9 класс
Оценка 4.8

9 класс

Оценка 4.8
docx
11.01.2021
9 класс
опк 9 класс.docx

Пояснительная записка

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Программа «Основы православной культуры » составлена на основе программы Шевченко ЛЛ. «Православная культура», и может быть реализована учителем в основной общей  школе в  сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования, священнослужителей. Занятия проводятся  во внеурочное время один раз в неделю.

Цель программы:

– формирование высоконравственной культурной личности, гражданина, патриота Отечества.

– преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.

– воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении.

– передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности. В соответствии со спецификой предмета, имеющего многокомпонентную структуру содержания, конкретизируются задачи воспитания детей.

Задачи:

  • способствовать воспитанию нравственных качеств (доброты, любви к ближнему, своему народу, Родине, сопереживания, ответственности за другого человека, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на  материале положительных примеров жизни героев отечественной истории, культуры, христианских святых;
  • способствовать освоению первичных знаний о христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской морали, традициях православной семьи, православных памятников архитектуры и искусства;
  • способствовать развитию интереса к истории своего края и России в целом, образного и ассоциативного мышления, воображения, творческих способностей в различных видах учебной деятельности
  • способствовать формированию системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры, нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей  действительности с учетом православных традиций и системы христианских ценностей.

Реализация программы предполагает формирование представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Урок православной культуры может быть только личностно-ориентированным. Это реализуется в форме диалога.

Планируемые результаты  освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности «Основы православной культуры»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания  у школьников как направление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного

действия в контексте становления идентичности гражданина России. 

 К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников основной  школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Первый уровень результатов — приобретение учающимися социальных и культурных знаний, в социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями, священнослужителями  как значимыми для него носителями положительного социального и культурно-религиозного знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта сопричастности к тем или иным традициям, обрядам, праздникам   и позитивного отношения к базовым культурным и религиозным ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, с носителями и хранителями этих традиций

( пожилыми людьми, духовенством).

Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально-культурных моделей поведения для сохранения традиций нашей страны. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социально-культурных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу

и т. д.

В результате прохождения программного материала  к концу 9 класса обучающиеся  должны знать:

1. Отличие понятий «культура» и «христианская православная культура».

2. Историю христианской Церкви.

3. Заповеди¸ притчи некоторые библейские сюжеты.

Уметь:

1.     Вести себя в храме.

2.     Быть милосердным и сострадательным.

3.     Поддерживать культурные традиции.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

  • Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им;

Выпускник получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

  • Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия ( внеурочная, внешкольная):

·         Беседы

·         Классный час  

·         Сообщения

·         Встречи с интересными людьми

·         Литературно – музыкальные композиции

·         Просмотр и обсуждение видеоматериала  

·         Экскурсии ( внеурочная, внешкольная)

 Практические занятия ( внеурочная, внешкольная):

·         Творческие конкурсы

·         Выставки декоративно-прикладного искусства

·         Коллективные творческие дела

·         Соревнования

·         Праздники

·         Викторины

·         Интеллектуально-познавательные игры

·         Трудовые дела

·         Тренинги

·         Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

·         Акции благотворительности, милосердия

·         Творческие проекты, презентации

·         Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров

·         Сюжетно-ролевые игры

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА» В 9 КЛАССЕ

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

1

Введение                                                                                                                                                              

1

2

Что мы знаем о православной религии?                                                                                  

1

3

Роль православия в жизни российского общества.

1

4

Возникновение христианства и Православной Церкви.

1

5

Истоки и традиции православного вероучения. Источники знаний о Боге.

1

6

Появление первых христиан на Руси.

1

7

Крещение Руси.

1

8

Сектанство в России.

1

9

Священное писание . О Библии.

7

10

Сюжеты Ветхого Завета. Ветхозаветные пророки.

3

11

Сюжеты Нового Завета: рождение, детство и крещение Иисуса Христа.

3

12

Евангельские события после воскресения  Христа

1

13

Храм – дом Божий. 

6

14

Откуда взят образ храма. Древнее культовое зодчество на Руси

2

15

Внутреннее устроение храма. Святыни – храмы православного мира.

2

16

Храмы Московского Кремля. Кубанские храмы.

2

17

Религиозное искусство.                                                                                                                                      

6

18

Религиозная тематика в искусстве. Церковное искусство.

1

19

Иконопись на Руси.

2

20

Чудотворные  иконы Божией Матери.

1

21

Монументальная живопись в православном храме.

1

22

Символы православного искусства.

1

23-24

«Святые» земли русской.                                                                                                     

6

25-27

Жития святого Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца.

2

28-30

Жития святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского.

2

31-32

Жития преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадского.

2

34-35

Итоговый урок. Защита зачётных творческих работ (проектов, эссе, докладов,  слайд – фильмов)

2

Список используемой  литературы

12. Печатные пособия

3.Технические средства обучения – мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон.

1. Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга первая. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.- 144 с.

2. Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга первая. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.- 144 с.

3. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя: 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.- 128 с.

4. Шевченко, Л.Л. Православная культура:  Наглядное пособие: 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.- 80 с.

1.     Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.-144 с. – 1000 экз.– ISBN 978-5-98475-034-9.

2.     Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5 год обучения. Книга 1. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.------ с. 10 000 экз. ISBN 

3.     Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5 год обучения. Книга 2. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007. - 144 с. – 10 000 экз. -  ISBN 978-5-98475-020-2

4.     Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: Методическое пособие для учителя: 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.----- с. – 1000 экз.– ISBN ------

5.     Шевченко, Л.Л. Православная культура [Наглядное пособие] :  5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.----- с. – 1000 экз.– ISBN ---------

6.     Музыкальное пособие «Звуковая палитра»[Звукозапись]. Православная культура. 1- 3(4) годы обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.

7.     Мультимедийное приложение к учебнику «Православная культура» [Электронный ресурс] В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н.Кобец.  «ИНФОФОНД», Ульяновк, 2007.

8.     http://www.eroshka.ru

9.     http://www.skaz.ru

10. http://www.radostmoya.ru

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение

Пояснительная записка Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение

России в целом, образного и ассоциативного мышления, воображения, творческих способностей в различных видах учебной деятельности способствовать формированию системы отношений и нравственного поведения школьников на примере…

России в целом, образного и ассоциативного мышления, воображения, творческих способностей в различных видах учебной деятельности способствовать формированию системы отношений и нравственного поведения школьников на примере…

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта сопричастности к тем или иным традициям, обрядам, праздникам и позитивного отношения к базовым культурным и религиозным ценностям общества,…

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта сопричастности к тем или иным традициям, обрядам, праздникам и позитивного отношения к базовым культурным и религиозным ценностям общества,…

Регулятивные универсальные учебные действия:

Регулятивные универсальные учебные действия:

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы

Сюжеты Нового Завета: рождение, детство и крещение

Сюжеты Нового Завета: рождение, детство и крещение

Отечества, 2008.-144 с. – 1000 экз

Отечества, 2008.-144 с. – 1000 экз
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2021