон Джоуля-Ленца;

6. правильно выполняет вычисления 7.выполняет работу с единицами измерений;

8.записывает ответы задачи с использованием кратной приставки «кило».

 

В

Вариант 1

Определите силу тока в спирали электрического камина мощностью 550 Вт, подключенного в сеть напряжением 220В. За какое время камин передал окружающей среде 660 кДж энергии. Какую работу совершил ток?

 

Вариант 2

Определите напряжение, при котором в электрической лампе в течение 0,5  мин израсходовано 900 Дж энергии. Какова мощность и работа тока, если амперметр, подключенный к лампе показывает 0,25 А.

 

Учащийся

1. записывает данные и вопрос задачи;

2.переводит единицы измерения в СИ ;

3.использует формулу расчета мощности тока;

4.использует формулу расчета работы тока;

5.использует закон Джоуля-Ленца;

6. правильно выполняет вычисления 7.выполняет работу с единицами измерений;

8.записывает ответы задачи в СИ.

 

С

Вариант 1

Две электрические лампы мощностью Р1=100 Вт и Р2=25 Вт включены параллельно в сеть напряжением 220 В, на которое они рассчитаны. В спирали какой лампы сила тока больше, во сколько раз? Какую работу совершает ток в каждой лампе за 1 мин? Которая лампа светится ярче? Определите сопротивление ламп.

 

Вариант 2

Две электрические ламаы мощностью 100 Вт и 25 Вт, рассчитанные каждая на 220 В,  включены последовательно в сеть напряжением 220 В. ? Определите сопротивление ламп. Определите  напряжение на каждой лампе. В спирали какой лампы сила тока больше? Какую работу совершает ток в каждой лампе за 1 мин? Какая лампа горит ярче?

 

 

 

 

Учащийся

1. записывает данные и вопрос задачи;

2.переводит единицы измерения в СИ ;

3.использует формулу расчета мощности тока;

4.использует формулу расчета работы тока;

5.определяет сопротивление нитей накала, используя закон Ома или через известное значение мощности и напряжения на спиралях;

6. Сравнивает величины, определяющие яркость свечения ламп;

7.правильно выполняет вычисления 8.выполняет работу с единицами измерений;

9.записывает ответы задачи в СИ.

 

Практическая работа12

Решение задач «Зависимость электрического сопротивления металлов от температуры»

Уровень

Задания

Дескрипторы

А

Вариант 1

Сопротивление медного провода при 0°С равно 4 Ом. Определите его сопротивление при 50 °С, если температурный коэффициент сопротивления меди

 α= 4,3∙10-3К-1

 

Вариант 2

Определите температуру вольфрамовой спирали, при которой сопротивление возросло в сравнении с сопротивлением прои 0°С в  10,6 раз. Температурный коэффициент сопротивления вольфрама

 α= 4,8∙10-3К-1

Учащийся

1. записывает данные и вопрос задачи;

2. использует формулу зависимости сопротивления проводника от температуры;

3. алгебраически выражает неизвестную величину(для 2 варианта)

4. правильно выполняет вычисления 5.выполняет работу с единицами измерений;

6.записывает ответы задачи в СИ.

 

В

Вариант 1

Сопротивление стального проводника при температуре t1 = 10°С  R1= 10 Ом.  Определите температуру, при которой его сопротивление увеличится на 1%. Температурный коэффициент сопротивления стали α= 6 ∙ 10-3 К-1.

 

Вариант 2

 Сопротивление проводника при 20 °С равно 25 Ом, а при 35 °С увеличивается до  25,17 Ом. Определите температурный коэффициент сопротивления металла.

 

Учащийся

1. записывает данные и вопрос задачи;

2. использует формулу зависимости сопротивления проводника от температуры для двух состояний;

3.решает систему уравнений относительно неизвестной величины;

4. правильно выполняет вычисления; 5.выполняет работу с единицами измерений;

6.записывает ответы задачи в СИ.

 

С

Вариант 1

 При температуре 20° С вольфрамовая спираль электрической лампочки имеет сопротивление 30 Ом; при включении ее в сеть постоянного тока с напряжением 220 В   по спирали идет ток 550 мА А. Определите температуру накала нити лампочки.

 

Вариант 2

Обмотка электромагнита, выполненная из алюминия, при температуре 0˚С потребляет мощность 5 кВт. Во время работы температура обмотки увеличилась до 60˚С, а напряжение осталось постоянным. Какой при этом будет потребляемая мощность? Температурный коэффициент сопротивления алюминия

 α= 4,2∙10-3К-1. Запишите ответ в кВт, округлив до целого числа.

 

 

 

 

Учащийся

1. записывает данные и вопрос задачи;

2.переводит единицы измерения в СИ ;

3. использует формулу зависимости сопротивления проводника от температуры для двух состояний;

4.использует законы постоянного тока;

5. решает систему уравнений относительно неизвестной величины;

6.правильно выполняет вычисления 7.выполняет работу с единицами измерений;

8.записывает ответ задачи.

 

Практическая работа13

Решение задач «Магнитное поле прямого тока; магнитное поле катушки с током»

 

Уровень

Задания

Дескрипторы

А

Вариант 1

1.Каким способом можно узнать, если ток в проводе, не пользуясь амперметром?

2. Укажите направление тока в проводнике. Сформулируйте правило.

Вариант 2

1.Как взаимодействуют проводники с током, если направление токов в них противоположное?

2.Укажите направление силовых линий магнитного поля вокруг проводника. Сформулируйте правило.

 

Учащийся

1. знает об открытии Эрстеда и Ампера в результате исследования проводников с током;

2.использует правило буравчика (правой руки) для прямого (кругового) тока;

3.формулирует правило.

 

В

Вариант 1

1. Каким образом можно усилить магнитное поле катушки с током?

2. Укажите направление тока в проводнике. Сформулируйте правило.

 

Вариант 2

1.Как убедиться в том, что катушка с током имеет полюсы: северный и южный? Где они находятся?

2. Укажите направление силовых линий магнитного поля внутри кругового контура. Сформулируйте правило.

 

Учащийся

1. знает свойства магнитного поля катушки с током и способы их изменения;

2.использует правило буравчика (правой руки) для прямого (кругового) тока;

3.формулирует правило.

С

Вариант 1

1.Северный полюс электромагнита подносят к стальному шарику на нити. Что будет наблюдаться: притяжение или отталкивание? Изменится ли характер взаимодействия, если поднести к шарику южный полюс электромагнита?

2. Укажите направление тока в проводнике. Сформулируйте правило.

 

 

 

 

 

 

Вариант 2

1.Как определить направление сторон света с помощью электромагнита, легкой нити и источника тока?

2. Укажите направление силовых линий магнитного поля вокруг проводника с током и полюса катушки. Сформулируйте правило.

 

 

 

Учащийся

1.знает о взаимодействии магнита с железом (сталью); и магнитным полем Земли;

2.использует правило буравчика (правой руки) для прямого (кругового) тока;

3.формулирует правило.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа 14

Решение задач «Действие магнитного поля на проводник с током»

 

Уровень

Задания

Дескрипторы

А

Вариант 1

1.От чего зависит направление силы, действующей на проводник с током, находящийся в магнитном поле?

2. Укажите направление силы Ампера, действующей на проводник с током в магнитном поле. Сформулируйте правило.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 2

1.В каком случае магнитное поле не действует на проводник с током?

2. Укажите направление силы тока в проводнике, находящемся в магнитном поле. Сформулируйте правило.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащийся

1. знает о связи направлений  силы тока, силовых линий магнитного поля и силы Ампера ;

2.использует правило левой руки для определения направления силы Ампера;

3.формулирует правило левой руки.

 

В

Вариант 1

1.Как действует магнитное поле на рамку с током?

2. Определите направление силы Ампера, действующей на проводник с током. Сформулируйте правило.

 

Вариант 2

1.Как создают магнитное поле в электродвигателе?

2. Определите направление силы тока в проводнике с током. Сформулируйте правило.

 

Учащийся

1. знает о взаимодействии внешнего  магнитного поля на рамку с током;

2.знает о роли рамки с током в элетродвигателе

3.использует правило левой руки для определения направления силы Ампера;

4.формулирует правило левой руки.

 

С

Вариант 1

1.Что необходимо сделать, чтобы проводник с током в магнитном поле начал двигаться в противоположную сторону?

2. Определите направление магнитного поля, созданного первым проводником в пространстве, где расположен второй проводник. По каким правилам можно выполнить это задание?

Сформулируйте правило левой руки.

 

Вариант 2

1.Что необходимо сделать, чтобы рамка с током начала вращаться в противоположную сторону?

2.Укажите направление силы, действующей на второй проводник со стороны первого. Как изменится направление силы, если изменить:

а) направление силы тока в левом проводнике,

б) направление силы тока во втором проводнике;

в) направление силы тока в двух проводниках?

Сформулируйте правило левой руки.

 

 

 

Учащийся

1. знает о связи направлений  силы тока, силовых линий магнитного поля и силы Ампера ;

2.знает о способах влияния на взаимодействие  магнита с проводником с током.

3использует правило левой руки для определения направления силы Ампера;

4.формулирует правило левой руки.

 

 

Практическая работа 15

Решение задач «Законы отражения, плоские зеркала»

 

Уровень

Задания

Дескрипторы

А

Вариант 1

1.Под каким углом падает луч на зеркальную поверхность, если угол между падающим и отраженным лучом равен 60°?

2.Человек стоит на расстоянии 2 м от зеркала. На каком расстоянии от себя он видит изображение? С какой скоростью он будет удаляться от своего изображения, если начнет двигаться по линии, перпендикулярной плоскости зеркала со скоростью 1,5 м/с?

Вариант 2

1.Угол между отраженным лучом и плоскостью зеркала равен углу падения. Чему равен угол отражения?

2. Предмет находится на расстоянии 50 см от плоскости зеркала. На каком расстоянии от предмета окажется изображение, если его отдалить от зеркала еще на 10 см? Каким будет расстояние от плоскости зеркала до изображения тела¸ если предмет приблизить к зеркалу на 10 см?

 

Учащийся

1. строит лучи падающий и отраженный;

2.восстанавливает перпендикуляр в точку падения луча;

3.использует закон отражения света;

4.определяет угол между плоскостью зеркала и падающим лучом;

5.использует знания о свойствах изображения в плоском зеркале.

 

В

Вариант 1

1.Луч света падает на зеркало перпендикулярно. На какой угол отклонится отраженный луч от падающего, если зеркало повернуть на 20°?

2.На каком расстоянии от зеркала находится изображение источника света S?

Вариант 2

1.Угол падения луча на плоское зеркало увеличили с 20° до 40°. Как изменится угол между падающим и отраженными лучами?

2.На каком расстоянии от зеркала находится изображение источника света S?

Учащийся

1. строит лучи падающий и отраженный с учетом измененных условий;

2.восстанавливает перпендикуляр в точку падения луча;

3.использует закон отражения света;

4.определяет изменение между падающим и отраженным лучом;

5.использует знания о свойствах изображения в плоском зеркале.

 

С

Вариант 1

1.       На каком рисунке изображение четырехугольника верное?

Рис.1                                  Рис.2

Рис.3                                  Рис.4

2.        Под каким углом к горизонту надо расположить зеркало, чтобы солнечные лучи, падающие на поверхность земли под углом 60°, осветили дно глубокого колодца.

 

Вариант 2

1.       На каком рисунке изображение стрелки верное?

 

Рис.1                                  Рис.2

Рис.3                                  Рис.4

2. Под каким углом к горизонту надо расположить зеркало, чтобы солнечные лучи, падающие на поверхность земли под углом 60°, стали параллельными поверхности земли.

 

Учащийся

1. использует знания о свойствах изображения в плоском зеркале

2.строит ход падающего и отраженного лучей в соответствии с условием задачи;

3.проводит перпендикуляр в точку падения луча, используя закон отражения света;

4.изображает плоскость зеркала;

5.определяет неизвестный угол по заданным углам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа 16

Решение задач «Построение изображения в сферическом зеркале»

 

Уровень

Задания

Дескрипторы

А

Вариант 1

Охарактеризуйте изображение, полученное в выпуклом зеркале. Постройте изображение предмета, увеличив расстояние между предметом и зеркалом в 2 раза. Сравните полученное изображение с изображением на рисунке.

 

 

 

Вариант 2

Охарактеризуйте изображение, полученное в вогнутом зеркале. Постройте изображение предмета, увеличив расстояние между предметом и зеркалом в 2 раза. Обозначьте все основные точки. Сравните полученное изображение с изображением на рисунке.

 

 

Учащийся

1. обозначает основные точки и линии на рисунке;

2.называет основные характеристики изображения:

мнимое (действительное),

увеличенное (уменьшенное), прямое (перевернутое), место расположения относительно зеркала.

3.выполняет построение по образцу, изменив расстояние между зеркалом и предметом;

4.сравнивает изображения, делает вывод;

 

В

Вариант 1

Постройте изображение тела, расположенного на расстоянии 3F от вершины выпуклого зеркала. Охарактеризуйте полученное изображение.

 

 

Вариант 2

Постройте изображение тела, расположенного на расстоянии 1,5 F от вершины вогнутого зеркала. Охарактеризуйте полученное изображение.

 

 

Учащийся

1. изображает на рисунке зеркало в соответствие с заданным условием задачи;

2.обозначает основные точки и линии, характеризующие зеркало;

3. проводит лучи, ход которых известен,

4. получает изображение;

5. указывает основные характеристики изображения:

мнимое (действительное),

увеличенное (уменьшенное),

прямое (перевернутое),

место расположения относительно зеркала.

 

С

Вариант 1

Постройте изображение светящейся точки, расположенной на оптической оси вогнутого зеркала на расстоянии 4F от его вершины. Охарактеризуйте полученное изображение.

 

 

Вариант 2

Постройте изображение светящейся точки, расположенной на оптической оси выпуклого зеркала на расстоянии 4F от его вершины.

 

 

 

Учащийся

1 изображает на рисунке зеркало в соответствие с заданным условием задачи;

2.обозначает основные точки и линии, характеризующие зеркало;

3.проводит побочную ось, фокальную плоскость, отмечает фокусы побочной оси;

4. проводит от источника лучи, ход которых известен,

5. получает изображение;

6. указывает основные характеристики изображения:

мнимое (действительное),

увеличенное (уменьшенное),

прямое (перевернутое),

место расположения относительно зеркала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа 17

Решение задач «Закон преломления света»

 

Уровень

Задания

Дескрипторы

А

Вариант 1

Определите показатель преломления жидкости, в которой скорость света уменьшается в 1,2 раза. Определите относительный показатель преломления стекла с показателем преломления 2,4 и жидкости.

Вариант 2

Определите скорость распространения света в стекле с абсолбтным показателем преломления 1,5. Определите показатель преломления стекла , в котором скорость распространения света равна 1,2∙108 м/с.

Учащийся

1. использует в решении закон преломления;

2.использует определение относительного показания преломления

 

В

Вариант 1

 

Луч света падает на плоскую границу раздела двух сред. Угол падения равен 50°, угол между отраженным лучом и преломленным 100°. Изобразите углы на рисунке. Чему равен угол преломления? Определите показатель преломления среды. (sin 30° =0,5;  sin50° =0,77).

Вариант 2

Луч света падает на границу раздела сред воздух-жидкость под углом 45° и преломляется под углом 30°. Определите показатель преломления жидкости. При каком значении угла падения угол между отраженным и преломленным лучами будет равен 90° (sin 45° =0,71;  sin30° =0,5; tg 55°≈1,42). Изобразите углы на рисунке.

Учащийся

1. изображает на рисунке границу сред, лучи падающий, отраженный и преломленный;

2.определяет построением неизвестный угол;

3. использует закон преломления для расчета показателя преломления.

 

С

Вариант 1

На оконное стекло падает луч света, образующий с плоскостью стекла угол 25°. Каким будет угол между лучом, отраженным от стекла, и преломленным лучом. Показатель преломления стекла 1,5; sin 65° =0,9;  sin37° =0,6. Во сколько раз уменьшается скорость света в стекле? Изобразите углы на рисунке.

Вариант 2

Определите относительный показатель преломления и угол падения света на границу раздела двух сред, если угол преломления при переходе света из оптически более плотной среды в оптически менее плотную составляет 40°. Скорости света в средах: 2,5∙108 м/с и 2∙108 м/с; sin40° =0,64; sin40° =0,64; sin31° =0,51; sin53° =0,8. Изобразите углы на рисунке.

Учащийся

1. изображает на рисунке границу сред, лучи падающий, отраженный и преломленный;

2.определяет построением неизвестный угол;

3. использует закон преломления для расчета неизвестной величины .

 

 

Практическая работа 18

Решение задач «Линзы, оптическая сила линзы, формула тонкой линзы. Построение изображений в линзах»

 

Уровень

Задания

Дескрипторы

А

Вариант 1

Определите фокусное расстояние и оптическую силу собирающей линзы. Известно, что изображение равное по размеру с телом высотой 20 см, получено на расстоянии 80 см от оптического центра линзы. Постройте ход лучей и полученное изображение тела в масштабе  1:20.

Вариант 2

Определите фокусное расстояние и оптическую силу рассеивающей линзы. Известно, что изображение тела, находящегося на расстоянии 80 см от оптического центра линзы, получено на расстоянии16 см от линзы. Постройте ход лучей и изображение тела.  Охарактеризуйте вид изображения.

 

Учащийся

1. использует формулу тонкой линзы для расчета фокусного расстояния; или находит фокусное расстояние по виду изображения (1 вариант), ответ дает в СИ;

2.определяет оптическую силу линзы через фокусное расстояние;

3.выполняет построение с использованием двух лучей в соответствии с указанным масштабом;

4.сравнивает результаты построения с алгебраическими расчетами фокусного расстояния;

5. Правильно указывает характеристики изображения (2 вариант).

 

В

Вариант 1

Постройте изображение тела, расположенного на расстоянии 3F от собирающей линзы. Охарактеризуйте полученное изображение. Рассчитайте расстояние до изображения и увеличение линзы.

 

Вариант 2

Постройте изображение тела, расположенного на расстоянии 2 F от рассеивающей линзы. Охарактеризуйте полученное изображение. Рассчитайте расстояние до изображения и увеличение линзы.

Учащийся

1. выполняет построение с использованием двух лучей;

2.использует формулу тонкой линзы для расчета расстояния до изображения; 3.определяет увеличение линзы по расстояниям от линзы до предмета и до изображения;

4.сравнивает результаты построения с алгебраическими расчетами расстояния до изображения;

5. Правильно указывает характеристики изображения.

 

С

Вариант 1

Постройте изображение светящейся точки, расположенной на оптической оси собирающей линзы на расстоянии 4F от его вершины. Охарактеризуйте полученное изображение. Рассчитайте расстояние до изображения.

 

Вариант 2

Постройте изображение светящейся точки, расположенной на оптической оси рассеивающей линзы на расстоянии 4F от его вершины. Рассчитайте расстояние до изображения.

 

Учащийся

1 изображает на рисунке линзу с 

 побочной осью и фокальной плоскостью, отмечает фокусы побочной оси;

2. проводит от источника лучи, ход которых известен;

3. получает изображение;

4. указывает основные характеристики изображения:

мнимое (действительное),

увеличенное (уменьшенное),

место расположения относительно зеркала.

5. Определяет расстояние до изображения с использованием формулы тонкой линзы.

 

Практическая работа 19

Работа с чертежами «Сравнение оптических систем глаза и фотоаппарата»

 

Уровень

Рисунок

Задания

 

 

А

Рис.1 Оптические системы глаза и фотоаппарата

 

Рис.2 Главная оптическая ось и фокусы линзы

 1.Установите соответствие основных частей оптических систем глаза и фотоаппарата (рис.1):

1

Радужная оболочка

А

фотопленка

2

сетчатка

В

линза

3

хрусталик

С

диафрагма

2.Изобразите линзу, предмет и,  построив ход лучей, получите изображение. Охарактеризуйте вид изображения.

3. Назовите способы достижения четкости изображения в оптической системе глаза.

Дескрипторы

Учащийся:

1.Устанавливает соответствие между основными частями оптических систем глаза и фотоаппарата.

2.Правильно выполняет построение для собирающей линзы: изображает линзу, предмет, два характерных луча, определяет вид изображения для тела, расположенного за двойным фокусным расстоянием.

3. Дает определение аккомодации.

 

 

 

 

В

Рисунок

Задания

 

Рис.1 Оптическая система глаза

Рис.2 Оптическая система фотоаппарата

1.Назовите основные части оптической системы глаза (рис.1).

2.Укажите на рисунке 2 части фотоаппарата аналогичные оптической системе глаза.

3.Постройте ход лучей  и охарактеризуйте вид изображения, полученного в оптических системах глаза и фотоаппарата.

4. Назовите способы достижения четкости изображения в оптических системах глаза и фотоаппарата.

Дескрипторы

Учащийся

1.Называет основные части оптических систем глаза и фотоаппарата.

2. Правильно выполняет построение для собирающей линзы: избражает ГОО, указывает оптический центр, фокусы, предмет, два характерных луча, изображение. Определяет вид изображения для тела, расположенного за двойным фокусным расстоянием.

3. Дает определение аккомодации, объясняет способ получения четкого изображения на пленке фотоаппарата.

 

 

С

Рисунок

Задания

Рис.1 Оптическая система глаза

 

 

 

Рис.2 Оптическая система фотоаппарата

 

 

 

Рис.3 Оптическая система цифрового фотоаппарата

1.Сравните оптические системы глаза и пленочного фотоаппарата. Установите соответствие основных частей  оптических систем (рис.1 и 2):

1

Веко

 

2

Зрачок

 

3

Хрусталик

 

4

Радужная оболочка

 

5

Сетчатка

 

 

2.Постройте ход лучей  и охарактеризуйте вид изображения, полученного в оптических системах глаза и фотоаппарата.

3.   Сравните оптические системы пленочного и цифрового фотоаппарата (рис.2 и 3). Укажите две схожие и две отличающиеся части оптических приборов.

4. Какие законы геометрической оптики используются в работе цифрового фотоаппарата.

5. Каково назначение зеркала, матрицы и процессора в цифровом фотоаппарате (рис.3).

 

Дескрипторы

Учащийся:

1.Устанавливает соответствие между основными частями оптических систем глаза и фотоаппарата.

2. Правильно выполняет построение для собирающей линзы: избражает ГОО, указывает оптический центр, фокусы, предмет, два характерных луча, изображение. Определяет вид изображения для тела, расположенного за двойным фокусным расстоянием.

3.Указывает два признака схожести и два признака отличия оптических систем фотоаппаратов на рис.2 и 3.

4.Называет три закона геометрической оптики, получивших применение в фотоаппаратах.

5. Поясняет назначение зеркала, матрицы и процессора в цифровом фотоаппарате.