«85 лет Краснодарскому краю: история и современность»
Оценка 4.9

«85 лет Краснодарскому краю: история и современность»

Оценка 4.9
doc
05.12.2022
«85 лет Краснодарскому краю: история и современность»
Методическая разработка Всекубанского урока 85 лет Краснодарскому краю история и современность.doc


 

 

 

 

Методическая разработка Всекубанского урока

«85 лет Краснодарскому краю: история и современность»

Описание: http://doc4web.ru/uploads/files/52/51581/hello_html_m412788eb.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала учитель физической культуры: Харечко Елена Константиновна

 

 

2022 г.

 

Цель:

1. Воспитание любви к родному краю.

2. Развитие познавательного интереса, речи учащихся.

3. Расширение кругозора.

4. Развитие мыслительных способностей, памяти, внимания школьников.

Задачи:

1.Обобщить знания по истории Кубани.

2.Развивать любознательность, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

3.Воспитывать любовь к родному краю, к его истории, к умению гордиться и наследовать добрые традиции

Ход урока

1.     Организационный момент.

Учитель:

Даль степей сквозная,

Гор размах орлиный –

Сторона родная,

Край наш тополиный!

Ты весной чудесен,

Летом щедр, как в сказке,

Край хлебов и песен –

Край наш  Краснодарский

 

Учитель:  Ребята, наш Всекубанский урок  посвящён замечательному юбилею – 85–летию нашего края, его истории и современности.  Еще в 1792 году в «Ведомости о положении Тамани и Кубанской земли» было написано: «Земля…так способна, что для поселения, хлебопашества, скотоводства, сенокосов, рыбных ловлей и к протчему лучшей быть не можно, да и лесов по-над Кубанью много, и воды добрые»

 

 

Из истории земли Кубанской

30 июня 1792 года Екатерина II подписала грамоту о пожаловании казачьему войску «в вечное владение стоящий в области Таврический остров Фанагория со всею землёю, лежащею по правую сторону реки Кубани от устья ее к Усть-Лабинскому редуту…чтобы с одной стороны река Кубань, а с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли». В обязанность войску вменялись «бдение и стража пограничная».

Решили тогда черноморские казаки воздвигнуть и главный город в честь великой Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, построить в нем войсковое правительство и 40 куреней…

Так начал жить и развиваться войсковой град Екатеринодар в обширном регионе на юге России, началось экономическое освоение присоединенных территорий. Новые поселенцы в первые годы жизни на Кубани остро нуждались в хлебе и промышленных товарах. Екатеринодар стал центром оживленного товарного обмена. Ярмарки привлекали местное казачье население, закубанских адыгов.

К 1862 году на берегу Кубани было шесть меновых дворов. И шапсуги считали для себя более выгодным вести торговлю с Россией, «нежели с турецкою державою», так как от России могут получить все нужное через вымен леса, хлеба, рогатого скота…и всякий останется доволен. Шапсуги желают «мирного и любовного с Россией условия…без всякой обиды».

Теперь бескрайняя кубанская степь изменилась, она освоена, превращена в хозяйственные ландшафты. Здесь теплый влажный воздух пахнет земляникой, скошенной просушенной травой, а спелый шум хлебов на утреннем рассвете всего милее нам.

  Ребята, скажите, люди каких национальностей проживают на территории Краснодарского края?

/Дети отвечают/

Учитель:

Древняя кубанская земля изумительна…

Название горы Фишт переводится с адыгейского как «белая голова», «седоглавый», «белая изморозь». В местных легендах Фишт часто упоминается как имя богатого князя.

С горой Фишт связана легенда о Прометее. Она рассказывает о том, как Прометей, вопреки запретам Зевса, помог добыть людям огонь, который согревал, лечил, помогал в изготовлении оружия и приготовлении пищи. За это Зевс наказал непокорного Прометея, приковав его к скальной западной стене горы Фишт. Прометей не был сломлен даже после того, как гигантский орел рвал на части его печень. Тогда разгневанный Зевс метнул в Прометея свою огненную стрелу. Гора, к которой был прикован Прометей, разрушилась и разделилась на две половины. Остались лишь красные пятна на стене – следы крови стойкого Прометея. Результатом такого разделения горы стал огромный провал в гребне Фишта и Пшехо-Су. Шум двух водопадов в скальном разломе – это незамолкающие стоны титана. Отлетающие от скал брызги водопадов – горькие слезы героя, напоминающие нам о его муках.

 

Города Кубани

Анапа – один из самых солнечных курортов Черноморского побережья. Анапа – детская здравница

Сочи – жемчужина курортов России. Прекрасный климат, чистое море, свежий морской воздух, пышная субтропическая растительность…

5 июля 2007 года Сочи получил право стать столицей Зимних Олимпийских игр 2014 года.( слайды 23-27)

Краснодар – административный центр Краснодарского края. Сегодня это культурная столица юга России

 

  Учитель:

Думаю, ребята, каждый из вас с гордостью произнесёт такую фразу: «Я - житель Кубани!».

Земля Кубанская… На многие километры раскинула она свои просторы. Поражают своей бескрайностью ее поля, разрезанные широкими лентами шоссейных дорог. Чаруют своей красотой вершины кавказских гор. Радуют глаз лесные массивы и цветущие субальпийские луга на горных склонах. Нигде в России нет такого изобилия разнообразных природных ландшафтов. На протяжении тысячелетий хранят свои тайны древние мегалитические сооружения – дольмены. На заре нашей эры по земле этой пронес пламя новой веры Андрей Первозванный. Она помнит топот половецких коней, набеги скифов и нашествие татаро-монгольских орд. Здесь каждый уголок отмечен печатью истории и уникален красотой своей природы. Настоящий музей под открытым небом – Кубанская земля влечет к себе взыскательного путешественника.

О жизни, ее вечном движении высоко в небесах поет свою радостную песнь жаворонок, солнце проливает на землю яркий играющий луч, а Земля… В ней столько очарования, дивной красоты, грации, живой игры, высочайшей гармонии, согласия во всем…

Природа полна поэзии…

         Люди, которые переселялись на  Кубань, принесли с собой свои обряды, обычаи, говор. Селились здесь и выходцы из Украины и представители других народностей.

Культура и обычаи этих народов переплетались и взаимно дополняли друг друга.

Это были не украинские или русские обряды, обычаи и язык, а образовался совершенно особый кубанский говор и быт, совершенно особые культурные традиции.

На Кубани существуют богатые устные народные традиции. В станицах нашего края сохранилось немало интересных обрядов. Чаще всего  эти обряды связаны с временами года,  крестьянским трудом и культом урожая. Они передаются от старших к  младшим, от родителей к детям, от дедов к внукам. В них отразились уклад жизни и традиции нашего народа, его душа, доброта, щедрость, любовь к труду, к Земле-кормилице.

Нетерпимые к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете дней и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей.

Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписанные казачьи домашние законы: уважительное отношение к старшим, безмерное почитание гостя, уважение к женщине (матери, сестре, жене).Казак не может считать себя казаком, если не знает и не  соблюдает традиции и обычаи казаков. 

 

1.1.     Рождение ребенка

 

Казаки ценили семейную жизнь и к женатым относились  с большим уважением, и только постоянные военные походы заставляли их быть холостыми. Развратников холостые казаки в своей среде не терпели, наказывались развратники смертью. Рожденного младенца холостые казаки (принявшие обет безбрачия) нянчили все, и, когда у него появлялся первый зубок, все непременно приходили смотреть его и восторгам  этих закаленных в боях воинов не было конца.

       Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа. Новорожденному  все родные и друзья отца  приносили в дар на зубок ружье, патроны, порох, пули, лук и  стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем. По истечению сорока дней после того, как мать, взяв очистительную молитву, возвращалась домой, отец надевал на ребенка портупею от шашки, придерживая шашку в своей руке, сажал на коня и потом  возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком. Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану- воину. Первыми словами малютки были «но» и «пу» - понукать лошадь и стрелять. Военные игры за городом и стрельба в цель были любимыми занятиями молодежи в свободное время. Эти  упражнения развивали меткость в стрельбе, многие из казаков могли на значительном расстоянии выбить пулей монету, зажатую между пальцев.Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в 5 лет скакали по степи.

В поверьях казаков существовали и заговоренные места, которые могли быть реальными и вымышленными. В таких местах можно было вылечиться от телесных и духовных недугов. Такими местами были, например, остров Буян или море-акиян.  
           В христианской вере у казаков тоже была своя помощница. Главной помощницей казака была Богородица. Ее упоминали в самых различных транскрипциях: Пресвятая Матушка Богородица, мать Божья Пресвятая Богородица, царица Небесная, Пречистая Христова Божья Матерь, Матушка Божья, Матерь Мария, Всепятая мати.

                   1.2 Свадебные обряды

Свадьба – сложный и длительный обряд, со своими строгими правилами. В разное время они у казаков проводились по-разному. В старину свадьба никогда не была показом материального богатства родителей жениха и невесты. Три века назад свадьба проходила упрощенным порядком. Казак полой верхней одежды прикрывал женщину, а затем во всеуслышание по одному произносили: «Ты, Федосья, будь мне жана», «Ты, Иван Семенович, будь мне муж». После чего они становились молодоженами и принимали поздравления от атамана и казаков.

Казачья свадьба в начале ХIХ века состояла из нескольких отдельных частей: сватовство, смотрины, своды, вечеринка, свадьба. Благоприятным для брака считался возраст 18-20 лет. Свадьбы проводились, как правило, после уборки урожая (после Покрова Пресвятой Богородицы – 14 октября или Пасхальных праздников – на Красную Горку). Обычно молодой казак затевал разговор со своими родителями о том, что он хочет жениться и просит их согласия. Родители интересовались, кто его невеста, и если она им люба, начинали приготовления к сватовству. Прежде всего, наводился порядок в хозяйстве, доме, дворе, чтобы не было стыдно перед сватами. После этого мать и отец одевались по праздничному, обряжали сына и шли к будущим сватам. В каждом казачьем войске  были несколько различные, но в общих чертах схожие обряды сватовства.

Примерно через неделю невестины мать и отец едут к родителям жениха, где осматривают хозяйство, комнаты, знакомятся с семейством будущего зятя. Если гости довольны, им предлагается называться сватами, на что те отвечают, что пока еще раненько. В день бракосочетания невеста рано утром до восхода солнца вставала, обходила весь свой двор, мысленно прощалась со всем, что ей было дорого. Приехавшего жениха сажают за стол рядом с невестой. Родители невесты благословляют и напутствуют молодых. Затем молодые на тройке лошадей отправляются в церковь. После венчания жених и невеста едут в дом родителей невесты, где их поздравляют ее отец и мать, за ними крестные, а затем по степени родства остальные присутствующие.

Участники свадебного шествия нередко переодевались: женщины в мужскую, а мужчины в женскую одежду. Среди них было немало «цыган», которые приставали к прохожим с предложением «погадать», нередко заходили во дворы «воровать» кур. В старину свадьбы длились не менее недели, на их проведение затрачивалось 250-300 рублей (конец ХIХ века), что для казачьих семей было обременительно, но к ним готовились много лет, с самого рождения детей.

          1.3 Проводы на службу

У кубанских казаков особое место среди обрядов жизненного цикла занимал ритуал проводов на службу, который включал несколько этапов:

1.            Подготовка к проводам – подготовка снаряжения, согласование регламента со станичной администрацией, материальное обеспечение проводов.

2.            Собственно проводы – вечерняя трапеза, в которой принимали участие родственники – в обязательном порядке крестные родители, иногда молодёжь. «Ужин» мог длиться до утра, сопровождался напутствиями отслуживших свой срок, уважаемых казаков.

3.            За ним следовал завтрак, основные ритуалы которого – родительское благословение иконой и хлебом, перевязывание полотенцем крест-накрест и обряжение казака, как жениха: цветок, платочки, которые прикалывали к его одежде девушки, и в первую очередь – невеста.

Затем следовало прощание и ритуальный уход с родительского двора: через ворота, верхом на коне, которого под уздцы могла выводить мать, невеста, или пешком, в сопровождении родителей и гостей. Это могло дополняться «заворотними» ритуалами: возвращение на непродолжительное время в дом, возвращение и откусывание пирожка, хлеба, остаток которого возвращался в святой угол, отдача за воротами хлеба первому встречному, выбрасывание полотенца или двух полотенец на дорогу и т.п., символизировавших счастливую дорогу и возвращение домой.

После построения на станичной церковной площади, напутственного слова атамана и, как вариант, казаков – Георгиевских кавалеров, молебна, казаки в сопровождении родственников и станичников отправлялись к месту назначения с прощальной остановкой в каком-либо примечательном, знакомом, «пограничном» месте станичного юрта – река, курган, дерево. Здесь, с подношением обязательной чарки, и происходило окончательное прощание.

Проводы, начиная с ужина и заканчивая отъездом казаков, сопровождались исполнением исторических, военно-бытовых, плясовых и специальных «проводных» песен.

Во время благословения, проводов могло происходить вручение дедовского, родительского оружия, использовались охранительные молитвы и обереги, в т.ч. «земля родная» и т.п.

Своими особенностями обладали вторые и последующие проводы, в том числе на войну, которые были неизбежны в связи с продолжительной казачьей службой. Но в любом варианте этого обряда чётко прослеживается идея долга, готовности к смерти и надежда на благополучное возвращение в родительский дом.

Само возвращение также носило ритуализированный характер: встреча станичниками «служивых» у прощального места, благодарственное слово станичного атамана и стариков, продолжительные гостевые визиты родственников, к родственникам и сослуживцам.

 

Презентация       «Культура и быт Краснодарского края»

 

 

Учитель:

Задумывались ли Вы о том, что чувство родины – важнейшее чувство для каждого человека? Но ведь все большое прорастает из маленького зернышка, а каждое вековое дерево было когда-то всего лишь маленьким росточком. Этим зернышком для жителя Кубани могла быть речка, узкая тропинка между стройными рядами тополей. Близкие сердцу картины родной земли связаны у каждого из нас с самыми первыми радостями узнавания жизни, с не осознанной еще благодарностью за саму эту жизнь. Могучая сила памяти и любовь к родной стороне влечет ежегодно перелетных птиц из далеких краев к месту, где они родились. Так и человека чувство любви к родине навеки согревает и делает его счастливым.

 

 УЧЕНИК:

Кубань, моя родная сторона,

К тебе тянусь я сердцем неизменно,

Да будет прошлое твое нетленно,

В трудах своих, о, будь благословенна,

Кубань, моя родная сторона, –

Пусть новые взрастают семена

И вечно житница твоя полна!

 

УЧЕНИК:

В жизни нам дана

Родина одна.

У меня она –

Вишня у окна,

Прямо у дверей

Золото полей,

Дума вековая

Стройных тополей.

Здесь моя тропа

Пролегла в хлеба.

Здесь моя судьба

Радость и борьба.

Здесь взращенный мной

Колос налитой -

Гордость и отрада

Жизни молодой.

УЧЕНИК:

От тебя в дали

В пламени, в пыли

Годы нас вели

В глубь чужой земли,

Но всегда со мной,

В стороне иной

Ты в трудах-походах

Ты, мой край родной!

Видно, так и быть,

Здесь мне век прожить,

До конца любить.

Здесь мои друзья,

Здесь моя семья,

Большего не скажешь -

Здесь ЗЕМЛЯ МОЯ!

 

Учитель:

Какие прекрасные строки: здесь ЗЕМЛЯ МОЯ! Лучше не скажешь. Это наша земля, мы на ней живем, учимся, трудимся, любим. Так давайте её беречь, гордиться и защищать. Надеюсь, что вы многое узнали о Кубани, о ее истории, традициях, будете любить и помнить свою малую родину, где бы вы ни оказались.

А напоследок я хочу сказать: «Сколько бы ни писали про Кубань, всё будет мало»…

Кубань уверенно движется вперед, к новым успехам и вершинам. Регион активно реализует свою главную цель – быть самым гостеприимным, самым безопасным, самым благополучным регионом России!

А если вы истинный кубанец -  гордитесь   родным краем! Любите его, воистину заслуживающего названия жемчужины России.

Добро пожаловать на Кубань – в край безграничных возможностей для жизни, работы и отдыха!

Рефлексия.

Учитель:

Вот и закончился наш урок. Какое настроение оставил он у вас? Что вам особенно запомнилось? 

 

 

 

 

 

 

 

 


Методическая разработка Всекубанского урока «85 лет

Методическая разработка Всекубанского урока «85 лет

Цель: 1. Воспитание любви к родному краю

Цель: 1. Воспитание любви к родному краю

Из истории земли Кубанской 30 июня 1792 года

Из истории земли Кубанской 30 июня 1792 года

Древняя кубанская земля изумительна…

Древняя кубанская земля изумительна…

Земля Кубанская… На многие километры раскинула она свои просторы

Земля Кубанская… На многие километры раскинула она свои просторы

Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10

Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10

В поверьях казаков существовали и заговоренные места, которые могли быть реальными и вымышленными

В поверьях казаков существовали и заговоренные места, которые могли быть реальными и вымышленными

В старину свадьбы длились не менее недели, на их проведение затрачивалось 250-300 рублей (конец

В старину свадьбы длились не менее недели, на их проведение затрачивалось 250-300 рублей (конец

Само возвращение также носило ритуализированный характер: встреча станичниками «служивых» у прощального места, благодарственное слово станичного атамана и стариков, продолжительные гостевые визиты родственников, к родственникам и…

Само возвращение также носило ритуализированный характер: встреча станичниками «служивых» у прощального места, благодарственное слово станичного атамана и стариков, продолжительные гостевые визиты родственников, к родственникам и…

У меня она – Вишня у окна,

У меня она – Вишня у окна,

Здесь ЗЕМЛЯ МОЯ! Учитель:

Здесь ЗЕМЛЯ МОЯ! Учитель:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2022