«Начальная школа» — серия книжек — Поможет учить малышей и малышек!
О. Д. Ушакова 466'Ая
НА ВСЕ ПРАВИЛА
РУССКОГО язып
санкт-петербург
2008
Дорогие ребята!
Этот сборник будет полезен вам при работе над закреплением пройденного в школе материала.
Сборник разбит по темам, которые вы изучаете на уроках русского языка.
Каждую тему предваряют основные правила, изложенные в краткой и доступной для вас форме. Затем следуют упражнения. Некоторые из них отмечены знаком — это упражнения повышенной трудности. Если в какой-то момент вы поймёте, что вам одним с ними не справиться, обратитесь за помощью к родителям либо к своему учителю, Пусть они подскажут вам, как выполняется то или иное задание. Кроме того, в конце сборника помещён раздел «Проверь себя!», в котором приведены ответы ко многим упражнениям.
Надеемся, что наш сборник поможет вам освоить все изучаемые в 4-м классе орфограммы, а также значительно пополнить свой словарный запас и расширить кругозор.
Желаем вам только хороших и отличных отметок по всем школьным предметам!
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Однородные члены
|
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения. • На небе сияли звёзды и МеСЯЦ. сияли (чт о?) звёзды и месяц однород. подлежащие • Розы цветут и благоухают. розы (что делают?) цветут и благоухают однород. сказуемые • На землю падают кленовые, дубовые, берёзовые листья. листья (ка к и е?) кленовые, дубовые, 63 ов ы однород. второстеп. члены |
|
Однородные члены предложения связаны между собой союзами и, а, но либо интонацией перечисления. Марина и Оля занимаются теннисом. Вода в реке не холодная, а тёплая Мы шли к победе медленно, но верно. Ромашки, колокольчики, васильки полевые цветы. |
|
|
Упражнение 1. Спиши предложения. Подчеркни в них однородные члены.
1. В лесу росли берёзы, осины, ели, сосны, пихты. 2. Серёжа, Денис и Филипп отправились на тренировку. З. Катя и Надя ныряли и плавали в озере. 4. Малыш не пошёл, а побежал на ледяную горку. 5. Лисички, волнушки, сыроежки, грузди, подберёзовики и подосиновики — съедобные грибы.
Упражнение 2. Спиши текст. Вставь, где это необходимо, пропущенные буквы и запятые. Подчеркни однородные члены в последнем предложении.
КРОТ.
Не любит крот яс...ного СО...нца и свежего ветра. Всю ж...знь он проводит в тёмном и сыром подземел...е. Землю копает туннели строит ч...р-
5
вяков ловит. Даже за сухой тр.. вой для гн...зда наверх не выл...зает а втягивает её за корни прямо из-под земли. И всё-таки хочется ему, наверное, изре...ка на наш белый свет хоть гла...ком взгл...нуть. Высунется крот и рот разинет от уд... вления!
(Н. Сладков)
Упражнение 3*. Прочитай текст. Выпиши из него предложение, которое соответствует следующей схеме:
(к чему?) (куда?)
Появилась у тигрёнка Васьки одна забава: он пристрастился прыгать на деревья.
Напротив дома росло старое, развесистое дерево. На него повесили обрывок войлока и любовались, как ловко Васька его доставал. Войлок висел довольно высоко, раза в полтора выше человеческого роста. Васька припадал к земле, прицеливался и кидался вверх.
(По О. Перовской)
Упражнение 4*. Спиши текст, вставляя пропущенные запятые. Составь схему предпоследнего предложения. Какое это предложение?
Пушка молоком супом мочёным мебом. Наестся, бывало, ёжик заберётся за печку свернётся клубочком и спит. А вечером вылезет и начнёт по комнатам бегать. Всю ночь ПУШОК бегает лапками топает всем спать мешает. Так он у нас в доме больше половины зимы прожил и ни разу на улице не побывал.
(По Г. Скребицкому)
Упражнение 5. Составь и напиши З предложения: первое — с однородными
подлежащими, второе — с однородными сказуемыми, третье — с однородными
второстепенными членами. Разбери по членам последнее предложение и составь его
схему.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Изменение окончаний имён СУЩеСТВИТеЛЬных по вопросам называется изменением по падежам (или склонением).
Имена существительные 1-го склонения имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже:
пена, ЮНОШЕ, тётя, дядя,
Имена существительные 2-го склонения имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -0, -е в именительном падеже: корма, пеньШ, инеЙП, железо, платьЕ.
Имена существительные 3-го склонения имена существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже: сирень) морковьП, рожьШ.
Сводная таблица склонения имён существительных в единственном числе
Склонение имён существительных во множественном числе И. п. (ч т о?) полень@ (кт о?) львицы, лани Р. п. (ч е го?) поленьЦ (ко го?) ЛЬВИЦЕ, лана Д. п. (ч е м у?) поленьђ№] (ко м у?) львица ла— В. п. (ч т о?) поленьД (ко г о?) львица, лана Т. п. (чем?) (кем?) львица— лана П. п. (о чём?) о поленьв (о ко м?) ОЛЬВИЦ@, о ла— |
Во множественном числе имена существительные по склонениям не различаются!
Не различаются по склонениям и так называемые несклоняемые имена существительные. К ним относятся многие слова иностранного происхождения: кашне, кашпо, колье, пальто, хобби. Эти имена существительные не изменяются по падежам и числам:
Эскимо (И. п., ед. ч.) было очень вкусное, Я купила пять эскимо (В. п., мн. ч.).
Упражнение 1 . Запиши в первый столбик имена существительные 1-го склонения, во второй столбик имена существительные 2-го склонения, в третий столбик— имена существительные 3-го склонения, в четвёртый столбик — несклоняемые имена существительные.
Шоссе, листопад, жребий, дерево, кино, ягода, театр, Олеся, степь, медведь, ралли, Миша, картина, ладонь, девочка, метро, песня, концерт, пианино, лиса, ядро, фальшь.
Упражнение 2*. Спиши. Зачеркни в каждом ряду лишнее слово. Почему ты так думаешь?
1. Капелька, капель, бусинка, изюминка.
2. Стёпа, Гриша, Петя, Степан.
З. Люба, Любовь, Любочка, Любаша.
4. Ожерелье, монисто, колье, серебро.
5. Мель, соль, мел, моль.
Упражнение З. Прочитай стихотворение. Выпиши из него выделенные имена существительные и укажи их падеж. Обозначь окончания.
В ЛЕСУ.
Тропинкой тёмною лесною,
Где колокольчики цветут, Под тенью лёгкой и сквозною Меня кустарники ведут.
Здесь полусвет и запах пряный
Сухой листвы, а вдалеке Лес расступается поляной К долине мирной и реке.
(И. Бунин)
Упражнение Прочитай стихотворение польской поэтессы В. Хотомской. Спиши его, заменяя число 100 буквами. Укажи падеж имён существительных в первом предложении.
У про1ООго 100рожа Непро1ООрный дом: Ча1ОО в нём 100ножка Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи1ООтою ног И 100личной ваксой Чистит 100 сапог.
Вме1ОО двух не про 100 Вычистить все 100.
Сразу 1 ООЛЬКО обуви Не носил никто!
У про1ООй 100ножки 100ит по1ООять
И у той 100ножки Опыт перенять!!!
(Перевод Л. Кондратенко)
Упражнение 5. Исправь ошибки в таблице путём вычёркивания слов. Что означает слово мулине?
существительные 1-го склонения |
существительные 2-го склонения |
существи- ТелЬ Нble 3-го склонения |
Несклоняемые имена существи- ТелЬ НЬје |
шоколад мармелад карамель шоколадка помадка |
стекло золото СТёКЛЫШКО стекляшка ал маз |
мышка даль площадь МЫШЬ площадка |
драже мулине дрожь пюре |
Упражнение 6. Прочитай. Чем интересны эти пары имён существительных?
Ночь — ночка, колыбель — колыбелька, морковь—морковка, печь — печка, бровь — бровка, СИНЬ — синька, брошь — брошка, дочь — дочка, ель— ёлка.
Упражнение 7. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.
Укажи склонение, падеж и число имён существитель-
НЫХ.
ТЕАТРАЛЬНЫЙ МОСТ.
Театральный мост переброшен через канал Грибоедова у места соединения канала с р...кой Мойкой. Название моста идёт от построенного в семидесятых г ...дах восемнадцатого века г...
р...дского д...р...вянного театра на Царицыном лугу (Марсово поле). Театр был предназначен в основном для гастр...лирующих иностранных трупп. Следует отметить, что на сцене этого театра состоялась прем...ера комедии Фонвизина Недоросль”. В тысяча семьсот девяносто седьмом г ...ду здание театра было снесено, так как оно М...и-ЮЛО проведению п.. радов на Царицыном лугу.
(К. Горбачевич, Е. Хабло)
Упражнение 8. Спиши предложения. Вставь пропущенные окончания имён существительных. Укажи их падеж.
1. Луна поочерёдно вспыхивает в окн... домов. 2. Еж любит молоко, ловит МЬШјеЙ и лягушек, смело вступает в бой с ядовитой гадюк... З. Росинки дрожат на кончиках листы.. . 4. Дрозды повизгивают от радост... 5. На страж... вершин стоят духи гор.
Упражнение 9. Просклоняй имена существительные кукушка, край, солнце, грань, озёра. Выдели их окончания.
Упражнение 10. Напиши 5 имён существительных 1-го склонения, 5 имён существительных 2-го склонения, 5 имён существительных 3-го склонения и 5 несооНЯеМЫХ имён существительных.
Составь и напиши предложение со словом кофе, употребив его в родительном падеже.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Имена прилагательные, так же как и имена существительные, изменяются по падежам (или склоняются). Имя прилагательное всегда стоит в том же числе, роде и падеже, что и имя существительное, к которому оно относится: белый (снег), белая (скатерть), белое (платье), белые (волосы). Склонение имён прилагательных в единственном числе
|
Склонение имён прилагательных во множественном числе каки е? НИЗКЕ деревяннЕ (домики) Р. п. как и х? низка деревянн@] (домиков) каки м? НИЗЕ (домикам) неодуш. каки е?(домики) одуш. ка к и х? ВЫСОКц красив@ (людей) Т. п. ка к и м и? низк— (домиками) П. п. о как и х? о низка деревяннЕ (домиках) |
Во множественном числе имена прилагательные изменяются только по падежам. По родам они не изменяются!
Упражнение 1 *. Подбери к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные и напиши эти словосочетания.
Укажи род имён прилагательных и выдели их окончания.
Полотенце, мозоль, снег, шампунь, кофе, какао, тюль, книга, лисица.
Слова для справки: чёрный, интересный, махровый, рыжий, сладкий, белый, капроновый, болезненный, травяной.
Упражнение 2. допиши в загадках окончания имён прилагательных и укажи их падеж. Напиији отгадки.
1 . Зверька узнаем мы с тобой По двум прост... приметам: он в шубке сереньк... зимой, А в рыж... шубке — летом.
2. Кто в беретке ярко-красн..., В чёрн... курточке атласн...?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
Упражнение З. Измени имена прилагательные сначала по родам, затем по числам и падежам. См. образец.
ср. р.
о тёмн@]•
Сухой, синий, серебряный, кожаный, молодой, весен н ИЙ.
Упражнение 4*. Подбери по 2 антонима к данным именам прилагательным. Составь и напиши предложение со словом вежливый, употребив его в творительном падеже.
1. Аккуратный
2. Бедный — З. Бестолковый —
4. Вежливый
5. Громкий
Упражнение 5. Прочитай текст. Выпиши из него имена прилагательные вместе с теми именами существительными, к которым они относятся. Укажи род, число и падеж имён прилагательных, выдели их окончания.
Вернувшись с охоты домой, я рассказал Зиночке про тетерева. Рассказал ей и про рябчика. Ещё я высыпал на стол белые, красные и чёрные грибы. Ещё у меня была в кармане кровавая ягода костяника, и голубая черника, и красная брусника. Ещё я принёс с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.
(По М. Пришвину)
Упражнение 6. Сплши стихотворение. Вставь пропущенные окончания. Укажи падеж всех имён существительных и имён прилагательных. Разбери по составу выделенное слово.
Выпорхнула ПТаИЈКа Из невол... тесн...
И взвилась свободно
В вью... поднебесн... .
Встретили подругу
Птицы дружн... хором.
Зазвенела песня
Над дремуч... бором.
(Е. Нечаев)
Упражнение 7. Прочитай предложение. Скажи, правильно ли охарактеризовано выписанное из него имя прилагательное.
Пушистые вербы утонули в тумане.
Пушистые (вербы) — мн. ч., ж. р., И. п.
Упражнение 8. Просклоняй словосочетания алый мак, алое зарево, алая заря, алые паруса. Выдели окончания имён прилагательных. С одним из словосочетаний составь и напиши предложение.
Упражнение 9. Спиши пословицы и поговорки. Вставь пропущенные буквы. В каком числе стоят выделенные имена прилагательные? Как ты понимаешь смысл последней пословицы?
1. Плохие вести не л...жат на мест... .
2. И сырые др...ва загораются. З. Дурные пр...меры заразительны.
4. Долгие пров...ды — лишние слёзы.
5. В ч...жих руках л...моть велик.
Упражнение 10. Охарактеризуй предметы по форме, цвету и вкусу, используя имена прилагательные. Произведи звукобуквенный разбор слова морковь.
Предмет |
Форма |
цвет |
Вкус |
Лимон |
|
|
|
Гранат |
|
|
|
Черника |
|
|
|
Репа |
|
|
|
Морковь |
|
|
|
ГЛАГОЛ
Изменение окончаний глаголов по лицам и числам называется спряжением. Глаголы бывают и ll спряжения. Спряжение глаголов в единственном числе
Спряжение глаголов во множественном числе
|
К глаголам ll спряжения относятся глаголы, которые в неопределённой форме оканчиваются на -ить: любить, заметить (кроме глаголов брить, стелить), а также 1 1 глаголов-исключений: 4 глагола на -ать (гнать, держать, дыикТЬ, слышать) и 7 глаголов на -еть (смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть). Остальные глаголы — на -ать, -ять, -еть, -оть, -уть, -ыть — относятся к глаголам спряжения: беседовать, таять, желтеть, колоть, тонуть, выть + 2 глагола на -ить: брить, стелить.
Глаголы 2-го лица настоящего и будущего
времени в единственном числе имеют окончания -ешь, „ишь: краснеР@Ч,
Глаголы прошедшего времени изменяются по числам (шёл — шли) и в единственном числе — по родам (цвёлЕ] жасмин, цвела вишня, цвело дерево), но не изменяются по лицам.
В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и перед суффиксом -ть в неопределённой форме:
уговаривать уговаривал, развеять —развеял, лл выпросить — выпРОсил.
Упражнение 1 . Запиши в первый столбик глаголы спряжения, во второй столбик — глаголы ll спряжения. Докажи, что ты правильно распределил слова по столбикам.
Адресовать, аукнуть, багрянеть, уколоть, плыть, баловать, белить, стрелять, стелить, услышать, предупредить, предупреждать, укрыть, растаять, задержать, починить.
Упражнение 2. Спиши стихотворение. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни глаголы. Какого они спряже-
Произведи звукобуквенный разбор слова поёшь.
ПТИЧКА.
Птичка лета...т,
Птичка игра...т,
Птичка поет;
Птичка летала, Птичка играла, Птички уж нет!
Где же ты, птичка?
Где ты, певичка?
В дальнем краю
ГНёЗДЫШКО ВЬёШ... ТЫ Там и поёш... ты Песню свою.
(В. Жуковский)
К глаголам ll спряжения относятся глаголы, которые в неопределённой форме оканчиваются на -ить: любить, заметить (кроме глаголов брить, стелить), а также 1 1 глаголов-исключений: 4 глагола на -ать (гнать, держать, дыШЕТЬ, слышать) и 7 глаголов на -еть (смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть). Остальные глаголы — на -ать, -ять, -еть, -оть, -уть, -ыть — относятся к глаголам спряжения: беседовать, таять, желтеть, колоть, тонуть, выть + 2 глагола на -ить: брить, стелить.
Глаголы 2-го лица настоящего и будущего
времени в единственном числе имеют окончания -ешь, -ишь: краснее— покрасДЦ.
Глаголы прошедшего времени изменяются по числам (шёл — шли) и в единственном числе — по родам (цвёлЕ] жасмин, цвела вишня, цвело дерево), но не изменяются по лицам.
В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и перед суффиксом -ть в неопределённой форме:
лл
уговаривать — уговаривал, развеять —развеял, выпросить — выпросил.
Упражнение 1 . Запиши в первый столбик глаголы спряжения, во второй столбик — глаголы ll спряжения. Докажи, что ты правильно распределил слова по столбикам.
Адресовать, аукнуть, багрянеть, уколоть, плыть, баловать, белить, стрелять, стелить, услышать, предупредить, предупреждать, укрыть, растаять, задержать, починить.
Упражнение 2. Спиши стихотворение. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни глаголы. Какого они спряже-
Произведи звукобуквенный разбор слова поёшь.
ПТИЧКА.
Птичка лета...т,
Птичка игра...т,
Птичка поет;
Птичка летала, Птичка играла, Птички уж нет!
Где же ты, птичка?
Где ты, певичка?
В дальнем краю
ГНёЗДЫШКО ВЬёШ... ТЫ; Там и ПОёШ... ты Песню свою.
(В. Жуковский)
Упражнение 3*. Спиши. Зачеркни в каждом ряду лишнее слово. Почему ты так думаешь?
1. Почернел, побелел, покраснел, позеленела, побагровел.
2. Спишь, стриж, стрижёшь, стоишь, свистишь.
З. Замолчать, застынет, задумать, замычать, запеть.
4. Говорит, решит, кричит, стучит, визжит.
5. Падают, смотрят, сверкают, моют, пекут.
Упражнение 4. Напиши по образцу.
Об раз е ц: воробей (что дела е т?) чирикает, прыЛетает-.
1. дождь (что делает?) —
2. Молния (что сделала?) —
З. Гром (что сделал?) —
4. Ветер (что сделает?) —
5. Море (что делало?) —
Упражнение 5. Прочитай скороговорки. ВЫПИИЈИ из них глаголы. Укажи лицо, время и спряжение этих глаголов.
1 . Пришёл Прокоп — кипит укроп, И при Прокопе кипит укроп.
И ушёл Прокоп — кипит укроп, И без Прокопа кипит укроп.
2. Все клёны стали рыжие,
Но ни один не дразнится:
Раз всё равно мы рыжие — Кому какая разница.
Упражнение 6*. Если ты правильно разгадаешь кроссворд, то в выделенном столбце по вертикали прочитаешь название прибора, служащего для определения сторон горизонта.
1 2 з 4
5
6
1 . Общая часть родственных слов.
2. Изменяемая часть слова, служаидая для связи слов в предложении.
З. Часть речи, указывающая на предметы, но не называюидая их.
4. Часть речи, обозначающая признаки предметов.
5. Слово, противоположное по значению другому СЛ ОВУ.
6. Часть слова, стоящая после корня.
Упражнение 7. Спиши пословицы. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни глаголы в будущем времени, укажи их спряжение.
1. Языком масла не собьёш... .
2. Чу...т КОШКа, ч...ё мясо с...ела.
З. В камень стрелять — только стрёлы т...рять.
4. За двумя зайцами погон...шься, ни одного не пойма...шь.
Упражнение 8*. Вспомни и напиши несколько пословиц и поговорок, в которых бы были глаголы в неопределённой форме.
Упражнение 9. Измени глаголы по временам.
наст. ВР. грош. ВР. буд. ВР. буд. ВР.
О б р аз е ц: рычит — рычал — будет рычать, зарычит.
Розовеет, терпит, стелет, считает, звонит, пылает, гладит.
Упражнение 10. Спиши, раскрывая скобки.
1. (На, о)день плащ и возьми с собой зонт, так как на улице начался дождь. 2. Мама попросила меня помочь ей (на, о)деть маленького Ваню. З. Папа (на, о)дел пальто, шляпу, перчатки и вышел из дома. 4. Полина (на, о)дела на братишку комбинезон. 5. Зима (на, о)дела землю пушистым снегом. 6. Деревья (на, о)дели зимние шубы.
МЕСТОИМЕНИЕ
Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они — это личные местоимения. Я, мы — местоимения 1-го лица. Ты, вы — местоимения 2-го лица. Он, она, оно, они — местоимения 3-го лица. У личных местоимений много общего с именами существительными. Например, местоимения 3-го лица единственного числа, так же как и имена существительные, имеют категорию рода (он — м. р., она — ж. р., оно — ср. р.) и числа (он — ед. ч., они — мн. ч.). Кроме того, личные местоимения тоже склоняются.
|
|
|||||||||
|
Личные местоимения, так же как и имена существительные, с предлогами пишутся раздельно: у меня, к вам, между ними. Личные местоимения отвечают на те же вопросы, что и имена существительные. Разница между этими частями речи заключается в том, что имена существительные называют предметы, а местоимения лишь указывают на них. Вдали показались (кт о?) люди. (Кт о?) Они медленно приближались к нам. |
|||||||||
Упражнение 1 . Спиши текст, раскрывая скобки. Подчеркни местоимения с предлогами.
Когда вскипел самовар и мы все (по)шли (в)дом, оленёнок Мишка (по)лез (на)крыльцо вслед (за)нами. Пока пили чай, он ходил (по)комнате и обнюхивал всё, что попадалось ему (на)
глаза. Совал мордочку (в)окна, (под)кровать. Потом (обо)шёл вторую комнату и наконец, выбрав уютное местечко, опустился (на)колени и лёг. Рядом (с)ним (на)полу лежала бумажка. Мишка (за)хватил её губами и принялся жевать.
(По О. Перовской)
Упражнение 2. Прочитай стихотворение. Укажи падеж выделенных местоимений.
СКРИПКА.
Старик на скрипке играет, И слушают дети его; даже Барбос навострился — Стоит и глядит на него.
Всех эта скрипка пленяет;
В ней чудная сила лежит, Хоть и без слов, а так ясно, Так внятно душе говорит.
(С. Фрут)
Упражнение З. СПИИЈИ предложения, заменяя выделенные имена существительные местоимениями. Укажи род и падеж местоимений.
1. Рыбаки ВЫ|ШЛИ в море. Море было тёмное, неспокойное.
2. В вазе стояли розовые бутоны. Бутоны вотвот раскроются.
З. Мы вышли на освещённую солнцем поляну. На поляне росли голубые незабудки и жёлтые лютики.
4. дети расположились на отдых под могучим развесистым дубом. Под дубом они укрылись от палящего солнца.
5. Дедушка рассказал мне, как охотился на тигра. Он охотился на тигра прошлой осенью.
Упражнение 4. Спиши предложения. Подчеркни местоимения, укажи их лицо и число.
1. Скоро мы набрели на ветхую лесную сторожку. 2. Я позвоню тебе вечером. З. Я долго ничего не слышала о нём. 4. Она закрыла лицо руками и заплакала. 5. Он поедет с вами за город.
Упражнение 5. Просклоняй местоимение она. Составь с ним и напиши предложение. Подчеркни в предложении главные члены.
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ
Упражнение 1. Спиши прибаутку. Вставь, где это необходимо, пропущенные буквы. Выдели суффиксы. Как ты думаешь, что означает подчёркнутое слово? Если не знаешь, обратись к разделу «Проверь себя!».
Семеч...ки — Сенеч...ке,
Прянич...ки — Танеч...ке,
...решки — МИКеШКе,
Жамульки — Окульке,
Оладушки — бабушке,
Старич...ку — табач...ку, А Ванюшке-дру...ку
В руч...ньки по пиро...ку.
Упражнение 2. Спиши предложения, вставляя пропущенные окончания имён существительных и имён прилагательных. Укажи склонение и падеж имён существительных, а также род и падеж имён прилагательных.
1 . Озеро было похоже на голуб... блюдечк... с Зеј1ёН... КаёМОЧК... . 2. Заплясала на весёл... ветру голубая речная рябь. З. С отчаян... крякань... взлетели утки. 4. Я сижу под ивов... кустом с узк... красн... листы.. . 5. Когда долго лежишь неподвижно, как будто растворяешься в шиР... зелён... гор и син... неб...
Упражнение З. Разгадай необычный кроссворд. Почему необычный? В каждую строку по горизонтали ты должен вписать слово, которое является отгадкой той или иной загадки. Посмотри, какое слово получится у тебя в выделенном столбце по вертикали.
1 . С утра жужжу — 1
Цветы бужу, 2 Кружу — жу-жу з
И мёд вожу. 4
5
2. В детский сад с бахчи Привезли мячи.
Пбдали к обеду мяч,
Сладкий он и как кумач.
З. Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос.
Я кормлю свиней и белок — Ничего, что плод мой мелок.
4. Её всегда в лесу найдёшь — Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
5. В синем небе голосок
Будто крохотный звонок.
Упражнение 4. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. В каждом предложении подчеркни главные члены. Укажи, какими частями речи выражено подлежащее.
1. Мы ж...ли в деревн... . Перед ...кном у нас был луг. Он весь з...л...тился от множества ЦВ...ТУЩИХ ...дуванчиков. (По М. Пришвину)
2. Строгал Митя пал...чку, строгал да бросил. Она получилась какая-то к...сая, неровная и некр...сивая. (По Е. Пермяку)
З. Мал...нькие Женя и Павлик гуляли во дворе. Они увлечённо лепили сн...говика, к... тались на санках с крутой ледяной горки. Ребята играли в сн...жки и вес...ло смеялись. (По В. Журавлёву)
Упражнение 5. Прочитай текст. Выпиши из него предложение с однородными членами и подчеркни главные члены. Произведи разбор имени существительного
Ь..1НееМ .
Наступила уже настоящая зима. Земля была покрыта белоснежным ковром. Не оставалось ни
одного тёмного пятнышка. Даже голые берёзы, ольхи, ивы и рябины убрались инеем. А ели сделались ещё важнее.
(По Д. Мамину-Сибиряку)
Упражнение 6*. допиши пословицы. Последнюю пословицу разбери по членам предложения.
1. Сколько волка ни корми,
2. Скучен день до вечера, З. Ученье свет, ..
4. Цыплят по осени .
5. Яйца курицу .
Упражнение 7. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Подчеркни побудительные предложения.
БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!
Бережно относитесь ко всему ж...вому (в)природе. Помните, что многие н...секомые опыляют растения и повышают ур...жай. (Не)позволяйте разорять мур...вейники. Мур...вьи, Н...СеЛЯЮЩИе ...дин бол...шоЙ мур...вейник, уничтожают в течение года до ...дного ми(л, лл)иона вредных н...секомых. Все ЦВ...ТНЫе бабочки п...лезны как опылители. (Не)разрешайте л...вить цв...тных бабочек (для)забавы. (Не)льзя (проводить мимо всего, что
губ... т природу, (на)нос.. .т вре. . . народн...му х...зяйству. (По Н. Шаховцеву)
Упражнение 8. Спиши предложения. Разбери их по членам. Составь схему последнего предложения.
1 . В воде плавают пузатые караси и зубастые щуки. 2. В тёмной чаще скрывается рысь. З. С утра ползёт по хлебному полю комбайн. 4. Из зарослей вылез маленький барсук. 5. На небе сиял серебряный месяц.
Упражнение 9. Разбери по составу слова оттепель, интересный, перекрёсток, ненавидит, пожелтели.
Упражнение 10. Спиши. Вставь пропущенные буквы и выдели окончания. Произведи звукобуквенный разбор слов ели, июль.
Ал...й бархат вечере... т,
Горделиво дремл...т ели,
Жажд...т зелень, и июль
Колыбельн...й ласк...й мле...т.
(В. Брюсов)
Упражнение 1 1 . Спиши предложение. Разбери его по членам и составь схему. Разбери все слова в этом предложении как части речи. Бушует лесной пожар.
Упражнение 12. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Укажи спряжение всех глаголов. Разбери по составу слова кувшинчик, расцветает.
Вот уж сне... последн...Й в пол... та...т,
Тёплый пар восход...т от земли, И КУВШ...НЧИК син...й расцвета...т, И з...вут друг друга жур...вли.
(А. К. толстой)
Упражнение 13*. Составь и напиши предложения, которые соответствуют следующим схемам.
какие?
2.
куда?
з. что делали? ЧТО?
КТО? |
4.что сделал?
5.
Упражнение 14. Проспрягай глаголы вышивать, чертить. Выдели их окончания, укажи спряжение.
Упражнение 15. Спиши текст. Раскрой скобки, вставь пропущенные буквы и обозначь орфограммы.
(С)камня (на)камень пробралась белка подальше (от)опасной в...ды, села (у)входа (в)открытую и.јирокую пещеру, (по)т...нула носом. Ры...кой попахивает. (Не)ест она ры...ки, ни сырой, ни жареной. И вкуса в такой пище (не)понимает. Зачем это рыбаки ден... и ноч... напролёт (по)морю рыидут, гадость такую (в)сети ловят! Лучше б ореховые дерев...я с...жали. И (без)опасно, и вкусно.
(Саша Чёрный)
Упражнение 16. Напиши однокоренные слова к имени существительному малина. Выдели в них корень и суффикс.
Упражнение 17. Составь и напиши текст на тему «Моя любимая книга». Разбери по членам одно из предложений и составь его схему.
Упражнение 18. Спиши стихотворение, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни имена прилагательные и укажи их род, число, падеж.
Ст...клянный, редкий и ядрёный,
С в...сёлым шорохом спеша, Пр...мчался дож...ь, и лес з...лёный З.. лих, прохладою дыша.
Вот день. Уж это не впервые:
Прол...ётся — и уйдёт из глаз... Как эти ливни з...л...тые, Пугая, радовали нас.
(И. Бунин)
Упражнение 19*. Спиши. Зачеркни в каждом ряду лишнее слово. Почему ты так думаешь?
1 . Бельгия, Испания, Голландия, Чехия.
2. Роза, розовый, розочка, розарий. З. Свинья, овца, корова, лошадка.
4. Невзлюбил, не любил, не желал, не хотел.
5. Дубовому; ольховому, берёзового, каштановому.
Упражнение 20. Спиши загадки. Подчеркни имена существительные в предложном падеже и выдели их окончания. Напиши отгадки.
1 . Боится зверь ветвей моих, Гнёзд не построит птица в них.
В ветвях — краса и МОЩЬ моя. Скажите быстро: кто же я?
2 Щёки красные, нос белый, В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
З. На пальце одном
Ведёрко вверх дном.
Упражнение 21. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы. Обозначь орфограммы. Какой это текст: текст-повествование, текст-описание или текст-рассуж-
Лисён...к был ростом с мал...нькую кошку. Ноги были довольно сил...ные, но туловлще мал...нькое, Щ...ПЛеНЬКОе, поджарое и очень лё...кое. Шея тоже тонкая-тонкая и только благодаря пуш...стой шерст... казалась довольно круглой. Голова б...льшая, с острым нос...м и торч...щими вверх ушами. В...сёлые, круглые, как пуго...ки, гл...зёнки и п...движный конч...к носа, чёрный и мокрый, ИЈкурка сер...вато-жёлтая с ч.. ль тёмными подпалинами; щёки, идейка и ж...вот были белые.
(По О. Перовской)
Упражнение 22. Прочитай скороговорки. ВЫПИИЈИ из них глаголы настоящего времени с безударными окончаниями. Укажи лицо и спряжение этих глаголов.
1 . На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапкой кошка.
2. В поле полет Фрося просо, Сорняки выносит Фрося.
39
З. Не жалела мама мыла, Мама Милу мылом мыла.
Мила мыло не любила,
Миле в глаз попало мыло.
— Что ты плачешь, наша Мила? — Я выплакиваю мыло.
Упражнение 23. Составь из слов и наПИ|ШИ предложения. Подчеркни местоимения с предлогами.
1. Черныш, за, бежал, пёс, по, мной, пятам
2. ненадолго, мы, с, расстаёмся, вами
З. мне, беспокойтесь, обо, не
4. в, скоро, мы, вам, приедем, гости, к
Упражнение 24*. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова. Как ты ДУМаеИЈЬ, что объединяет все эти слова? Какая орфограмма?
— ЭТО крестьянское селение. — это горящая куча сучьев.
з. — это огородное растение с продолговатым зелёным плодом.
4. — это вечерняя еда.
5. — это сочный плод кустарников и трав.
Упражнение 25. Просклоняй имена существительные ночь, ландыш. Какого они склонения? Обозначь орфограммы.
Упражнение 26*а Спиши слова, вставляя пропущенные буквы. В чём особенность этих имён существительных? Объясни значение выделенных слов. Поставь ударение в последнем слове.
Ш...мпанзе, к...нгуру, к...каду, к...шне, к.,.ноэ, ж...ле, манг..., ж...ЛЮЗи.
РОДНИК.
В глуши лесной, в глуши зелёной,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраги под горой,
Бьёт из камней родник студёный.
Кипит, играет и спешит, Крутясь хрустальными клубами, И под ветвистыми дубами
Стиклом расплавленным бежит.
(И. Бунин)
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
Однородные члены
Упражнение 1 . 1. Берёзы, осины, ели, сосны, пихты. 2. Серёжа, Денис и Филипп. З. Катя и Надя ныряли и плавали. 4. Не пошёл, а побежал. 5. Лисички, волнушки, сыроежки, грузди, подберёзовики и подосиновики.
Упражнение 2. Не любит крот ясного солнца и свежего ветра. Всю жизнь он проводит в тёмном и сыром подземелье. Землю копает, туннели строит, червяков ловит. даже за сухой травой для гнезда наверх не вылезает, а втягивает её за корни прямо из-под земли. И всё-таки хочется ему, наверное, изредка на наш белый свет хоть глазком взглянуть. Высунется крот и рот разинет от удивления!
Упражнение 3*. Васька припадал к земле, прицеливался и кидался вверх.
Упражнение 4*. Наступила зима. Я перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, мочёным хлебом. Наест-
ся, бывало, ёжик, заберётся за печку, свернётся клубочком и спит. А вечером вылезет и начнёт по комнатам бегать. Всю ночь Пушок бегает, лапками топает, всем спать мешает. Так он у нас в доме больше половины зимы прожил и ни разу на улице не побывал.
Всю ночь Пушок бегает, лапками топает, всем спать мешает.
(Это предложение с ОДНОРОДНЫМИ сказуемыми, связанными между собой интонацией перечисления.)
Склонение
Упражнение 1 . Имена существительные 1-го склонения: ягода, Олеся, Миша, картина, девочка, песня, лиса.
Имена существительные 2-го склонения: листопад, жребий, дерево, театр, медведь, концерт, ядро.
Имена существительные 3-го склонения: степь, ладонь, фальшь.
Несклоняемые имена существительные: изоссе, кино, ралли, метро, пианино.
Упражнение 2*. Лишние слова: 1 — капель (сущ. 3-го си.); 2 — Степан (сущ. 2-го со.); З — Любовь (сущ. 3-го со.); 4 — колье (нескл. сущ.); 5 — мел (сущ. 2-го ст.).
Упражнение З. тропинкбђ (Т. п.), под (Т. п.), листвЫ (Р. п.), полянбђ] (Т. п.), к долина (Д. п.) и ре-
Упражнение 4*.
У простого сторожа — Непросторный дом: Часто в нём стоножка
Бродит под столом.
Дорожит стоножка
Чистотою ног И столичной ваксой Чистит сто сапог.
Вместо двух не просто Вычистить все сто.
Сразу столько обуви Не носил никто! У простой стоножки стбит постоять И у той стоножки Опыт перенять!!!
Упражнение 5. Надо вычеркнуть следующие слова: из имён существительных 1-го склонения — шоколад, мармелад, карамель; из имён существительных 2-го склонения — стекляшка; из имён существительных 3-го склонения — мышка, площадка; из НеСКЛОНЯеМЫХ имён существительных — дрожь.
Мулине — кручёные шёлковые нитки для вышивания.
Упражнение 6. Данные пары имён существительных интересны тем, что первое имя существительное в каждой паре — 3-го склонения, а второе имя существительное — 1 -го склонения.
Следует отметить, что на сцене (7-е см., П. п., ед. ч.) этого театра (2-е скл., Р. п., ед. ч.) состоялась премьера (1-е См., И. п., ед. ч.) комедии (7-е см., Р. п., ед. ч.) Фонвизина (2-е скл., Р. п., ед. ч.) „Недоросль”. В тысяча семьсот девяносто седьмом году (2-е скл., П. п., ед. ч.) здание (2-е ст., И. п., ед. ч.) театра (2-е см., Р. п., ед. ч.) было снесено, так как оно меијало проведению (2-е скл., Д. п., ед. ч.) парадов (Р. п., мн. ч.) на Царицыном лугу (2-е скл., П. п., ед. ч.).
Упражнение 8. 1. В окнах п.). 2. С гадюкой (Т. п.). З. Листьев (Р. п.). 4. От радости (Р. п.). 5. На страже (П. п.).
ср. р.
Упражнение 1 *. Махров[ф полотенце, болезненнђђ] мозоль, бел[Бјђ] снег, травянбй] шампунь, чёрн[Бјђј кофе,
ср. р.
сладк@ё] какао, капроновВђ] тюль, интереснбђ] книга, рыжф] лисица.
Упражнение 2. 1. (По) простым (приметам), (в шубке) серенькой, (в) рыжей (шубке) отгадка: белка. 2. (В беретке) ярко-красной, (в) чёрной (курточке) атласной -» отгадка: дятел.
Упражнение 4*. 1. Неопрятный, неряшливый. 2. Богатьй, состоятельный. З. Понятливый, сообразительный. 4. Неучтивый, грубый. 5. Тихий, бесшумный. (У тебя, конечно, могут быть и другие антонимы.)
Упражнение 5. Белз и (мн. ч., В. п.) грибы. Кровава] (ж. р., ед. ч., И. п.) ягода костяника, голуб[ф] (ж. р., ед. ч., И. п.) черника, красная (ж. р., ед. ч., И. п.) брусника. АроматнЧђ] (м. р., ед. ч., В. п.) комочек, сосновђђ] (ж. р., ед. ч., Р. п.) смолы.
Упражнение 6.
Выпорхнула пташка
Из неволи тесной И взвилась свободно
В выси поднебесной.
Встретили подругу
ПТИЦЫ дружным хором.
Зазвенела песня
Над дремучим бором.
Упражнение 7. Пушистые (вербы) — мн. ч., И. п. (Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются. )
Упражнение 8.
мак, зарево, ал а заря, ал ча па руса ал о мака, ал а зарева, зари, парусов
парусам
руса ма ко м, з ар ев о м, зар ёй,
П№усами
П. п. об маке, об ал[фМ] зареве, об албђ] заре, об ал@] парусах
Упражнение 9. 1. Не лежат на месте. 2. Дрова. З. Примеры. 4. Проводы. 5. Чужих, ломоть.
Все выделенные имена прилагательные стоят во множественном числе.
В чужих руках ломоть велик, то есть у другого всё кажется ббльшим, лучшим.
Упражнение 10. Лимон — плод овальной формы, ярко-жёлтого цвета, с кислым вкусом.
Гранат — плод круглой формы, тёмно-красного цвета, с кисло-сладким вкусом.
Черника — ягода круглой формы, чёрно-синего цвета, со сладким вкусом.
Репа — овощ округлой формы, светло-жёлтого цвета, со сладковатым вкусом.
Морковь — овощ продолговатой формы, оранжевого цвета, со сладковатым вкусом.
Моркбвь мор-ковь [маркоф'] согласный, звонкий, мягкий
— гласный, безударный р — согласный, звонкий, твёрдый
— согласный, глухой, твёрдый
— гласный, ударный
— согласный, глухой, мягкий ь — звука не обозначает
7 букв, 6 звуков
Глагол
Спряжение
Упражнение 1 . Глаголы спряжения: адресовать, аукнуть, багрянеть, уколоть, плыть, баловать, стрелять, стелить (исо.), предупреждать, укрыть, растаять.
Глаголы ll спряжения: белить, услышать (ИСО.), предупредить, задержать (исо.), починить.
Упражнение 2.
Птичка летает,
Птичка играет, Птичка поет;
Птичка летала,
Птичка играла, Птички уж нет!
Где же ты, птичка?
Где ты, певичка?
В дальнем краю ГНёЗДЫШКО вьёшь ты;
Там и поёшь ты Песню свою.
Поёшь по-ёшь [ГЕЙ'ОШ]
— согласный, глухой, твёрдый гласный, безударный согласный, звонкий, мягкий — гласный, ударный
— согласный, глухой, твёрдый ь — звука не обозначает
5 букв, 5 звуков
Упражнение 3*. Лишние слова: 1 — позеленеЛД (ж. р.); 2 — стриж (сущ.); З — застынеј] (глаг. 3-го лица буд. ВР.); 4 — решит (глагол отвечает на вопрос что сделает?); 5— смотр[ј] (11 спр.).
Упражнение 4. 1. дождь идёт, льёт, капает. 2. Молния блеснула, сверкнула, ударила. З. Гром загремел, загрохотал, загромыхал. 4. Ветер задует, засвистит, зашумит. 5. Море рокотало, бурлило, пенилось. (У тебя, конечно, могут быть и другие глаголы.)
Упражнение 5. 1. Пришёл (глаголы прош. ВР. по лицам не изменяются, грош. вр., I спр.), кипит (3-е лицо, наст. вр., ll спр.), ушёл (глаголы грош. ВР. по лицам не изменяются, ПРОШ. вр., спр. 2. Стали (глаголы ПРОШ. ВР. по лицам не изменяются, прош. вр., I спр. ), не дразнится (3-е лицо, наст. вр., ll спр.).
Упражнение 6*. 1. Корень. 2. Окончание. З. Местоимение. 4. Прилагательное. 5. Антоним. 6. Суффикс. Слово по вертикали: компас.
Упражнение 7. 1. Не собьёшь (l спр.). 2. Чует, чьё, съела. З. Терять. 4. Погонишься (ll спр.), не поймаеиљ
Упражнение 8*. Например: Либо рыбку съесть, либо на мель сесть. Круглое — катать, плоское — таскаты Как с быком ни биться, а всё молока от него не добиться. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Много спать — добра не видать.
Упражнение 10. 1 . Надень. 2. Одеть. З. Надел. 4. Надела. 5. Одела. 6. Надели.
Личные местоимения и их правописание с предлогами
Упражнение 1 . Пошли в дом, полез на крыльцо вслед за нами, по комнатам, на глаза, в окна, под кровать, обошёл, на колени, рядом с ним на полу, захватил.
Упражнение 2. Его (В. п.), на него (В. п.), в ней
Упражнение З. 1. Оно (ср. р., И. п.). 2. Они (м. р., И. п.). З. На ней (ж. р., П. п.). 4. Под ним (м. р., Т. п.). 5. На него (м. р., В. п.).
Упражнение 4. 1. Мы (1-е лицо, мн. ч.). 2. Я (1-е лицо, ед. ч.), тебе (2-е лицо, ед. ч.). З. Я (1-е лицо, ед. ч.), о нём (3-е лицо, ед. ч.). 4. Она (3-е лицо, ед. ч.).
5. Он (3-е лицо, ед. ч.), с вами (2-е лицо, мн. ч.).
Упражнение 5.
о ней
Упражнение 1 .
Семечки — Сенечке,
Прянички — Танечке,
Орешки — Микешке,
Жамульки — Окульке,
Оладушки — бабушке,
Старичку — табачку,
А Ванюшке-дружку
В рученьки по пирожку.
ЖамУльки — так в старину в Сибири называли пря-
ники, ГОСТИНЦЫ.
для с п ра в ки: прибаУтка — забавная, обычно рифмованная поговорка, вставляемая в речь.
Упражнение 2, 1. На голубое (ср. р., В. п.) блюдечко (2-е скл., В. п.) с зелёной (ж. р., Т. п.) каёмочкой (1-е скл., Т. п.). 2. На весёлом (м. р., П. п.) ветру (2-е СМ., П. п.). З. С отчаянным (ср. р., Т. п.) кряканьем (2-е см., Т. п.). 4. Под ивовым (м. р., Т. п.) кустом (2-е скл., Т. п.) с узкими красными (Т. п.) листьями (Т. п.). 5. В ИЈИРИ (3-е со. , П. п.) зелёных (Р. п.) гор (Р. п.) и синего (ср. р., Р. п.) неба (2-е ст., Р. п.).
Упражнение З. 1. Пчела. 2. Арбуз. З. дуб. 4. Ель. 5. Жаворонок. Слово по вертикали: падеж.
для с п рав к и: бахча — участок, засеянный арбузами, дынями, тыквами; кумач — ярко-красная хлопчатобумажная ткань.
мест. сущ. мест.
Упражнение 4. 1. Мы жили. Был луг. Он золотился.
сущ. мест.
2. Строгал Митя, строгал да бросил. Она получилась.
сущ. сущ. мест. сущ. З. Женя и Павлик гуляли. Они лепили, катались. Ребята играли и смеялись.
Упражнение 5. Даже голые берёзы, ольхи, ивы и рябины убрались инеем.
1. Инеем — сущ (ч е м?).
2. Нач. ф. — иней.
З. М. р., 2-е со.
5. Второстеп. чл.
Упражнение 1. Сколько волка ни корми, он всё в лес смотрит. 2. Скучен день до вечера, коли делать нечего. З. Ученье свет, а неученье тьма. 4. цыплят по осени считают.
кого?
5. Яйца курицу не учат.
Упражнение 7,
БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!
Бережно относитесь ко всему живому в природе. Помните, что многие насекомые опыляют растения и повышают урожай. Не позволяйте разорять муравейники. Муравьи, населяющие один большой муравейник, уничтожают в течение года до одного миллиона вредных насекомых. Все цветные бабочки полезны как опылители. Не разрешайте ловить цветных бабочек для забавы. Нельзя проходить мимо всего, что губит прироДУ, наносит вред народному хозяйству. Упражнение 8. г где ?п х какие? какие?
1. В воде плавают пузатые караси и зубастые щуки.
какой?
2. В тёмной чаще скрывается рысь.
какому? |
по чему? когда?
З. С утра ползёт по хлебному полю комбайн.
откуда? какой?
4. Из зарослей вылез маленький барсук.
какой?
5. На небе сиял серебряный месяц.
какой?
Упражнение 9. ОттепельШ, интереснВђ], пере-
крёстокШ, ненавидб, пожелтелИ.
Упражнение 10.
бархат
Горделиво дремл[фј] ели,
Жаждеј] зелень, и июль
Колыбельнбђ] ласк@]
Ели е-ли [й'эл'и]
— согласный, звонкий, мягкий
— гласный, ударный
— согласный, звонкий, мягкий гласный, безударный
З буквы, 4 звука
ик5ль и-юль [ий'ул'] и — гласный, безударный
[й'] — согласный, звонкий, мягкий гласный, ударный л — согласный, звонкий, мягкий ь — звука не обозначает
4 буквы, 4 звука
какой?
Упражнение 1 1 . Бушует лесной пожар.
какой?
1. Бушует— глаг. (ч т од ел а е т?).
2. Нач. ф. — бушевать, сгр. З. Наст. вр., 3-е лицо, ед. ч.
4. Сказ.
1. Лесной — прил. (к а к о й?).
2. Нач. ф. — лесной. З. М. р., И. п., ед. ч.
4. Второстеп. чл.
1. Пожар — сущ. (ч т о?).
2. Нач. ф. — пожар. З. М. р., 2-е со.
5. Подлеж.
Упражнение 12.
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли, И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
КувшинчикП, расцветай].
Упражнение 13*. Например: 1. Наступили белые ночи. 2. Ученик идёт в школу. З. В вазе стояли лесные, луговые и полевые цветы. 4. Ты сделал уроки? 5. Я люблю зиму.
Упражнение 14. Вышивать (l спр.), чертить (ll спр.). Единственное число
1 -е лицО (я) вышива@, черчу
2-е лицо (ты) вышиваР@, черт—
3-е лицо (она) вышиваРђ, чертђђ
Множественное число
1 -е лицо (мы) вышива[В, черт@
2-е лицо (вы) вышиваФ@,
3-е лицо (они) вышива[фђ, чертђђ
Упражнение 15. С камня на камень, от опасной воды (вбдный), у_входа в открытую (пещеру), потянула (т4нет), рыбкой (рыбный), не ест, не_гюнимает, день, ночь (ж. р.), по_морю, в_сети, деревья, сажали (с5женцы), безопас-
Упражнение 16. Малина, малинина, малинка, малинник, малиновый.
Упражнение 18. Стеклянный, редкий, ядрёный (м. р., ед. ч., И. п.), весёлым (м. р., ед. ч., Т. п.), зелёный (м. р., ед. ч., И. п.), золотые (мн. ч., И. п.).
Упражнение 19*. Лишние слова: 1 — Голландия (слово пишется с двойной согласной); 2 — розовый
(среди родственных имён существительных единственное имя прилагательное); З — корбва (слово с непроверяемой безударной гласной в корне); 4 — невзлюбил (этот глагол без НЕ не употребляется); 5 — берёзов©ф]
Упражнение 20. 1. В (отгадка: олень). 2. В темнотВ, на СОЛНЫШКЕ (отгадка: редис). З. На ГЕЛЬЦВ (отгадка: напёрсток).
Упражнение 21. Лисёнок, маленькую, сильные, щупленькое, лёгкое — легонько, пушистой, шерстј (3-е со. , Д. п.), большая — ббльше, (с) нос[фј] (2-е ст., Т. п.), торчащими, весёлые — вёсело, пуговки — пуговица, глазёнки — глаз, подвижный, кончик, серовато-жёлтая,
чуть, живот.
Это текст-описание.
Упражнение 22. 1. Лбв[ђј] (3-е лицо, Н спр.). 2. Пбла (3-е лицо, I спр. (3-е лицо, ll спр. З. пл5ч[ёЩЫ (2-е лицо, спр.), выплакива@ ( 1-е лицо, спр. ).
Упражнение 24*. 1. Дерёвня. 2. Костёр. З. Огурёц. 4. Ужин. 5. Ягода. (Все эти слова объединяет орфограмма «Непроверяемые безударные гласные в корне сло-
Упражнение 25. Ночь (ж. р.) — 3-го склонения, ландыш (м. р.) — 2-го склонения.
И. п. ночьШ, ландыша
Р. п. ночи, ландыша
Д. п. ночи, ландышу
В. п. ночьШ, ландышД
Т. п. ночьД, ландыша]
П. П. О НОЧИ, О .ГЕНДЫШВ
Упражнение 26*. Шимпанзе, кенгуру, какаду, кашне, каноэ, желе, манго, жалюзй. (Все эти имена существительные относятся к разряду несклоняемых, они не изменяются по падежам и числам.)
Кашне — ИјеЙНЫЙ платок или шарф.
Желё — десерт, приготовляемый из фруктово-ягодных соков, сахара, молока с помощью желатина.
Упражнение 27. (В) оврага (2-е скл., П. п.), стеклбм — СТёКЛЫШКО.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.