7 актуальных вопросов ФГОС

  • pdf
  • 28.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Занятие 1.6. ФГОС. 7 актуальных вопросов.pdf

ФГОС. 7 актуальных вопросов 

 

1.   В чём заключается новизна ФГОС по сравнению со стандартом 2004 г.?

Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый документ для отечественной школы. Мы предлагаем для сравнения двух поколений стандартов (ФГОС и государственные образовательный стандарт 2004 г.) следующую таблицу:

ГОС 2004 г.

ФГОС

Структура

Компоненты:

      Федеральный

      Региональный

      Школьный 

Система требований:

      К структуре основной образовательной программы (ООП)

      К результатам освоения ООП

      К условиям реализации ООП

Основные цели

Освоение обязательного минимума содержания образования 

Достижение результатов: личностных, метапредметных, предметных

Основные направления реализации

      Личностная ориентация Деятельностный характер

      Усиление воспитательного потенциала Формирование ключевых компетенций

      Системно-деятельностный подход

      Формирование универсальных учебных действий (УУД) Обязательное участие в проектной деятельности

Результаты освоения

      Зафиксированы в требованиях к уровню подготовки выпускников как результаты освоения обязательного минимума (исключительно предметные)

      Заданы в деятельностной форме («знать»,

«уметь» и т.д.)

      Служат основой разработки материалов контрольных и экзаменационных работ 

      Представлены в разделе «Требования к результатам освоения ООП» для трёх групп: личностных, метапредметных, предметных

      Дифференцированы по блокам «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться»

      Являются основой не только для оценки учащихся, но и педагогов, образовательных учреждений и системы образования в целом

Итоговая аттестация

Проводится на основе содер-

Подлежат оценке достижение пла-

жания, включённого в обязательный минимум

нируемых  метапредметных и предметных результатов

 

2.   Какие первоочередные задачи необходимо решить образовательному учреждению при введении ФГОС основной школы? Мы рекомендуем прежде всего обратить внимание на решение следующих проблем:

Ø подготовка всего педагогического коллектива к введению ФГОС ООО. Если при переходе на стандарт начальной школы были задействованы одновременно лишь несколько учителей (от 1 до 6), то на ФГОС ООО переходит сразу большое количество педагогов, работающих в 5 классе. Важно, чтобы каждый учитель понимал особенности работы в новых условиях, чтобы коллектив школы действовал согласованно;

Ø изучение условий реализации основной образовательной программы (ООП), прописанных в стандарте, и сравнение их с условиями обучения в ОУ. Необходимо составить перспективную «Дорожную карту» создания условий реализации ООП внутри ОУ: выявить «болевые точки» и спрогнозировать развитие условий;

Ø изучение и выбор УМК, позволяющих в полной мере реализовать в учебном процессе новшества, вводимые ФГОС. Это касается как метода изучения предмета (деятельностный подход, самообучение, участие в проектной деятельности, достижение метапредметных и личностных результатов), так и подходов к оценке (оценка метапредметных результатов, самооценка). Здесь учителю важно отойти от стереотипов (привычный учебник), сделав выбор в пользу учебника-помощника в организации учебной деятельности, получении и отслеживании всех видов результатов;

Ø разработка основной образовательной программы основного общего образования ОУ (ООП). В этот процесс также необходимо включить весь коллектив, так как многие положения данного документа (например, программы формирования УУД и проектной деятельности, система тематических планируемых результатов, система внутришкольной оценки, система условий реализации программы и др.) регламентируют деятельность каждого педагога в ОУ. Именно в ходе разработки ООП нужно согласовать внутри коллектива общие для преподавания всех предметов технологии (методы, приёмы), подходы к оценке; выбрать разумное количество срезовых работ и проектов; разработать критерии и инструментарий оценивания.

3.   Как изменится деятельность учителя при переходе на ФГОС ООО?

Основные изменения в деятельности педагога коснутся следующих направлений:

Ø участие в разработке основной образовательной программы основного общего образования ОУ вместе с другими педагогами ОУ;

Ø изменения в подходе к разработке рабочей программы по предмету[1];

Ø реализация деятельностного подхода на уроках и внеурочных занятиях, построение обучения на принципах развивающего обучения;

Ø обязательное участие обучающихся в проектной деятельности по предмету;

Ø оценка предметных результатов с позиции оценки способности учащегося решать учебно-познавательные и учебнопрактические задачи;

Ø оценка метапредметных результатов освоения программы;

Ø включение учащихся в процесс оценивания через самооценку и взаимооценку.

4.   Каковы основные подходы к разработке основной образовательной программы ОУ?

Основная образовательная программа (далее – ООП) основного общего образования ОУ разрабатывается школой самостоятельно на основе примерной ООП[2] с учётом особенностей образовательного учреждения и региона.

Написание программы не является функцией исключительно администрации ОУ. Локальным актом школы назначается рабочая группа учителей и других педагогических работников по разработке ООП ОУ.

В компетенции ОУ разработать:

Ø систему тематических планируемых результатов на основе итоговых планируемых результатов, представленных в примерной ООП,

Ø программу формирования планируемы результатов междисциплинарных программ, вводимых ОУ,

Ø описание и организацию содержания промежуточной аттестации; итоговой аттестации по предметам, не выносимым на ГИА; оценки проектной деятельности,

Ø инструментарий (или адаптировать) для проведения тематического, текущего контроля всех видов планируемых результатов

(личностных, метапредметных, предметных),

Ø инструментарий для проведения промежуточной аттестации и итоговой аттестации по предметам, не выносимым на ГИА,

Ø инструментарий для итоговой оценки результатов по предметам (курсам), вводимым ОУ,

Ø инструментарий для проведения стартовой диагностики,

Ø модель проведения и инструментарий для оценки деятельности педагогов и школы в целом для организации внутришкольного контроля.

5.   Каким требованиям должна соответствовать рабочая программа по предмету?

Рабочая программа по предмету (курсу) должна иметь следующую структуру:

1) Пояснительная записка, в которой раскрываются:

Ø общая характеристика учебного предмета: вклад изучения данного предмета в развитие ученика, в том числе- формирование у него универсальных учебных действий; 

Ø цели изучения предмета;

Ø система планируемых результатов: личностных предметных, метапредметных;

Ø место предмета в учебном плане ОУ.

2)   Содержание предмета (курса). 

В примерных программах по учебным предметам содержание не разбивается по классам. При разработке рабочей программы учителю необходимо проделать это самостоятельно, в соответствии с последовательностью изучения тем в выбранном УМК.

3)   Тематическое планирование.

В связи с организацией учебного процесса на деятельностной основе тематическое планирование включает в себя не только содержание, но и характеристику видов деятельности учащихся. Рекомендуется оформлять этот раздел в виде таблицы:

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)

Тема 1. Название темы. (кол-во часов)

Содержание (перечисление дидактических единиц)

 

 

 

 

 

 

 

 

4)   Рекомендации по оснащению учебного процесса должны содержать общее описание учебно-методического и материально-технического оснащения кабинета:

Ø учебники и учебные пособия, дополнительная литература;

Ø дидактические материалы;

Ø цифровые образовательные ресурсы;

Ø материально-техническое оснащение: технические средства обучения, приборы и материалы и проч..

6.   Как осуществлять оценку метапредметных результатов учителю-предметнику?

В Примерной основной образовательной программе ОУ для основной школы в п. 1.3.3. даны общие рекомендации по организации оценки метапредметных результатов. В частности  указано, что проверяется (объект оценки), в каких формах и какой должен быть разработан инструментарий в ОУ для мониторинга метапредметных результатов.

Учителю следует обратить внимание на следующие ключевые моменты:

Ø оценка достижения личностных УУД не входит в компетенцию педагога. На основе наблюдения за поведением учащихся и анкетирования возможно лишь оценить некоторые отдельные результаты (ограниченная оценка);

Ø особенности оценки познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД, а также читательской и ИКТ-компетентностей, навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности должны быть отражены в программе формирования УУД, которую разрабатывает коллектив школы;

Ø для оценки сформированности УУД служат промежуточные и итоговые комплексные работы. Материалы для таких работ будут разработаны на федеральном уровне;

Ø в новые УМК по предмету будут включены новые типы заданий: учебно-практические и учебно-познавательные, проверяющие в том числе сформированность УУД школьников.

7.   В чём заключаются новые подходы к оценке результатов образования?

Введение новых стандартов предусматривает значительные изменения в оценочной деятельности учителя.

Стандарт 2004 г., как и предыдущие аналогичные документы, предусматривал контроль исключительно предметных результатов. Объектом контроля являлось содержание обязательного минимума. При этом подразумевалось, что контролируются только знания и умения учащихся.

ФГОС нового поколения декларирует следующие новшества в оценивании:

Ø оцениваются все виды результатов: личностные, метапредметные, предметные. При этом оценка личностных результатов в рамках ОУ возможна только в ограниченной форме, т.е. оцениваются лишь некоторые результаты на основе наблюдения за поведением школьников и анкетирования;

Ø в ходе оценки главный акцент делается на оценивание способности к решению разного рода задач, т.е. диагностируется зона ближайшего развития школьника;

Ø большую роль в оценивании должна играть самооценка и взаимооценка. А это означает, что потребуется разработать критерии оценки и эталоны для организации этого вида деятельности. Кроме того, при проектировании уроков учителю необходимо предусмотреть выделение оценивания в отдельный

этап;

Ø в рамках итоговой аттестации будет проходить защита индивидуального проекта. Поэтому каждый учитель должен освоить технологию проектной деятельности, а также регулярно в рамках изучения предмета организовывать выполнение и защиту проектов разных типов.

Ø на основании оценки достижения все видов планируемых результатов будут оцениваться не только учащиеся, но и педагоги, школа, а также система образования в целом.

 



[1] См. ответ на вопрос №4

[2] М.: «Просвещение», 2011