Методическая разработка"Использование модульных технологий на уроках русского языка"
Оценка 4.8

Методическая разработка"Использование модульных технологий на уроках русского языка"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
русский язык
6 кл
12.05.2017
Методическая    разработка"Использование модульных технологий на уроках русского языка"
Методическая разработка соответствует методическим требованиям. Подробно рассмотрены особенности модульной технологии и её практическое применение на основе личного опыта работы. Определены цели и задачи использования данной технологии, её положительное влияние на формирование учебных универсальных действий у учащихся. Дан пример заключения об апробации.
Мет разработка.doc
Пояснительная записка…………………………………………………………….. 1.Теоретическая часть 1.1 Концептуальные основы модульной технологии ……………. 1.2 Сущностные характеристики модульной технологии……….. 2. Методическая часть  2.1. Структура модуля……………………………… 2.2. Укрупнённый блок – модуль теоретического материала по теме «Односоставные предложения» ………………………………………………… 2.3. Технологической карты урока.………………………….. 2.4. Применение  опорных  схем по  литературе 3. Заключение…………………………………………………………..  4. Материалы по апробации разработки.  5. Список литературы……………………………………………………………. 6. Приложение Использование модульных технологий  на  уроках русского  языка и литературы. Пояснительная записка Каждый   урок   –   это   художественное   произведение   учителя,   он   должен   иметь   свою индивидуальную  форму, свою композицию, свой эмоциональный рисунок. А это зависит от методической грамотности преподавателя, от его творческих способностей и уровня владения предметом. Мы, учителя, должны сделать нашу школу домом творчества для учителя, домом радости для ученика и домом спокойствия для родителей. Новые образовательные технологии требуют особой организации учебного процесса, при которой богаче и разнообразнее становится контакт учителя с учеником. Потому недостаточно использования   объяснительно­иллюстративного   процесса   обучения,   традиционного   опроса, осуществляемого по формуле: «Прочитал? – Рассказывай!» Путь один – сменить преподавание учением! Как это сделать? Как учить? Поколение обучаемых сегодня совсем иное. В  современных условиях  в  период  возрастания  объёма  информации  и  знаний, накопленных человечеством, учителя   понимают,   что   обучение   подрастающего   поколения   должно     быть         личностно ориентированным.     А     это     значит,     необходимо     учитывать   способности,   потребности, особенности   учащихся.   мотивационным, дифференцированным  и  т.д.     Обучение   должно   быть   развивающим, 1 Главная   идея   образования     ­   развитие   творческих   способностей   личности.   Потому   на службе учителя целый арсенал методик, технологий, а их выбор определяется целями, которые ставит учитель, контингентом обучающихся, условиями образовательной среды. В ряду технологий, используемых мною, стоит модульная технология, её возможности велики:   центральное   место   в   системе   «учитель­ученик»   занимает   учащийся,   а   учитель управляет его учением —  мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует.  Кроме того, использование этой технологии служит реализации педагогики сотрудничества, игровых форм обучения, дифференциации   и индивидуализации обучения. Опыт использования  модульной         технологии  показал,             что модуль  как целевой функциональный  узел объединяет  содержания и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Модульный урок позволяет учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. При этом необходимо чтобы каждый ученик уяснил цель урока, а вместе с этим содержание учебного материала. Хорошо работают при использовании  модульных  технологий методы:  стимуляции и мотивации:  метод убеждения в значимости получаемых знаний;  метод предъявления требований;  метод поощрения;  метод порицания. познавательные игры как метод:  метод создания ситуации успеха;  метод создания ситуации новизны.  Открытие масштабности и грандиозности цифр (ошеломить). методы организации и осуществления учебной деятельности определены как:      логические; перцептивные (словесные, наглядные, практические); гностические (частично поисковый, эвристический). Результаты учебной деятельности выявляются посредством различных методов контроля: устного (индивидуальный, фронтальный, зачёт), письменного (диктанты   с    грамматическими заданиями), ЦОР (онлайн тестирование), метод самоконтроля (оценивают работу соседа по парте или свою и ставят оценки друг другу и себе), В   зависимости   от   целей   урока   избираются   формы   организации   познавательной деятельности. Основные из них: индивидуальная, групповая, парная. Модульная  технология  обучения  позволяет  определить  уровень  усвоения  нового  материала и быстро выявить пробелы в знаниях учащихся. Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии служат:         гарантированное достижения результатов обучения; паритетное отношение учителя и учеников; возможность общения с товарищами; возможность выбора уровня обучения; возможность работы в индивидуальном темпе; раннее предъявление конечных результатов обучения; «мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания. в работе модульные технологии использую системно на уроках русского      языка и  литературы, начиная с 5   класса, изучив особенности и познавательные способности  2 учащихся, корректирую рабочую программу, определяю место блоков­модулей в  тематическом планировании. Принципами модульного обучения являются:    принцип развития обучающимся своей познавательной деятельности (модуль как часть  стержневой учебной информации, осознаваемой им как необходимой); принцип соответствия возможностям и способностям обучающихся; принцип психологической комфортности: создаются благоприятные условия для  учащегося в образовательном процессе за счет ритмичности обучения, дифференциации  обучаемых по уровню знаний, с другой стороны – реально возможна максимальная  самостоятельность в учебе.  1.Теоретическая часть 1.1. Концепция модульной технологии Различают несколько типов модулей: • Познавательные.   При   работе   с   таким   модулем   главной   целью   является   объем информации по изучаемой теме ( этот блок может содержать сведения о новых явлениях и фактах ). • Операционные. Главное здесь – это формирование и развитие способов деятельности (это могут быть практические упражнения и задания по отработке манипуляций). • Смешанные. При таком типе модуля используются элементы первых двух типов. Большинство модулей является смешанными. Организация учебной работы Блок входа – перед каждым модулем необходимо проводить входной контроль знаний и умений – это необходимо для того чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю (актуализация тех опорных знаний умений и навыков, которые необходимы для усвоения   данного   модуля).   Входной   контроль   предполагает   учет   предыдущих междисциплинарных связей (преемственность учебного материала). При обнаружении пробелов в знаниях студентов, необходимо провести соответствующую коррекцию. Информационный   блок   –   изложение   учебного   материала   постановка   проблемы,   на решение   которой   и   направлен   этот   модуль,   системное   представление   структуры   данного модуля.  Изложение   основного  содержания,  данный   блок предполагает  изложение  основных вопросов, раскрытие узловых понятий. Информация может быть предложена студентам в виде опорых схем, конспектов. Методический блок – вариативность способов и путей усвоения содержания обучения, выбор индивидуальных троп – это методическое руководство для достижения дидактических целей. МБ содержит ­ целевую программу действий. Блок   контроля   и   оценки   знаний   –   осуществление   текущего   и   итогового   контроля, обеспечивающего в совокупности циклическое управление на всех его этапах. При   работе   с   любым   модулем   необходимо   осуществлять   текущий   и   промежуточный контроль, с целью выявления пробелов для их устранения непосредственно в ходе, чаще всего это мягкий контроль. Как одна из форм – самоконтроль.  Основной   единицей   учебного   процесса   в   «традиционной   методике»   является  урок   – одновременное   занятие   с   целым   классом,   в   ходе   которого   учитель   сообщает,   передаёт знания,   формирует   умения   и   навыки.   Традиционное   обучение   носит   преимущественно репродуктивный характер. Работа учителя ориентирована, прежде всего, на сообщение знаний и способов действий. 3 Блок   уроков,   как   самостоятельная   единица   учебного   процесса   практически   не просматривается, и напоминает слоеный пирог из уроков изучения нового материала (ИНМ), разбавленных   время   от   времени   уроками   закрепления   (З).   Признаком   окончания   блока выступает   традиционная   заключительная   триада.   Изучение   нового   материала   темы растягивается   порой   на   месяцы,   поэтому   необходимым   становится   уроки   обобщающего повторения (ОП), которые сводятся к опросу по всему изученному материалу или вовсе к пресловутой «подготовке к ..» (контрольной работе, диктанту, сочинению) (Конт.). Последний урок этого блока называется «анализом контрольной работы» или  «работой над ошибками», что не похоже на коррекцию (Кор.)в смысле совершенствования. Схематично все, сказанное выше можно представить так: 1 2 3 4 5 6 7 ИНМ  ИНМ З 8 ОП 9 Кон. 10 Кор. ИНМ ИНМ ИНМ З   Такая   система   не   исключается   и   мной,   но   на   определенных   этапах   обучения   она становится   ограниченной     и   малоэффективной.   К   такому   заключению   пришла   я   вслед   за многими  преподавателями, которые давно начали искать новые формы обучения. Уже в начале 70 – х годов в Элисте Т.М. Эрдниев, а позднее группа исследователей под его руководством, создают концепцию укрупнения дидактических единиц. Очень популярными в области математики были В.Ф. Шаталов, а в области русского языка – С.И. Меженко (мне довелось прослушать цикл лекций последнего). Основная идея этой концепции состоит в том, что   знания   усваиваются   системно,   прочнее   и   быстрее,   если   они   предъявляются   ученику крупным блоком во всей системе внутренних и внешних связей.  Методическая часть 2.1. Структура модуля Сама по себе идея привлекла меня и я начала осторожно делать робкие шаги, пробуя, анализируя, корректируя, отбирая и т.д. И   на   сегодняшний   день   я   имею   собственный   методический   почерк,   т.е.   владею технологией ведения уроков с опорой на модульно­блочные системы. Минимальной единицей учебного процесса в модульно­блочных технологиях является не урок, а цикл уроков или модулей.  Эта   схема   принципиально   отличается   от   предыдущей   (вверху   номера   и   количество уроков):     1      2  ИНМ УО     3  З    4  З    5  З       6  Конт.уст.     7 С.Р.         8 Конт.дикт.     9 Кор. Как надо понимать эту схему? Первый урок  цикла предназначен для изучения нового материала   (ИНМ) с опорой на материальный дежурный комплекс средств обучения. Как правило, на этом уровне учащиеся получают конспект (ОСК – опорная схема­конспект) материала. В кабинете имеется серия ОСК, изготовленная на листах ватмана как по русскому языку, так и по литературе (образцы в Приложении). На основе представленного ОСК объяснение, комментирование ведет учитель. На этом же уроке проводится первичное закрепление:  учащиеся проговаривают фрагменты ОСК, а затем заносят его в личный Справочник  (справочник учащиеся ведут с 5 по 11 класс, образцы в Приложении).  4 Второй урок называется «уроком обобщения» (УО). Чаще всего идет сопоставительная работа,   дети  читают   учебный  материал   параграфа   и  находят  в  каком  фрагменте   блока  он отражен и в каком виде, проговаривают его, глядя в ОСК, а сильные учащиеся без помощи его. На   этом   уровне     последовательно   учащиеся   приводят   собственные   примеры,   а   наиболее вписываются к правилу, какому­либо положению конспекта, вписываются в блок.  Третий урок (а может и 4, и 5, и 6 – это зависит от объема материала в ОМК) отводится под закрепление. Проводится коллективная самостоятельная, индивидуальная и т. д. Работа по текстам   учебника,   карточкам   –   заданиям,   тестами….         И   всегда   в   случае   затруднения, возникновения  вопросов в ходе выполнения  работы учащиеся вновь и вновь обращаются  к ОСК. Такая работа   соответствует принципам теории поэтапного формирования умственных действий. Следующий этап   таковой модульно­блочной технологии – контроль в виде опроса по конспекту.   Сначала   идет   отбор   консультантов   –   наиболее   подготовленные   ученики рассказывают блок учителю и, если получают  «пятёрку», становятся консультантами. Они и оценивают уровень знаний других учеников по этому блоку, т.е. проводиться индивидуальная работа и работа в парах. После этого проводится самостоятельная работа (СР) во время которой   разрешается пользоваться   Справочником.   Такая   работа   по   русскому   языку   всегда   охватывает   и   ранее изученный материал, который также отражен  в Справочнике, что дает возможность повторить то, что ещё непрочно усвоено детьми. И только после этого проводится контрольный диктант и далее коррекция знаний, во время которой часто звучат слова учителя: «Посмотрите в Справочник и найдите ОСК …». Таким образом, путем многократного повторения достигается лучший результат. При   использовании   модульно­блочной   технологии   сокращается   время   для   изучения теоретического   материала   и   высвобождается   для   практической   работы,   что   ведет   к интенсификации процесса. Алгоритм вышеизложенной работы по модульно­блочной технологии можно представить схематично: Модуль  1 2 ИНМ на ОСК УО 3 З 4 З 5 З 6 Конт. ОСК 7 СР 8 Конт. дикт. 9 Кор. А   в   зависимости   от   целей   и   задач   урока,   от   КРУ   (конечного   результата   урока),   от   СУМ (содержание учебного материала) алгоритм работы по модульно­блочной технологии может меняться и становиться обратным.  1 ИНМ З 2 ИНМ З 3 4 5 ИНМ З ИНМ по ОСК КЗт ОСК 6 С.Р. 7 Кд. 8 Кор. Например: ­ работа  на основе ознакомительного параграфа (или несколько по каждому уроку) закрепление  путем выполнения предложенных заданий и упражнений. Закрепление всего изученного и обобщение материала по ОСК; ­ Обобщение на основе ОСК или самостоятельное творческое его составление. ­ ­ Контрольная работа; ­ Коррекция знаний на основе изученного ОСК. 5 Поле   деятельности   и   творчества   учителя   не   ограничены.   Возможны   самые   различные варианты и вариации работы с ОСК по модульно­блочной технологии.  В работе использую ОСК по русскому языку и по литературе. Сегодня в сети Интернет велико разнообразие таблиц, схем­конспектов, кластеров по всем предметам, здесь важно их методическое, логическое и целевое использование! Для составления конспекта урока использую алгоритм составления модульного урока:  Определение места модульного урока в теме.  Формулировка темы урока.  Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.  Подбор необходимого фактического материала.  Отбор методов и форм преподавания и контроля.  Определение способов учебной деятельности учащихся.  Разбивка  учебного  содержания  на  отдельные  логически  завершённые  учебные   элементы и определение цели каждого из них. Учебных элементов (УЭ) не должно быть много, но обязательно следующие:   УЭ­1 — определяет  интегрирующую  цель  по  достижению  результатов обучения. УЭ­2 —включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме,  УЭ­3 6 задания по овладению новым материалам.  УЭ­4­включает выходной контроль знаний,  УЭ­5 ­ подведение итогов занятия (оценка степени достижения цели  урока),  УЭ­6­ выбор домашнего задания  (оно  должно быть  дифференцированным  в  зависимости от   успешности  работы учащегося на уроке),  УЭ­7­рефлексию (оценка себя, своей работы с учётом оценки окружающих). 2.2.Укрупненный блок – модуль теоретического материала по теме «Односоставные  предложения» (8 класс) По наличию главных членов простые предложения делятся двусоставные и односоставные. Грамматическая основа двусоставных простых предложений состоит из двух главных членов –  подлежащего и сказуемого, например: Белая береза под моим окном принакрылась снегом  точно серебром. (С.Есенин.) У односоставных простых предложений грамматическая основа состоит из одного главного  члена – подлежащего или сказуемого. В зависимости от этого они бывают именными и  глагольными. Основные группы односоставных предложений. Простое предложение, состоящее из одного главного члена (и относящихся к нему  второстепенных), называется односоставным. Односоставные предложения делятся на две  основные группы: 1) предложения с одним главным членом – сказуемым (глагольные); 2)  предложения с одним главным членом – подлежащим (именные). Предложения с одним  сказуемым делятся ещё на две группы: 1) личные; 2) безличные. В свою очередь личные  предложения делятся на две группы: 1) определённо­личные; 2) неопределённо­личные и  обобщённо­личные. Особое   место   в   системе   работы   с   использованием   модульных   технологий   занимает составление технологических карт урока. 7 2.3. Технологическая карта урока с использованием модульной технологии. Технологическая  карта — особая  форма  планирования  учебного  материала.  Технологическую  карту  составляет  учитель.  Она  имеет  много  общего  с  обычным  планированием. В ней указывается тема, количество часов на её обучения, цель обучения,  тип урока, форма контроля за качеством усвоения учебного материала и освоение способов  учебной деятельности. Выделяются основные знания, общеучебные и  специальные умения и навыки, формируемые при изучении темы. Пример технологической карты урока русского языка в 5 классе с использованием элементов модульного обучения. (Приложение) 2.4. Применение  опорных  схем по  литературе Применение  опорных  схем по  литературе в  значительной  мере  отличается  от  учебных конспектов и схем по русскому языку по своим целям, содержанию, оформлению.  Опорные  схемы  могут  иметь  фрагментарный,  эпизодический  характер,  охватывать  отдельные  проблемы,  события  произведения.  Но  чаще  всего  их  построение  связано  с  авторским замыслом и построением композиции, психологией раскрытия характера героя,  мотивов его поведения. Например, два круга испытаний Евгения Базарова в романе "Отцы и  дети",  через  которые  можно  раскрыть  особенности  характера,  мировоззрения  героя  и  отношения к нему автора, а, следовательно, понять не только композицию, но и идею романа  И.С. Тургенева. Схемы  по  литературе  должны  помочь  разобраться  в  содержании,  проблематике,  философии  художественного  текста,  ни  в  коем  случае  не  заменяя работы  над  самим  произведением. Таким образом, урок по блочным модульным технологиям становится по­настоящему  обучающим, развивающим и воспитывающим, так как для учителя становится главным не  выявление уровня незнания учащихся, а формирование у них опыта управления собой в ходе  учебной деятельности, в основном самостоятельной. В качестве примера ОСК по литературе можно рассмотреть блок­конспект «Н.В.Гоголь. «Ночь   перед   Рождеством»,   составленный   и   оформленный   ученицей   на   ватмане (метапредметная компетенция!).  8 Лист учета контроля  важен  для   фиксации  учебных  достижений   учащихся,   он  также может быть различным по форме и содержанию. 3. Заключение Деятельность учителя в модульном обучении связана с организацией и управлением  деятельностью учащихся по овладению учебным содержанием, что возможно только в том , если   учащиеся   вооружены   способами   этой   учебной   деятельности:   выделение   объекта   и предмета   обучения,   описания,   объяснения,   классификация   и   т.д.,   Прежде   чем   учить ребёнка на основе модульной технологии, необходимо сначала научить его учиться, научить познавать,   а   далее   в   процессе   обучения   использовать   эти   процессы   для   овладения   новым содержанием.  Таким   образом,   использование   на   уроках   русского   языка   модульной   технологии обучения направлено на достижение следующих целей: √ активизация учебного процесса; √ повышение уровня усвоения изучаемого материала; √ мотивация учения, её самооценка; √ развитие навыков сотрудничества и делового общения. И как ожидаемый результат – это способность и умение учащихся работать творчески, самостоятельно добывать знания, вникать в сущность явлений, осмысливать, анализировать и обобщать их.  Каждый ученик – активный субъект своей собственной деятельности. Позиция ученика – это   позиция   полноценного   субъекта   деятельности,   осуществляющего   самостоятельно   все этапы:   целеполагание,   планирование,   реализацию,   цели   и   анализ   результата.   Происходит динамическое развитие во взаимодействии: учитель – ученик – класс. Функция педагога – от информационно­контролирующей идёт к консультативно–координирующей.  Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. На начальном этапе   можно   использовать   традиционную   систему   с   элементами   модульного   обучения.   В старших   классах   лекционная   система   вполне   сочетается   с   модульной.   Очень   хорошо вписывается в модульное обучение вся система методов, приёмов и форм организации учебно­ познавательной деятельности учащихся. Словом, модули можно использовать в любой системе обучения и тем самым усиливать её качество и эффективность.   4. Материалы по апробации разработки. Заключение по итогам апробации использования модульной технологии на уроках русского языка и литературы в МКОУ Клеповская СОШ  учителем Чабановой Ольгой Михайловной  9 Чабанова Ольга Михайловна в течение многих лет в своей работе использует элементы модульной   технологии.   Учитель   систематически   выступает   на   заседаниях,   семинарах методических   объединений   (школьных   и   окружных),   педсоветах   с   представлением   опыта работы по использованию модульных технологий, давала открытые уроки, на которых учителя могли видеть систему работы с использованием элементов модульной технологии. В  2013 году представила на рассмотрение методического совета школы методическую разработку «Использование модульной технологии на уроках русского языка и литературы» и получила разрешение на проведение апробации модульной технологии в 7 классе. Для того чтобы определить оптимальный набор приёмов и методов, в начале учебного года   в   7   классе   была   проведена   стартовая   диагностика,   анализ   которой   выявил   уровень сформированности универсальных учебных действий (Приложение 1. рис.1) Учителем была  скорректирована рабочая программа по русскому языку, определено место   модулей   в   календарно­тематическом   планировании,   подготовлены   в   электронном варианте опорные схемы­конспекты (блоки), подготовлена техническая база. Методическим советом   школы   была   разработана   система   посещения   уроков   Чабановой   О.М.   с использованием модульной технологии. В течение учебного года Чабанова О.М. проводила уроки с применением модульной технологии,   вела   наблюдение   за   динамикой   познавательной   активности,   за   изменением результатов тестовых, проверочных и контрольных работ. Результаты фиксировались.  Выявлено,   что   использование   различных   элементов   модульной   технологии положительно   влияет   на   сформированность   умений   и   навыков,   учащиеся   демонстрируют хорошие знания теоретического материала, даже «слабые» учащиеся лучше усваивают учебный материал,   проявляют   заинтересованность.   Важным   достижением   использования   модульной технологии стал рост качества знаний и обученности учащихся.  Результативность сформированности УУД за 3 года. В течение трёх лет учитель продолжает обучение   с   использованием   модульной технологии и делает это  успешно, о чём свидетельствуют   итоговые   оценки, результаты   контрольных   работ   и результаты ЕГЭ. Таким образом, апробация использования модульной технологии на уроках учителем Чабановой   О.М.   прошла   успешно,   одобрена   профессиональным   сообществом   МКОУ Клеповская СОШ.   Директор школы                                Илларионова Н.А. 10 5. Список литературы 1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии .­ М.,1998.  2.Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно – модульного обучения. – М., 1996  3. Громкова М.П. Модуль ное структурирование педагогического знания. ­ М., 1992. 4.Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. ­/ Под ред. Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова. 5. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе // Новая школа.­ 1997.­ №5 6. Шибанов В.А. Принципы и правила модульного обучения // Школьные технологии.­ 1995. ­№ 5.­ С.24­36. 6. Приложение 11

Методическая разработка"Использование модульных технологий на уроках русского языка"

Методическая    разработка"Использование модульных технологий на уроках русского языка"

Методическая разработка"Использование модульных технологий на уроках русского языка"

Методическая    разработка"Использование модульных технологий на уроках русского языка"

Методическая разработка"Использование модульных технологий на уроках русского языка"

Методическая    разработка"Использование модульных технологий на уроках русского языка"

Методическая разработка"Использование модульных технологий на уроках русского языка"

Методическая    разработка"Использование модульных технологий на уроках русского языка"

Методическая разработка"Использование модульных технологий на уроках русского языка"

Методическая    разработка"Использование модульных технологий на уроках русского языка"

Методическая разработка"Использование модульных технологий на уроках русского языка"

Методическая    разработка"Использование модульных технологий на уроках русского языка"

Методическая разработка"Использование модульных технологий на уроках русского языка"

Методическая    разработка"Использование модульных технологий на уроках русского языка"

Методическая разработка"Использование модульных технологий на уроках русского языка"

Методическая    разработка"Использование модульных технологий на уроках русского языка"

Методическая разработка"Использование модульных технологий на уроках русского языка"

Методическая    разработка"Использование модульных технологий на уроках русского языка"

Методическая разработка"Использование модульных технологий на уроках русского языка"

Методическая    разработка"Использование модульных технологий на уроках русского языка"

Методическая разработка"Использование модульных технологий на уроках русского языка"

Методическая    разработка"Использование модульных технологий на уроках русского языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2017