ФГОС. 7 актуальных вопросов
1. В чём заключается новизна ФГОС по сравнению со стандартом 2004 г.?
Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый документ для отечественной школы. Мы предлагаем для сравнения двух поколений стандартов (ФГОС и государственные образовательный стандарт 2004 г.) следующую таблицу:
ГОС 2004 г. |
ФГОС |
Структура |
|
Компоненты: • Федеральный • Региональный • Школьный |
Система требований: • К структуре основной образовательной программы (ООП) • К результатам освоения ООП • К условиям реализации ООП |
Основные цели |
|
Освоение обязательного минимума содержания образования |
Достижение результатов: личностных, метапредметных, предметных |
Основные направления реализации |
|
• Личностная ориентация Деятельностный характер • Усиление воспитательного потенциала Формирование ключевых компетенций |
• Системно-деятельностный подход • Формирование универсальных учебных действий (УУД) Обязательное участие в проектной деятельности |
Результаты освоения |
|
• Зафиксированы в требованиях к уровню подготовки выпускников как результаты освоения обязательного минимума (исключительно предметные) • Заданы в деятельностной форме («знать», «уметь» и т.д.) • Служат основой разработки материалов контрольных и экзаменационных работ |
• Представлены в разделе «Требования к результатам освоения ООП» для трёх групп: личностных, метапредметных, предметных • Дифференцированы по блокам «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» • Являются основой не только для оценки учащихся, но и педагогов, образовательных учреждений и системы образования в целом |
Итоговая аттестация |
|
Проводится на основе содер- |
Подлежат оценке достижение пла- |
жания, включённого в обязательный минимум |
нируемых метапредметных и предметных результатов |
2. Какие первоочередные задачи необходимо решить образовательному учреждению при введении ФГОС основной школы? Мы рекомендуем прежде всего обратить внимание на решение следующих проблем:
Ø подготовка всего педагогического коллектива к введению ФГОС ООО. Если при переходе на стандарт начальной школы были задействованы одновременно лишь несколько учителей (от 1 до 6), то на ФГОС ООО переходит сразу большое количество педагогов, работающих в 5 классе. Важно, чтобы каждый учитель понимал особенности работы в новых условиях, чтобы коллектив школы действовал согласованно;
Ø изучение условий реализации основной образовательной программы (ООП), прописанных в стандарте, и сравнение их с условиями обучения в ОУ. Необходимо составить перспективную «Дорожную карту» создания условий реализации ООП внутри ОУ: выявить «болевые точки» и спрогнозировать развитие условий;
Ø изучение и выбор УМК, позволяющих в полной мере реализовать в учебном процессе новшества, вводимые ФГОС. Это касается как метода изучения предмета (деятельностный подход, самообучение, участие в проектной деятельности, достижение метапредметных и личностных результатов), так и подходов к оценке (оценка метапредметных результатов, самооценка). Здесь учителю важно отойти от стереотипов (привычный учебник), сделав выбор в пользу учебника-помощника в организации учебной деятельности, получении и отслеживании всех видов результатов;
Ø разработка основной образовательной программы основного общего образования ОУ (ООП). В этот процесс также необходимо включить весь коллектив, так как многие положения данного документа (например, программы формирования УУД и проектной деятельности, система тематических планируемых результатов, система внутришкольной оценки, система условий реализации программы и др.) регламентируют деятельность каждого педагога в ОУ. Именно в ходе разработки ООП нужно согласовать внутри коллектива общие для преподавания всех предметов технологии (методы, приёмы), подходы к оценке; выбрать разумное количество срезовых работ и проектов; разработать критерии и инструментарий оценивания.
3. Как изменится деятельность учителя при переходе на ФГОС ООО?
Основные изменения в деятельности педагога коснутся следующих направлений:
Ø участие в разработке основной образовательной программы основного общего образования ОУ вместе с другими педагогами ОУ;
Ø изменения в подходе к разработке рабочей программы по предмету[1];
Ø реализация деятельностного подхода на уроках и внеурочных занятиях, построение обучения на принципах развивающего обучения;
Ø обязательное участие обучающихся в проектной деятельности по предмету;
Ø оценка предметных результатов с позиции оценки способности учащегося решать учебно-познавательные и учебнопрактические задачи;
Ø оценка метапредметных результатов освоения программы;
Ø включение учащихся в процесс оценивания через самооценку и взаимооценку.
4. Каковы основные подходы к разработке основной образовательной программы ОУ?
Основная образовательная программа (далее – ООП) основного общего образования ОУ разрабатывается школой самостоятельно на основе примерной ООП[2] с учётом особенностей образовательного учреждения и региона.
Написание программы не является функцией исключительно администрации ОУ. Локальным актом школы назначается рабочая группа учителей и других педагогических работников по разработке ООП ОУ.
В компетенции ОУ разработать:
Ø систему тематических планируемых результатов на основе итоговых планируемых результатов, представленных в примерной ООП,
Ø программу формирования планируемы результатов междисциплинарных программ, вводимых ОУ,
Ø описание и организацию содержания промежуточной аттестации; итоговой аттестации по предметам, не выносимым на ГИА; оценки проектной деятельности,
Ø инструментарий (или адаптировать) для проведения тематического, текущего контроля всех видов планируемых результатов
(личностных, метапредметных, предметных),
Ø инструментарий для проведения промежуточной аттестации и итоговой аттестации по предметам, не выносимым на ГИА,
Ø инструментарий для итоговой оценки результатов по предметам (курсам), вводимым ОУ,
Ø инструментарий для проведения стартовой диагностики,
Ø модель проведения и инструментарий для оценки деятельности педагогов и школы в целом для организации внутришкольного контроля.
5. Каким требованиям должна соответствовать рабочая программа по предмету?
Рабочая программа по предмету (курсу) должна иметь следующую структуру:
1) Пояснительная записка, в которой раскрываются:
Ø общая характеристика учебного предмета: вклад изучения данного предмета в развитие ученика, в том числе- формирование у него универсальных учебных действий;
Ø цели изучения предмета;
Ø система планируемых результатов: личностных предметных, метапредметных;
Ø место предмета в учебном плане ОУ.
2) Содержание предмета (курса).
В примерных программах по учебным предметам содержание не разбивается по классам. При разработке рабочей программы учителю необходимо проделать это самостоятельно, в соответствии с последовательностью изучения тем в выбранном УМК.
3) Тематическое планирование.
В связи с организацией учебного процесса на деятельностной основе тематическое планирование включает в себя не только содержание, но и характеристику видов деятельности учащихся. Рекомендуется оформлять этот раздел в виде таблицы:
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) |
Тема 1. Название темы. (кол-во часов) |
|
Содержание (перечисление дидактических единиц) |
|
4) Рекомендации по оснащению учебного процесса должны содержать общее описание учебно-методического и материально-технического оснащения кабинета:
Ø учебники и учебные пособия, дополнительная литература;
Ø дидактические материалы;
Ø цифровые образовательные ресурсы;
Ø материально-техническое оснащение: технические средства обучения, приборы и материалы и проч..
6. Как осуществлять оценку метапредметных результатов учителю-предметнику?
В Примерной основной образовательной программе ОУ для основной школы в п. 1.3.3. даны общие рекомендации по организации оценки метапредметных результатов. В частности указано, что проверяется (объект оценки), в каких формах и какой должен быть разработан инструментарий в ОУ для мониторинга метапредметных результатов.
Учителю следует обратить внимание на следующие ключевые моменты:
Ø оценка достижения личностных УУД не входит в компетенцию педагога. На основе наблюдения за поведением учащихся и анкетирования возможно лишь оценить некоторые отдельные результаты (ограниченная оценка);
Ø особенности оценки познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД, а также читательской и ИКТ-компетентностей, навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности должны быть отражены в программе формирования УУД, которую разрабатывает коллектив школы;
Ø для оценки сформированности УУД служат промежуточные и итоговые комплексные работы. Материалы для таких работ будут разработаны на федеральном уровне;
Ø в новые УМК по предмету будут включены новые типы заданий: учебно-практические и учебно-познавательные, проверяющие в том числе сформированность УУД школьников.
7. В чём заключаются новые подходы к оценке результатов образования?
Введение новых стандартов предусматривает значительные изменения в оценочной деятельности учителя.
Стандарт 2004 г., как и предыдущие аналогичные документы, предусматривал контроль исключительно предметных результатов. Объектом контроля являлось содержание обязательного минимума. При этом подразумевалось, что контролируются только знания и умения учащихся.
ФГОС нового поколения декларирует следующие новшества в оценивании:
Ø оцениваются все виды результатов: личностные, метапредметные, предметные. При этом оценка личностных результатов в рамках ОУ возможна только в ограниченной форме, т.е. оцениваются лишь некоторые результаты на основе наблюдения за поведением школьников и анкетирования;
Ø в ходе оценки главный акцент делается на оценивание способности к решению разного рода задач, т.е. диагностируется зона ближайшего развития школьника;
Ø большую роль в оценивании должна играть самооценка и взаимооценка. А это означает, что потребуется разработать критерии оценки и эталоны для организации этого вида деятельности. Кроме того, при проектировании уроков учителю необходимо предусмотреть выделение оценивания в отдельный
этап;
Ø в рамках итоговой аттестации будет проходить защита индивидуального проекта. Поэтому каждый учитель должен освоить технологию проектной деятельности, а также регулярно в рамках изучения предмета организовывать выполнение и защиту проектов разных типов.
Ø на основании оценки достижения все видов планируемых результатов будут оцениваться не только учащиеся, но и педагоги, школа, а также система образования в целом.
[1] См. ответ на вопрос №4
[2] М.: «Просвещение», 2011
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.