Спецификация итоговой контрольной работы
для учащихся 5-х классов, обучаюшихся по ФГОС НОО
Задания контрольной работы позволяют объективно выявить не только наличие у школьников знаний по обществознанию, но и учебные умения на различных уровнях усвоения материала. В работе даны задания базового и повышенного уровней сложности. Они располагаются по принципу нарастания от простых в частиА , к усложнённым в частиВи сложным в части С, требующим развёрнутого ответа.
Часть Асодержит 16 заданий с выбором ответа.
Часть Всостоит из 3 заданий, более сложных, они позволяют проверить умения классифицировать и систематизировать знания, давать краткий ответ.
Часть Ссодержит 1 заданиеповышенной сложности, в котором требуется дать открытый, развёрнутый ответ, это задание содержит условие в виде ситуации или высказывание и вопросы к ним.
Все правильно выполненные задания уровня А оцениваются в 1 балл.
Задания уровня В, с выбором нескольких вариантов ответа, оцениваются в 1-2 балла.Два балла за правильный ответ и 1 балл при наличии одной ошибки.
Критерии оценивания к заданию С1 |
Балл |
Раскрыт смысл понятия, и составлены два предложения содержащие информацию о заданном понятии. |
2 |
Раскрыт смысл понятия, и составлено одно предложение содержащее информацию о заданном понятии, илисмысл понятия раскрыт не полностью, но составлены два предложения |
1 |
Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены, или два предложения составлены без раскрытия смысла понятия, или составлено одно предложение, смысл понятия не раскрыт, или ответ неверный. |
0 |
Максимальное количество баллов |
2 |
За каждую часть задания учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл.
Используется гибкая система оценивания результатов тестирования, при которой ученик имеет право на ошибку:
80-100 % - оценка «5»;
60-79 %- оценка «4»;
40-59 % - оценка «3»;
0-39 % - оценка «2»;
Выполнение разработанных к тексту заданий предполагает использование учениками предметных знаний и умений, сформированных в процессе изучения обществознания. В контрольной работе проверяетсясформированность двух групп УУД: познавательных, регулятивных. Все они прописаны в характеристике заданий итоговой контрольной работы.
Все предлагаемые задания можно разделить на три группы по форме требуемого ответа:
- задания с выбором ответа - ВО;
- задания с кратким ответом (где самостоятельно найденный ответ или вывод требуется записать в краткой форме) - КО;
- задания с развёрнутым ответом (где требуется записать раскрыть смысл понятия и составить предложения, содержащие информацию о заданном понятии) - РО.
Объектом оценки в заданиях выступают предметные умения и универсальные учебные действия.
Время выполнения контрольной работы – 40-45 минут.
Характеристика заданий итоговой контрольной работы.
№ задания |
Раздел/тема курса |
Проверяемые УУД |
Уровень сложности |
Тип задания |
Макс. балл |
|||||
А1 |
Человек. Загадка человека. |
ПВыделять основные существенные особенности объектов. |
Базовый |
ВО |
1 |
|||||
А2
|
Человек. Загадка человека. |
П Соотносить изученные явления с их характерными свойствами |
Базовый |
ВО |
1 |
|||||
А3 |
Человек. Загадка человека. |
П Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Р Сличение результата деятельности с целью |
Базовый |
ВО |
1 |
|||||
А4 |
Человек. Отрочество-особая пора жизни. |
П Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Р Сличение результата деятельности с целью |
Базовый |
ВО |
1 |
|||||
А5 |
Человек. Загадкачеловека. |
П Соотносить изученные явления с их характерными свойствами |
Базовый |
ВО |
1 |
|||||
А6 |
Человек. Загадкачеловека. |
П Соотносить изученные явления с их характерными свойствами |
Базовый |
ВО |
1 |
|||||
А7 |
Семья. Семьяисемейныеотношения. |
П Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Р Сличение результата деятельности с целью |
Базовый |
ВО |
1 |
|||||
А8 |
Семья. Семейное Хозяйство. |
П Соотносить объекты с их характерными особенностями |
Базовый |
ВО |
1 |
|||||
А9 |
Семья. Свободное время. |
П Выделять основные существенные особенности объектов. |
Базовый |
ВО |
1 |
|||||
А10 |
Школа. Образование в жизни человека. |
П Соотносить изученные явления с их характерными свойствами |
Базовый |
ВО |
1 |
|||||
А11 |
Школа. Образование и самообразование.
|
П Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Р Сличение результата деятельности с целью |
Базовый |
ВО |
1 |
|||||
А12 |
Труд.Труд-основа жизни. |
П Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Р Сличение результата деятельности с целью |
Базовый |
ВО |
1 |
|||||
А13 |
Труд.Труд-основа жизни. |
П Соотносить объекты с их характерными особенностями |
Базовый |
ВО |
1 |
|||||
А14 |
Труд.Труд и творчество. |
П Выделять основные существенные особенности объектов. |
Базовый |
ВО |
1 |
|||||
А15 |
Труд.Труд-основа жизни. |
П Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Р Сличение результата деятельности с целью
|
Базовый |
ВО |
1 |
|||||
А16 |
Родина.Наша-Родина Россия. |
П Соотносить объекты с их характерными особенностями |
Базовый |
ВО |
1 |
|||||
В1 |
Человек. Загадкачеловека. |
П Соотносить изученные явления с их характерными свойствами |
Повышенный |
КО |
2 |
|||||
В2 |
Родина.Гражданин России. |
П Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Р Сличение результата деятельности с целью |
Повышенный |
КО |
2 |
|||||
В3 |
Родина.Государственные символы России. |
П Соотносить объекты с их характерными особенностями |
Повышенный |
КО |
2 |
|||||
С1 |
Семья. Родина. |
П Назвать обществоведческий термин. Дать полный развёрнутый ответ. Составить предложения о заданном понятии. Р Рефлектировать используя полученные на уроках знания и умения. |
Повышенный |
РО |
2 |
|||||
20 |
Итого мах.: |
|
24 б. |
|||||||
Анализ контрольной работы по обществознанию.
Дата выполнения: Выполняли работу: 5 учащихся Класс: % выполнения:
В классе: 5 учащихся % качества знаний:
№ |
Ф.И. учащегося |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
В1 |
В2 |
В3 |
С1 |
Балл |
% вып. к/р |
Оценка |
Западающие УУД |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество учащихся, выполнивших задание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
% выполнения задания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество «5» - %
Количество «4» - %
Количество «3» - %
Количество «2» - %
Хорошо усвоенные темы: Плохо усвоенные темы:
Учитель:
Рекомендации по проверке и оценке выполнения заданий работы. 1ВАРИАНТ
№ задания |
Ответ |
Балл |
А1 |
2 - способность к творчеству |
1 |
А2 |
4 - сознание |
1 |
А3 |
2 - верно только б |
1 |
А4 |
1 - верно только а |
1 |
А5 |
1 - способности |
1 |
А6 |
3 - потребность в общении |
1 |
А7 |
3 - верны оба суждения |
1 |
А8 |
4 - оба суждения неверны |
1 |
А9 |
2 - хобби |
1 |
А10 |
2 - общее школьное образование |
1 |
А11 |
3 - верны оба суждения |
1 |
А12 |
1 - верно только а |
1 |
А13 |
4 - меценат |
1 |
А14 |
1 - творчество |
1 |
А15 |
3 - верны оба суждения |
1 |
А16 |
3 - автономная область |
1 |
В1 |
Эмоция |
1 |
В2 |
1-платить налоги, 2-защищать Родину, 5-беречь природу |
1-2 |
В3 |
1-В; 2-Б; 3-А |
1-2 |
С1 |
Семья- социальная группа, основанная на родственных связях. Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, заботой и ответственностью. Семьи могут состоять из представителей нескольких поколений. |
1-2 |
2 ВАРИАНТ
№ задания |
Ответ |
Балл |
А1 |
3 - разум |
1 |
А2 |
4 - оба суждения неверны |
1 |
А3 |
1 - игра |
1 |
А4 |
2 - семья |
1 |
А5 |
2 - экономность |
1 |
А6 |
3 - верны оба суждения |
1 |
А7 |
4 - возможность высказаться всем членам семьи |
1 |
А8 |
1 - верно только а |
1 |
А9 |
1 - занятие, которому человек готов посвятить значительную часть своего свободного времени |
1 |
А10 |
4 - общее школьное образование |
1 |
А11 |
2 - уметь правильно организовать свой труд |
1 |
А12 |
3 - верны оба суждения |
1 |
А13 |
1 - изделия ремесленника, созданные вручную, уникальны, поэтому часто стоят дорого |
1 |
А14 |
2 - верно только б |
1 |
А15 |
3 - верны оба суждения |
1 |
А16 |
4 - правила отношения к людям |
1 |
В1 |
1-герб, 2-гимн, 3-флаг |
1-2 |
В2 |
1-Б; 2-В; 3-А |
1-2 |
В3 |
Потребность |
1 |
С1 |
Федерация- союзное государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования. В состав Российской Федерации в качестве субъектов входят национальные образования- республики, края, области, города федерального значения. Все субъекты Российской Федерации имеют свои символы: гербы, флаги, гимны. Субъекты имеют свои законы, не противоречащие Конституции России. |
|
Итоговая контрольная работа по обществознанию 5 класс. Вариант 1
А1. Что отличает человека от животных?
□ 1) воспитание потомств
□ 2) способность к творчеству
□ 3) объединение в группы
□ 4) использование природных материалов
А2. Понимание человеком того, что он делает, как живет, о чем мечтает:
□ 1) эмоции □ 3) деятельность
□ 2) инстинкт □ 4) сознание
A3. Верно ли, что: а) человек рождается как социальное существо, а развивается как биологическое; б) каждый человек — индивидуальность?
□ 1) верно только а □ 3) верны оба суждения
□ 2) верно только б □ 4) оба суждения неверны
А4. Самостоятельность приносит пользу потому, что: а) учит принимать важные решения и нести за них ответственность; б) позволяет во всем подражать взрослым.
□ 1) верно только а □ 3) верны оба суждения
□ 2) верно только б □4) оба суждения неверны
А5. Индивидуальные особенности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности:
□ 1) способности □ 3) самосознание
□ 2) самооценка □ 4) творчество
А6. К социальным потребностям человека относится:
□ 1) потребность в отдыхе
□ 2) стремление познать окружающий мир
□ 3) потребность в общении
□ 4) необходимость в воде и пище
А7. Верно ли, что: а) главное предназначение семьи состоит в продолжении рода; б) семья в РФ находится под защитой государства?
□ 1) верно только а
□ 2) верно только б
□ 3) верны оба суждения
□ 4) оба суждения неверны
А8. Труд членов семьи — это: а) финансовые ресурсы семьи; б) материальные ресурсы семьи.
□ 1) верно толькоа □ 3) верны оба суждения
□ 2) верно только б □ 4) оба суждения неверны
А9. Длительное увлечение человека чем-либо в свободное время:
□ 1) спорт □ 3) игра
□ 2) хобби □ 4) просмотр телепередач
А10. Обязательным в нашей стране является:
□ 1)начальное образование
□ 2) общее школьное образование
□ 3) среднее профессиональное образование
□ 4) высшее профессиональное образование
А11. Чему учат в школе: а) ставить опыты, наблюдать происходящие процессы; б) уважать людей, честности, доброте?
□ 1) верно
только a □ 3) верны оба суждения
□ 2)
верно
только б □ 4) оба суждения неверны
А12. Верно ли, что: а) груд может приносить человеку материальное и духовное удовлетворение; б) труд может быть бесцельным?
□ 1) верно только а □ 3) верны оба суждения
□ 2) верно только б □ 4) оба суждения неверны
А13. Предприниматель, занимающийся благотворительностью:
□ 1) капиталист □ 3) мизантроп
□ 2) торговец □ 4) меценат
AI4. Создание человеком чего-то нового, ценного для всех:
□ 1) творчество □ 3) учеба
□ 2) труд □ 4) общение
А15. Слагаемыми жизненного успеха являются: а) здоровье и способности человека; б) готовность к умственному труду.
□ 1) верно только а
□ 2) верно только б
□ 3) верны оба суждения
□ 4) оба суждения неверны
А16. Субъектом Российской Федерации является:
□ 1) штат
□ 2) федеральная земля
□ 3) автономная область
□ 4) департамент
В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «сознание». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
1.Эмоция 4. Рассуждение
2.Разум 5. Интеллект
3.Мышление
В2. Найдите в приведенном списке обязанности гражданина.
1.Платить налоги
2.Защищать Родину
3.Посещать театры и музеи
4.Участвовать в митингах и демонстрациях
5.Беречь природу
6.Заниматься благотворительностью
ВЗ. Установите соответствие между понятиями и их определениями.
1. Кодекс
2.
Конс-
3.Мораль |
A.Совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также к окружающей среде.
Б. Основной закон государства.
B. Систематизированный сборник законоположений в какой-либо области права. |
||
|
|||
1 |
2 |
3 |
|
|
|
|
|
С1. Что такое семья? Составьте два предложения, содержащие информацию о понятии «семья»?
Итоговая контрольная работа по обществознанию 5 класс.
Вариант 2.
А1. Способность к интеллектуальной деятельности:
□ 1) инстинкт □ 3) разум
□ 2) речь □ 4) эмоция
А2.Верны
ли следующие суждения: а) умозаключение —
высказывание, содержащее определенную мысль; б) суждение — вывод из нескольких
логически связанных мыслей?
□ 1) верно только а □
3) верны оба суждения
□2) верно только б □ 4) оба суждения неверны
A3.Вид деятельности, мотив которой заключен не столько в ее результатах, сколько в самом процессе:
□ 1) игра □ 3) труд
□ 2) учение □ 4) общение
А4. Социальная группа, основанная на родственных связях:
□ 1) класс □ 3) сословие
□ 2) семья □ 4) нация
А5. Каким качеством должен обладать хозяин дома?
□ 1)
скупость □ 3) расточительность
□ 2) экономность □ 4) жадность
А6. Верны ли следующие суждения о потребностях: а) потребности человека невозможно удовлетворить полностью; б) духовный мир человека формируется в процессе удовлетворения духовных потребностей?
□ 1)
верно только а □ 3) верны
оба суждения
□ 2) верно только б □4) оба
суждения неверны
А7. Для современной семьи характерно:
□1) совместное проживание нескольких поколений
□2) подчинение всех членов семьи старшему по возрасту
□3) разделение обязанностей на мужские и женские
□4) возможность высказаться всем членам семьи
А8. Верны ли следующие суждения о ресурсах семьи: а) труд каждого члена семьи расширяет ее ресурсы; б) материальные ресурсы семьи могут только пополняться?
□ 1) верно только а □
3) верны оба суждения
□ 2) верно только б □
4) оба суждения неверны
А9. Какое из суждений соответствует понятию «хобби»?
□ 1) занятие, которому человек готов посвятить значительную часть своего свободного времени
□ 2) пустое, никому не нужное времяпровождение
□ 3) занятие, приносящее значительный доход семье
□ 4)занятие, которое приходится выполнять, чтобы продолжить семейную традицию
А10. Обязательным в нашей стране является:
□ 1) высшее профессиональное образование
□ 2) среднее профессиональное образование
□ 3) начальное образование
□ 4) общее школьное образование
A11. Что значит уметь учиться?
□ 1) иметь хорошие способности
□ 2) уметь правильно организовать свой труд
□ 3) исправлять оценки в конце каждой четверти
□ 4) делать уроки только по любимым предметам
А12. Верны ли следующие суждения о жизненном успехе:
а) жизненный
успех зависит от здоровья, способностей
и умений человека; б) каждый человек по-своему представляет путь к жизненному
успеху?
□ 1) верно только а □ 3) верны оба суждения
□ 2) верно только б □ 4) оба суждения неверны
А13. Какое суждение о труде ремесленника правильно?
□ 1)изделия ремесленника, созданные вручную, уникальны, поэтому часто дорого стоят
□ 2)в наше время труд ремесленника никому не нужен
□ 3)ремесленные изделия в наши дни можно встретить
только в музее
□ 4)изделия ремесленников похожи друг на друга, так как делаются по шаблону
А14. Верны ли следующие суждения о символах государства: а) государственные символы нашей страны полностью копируют символы европейских государств;
б) в государственных символах
многих стран есть общие
элементы?
□ 1) верно только a □ 3) верны оба суждения
□ 2) верно только б □ 4) оба суждения неверны
А15. Верны ли следующие суждения о понятии «гражданин»: а) настоящий гражданин выполняет обязанности, возложенные на него государством; б) достойный гражданин старается не нарушать моральных принципов?
□ 1) верно только а □ 3) верны оба суждения
□ 2) верно только б □ 4) оба суждения неверны
А16. Золотое правило морали определяет:
□1) материальные возможности семьи □2) права и обязанности человека □3) правила этикета □4) правила отношения к людям
В1. Что из перечисленного является символами государства?
1.Герб 3. Флаг
2.Гимн 4. Ода
В2. Установите соответствие между терминами и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
|
А. Способность человека мыслить, |
1... |
Чувство |
рассуждать и определять свое отно- |
|
|
шение к окружающей жизни
|
|
|
Б. Способность живого существа вос- |
2. |
Эмоция |
принимать внешнее воздействие |
|
|
В. Внутреннее состояние человека, |
|
|
связанное с его настроением в тот |
3 |
Сознание |
или иной момент |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
|
|
|
В3. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «разум». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
1.Мышление 4.Сознание
2.Эрудиция 5. Потребность
3. Интеллект
С1.Что такое федерация? Составьте два предложения, раскрывающие это понятие на примере России.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.