Задачи урока:
сформировать понятие о диффузии в жидкостях, твердых телах и газах;
в целях развития научного мировоззрения учащихся показать роль физического эксперимента и наблюдений в физике;
развивать умения выделять общие признаки явлений.
Тип урока: комбинированный
ТСО: компьютер, экран, проектор
Оборудование на каждую парту:
пробирка с ватой, смоченной нашатырным спиртом (можно спиртом) и закрытые пробкой;
лист бумаги;
сосуды с холодной и горячей водой;
пробирка с кристаллами перманганата калия, закрытая пробкой;
пипетка;
медный купорос.
Повторение
Объясните увеличение объема тела при нагревании с помощью гипотезы о строении вещества.
Все тела состоят из мельчайших частиц, между которыми существуют промежутки. При нагревании тел их размеры увеличиваются в связи с тем, что частицы удаляются друг от друга
Задание № 2
1. На лист бумаги, лежащий на столе, налейте немного холодной воды из сосуда и в середину образовавшейся капли поместите кристаллик марганцовки.
2. Что вы наблюдаете? Объясните происходящее явление с точки зрения молекулярного строения вещества
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДИФФУЗИЯ (лат. diffusio — распространение, растекание, рассеивание)
- это взаимное проникновение молекул одного вещества в межмолекулярные промежутки другого вещества в результате их хаотического движения и столкновений друг с другом.
ЖИДКОСТИ
Частицы в жидкости «упакованы» так, что расстояние между соседними частицами меньше их размеров. Сами частицы могут перемещаться по всему занимаемому жидкостью объему сосуда. Перемешивание жидкостей происходит медленно.
ТВЕРДЫЕ ТЕЛА
В твердых телах расстояния между частицами совсем маленькие. Они такие же, как размеры самих частиц. Проникновение через такие малые промежутки частиц другого вещества крайне затруднено и поэтому происходит очень медленно.
Задание № 3
Проделайте опыт, описанный в задании 2, но на этот раз смочите бумагу горячей водой
В каком случае диффузия происходит быстрее: при выполнении задания 2 или сейчас?
Сделайте вывод, как зависит скорость диффузии от температуры: «Чем выше температура, тем … проходит диффузия»
быстрее
Применение диффузии
Воздух, как известно, представляет собой смесь газов. Однако вследствие диффузии на одной высоте от Земли состав атмосферы оказывается достаточно однородным.
Диффузия играет важную роль в питании растений, переносе питательных веществ, кислорода в организме человека и животных.
Она широко используется в пищевой промышленности при консервировании овощей и фруктов, при засолке огурцов.
Применение диффузии
Диффузия используется при выплавке стали. Для придания стальным деталям прочности их помещают в специальные печи, где, находясь в разогретом состоянии, они насыщаются углеродом. Атомы углерода проникают в поверхностный слой металла и повышают его прочность
С ее помощью изготавливают полупроводниковые приборы
«Вредная» диффузия
Порою диффузия бывает вредным и даже опасным явлением. Природный горючий газ, которым мы пользуемся дома для приготовления пищи, не имеет ни цвета ни запаха, поэтому трудно сразу заметить его утечку. А при утечке за счёт диффузии газ распространяется по всему помещению. Между тем при определённом соотношении газа с воздухом в закрытом помещении образуется смесь, которая может взорваться, например, от зажжённой спички. Газ может вызвать и отравление людей
ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ
Почему чай заваривают горячей, а не холодной водой?
В чем состоит явление диффузии?
Знаете ли вы какой-либо пример диффузии кроме тех, что были приведены на уроке?
Что общего между рисунком с игроками на футбольном поле и явлением диффузии?
Цель: определить при каких температурах, высоких или низких, диффузия происходит быстрее.
Приборы: термометр, часы.
Тела и материалы: 2 стакана; марганцовокислый калий; вода.
Творческая работа по теме«Определение времени прохождения диффузии»
Гипотеза: предполагаем, что при высоких температурах диффузия будет происходить быстрее.
Условия успешного проведения опыта:
Тщательность измерений.
Одинаковые начальные условия (по температуре и количеству воды).
Не производить взбалтывания воды в стаканах.
Порядок выполнения:
Возьмите 2 стакана с водой (200 мл) комнатной температуры.
Определите цену деления термометра и измерьте начальную температуру воды в стаканах.
Опустите в них по одинаковому количеству марганцовокислого калия.
Один стакан поставьте в морозильную камеру холодильника, второй — на батарею.
Отметьте время начала эксперимента.
Определите путем неоднократных измерений, через какое время марганец полностью раствориться в воде в обоих стаканах.
Измеряйте температуру воды через определенные промежутки времени и конечное значение температуры в обоих стаканах.
Фиксирование информации:
Покажите на рисунках, как происходит смешивание молекул в обоих случаях. Красным цветом изобразите молекулы марганца, синим — молекулы воды.
Анализ результатов:
Где вода окрашивается быстрее, в холодильнике или на батарее? Сравните время: сутки, часы, минуты, секунды.
При какой температуре диффузия происходит быстрее?
Что происходит с молекулами вещества при нагревании, как изменяется их скорость?
Опишите и сделайте вывод.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.