Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Программа «Основы православной культуры » составлена на основе программы Шевченко ЛЛ. «Православная культура», и может быть реализована учителем в основной общей школе в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования, священнослужителей. Занятия проводятся во внеурочное время один раз в неделю.
Цель программы:
– формирование высоконравственной культурной личности, гражданина, патриота Отечества.
– преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.
– воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении.
– передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности. В соответствии со спецификой предмета, имеющего многокомпонентную структуру содержания, конкретизируются задачи воспитания детей.
Задачи:
Реализация программы предполагает формирование представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Урок православной культуры может быть только личностно-ориентированным. Это реализуется в форме диалога.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности «Основы православной культуры»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного
действия в контексте становления идентичности гражданина России.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Первый уровень результатов — приобретение учающимися социальных и культурных знаний, в социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями, священнослужителями как значимыми для него носителями положительного социального и культурно-религиозного знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта сопричастности к тем или иным традициям, обрядам, праздникам и позитивного отношения к базовым культурным и религиозным ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, с носителями и хранителями этих традиций
( пожилыми людьми, духовенством).
Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально-культурных моделей поведения для сохранения традиций нашей страны. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социально-культурных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу
и т. д.
В результате прохождения программного материала к концу 9 класса обучающиеся должны знать:
1. Отличие понятий «культура» и «христианская православная культура».
2. Историю христианской Церкви.
3. Заповеди¸ притчи некоторые библейские сюжеты.
Уметь:
1. Вести себя в храме.
2. Быть милосердным и сострадательным.
3. Поддерживать культурные традиции.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия ( внеурочная, внешкольная):
· Беседы
· Классный час
· Сообщения
· Встречи с интересными людьми
· Литературно – музыкальные композиции
· Просмотр и обсуждение видеоматериала
· Экскурсии ( внеурочная, внешкольная)
Практические занятия ( внеурочная, внешкольная):
· Творческие конкурсы
· Выставки декоративно-прикладного искусства
· Коллективные творческие дела
· Соревнования
· Праздники
· Викторины
· Интеллектуально-познавательные игры
· Трудовые дела
· Тренинги
· Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
· Акции благотворительности, милосердия
· Творческие проекты, презентации
· Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
· Сюжетно-ролевые игры
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА» В 9 КЛАССЕ
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
1 |
Введение |
1 |
2 |
Что мы знаем о православной религии? |
1 |
3 |
Роль православия в жизни российского общества. |
1 |
4 |
Возникновение христианства и Православной Церкви. |
1 |
5 |
Истоки и традиции православного вероучения. Источники знаний о Боге. |
1 |
6 |
Появление первых христиан на Руси. |
1 |
7 |
Крещение Руси. |
1 |
8 |
Сектанство в России. |
1 |
9 |
Священное писание . О Библии. |
7 |
10 |
Сюжеты Ветхого Завета. Ветхозаветные пророки. |
3 |
11 |
Сюжеты Нового Завета: рождение, детство и крещение Иисуса Христа. |
3 |
12 |
Евангельские события после воскресения Христа |
1 |
13 |
Храм – дом Божий. |
6 |
14 |
Откуда взят образ храма. Древнее культовое зодчество на Руси |
2 |
15 |
Внутреннее устроение храма. Святыни – храмы православного мира. |
2 |
16 |
Храмы Московского Кремля. Кубанские храмы. |
2 |
17 |
Религиозное искусство. |
6 |
18 |
Религиозная тематика в искусстве. Церковное искусство. |
1 |
19 |
Иконопись на Руси. |
2 |
20 |
Чудотворные иконы Божией Матери. |
1 |
21 |
Монументальная живопись в православном храме. |
1 |
22 |
Символы православного искусства. |
1 |
23-24 |
«Святые» земли русской. |
6 |
25-27 |
Жития святого Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца. |
2 |
28-30 |
Жития святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского. |
2 |
31-32 |
Жития преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадского. |
2 |
34-35 |
Итоговый урок. Защита зачётных творческих работ (проектов, эссе, докладов, слайд – фильмов) |
2 |
Список используемой литературы
12. Печатные пособия
3.Технические средства обучения – мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон.
1. Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга первая. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.- 144 с.
2. Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга первая. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.- 144 с.
3. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя: 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.- 128 с.
4. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие: 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.- 80 с.
1. Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.-144 с. – 1000 экз.– ISBN 978-5-98475-034-9.
2. Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5 год обучения. Книга 1. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.------ с. 10 000 экз. ISBN
3. Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5 год обучения. Книга 2. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007. - 144 с. – 10 000 экз. - ISBN 978-5-98475-020-2
4. Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: Методическое пособие для учителя: 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.----- с. – 1000 экз.– ISBN ------
5. Шевченко, Л.Л. Православная культура [Наглядное пособие] : 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.----- с. – 1000 экз.– ISBN ---------
6. Музыкальное пособие «Звуковая палитра»[Звукозапись]. Православная культура. 1- 3(4) годы обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.
7. Мультимедийное приложение к учебнику «Православная культура» [Электронный ресурс] В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н.Кобец. «ИНФОФОНД», Ульяновк, 2007.
8. http://www.eroshka.ru
9. http://www.skaz.ru
10. http://www.radostmoya.ru
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.