Рабочая программа разработана для учащихся среднего звена 7 класса. Планируется развить готовность к повышению своего образовательного уровня, интерес к русскому языку и литературе, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной деятельности. Содержит: пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, содержание курса и календарно-тематическое планирование.
7 фря.docx
Пояснительная записка
Изучение языка, особенно грамматики и синтаксиса, играет очень важную роль в развитии
мышления учащихся, так как сопровождается постоянной аналитикосинтетической работой, в
процессе которой осуществляются мыслительные операции, такие как сравнение, выделение
существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизация материала.
Но, к сожалению, на практике мы сталкиваемся с такой проблемой, как пробелы в знаниях
обучающихся, которая препятствует получению дальнейших полноценных знаний. Поэтому
актуальными являются дополнительно отведённые учебные часы для повторения и закрепления
ранее изученного материала. Для этой цели можно использовать факультатив.
Данный факультативный курс «Пишем без ошибок» (Трудные случаи орфографии) составлен в
соответствии с программой по русскому языку для обучающихся 7х классов.
Рабочая программа факультатива по русскому языку в 7 классе составлена на
основе федерального компонента государственного образовательного стандарта
основного общего образования и программы по русскому языку для
общеобразовательных учреждений для 5-9 классов.
Данный факультатив – это своеобразный учебный курс, в обобщённом виде
включающий в себя всё, чему учащиеся научились на уроках русского языка в
предшествующих классах и чему научатся в 7 классе.
Актуальность введения в школе факультативного курса по русскому языку
определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения
грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для
орфографического тренинга. Данный курс предназначен для обучающихся 7 класса и
рассчитан на 35 часов (1 час в неделю). В основе курса использованы «Правила
русской орфографии и пунктуации».
Известно, то курс русского языка 7 класса вызывает наибольшие трудности у школьников в
усвоении. Школьникам трудна орфография причастий (наличие общих признаков у прилагательных
и причастий и неумение разграничивать их приводят к устойчивым ошибкам в написании Н и НН в
суффиксах причастий и прилагательных), наречий (поскольку написание многих наречий не
подчиняется общим правилам), частиц (так как правильность их написания во многом определяется
умением учеников приводить в систему знания о частях речи; правила написания частиц НЕ и НИ
не отличаются достаточной четкостью) и т.д. В связи с наличием общих признаков у причастий и
деепричастий сложно для восприятия семиклассников обособление причастных и деепричастных
оборотов. Кроме того необходимо учитывать, что темы курса 56 классов («Существительное»,
«Прилагательное», «Глагол») изучаются неоднократно, начиная с начальных классов, а с темами 7
го класса школьники знакомятся впервые и их изучение не повторяется в системе в последующих
классах. Это диктует необходимость постоянного возвращения на уроках к ранее (в этом же году)
изученному с целью обработки умений и навыков, чему будет способствовать и программа
факультативного курса «Пишем без ошибок» (Трудные случаи орфографии).
Программа включает в себя:
теоретический материал;
вопросы и задания практического характера;
задания творческого характера.
Предложенные в рамках факультативного курса занятия содержат
разнообразные практические задания, тесты, темы для исследовательских работ,
материалы для наблюдения, инсценировки, отчеты творческих групп, решение
ситуативных задач, выполнение и защита проекта, презентации, работа с интернет -
продуктами.
Цель факультативного курса:
повышение качества знаний по предмету,
активное стимулирование самоценной образовательной деятельности учащихся.
поэтапная подготовка обучающихся к ОГЭ.
Для реализации цели следует решить следующие задачи:
научить учащихся свободному владению терминологией;
развивать умение применять стандарт знаний в нестандартных и проблемных
ситуациях, при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
развивать навык самостоятельного приобретения знаний;
прививать интерес к предмету, стремление получить дополнительные
сведения по предмету, выходящие за рамки школьного курса;
внедрение ИКТ в обучение.
Курс "Пишем без ошибок" имеет познавательно-практическую направленность и
преследует решение следующих основных задач:
закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-
синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия
написания,
приемы разграничения схожих
написаний);
орфографическая норма,
продолжить формирование навыка относительной орфографической
грамотности;
развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами
словообразовательными,
орфоэпическими,
словарей(орфографическими,
этимологическими).
В курсе представлены все принципы современной русской орфографии
(морфологический,
лексико-синтаксический,
словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими
принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.
Ожидаемые результаты:
традиционный,
фонетический,
овладение общими ЗУН исследовательской деятельности;
умение не только констатировать те или иные языковые явления, но и
объяснять их;
повышение орфографической и пунктуационной грамотности.
овладение навыками решения заданий ОГЭ и ЕГЭ.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
С учетом современных требований к умениям и навыкам усилена практическая
направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует прием
графического объяснения написанного, то есть графическое выражение хода размышлений
учащихся. Использование таких форм работы, как тестирования, перфокарты, различные виды
диктантов, творческого списывания, выборочного списывания. Особое место на занятиях
отводится составлению связного рассказа на лингвистическую тему (составить связный рассказ о
роли причастия в словосочетании; о правиле написания Н, НН в суффиксах полных страдательных
причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов, и т.д.). Учить учащихся давать аргументированную оценку ответа товарища, что воспитывает и уважительное
отношение к одноклассникам. Расширять словарный запас учащихся – тоже задача курса.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Лекция, практикумы, работа со словарями, библиотечный час, деловая игра, тестирование.
Приемы, формы и методы работы определяются задачами курса и его содержанием. Так как
прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании по
орфографическому и пунктуационному правилу, оптимальном сочетании индивидуальной,
групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении правописания и овладении
культурой речи, то возрастает роль взаимо и самообучения школьников. Этому способствуют
такие активные формы работы, как практикумы, семинары, коллоквиумы, зачеты. Творческие
способности учащихся развиваются при решении и составлении лингвистических задач, понимании
чужого текста, создании собственных высказываний, построений таблиц и схем. При этом
максимально учитываются интересы учащихся, возможности и способности их, индивидуальный
темп продвижения. Материал для упражнений подобран с учетом ранее изученного, но обогащен и
усложнен в понятийном отношении, расширена тематика, повышен уровень сложности
используемых текстов.
ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных
сообщений и высказываний.
При оценивании письменных работ используется нормативные документы: «Оценка знаний,
умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы оценки знаний,
умений и навыков учащихся».
На заключительном занятии подводятся итоги изучения факультативного курса.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения факультативного курса обучающиеся должны
знать:
правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических,
словообразовательно-грамматических написаний;
условия, от которых зависит написание;
норму, действующую при данных условиях;
последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
приёмы разграничения схожих написаний.
уметь:
правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и
традиционным принципами написания;
правильно писать сложные слова;
правильно писать не с разными частями речи;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях
существительных;
прилагательных;
правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и
отглагольных прилагательных;
правильно писать слова с орфограммами в приставках и суффиксах наречий;
отличать служебные части речи.
Учебно-методическое обеспечение программы
1.Русский язык: Учеб.для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов,
Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.-25-е изд.-М.: Просвещение, 2010. 2.Тесты по русскому языку:7 кл.: К учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык 7
класс»/И.В. Текучева.
3.Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 6 класс.
4.Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс.
5.Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 6 класс Русский
язык. Основная школа. /В.И. Капинос, М.Н. Махонина, Л.Н. Пучкова.
6.Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 7 класс Русский
язык. Основная школа. /В.И. Капинос, М.Н. Махонина, Л.Н. Пучкова.
Список литературы
1.
Газова Е.Ю. и др. Материалы к урокам русского языка и конспекты отдельных занятий в 59 классах
(основы культуры речи, развитие связной речи). Волгоград: Учитель, 2003.
2. Новикова Л.И., Грибанская Е.Э. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс.М.:
Издательство «Экзамен»,2005.
3. Позднякова А.А. Дидактические материалы по русскому языку: 7 кл.: к учебнику М.Т. Баранова и др.
«Русский язык. 7 класс».М.: Экзамен,2008.
4.
Розенталь Д.Э. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб.пособ. М.:
Дрофа, 1997.
5. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. СПб.: Издательский Дом «Литера»,
2006.
6. Интернетматериалы
Литература для учителя и учащихся:
1. П.А.Лекант «Школьный справочник по русскому языку», М., «Русское слово»,
2004 год;
2. Л.Л.Касаткин, П.А.Лекант «Современный русский язык» Словарь – справочник,
М., «Просвещение», 2005 год;
3. М.Т.Баранов «Школьный словарь образования слов русского языка», М.,
«Просвещение», 2005 год; 4. В.В.Одинцов и другие. «Школьный словарь иностранных слов», М.,
«Просвещение», 2006 год;
5. П.А.Лекант, В.В.Леденёва «Школьный орфоэпический словарь русского языка»,
М., «Просвещение», 2006 год;
6. М.Р.Львов «Школьный словарь антонимов русского языка», М., «Просвещение»,
2006 год;
7. А.А.Семенюк, М.А.Матюшина «Школьный толковый словарь русского языка», М.,
«Просвещение», 2006 год;
8. З.Е.Александрова «Словарь синонимов русского языка», М., «Русский язык.
Медиа.», 2006 год;
9. Н.М.Шанский «Школьный фразеологический словарь русского языка», М.,
«Дрофа», 2006 год;
19.«Тесты по русскому языку. 5 – 7 класс», М., «Дрофа», 2001 год.
Тематическое содержание курса
№ п/п
Тема
Колво часов
Повторение изученного в 56 классах (6 часов)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Язык и речь. Дорога к письменности.
Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы.
Фонетика. Звуки и буквы. Орфография.
Орфоэпия.
Морфемика и орфография.
Морфология и орфография. Глагол.
Причастие (7 часов)
Причастие.
Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий.
Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных
прилагательных.
Краткие причастия и их правописание.
Обобщение. Н и НН в прилагательных и причастиях.
НЕ с причастиями.
Склонение причастий. Причастный оборот. Обособление причастного
оборота.
Деепричастие (2 часа)
14
Деепричастие. Деепричастный оборот.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
НЕ с деепричастиями.
Наречие (7 часов)
Наречие.
Правописание наречий.
Правописание приставок и суффиксов наречий.
НЕ с наречиями.
Правописание наречий. Отличие наречий от других частей речи.
Обобщение. Наречие.
Развитие речи. Структура написания сочинения, изложения.
Служебные части речи (6 часов)
Предлог как часть речи.
Правописание производных предлогов.
Союзы.
Сочинительные и подчинительные союзы, их правописание.
Слитное и раздельное написание союзов.
Частицы. Раздельное и дефисное написание частиц.
Орфография, морфемика, морфология (7 часов)
Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Корни с чередованием. Беглые гласные.
Орфограммы в приставках.
Правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов.
Орфограммы в суффиксах.
НЕ с разными частями речи.
Итоговое занятие.
ИТОГО: 35 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7 класс факультативный курс «Пишем без ошибок»
7 класс факультативный курс «Пишем без ошибок»
7 класс факультативный курс «Пишем без ошибок»
7 класс факультативный курс «Пишем без ошибок»
7 класс факультативный курс «Пишем без ошибок»
7 класс факультативный курс «Пишем без ошибок»
7 класс факультативный курс «Пишем без ошибок»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.