5 уроков русского языка по теме "Глагол" в 6 классе по программе С.И. Львовой
Оценка 4.8

5 уроков русского языка по теме "Глагол" в 6 классе по программе С.И. Львовой

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
18.03.2018
5 уроков русского языка по теме "Глагол" в 6 классе по программе С.И. Львовой
5 уроков русского языка по теме "Глагол" в 6 классе по программе С.И. Львовой, но могут быть использованы на уроках по любой программе. Первый урок "Глагол как часть речи: значение, морфологические признаки" Второй урок "Постоянные морфологические признаки глагола". Третий урок "Непостоянные морфологические признаки глагола". Четвёртый урок "Типичные морфемные модели словообразования глаголов". Пятый урок "Глагол в составе словообразовательной цепочки и словообразовательного гнезда од-нокоренных слов". Уроки насыщены дидактическим материалом, позволяющим провести занятие на высоком уровне5 уроков русского языка по теме "Глагол" в 6 классе по программе С.И. Львовой, но могут быть использованы на уроках по любой программе. Первый урок "Глагол как часть речи: значение, морфологические признаки" Второй урок "Постоянные морфологические признаки глагола". Третий урок "Непостоянные морфологические признаки глагола". Четвёртый урок "Типичные морфемные модели словообразования глаголов". Пятый урок "Глагол в составе словообразовательной цепочки и словообразовательного гнезда од-нокоренных слов". Уроки насыщены дидактическим материалом, позволяющим провести занятие на высоком уровне
Глагол1.doc
§ 35. Глагол как часть речи.  Урок 116. Глагол как часть речи: значение, морфологические признаки Цели урока:  1)   продолжить   развивать   навык   определения   частей   речи   в   тексте,   закрепить   понятия «постоянные и непостоянные морфологические признаки»;  2) повторить изученное о глаголе в 5 классе;  3)  воспитывать чуткое отношение к слову. Оборудование: мультимедийная система, презентация учителя, раздаточный материал. Ход урока I. II. Вводная часть урока.  Повторение. Глагол как часть речи С целью повторения орфографии и сведений о глаголе как части речи рассмотрим записанный под диктовку текст: 1. Диктант «Проверь себя»       Вьюга посеребрила пышные прически преогромных сосен. На их макушках  примостились пышные снежные шапки. Под соснами змеится след лукавой  лисицы.       Вечером в чащобе хмурятся хвойные потемки. Таинственный сумрак  окутывает даль. Во мраке безлунных ночей только и видишь одни березы в темном лесу. Трудно отыскать здесь тропинку или даже дорогу. (43 слова)       (На основе книги Д. Зуева «Времена года») 2. Орфографическая работа с текстом. На основе данного текста повторим изученные ранее орфограммы. Для этого  попросим учащихся выполнить следующее задание:  ­ выделить морфемы, в которых есть орфограммы, изученные в 6 классе. (Работу  можно провести в форме игры «Кто больше, кто быстрей?» К доске приглашаем 2­3  человека, желающих показать свои знания. Пока они выписывают слова и обозначают  орфограммы, остальные обозначают орфограммы в тексте. Затем результат  сравниваем). После того как работа завершена, учащиеся проверяют себя по заранее  подготовленному тексту и ставят себе оценки.   3. Повторение общих знаний о глаголе.       Задание 2: Выписать в столбик из текста все глаголы: посеребрила примостились змеится хмурятся окутывает видишь отыскать Вопрос учителя: Как мы узнаём глаголы? (Они отвечают на вопросы: что делать? что  сделать? и обозначают действие предмета) Задание 3: К каждому глаголу задать вопрос. Вопрос учителя: О чём нам рассказывает вопрос, заданный к глаголу? (Прежде всего, о  виде глагола) 4. Работа с учебником. 1) Чтобы вспомнить постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола, обратимся к таблице в учебнике на стр.3. Работа по заполнению таблицы  коллективная, в процессе вспоминаем,  ­ что такое инфинитив, какой синоним есть у этого термина; ­ какие морфологические признаки называются постоянными; ­ на что указывает вид глагола; ­ что такое возвратность глагола; ­ на что указывает переходность глагола; ­ что такое спряжение глагола; ­ какие морфологические признаки называются непостоянными; ­ что такое наклонение глагола, и в каком наклонении может стоять глагол; ­ в каком наклонении глаголы изменяются по временам. 2)  Работа с выписанными глаголами (Учитель заранее готовит таблицу, которую  учащиеся заполняют самостоятельно). Работа выполняется по вариантам. 1­ый вариант посеребрила примостились змеится 2­ой вариант хмурятся окутывает видишь Глагол Инфинитив Постоянные признаки Непостоянные признаки Вид Переходность Возвратность Спряжение Наклонение Время Число Лицо Род Глагол Инфинитив Постоянные признаки Непостоянные признаки Вид Переходность Возвратность Спряжение Наклонение Время Число Лицо Род 5.  Роль глагола в тексте. Вновь обратимся к записанному тексту. Выполним его анализ: ­ тип речи; ­ стиль речи; ­ тема текста; ­ основная мысль текста Вопросы учителя: 1. Можно ли сказать, что в данном тексте глаголы выступают в качестве  художественно­изобразительного средства, если да, то какого? Докажите свою  точку зрения. 2. Что такое олицетворение? В текстах какого стиля мы встречаемся с этим приёмом переноса значения слова? 6. Работа по развитию речи. Упр.487. (При достаточном темпе работы можно  прочитать несколько работ) 7. Подведение итогов урока. Ученики продолжают предложения, начатые учителем. ­ Сегодня на уроке мы вспомнили особенности ещё одной части речи …… ­ Глагол – это… ­ Постоянными морфологическими признаками глагола являются…. ­ Непостоянными морфологическими признаками глагола являются… ­ В предложении глагол обычно бывает ….. ­ В тексте глагол часто выступает как ……   8. Задание на дом: Упр. 484. Урок 117. Постоянные морфологические признаки глагола Цели урока:  1) продолжить развивать навык выделения глагола среди других частей речи на основе знаний постоянных морфологических признаков глагола;  2) повторить изученное о глаголе в 5 классе;  3)  воспитывать чуткое отношение к слову. Оборудование: мультимедийная система, презентация учителя, раздаточный материал. Ход урока I. II. Вводная часть урока.  Повторение. Вид глагола С целью повторения орфографии и сведений о глаголе как части речи рассмотрим записанный под диктовку текст: 3. Диктант «Проверь себя»   Однажды мой приятель­охотник подарил мне волчонка. Я решил, что надо его  научить подчиняться моим приказам как можно раньше, иначе с ним потом ничего не  поделаешь. Волчонок должен слушаться сигнала запрета. Но зверь долго не хотел  покоряться мне. Однажды обиделся он на меня, громко заскулил, отворил мордой  дверь и помчался за помощью к моей маме на кухню. Она долго гладила волчонка и  ждала, когда он успокоится. Я терпеливо продолжал учить зверя, и теперь он по моему требованию  спокойно выпускал из пасти даже самый лакомый кусочек. (По Б.Житкову) 4. Вопросы учителя:  Какие признаки части речи мы называем постоянными? Какие  признаки глагола являются постоянными? Задание: Перечертите в свою тетрадь таблицу и заполните глаголами, взятыми из  текста, поставив их в начальную форму. Виды глагола   Совершенный вид (обозначает законченное Несовершенный вид (обозначает незаконченное действие) Что сделать? действие) Что делать? Подарить , решить, научить,  не поделать, обидеться,  заскулить, отворить,  помчаться, успокоиться Подчиняться, слушаться,  не  хотеть, покоряться, гладить, ждать, продолжать, учить,  выпускать   5. Повторение понятия «видовые пары». Работа с учебником:  выполнение упражнений 487, 488. Чтение теоретического материала на стр. 5. Закрепление: упр.489 (по заранее подготовленным учителем таблицам) Глагол Вид Форма настоящего времени 2­го л., ед. ч. Форма будущего времени 3­его л., ед. ч. Св…стеть Св…стнуть Охл…дить Охл…ждать Уд…вляться Уд…виться Воссоед… нять Воссоед… нить   Вопрос учителя: Чем отличается морфемный состав каждой видовой пары? 6. Повторение понятия «переходность глагола»  Задание: Сделать синтаксический разбор первого предложения записанного текста:                   Однажды мой приятель­охотник подарил мне волчонка. Вопросы учителя: В каком падеже стоит дополнение в предложении? Как это  характеризует глагол, от которого мы задаём вопрос к дополнению? Как называется такое  дополнение? Как называются дополнения, отвечающие на вопросы остальных падежей? Закрепление: Работа с учебником: упр. 492 7. Повторение понятия «возвратность глагола» : упр.494. Вопросы учителя:  8. Подведение итогов урока. Ученики продолжают предложения, начатые учителем. ­ Сегодня на уроке мы вспомнили …… ­ Видовая пара ­ это… ­ Переходность глагола определяется с помощью…. ­ Возвратные глаголы имеют в своём составе …   8. Задание на дом: Упр. 490, 493, 495. Урок 118. Непостоянные морфологические признаки глагола Цели урока:  1)  развивать навык определения постоянных и непостоянных морфологических признаков глагола;  2) повторить понятия: «наклонение, спряжение глагола»;  3)  воспитывать чуткое отношение к слову. Оборудование: мультимедийная система, презентация учителя, раздаточный материал. Ход урока I. II. Вводная часть урока.  Повторение.   Орфографический   минимум.   Диктант   с   последующей взаимопроверкой (упр.497) Вопросы учителя:   Какие из записанных нами слов являются глаголами? Какие признаки мы можем у них определить? Почему? Задание:  Выписать глаголы и определить их постоянные признаки Поглотить – что сделать? сов. в.; перех.; невозвр.; 2­е спр. Обогащаться– что делать? несов. в.; неперех.; возвр.; 1­е спр. Питаться– что делать? несов. в.; неперех.; возвр.; 1­е спр.   III. Повторение понятия «наклонение глагола». Работа с учебником:  стр.9 Чтение теоретического материала на стр. 5. Закрепление: упр.504 (по заранее подготовленным учителем таблицам)   Форма повелительного наклонения Форма изъявительного наклонения Ед.ч. Мн.ч. 2­го л., мн. ч. Свистнуть Встретить Отрезать Выписать Выбирать Вытереть Стукнуть Пилить Дышать  Выдернуть Спрятать Бросить Написать Обеспечить Назначить    Вопрос учителя: На какую морфему мы должны обратить внимание при изменении  глагола в повелительном и изъявительном наклонении? Как образуются формы условного  наклонения?(наблюдение и устное высказывание по упр.508) Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении? Как изменяются глаголы в повелительном наклонении? Как изменяются глаголы в условном наклонении? Понаблюдаем! Работа с учебником. Упр.512.  IV. Вопросы учителя: Какие морфемы помогают нам определить форму глагола? Какие   суффиксы участвуют в образовании различных форм глагола? Как называются такие  суффиксы?  V. Подведение итогов урока. Ученики продолжают предложения, начатые учителем. ­ Сегодня на уроке мы вспомнили …… ­ Наклонение глагола ­ это… ­ В изъявительном наклонении глаголы изменяются…. ­ В повелительном наклонении глаголы изменяются … ­ В условном наклонении глаголы изменяются   8. Задание на дом: Упр.503, 511 . § 36. Словообразование глаголов Урок 119. Типичные морфемные модели словообразования глаголов Цели урока:  1) развивать навык определения основных способов образования глаголов;  2)   обратить   внимание   на   особенности   приставочного   способа   образования   глаголов   и словообразовательное значение приставок;  3) воспитывать чуткое отношение к слову и интерес к изучению языка. Оборудование: мультимедийная система, презентация учителя, раздаточный материал. Ход урока I. II. Вводная часть урока.  Повторение. Самостоятельная работа по теме «Наклонение глагола» 1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте морфемы, в которых пропущены буквы. 1­ый вариант 1) Выйд__те из дому пораньше! — Если вы выйд__те пораньше, мы успеем на поезд.  2) Скаж__те свое мнение! — Все, что вы скаж__те об этом, пригодится позднее.  3) Крикн__те громче! — Если вы крикн__те громче, я вас услышу. 4) Прыгн__те с трамплина! — Когда вы прыгн__те с вышки, почувствуете наслаждение. 5) Выбер__те эпиграф к сочинению! — Когда его выбер__те, составьте план.         2.  Письменно объясните свой выбор. 2­ой вариант 1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте морфемы, в которых пропущены буквы. 1) Вынес__те из комнаты все лишнее! — Когда вынес__те, в доме станет просторнее. 2) Вымет__те мусор! — Когда вымет__те, в комнате станет чисто. 3) Проветр__те помещение! — Когда проветр__те, голова перестанет болеть. 4) Выруч__те меня и на этот раз! — Если выруч__те, я буду вам весьма признателен. 5) Дополн__те ответ товарища! — Когда дополн__те в пузырек воды, закройте его крышкой.       2.  Письменно объясните свой выбор. III.  Лингвистический анализ записанного под диктовку текста Задание1: Прочитайте текст, определите его тему, подберите заголовок. Какова роль  глаголов в описании природы и состояния человека?         Весна в этот год задержалась. Потом все вдруг проснулось, зашевелилось, запело,  зашумело, заговорило.         И вот уже разносится многоголосое пение птиц. Поголубело небо, почернели сугробы.  Кое­где из­под снега пробивается прошлогодняя трава. Журчит и сверкает под яркими  лучами солнца ручей. Звенит капель.         Дышится легко. В такое время не хочется сидеть дома.  Задание 2: Выпишите глаголы, образованные по одной словообразовательной модели,  составьте схему этой модели, определите значение словообразующей морфемы.   Вопросы учителя: В каком наклонении стоят глаголы в данном тексте?  Какой способ словообразования наиболее часто используется для образования глаголов в данном тексте? IV. Повторение понятия «морфологические способы словообразования». Работа с учебником:  стр.13, упр.513 (комментируемое письмо) Понаблюдаем! Работа с учебником. Упр.514.  Вопросы учителя: Какой вывод о словообразовании глагола мы можем сделать на  основании выполненного задания?  V. Задание: Оттолкнувшись от высказываний  В. Лопатина и К. Чуковского, запишите своё  мнение о значении русской приставки в словообразовании. (По окончании работы заслушать 2­3 работы) VI. Повторение понятия «омонимия разных частей речи»  Вопрос учителя: Какие слова называются омонимами?  Работа с учебником. Упр.517, 518. VII. Подведение итогов урока.                Задание на дом: Упр.515, 516 . Урок 119. Глагол в составе словообразовательной цепочки и словообразовательного гнезда однокоренных слов Цели урока:  1)  развивать   навык   определения   последовательности     образования   новых   слов   и   место глагола в этой последовательности;  2)   обратить   внимание   на   особенности   всех   способов   образования   глаголов   и словообразовательное значение морфем;  3) воспитывать чуткое отношение к слову и интерес к изучению языка. Оборудование: мультимедийная система, презентация учителя, раздаточный материал. Ход урока I. II. Вводная часть урока.  Повторение. Терминологический диктант с последующей проверкой. (возможна работа у доски двух учеников, которые поочерёдно записывают термины и понятия, затем совместно работа проверяется) ­   самостоятельная   часть   речи   с   общим   лексико­грамматическим   значением   – действие предмета; ­ постоянный морфологический признак, определяющий правописание гласной в окончании глагола; ­   постоянный   морфологический   признак,   указывающий   на   способность   глагола управлять существительным в винительном падеже; ­ постоянный морфологический признак, определяемый с помощью вопроса; ­ форма глагола, не имеющая непостоянных признаков;  ­ непостоянный морфологический признак, указывающий на отношение действия к реальности; ­ вид глагола, не имеющий формы настоящего времени; ­ форма глагола, в которой определяется род; ­ форма глагола, по которой определяется лицо ­ гласные, которые пишутся у глаголов первого спряжения.   Лингвистический анализ  текста (упр.520) III. Вопросы учителя: В каком наклонении стоят глаголы в данном тексте?  Какой способ словообразования наиболее часто используется для образования глаголов в данном тексте? IV. Повторение понятия «синонимы». Работа с учебником:  стр.16, упр.521 (комментируемое письмо) Вопросы учителя: Какой вывод о словообразовании глагола мы можем сделать на  основании выполненного задания?  V. VI.  Актуализация знаний. Работа с учебником. Упр.522.  Самостоятельная работа. Тест.  ВАРИАНТ 1 1. Выпишите из текста бесприставочный глагол, запишите его поморфемно Все пассажиры повскакивали со своих мест. Вскочила и Алиса. Лошадь высунулась из  окна, после чего снова уселась на место и спокойно сказала: – Ничего страшного. Сейчас поезд будет прыгать через ручей. Все сразу успокоились. __________________________________________________ 2. Какой бесприставочный глагол­синоним можно подобрать к данному ряду слов? (Пересказ с английского В.Орла) Отдавать, передавать, вручать, выдавать, представлять, приносить,  ____________________ 3. В каком ряду все глаголы образованы приставочным способом? 1) Принарядиться, присутствовать, приветствовать; 2) сдать, восстановиться, обжигаться; 3) закатиться, занозить, заземлить; 4) подыскать, сыграть, поинтересоваться. 4. В каком ряду все глаголы образованы приставочно­суффиксальным способом? 1) Разбежаться, обезуметь, постукивать; 2) очиститься, участвовать, перевоспитать; 3) переписываться, прибраться, приглашать; 4) соразмерять, примечать, переносить. 5. В какой цепочке нарушена последовательность образования слов? 1) Полоть – выполоть – выпалывать – выпалываться; 2) утихнуть – приутихнуть – тихнуть – тихий; 3) чистый – чистить – расчистить – расчистка; 4) получить – недополучить – недополучать – недополучение. 6. Напишите рассуждение о другой птичке, подражая автору данного текста. К зяблику его имя не подходит совсем. Зяблик – значит, должен зябнуть, мерзнуть. А эта  птичка прилетает к нам одной из первых, когда на улице еще слякоть и нередки морозы и  метели. Зяблик бойко прыгает по совсем еще голым веткам, и никто не видел, что он хоть  немножко мерзнет. (По Ю.Дмитриеву) ВАРИАНТ 2 1. Найдите и выпишите бесприставочный глагол, запишите его поморфемно Но борода растаяла и исчезла, как только Алиса за нее схватилась, и в тот же миг Алиса  очутилась на траве, под деревом, а Комар (потому что именно он разговаривал с Алисой  тоненьким голоском) уселся на ветке у нее над головой и обмахивал Алису своими  крыльями._______________________________________________________________ (Пересказ с английского В.Орла) 2. Какой бесприставочный глагол можно подобрать к данному синонимическому  ряду? Пропадать, провалиться,  сгинуть, улетучиться, след простыл, в воду кануть, был таков ____________________________________. 3. В каком ряду все глаголы образованы приставочным способом? 1) Подобреть, продудеть, оживить; 2) сдублировать, изъездить, воссоединить; 3) пожалеть, отдышаться, вдуматься; 4) запереться, собирать, спилить. 4. В каком ряду все глаголы образованы приставочно­суффиксальным способом? 1) Рассыпаться, отлавливать, истереть; 2) просушиться, посуроветь, присудить; 3) расступиться, обездолить, удлинить; 4) пообедать, засобираться, подыскать. 5. В какой цепочке нарушена последовательность словообразования? 1) Играть – выиграть – выигрыш – выигрышный; 2) бежать – пробежать – пробег – велопробег; 3) варить – выварить – вываривание – вываривать; 4) гореть – догореть – догорать – догорание. 6. Напишите рассуждение о другом растении, предсказывающем погоду, подражая  автору данного текста. Я срываю коленчатый стебель хвоща. На сломе выступила капелька – быть дождю. И вдруг  за высокими кустами на реке что­то зашуршало, зеркальная поверхность омута  запузырилась, посыпал мелкий теплый дождь. (По А.Куликову) VII. Подведение итогов урока.                Задание на дом: Упр.523(устно),524 (письменно) .

5 уроков русского языка по теме "Глагол" в 6 классе по программе С.И. Львовой

5 уроков русского языка по теме "Глагол" в 6 классе по программе С.И. Львовой

5 уроков русского языка по теме "Глагол" в 6 классе по программе С.И. Львовой

5 уроков русского языка по теме "Глагол" в 6 классе по программе С.И. Львовой

5 уроков русского языка по теме "Глагол" в 6 классе по программе С.И. Львовой

5 уроков русского языка по теме "Глагол" в 6 классе по программе С.И. Львовой

5 уроков русского языка по теме "Глагол" в 6 классе по программе С.И. Львовой

5 уроков русского языка по теме "Глагол" в 6 классе по программе С.И. Львовой

5 уроков русского языка по теме "Глагол" в 6 классе по программе С.И. Львовой

5 уроков русского языка по теме "Глагол" в 6 классе по программе С.И. Львовой

5 уроков русского языка по теме "Глагол" в 6 классе по программе С.И. Львовой

5 уроков русского языка по теме "Глагол" в 6 классе по программе С.И. Львовой

5 уроков русского языка по теме "Глагол" в 6 классе по программе С.И. Львовой

5 уроков русского языка по теме "Глагол" в 6 классе по программе С.И. Львовой

5 уроков русского языка по теме "Глагол" в 6 классе по программе С.И. Львовой

5 уроков русского языка по теме "Глагол" в 6 классе по программе С.И. Львовой

5 уроков русского языка по теме "Глагол" в 6 классе по программе С.И. Львовой

5 уроков русского языка по теме "Глагол" в 6 классе по программе С.И. Львовой

5 уроков русского языка по теме "Глагол" в 6 классе по программе С.И. Львовой

5 уроков русского языка по теме "Глагол" в 6 классе по программе С.И. Львовой

5 уроков русского языка по теме "Глагол" в 6 классе по программе С.И. Львовой

5 уроков русского языка по теме "Глагол" в 6 классе по программе С.И. Львовой

5 уроков русского языка по теме "Глагол" в 6 классе по программе С.И. Львовой

5 уроков русского языка по теме "Глагол" в 6 классе по программе С.И. Львовой

5 уроков русского языка по теме "Глагол" в 6 классе по программе С.И. Львовой

5 уроков русского языка по теме "Глагол" в 6 классе по программе С.И. Львовой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2018