9 класс. Материалы для организации работы с обучающимися на уроках истории
Оценка 5

9 класс. Материалы для организации работы с обучающимися на уроках истории

Оценка 5
Карточки-задания
docx
обществознание
9 кл
06.06.2017
9 класс. Материалы для организации работы с обучающимися на уроках истории
Представленные материалы помогут учителю организовать работы с обучающимися на этапах изучения, закрепления, проверки нового материала. Представлены карточки - задания для групповой работы, индивидуальные задания. Задания представляют собой анализ исторических документов, социологических данных, диаграмм, таблиц, схем, работа с историческими картами. Формы работы разнообразные: хронология, соотнесение дат и событий, исторических личностей и их программ, терминология и т.д. Материалы представлены к темам: 1. Образование СССР. 2. Молодая республика в годы Гражданской войны. 3. Социалистическая индустриализация. 4. СССР в послевоенный период.Представленные материалы помогут учителю организовать работы с обучающимися на этапах изучения, закрепления, проверки нового материала. Представлены карточки - задания для групповой работы, индивидуальные задания. Задания представляют собой анализ исторических документов, социологических данных, диаграмм, таблиц, схем, работа с историческими картами. Формы работы разнообразные: хронология, соотнесение дат и событий, исторических личностей и их программ, терминология и т.д. Материалы представлены к темам: 1. Образование СССР. 2. Молодая республика в годы Гражданской войны. 3. Социалистическая индустриализация. 4. СССР в послевоенный период.
9 кл. Материалы для организации работы с обучающимися на уроках истории..docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Многопрофильная школа № 17 имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова»  __________________________________________________________________________________________ Материалы для организации работы обучающихся на уроках истории 9 класс Составила: Самусенко Вера Борисовна, учитель истории и обществознания Предлагаются   Вашему   вниманию   формы   организации   работы   с   обучающимися   8   класса   на   Преподавание   данного   предмета   реализуется   на   основе   Рабочей   программы, уроках   Истории.   составленной на основе: г. Рязань, 2017 ­ Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273­ФЗ; ­ Федерального государственного образовательного  стандарта основного общего образования (5­9 кл.), утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897; ­ изменениями в ФГОС ООО, утвержденными Приказом Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015 г.; ­ Примерной ООП ООО, одобренной решением федерального учебно­методического объединения  по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);  ­ приказа  Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный перечень  учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию  образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,  утвержденных приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №  253, от 08.06.2015г. № 576; от 14.08.2015 г. № 825; от 28.12.2015 г. № 1529; от 26.01.2016 г. № 38; от  21.04. 2016 г. № 459; ­  ООП ООО МБОУ «Многопрофильная школа №с 17 имени маршала инженерных войск А.И.  Прошлякова» г. Рязани  ­ авторских программ в соответствии с ООП ООО:   ­ «Сороко­Цюпа  А.О.,  Стрелова О.Ю.Новейшая  история зарубежных стран  XX  – начала  XXI веков // Данилов А.А., Косулина Л.Г.,\ Россия в XX в. // Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5­11 кл //.­ М.: Просвещение, 2008. ­ «История России» 6­9 классы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. ­ М.; Просвещение, 2013, допущенной  Министерством образования Российской Федерации Используемые УМК: Новейшая история :  Сороко   –   Цюпа   О.С.   Всеобщая   история.   Новейшая   история.   9   класс:   учебник   для общеобразовательных учреждений. – 12­е изд.ю – М.: Просвещение, 2009.  Калачёва Е.Н. История Новейшего времени. 9 класс. КИМ. – М.: Экзамен, 2016. История России:  учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. XX – начало XXI века», 9­й класс.­ М, Просвещение, 2011.  Смирнв Ю.А.. История России. 9 класс. КИМ. – М.: Экзамен, 2016. Предлагаемый   материал   создан   на   основе   собственного   опыта   разработки   заданий   для обучающихся, так и на основе материалов, собранных из ресурсов Интернет. Красным цветом выделы предполагаемые ответы обучающихся. Материалы представлены по темам: 1. Образование СССР. 2. Молодая республика в годы Гражданской войны. 3. Социалистическая индустриализация. 4. СССР в послевоенный период. 1. Тема «Образование СССР» Опрос можно построить по ключевым вопросам при организации работы групп обучающихся.  Можно предложить следующие проблемы для обсуждения.  Группа 1. Предпосылки образования СССР. Ребятам выдается конверт с таблицей и вариантами ответов. Их надо разместить в колонках  таблицы по критериям. Они обсуждают и приклеивают предложенные варианты. После окончания  работы происходит защита полученных результатов. Экономические Идеологические Политические Ментальные Экономические:  ­ общие хозяйственные связи, исторически сложившееся разделение труда между советскими  республиками ­ одинаковая система  (гос. собственность, соц. уклад) Политические ­ однотипность политической системы (Советы0 ­ нахождение у власти в совесткихреспубликах национальных коммунистических прартий,  которые подчинялись единому ЦК ­ внешнее враждебное окружение Идеологические: ­ убежденность коммунистов в объединении всех наций и народностей как необходимого  условия построения социалистического общества (создание Всемирной Федерации Республики  Советов) ­Ментальные ­ сохранение памяти у населения советских республик о его принадлежности к единому  великому государству ­ популярность идеи жить в сильном едином государстве. Группа 2. Этапы образования союзного государства Обучающимся предлагается определить этапы образования союзного государства, что происходило в   этот   хронологический   период   и   определить   самостоятельно   значение   для   создания   союзного государства. Можно  дать  на  листе  таблицу,   которую   обучающиеся   заполняют  предложенными  вариантами ответов. Можно дать заполненную первую колонку таблицы, а вторую и третью они заполняют самостоятельно. Можно вторую колонку предложить ребятам заполненную информацией и т.д. Работа завершается обсуждением, защитой полученной информации. Хронологические рамки Октябрь 1917­середина 1918 Значение Вторая половина 1918 ­ 1920 1921­1922 Содержание Рождение РСФСР. Возникновение  автономий на территории России Образование независимых  советских республик. Военно –  политический союз советских  республик Создание военно – хозяйственного и дипломатического союзов  советских республик Группа 3. Проекты создания союзного государства Можно  дать  на  листе  таблицу,   которую   обучающиеся   заполняют  предложенными  вариантами ответов.   Можно   дать   заполненную   первую   колонку   таблицы,   а   вторую   они   заполняют самостоятельно. Можно вторую колонку предложить ребятам заполненную информацией и т.д. Работа завершается обсуждением, защитой полученной информации. Наименование проекта, его автор Автономизация: Сталин Основное содержание проекта Все советские республики входят в состав РСФСР на  правах автономных. Руководящие органы РСФСР  становятся центральными союзными Конфедерация: Х.Г.Раковский, председатель  Совнаркома Украинской ССР Социалистическая федерация: Ленин государственными органами. Полномочия  автономных республик урезаются Все советские республики заключают между собой  двусторонние равноправные договоры. Центральные  союзные органы не создаются. Полномочия субъектов объединения равные Все советские республики, включая РСФСР, образуют союз равных. Создаются новые центральные  руководящие органы. Союзные республики  сохраняют широкие, равные полномочия, передавая  центру только часть прав. Группа 4. Значение образования СССР. Данный вопрос очень сложен для обучающихся, т.к. предусматривает систематизацию и   анализ изученного материала, сделать выводы по одному из сложных вопросов отечественной истории. Поэтому   ребятам   можно   предложить   пользоваться   учебником,   текстом   Союзного   договора, воспоминаниями участников тех событий.  Варианты ответа: ­ созданы условия для решения задач по построению социализма ­ многие народы получили возможность экономического и культурного развития ­ сформированы предпосылки для сплочения советских людей ­ фактически возникло унитарное государство, в котором государственная власть  концентрировалась в структурах коммунистической партии, жестко управляемой из центра 2. Тема «Молодая республика в годы Гражданской войны». Данный материал можно использовать при изучении нового материала, а можно при подведении и обобщении   изученного   материала   по   данной   теме.   Можно   организовывать   работу   в   группах,   а можно   использовать   и   индивидуальную   работу   обучающихся.   При   работе   используются предложенные для анализа материалы в карточках, учебник, карты в учебники или в альбоме карт по истории России 20 века. Карточка № 1. Работа с документами: Сравните два документа. Выделите черты сходства и различия между красным и белым террором.          Из постановления СНК о красном терроре. 05.09.1918 г. «При данной ситуации обеспечение тыла путем террора является прямой необходимостью… необходимо обеспечить Советскую Республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях… подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам… необходимо опубликовывать имена всех расстрелянных, а также основания применения к ним этой меры»                Приказ белого генерала С.Н.Розанова: «При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их главарей и вожаков; если этого не произойдет, а достоверные сведения о наличности таковых имеются, ­ расстреливать десятого…Селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно… Среди населения брать   заложников,   в   случае   действия   односельчан,   направленного   против   правительственных   войск, заложников расстреливать беспощадно». В чем суть белого террора? Какими методами он осуществлялся? Сходства Различия В чем суть красного и белого террора? Какими методами он осуществлялся? Карточка № 2.  Работа с документом     Из воззвания генерала А.А.Брусилова «Ко всем бывшим офицерам» 30.05.1920 г. «В этот критический исторический момент нашей народной жизни мы, ваши старшие боевые товарищи, обращаемся к вашим чувствам любви и преданности к Родине и взываем к вам с настоятельной просьбой забыть все обиды, кто бы и где бы их вам ни нанёс, а добровольно идти с полным самоотвержением и охотой в Красную Армию на фронт или в тыл, куда бы правительство Советской Рабоче­Крестьянской России вас не назначило и служить там не за страх, а за совесть, дабы своею честною службою, не жалея жизни,  отстоять   во  что бы  то  ни стало   дорогую  нам  Россию  и  не  допустить  её   расхищения,   ибо,  в последнем   случае,   она   безвозвратно   может   пропасть   и   тогда   наши   потомки   будут   нас   справедливо проклинать   и   правильно   обвинять   за   то,   что   мы   из­за   эгоистических   чувств   классовой   борьбы   не использовали   своих   боевых   знаний   и   опыта,   забыли   свой   родной   русский   народ   и   загубили   свою Матушку­Россию». Какими чувствами, по вашему мнению, руководствовался А.А.Брусилов, публикую в газете «Правда» это письмо? На призыв Брусилова отозвалось несколько тысяч бывших генералов и офицеров. Почему? На основании данного документа какой вывод можно было сделать по вопросу отношения российского общества к гражданской войне в России в 1920 г.? Карточка № 3. Каковы   цели   и   особенности   вмешательства   иностранных   государств   во   внутренние   дела   России? Интервенция против Советской России проводилась иностранными государствами в два этапа. Какие и чем они характеризуются? Какие страны приняли участия в интервенции и где? Карточка № 4. Укажите хронологические рамки Гражданской войны в России.  Укажите этапы Гражданской войны в России и их особенности. Выделите особенности Гражданской войны в России. Итоги и значение Гражданской войны в России. Карточка № 5. Политика военного коммунизма. Поясните, что в ней было военного и коммунистического. Причины перехода к политике военного коммунизма Цели перехода к политике военного коммунизма Периодизация политики военного коммунизма. Карточка № 6. Составьте план, используя текст § 17 пункт «Причины поражения белых и победы красных» с. 124­126.  Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. Карточка № 7 Экономическая политика белых. Причины отсутствия четких и единых программ экономических  преобразований.. Перечислите программы и их содержание. Ф.И.. руководителя Регион страны Содержание Обеспечение армии  продовольствием Колчак  Деникин Белые правительства Севера  России Врангель Чем программы белых отличались от программы большевиков? Сделайте вывод по крестьянскому вопросу Карточка № 8. Какие методы использовали большевики при проведении политики военного коммунизма? Перечислите характерные черты политики военного коммунизма Карточка № 9 Проанализируйте документ.  Из Декрета СНК о порядке всеобщей трудовой повинности. 29.01.1920 г. «Опираясь на Основной закон Р.С.Ф.С.Р. и Кодекс законов о труде, требующие привлечения всех трудоспособных к выполнению общественно полезной работы в интересах социалистического общества, Совет Народных Комиссаров в целях скорейшего обеспечения промышленности, земледелия, транспорта и других отраслей народного хозяйства необходимой рабочей силой на основе общехозяйственного плана постановил: 1. В порядке трудовой повинности осуществить: а)   Привлечение   трудящегося   населения   к   единовременному   или   периодическому   выполнению, независимо от постоянной работы по роду занятий, различных видов трудовой повинности: топливной, сельскохозяйственной как для государственных, так в известных случаях и для крестьянских хозяйств, строительной,   дорожной,   продовольственной,   снеговой,   гужевой,   для   борьбы   с   последствиями общественных бедствий и т.п. Примечание. При всяких такого рода повинностях в случае необходимости мобилизуется также живой и мертвый инвентарь.  б) Использование рабочей силы частей Красной Армии и Флота. в) Привлечение необходимых квалифицированных рабочих из армии, а равно перевод лиц, занятых в   сельском   хозяйстве   и   ремесленно­кустарных   предприятиях,   на   работы   в   государственных предприятиях, учреждениях и хозяйствах. г)   Повсеместное   и   постоянное   привлечение   к   общественно   полезному   труду   лиц,   таковым   не занимающихся. д) Необходимое перераспределение наличной рабочей силы. 2.   Возложить   общее   руководство   по   проведению   трудовой   повинности   на   Совет   Рабочей   и Крестьянской Обороны. 4.   Возложить   на   Совет   Обороны   объявление   всех   имеющих   общегосударственное   значение трудовых   мобилизаций   и   повинностей,   указанных   в   п.   1   настоящего   Постановления,   и   предоставить Губернским   Исполнительным   Комитетам,   Городским   Исполнительным   Комитетам   и   Уездным Исполнительным   Комитетам   право   объявлять   согласно   особым   инструкциям   Главного   Комитета   по всеобщей трудовой повинности, мобилизации для удовлетворения нужд местного значения. Примечание. Постановления Совета Обороны, а равно постановления Исполнительных Комитетов распубликовываются на местах в приказах Губернских, Городских и Уездных Комитетов по всеобщей трудовой повинности.  5. А. Предоставить Губернским, Городским и Уездным Комитетам предавать Народному Суду виновных: а) в уклонении от учета и явки по трудовой повинности;  б) в дезертирстве с работ, а равно в подстрекательстве к таковому;  в) в пользовании подложными документами, а равно в изготовлении таковых в целях содействия уклонению от трудовой повинности;  г) в сообщении в качестве должностных лиц заведомо ложных сведений в тех же целях;  д) в намеренной порче орудий труда и материалов;  е) в небрежной организации работ и нехозяйственном использовании мобилизованной силы;  ж) в пособничестве означенным деяниям и укрывательству виновных и пр. Б.   Предоставить   подлежащим   Комитетам   по   трудовой   повинности   в   исключительных   случаях особой злостности для повторности вышеозначенных деяний предавать виновных суду Революционного Трибунала. В.   Предоставить   тем   же   Комитетам   право   немедленно   принимать   в   отношении   виновных необходимые меры пресечения, а в случаях менее важных нарушений трудовой дисциплины повергать виновных наказанию в административном порядке, вплоть до передачи в штрафные трудовые части и ареста на срок до одной недели по постановлению Уездных Комитетов и двух недель по постановлению Губернских. Председатель Совета Народных Комиссаров В.УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН) Что такое трудовая повинность? На какие виды работ она распространялась? Какие меры обеспечивали ее выполнение? Причины и цели ее введения. Карточка № 10 Какие мероприятия проводили большевики при реализации политики военного коммунизма? Перечислите последствия социально – экономической политики большевиков в годы Гражданской войны. Проанализируйте документ. Из письма Н.К.Крупской наркому внутренних дел Г.И.Петровскому «…Обижают их там Комитеты Бедноты. Тот, кто это говорит, может быть заклятым врагом кулаков, но ведь это же факт, что Комитеты Бедноты насильничают и безобразят. По составу ­ это не беднейшие крестьяне, а местные люди, забросившие хозяйство. Тут и Московские охранники, укрывшиеся в деревне, бывшие   швейцары,   дворники   и   кое­какая   интеллигенция   контрреволюционная,   которая   набилась   в деревню и вошла в Комитеты Бедноты Это рассказывают каждый день приезжие из провинции, рабочие, крестьяне, наши коммунисты, прямого отношения к борьбе между "Комитетами Бедноты" и средним крестьянством не имеющие. Мне   кажется,   я   убеждена   в   том,   что   значительное   число   так   называемых   "кулацких"   восстаний возникает на почве бесконтрольного хозяйничанья этих "Комитетов", поставляющих должностных лиц. Прикрывшись   званием   "Советского   работника",   восстанавливают   против   себя   все   и   всех,   желание сменить ставленника "Комитета" отождествляют с непризнанием Советской власти.  Мне кажется, на партийном съезде достаточно было приведено доводов за перемену отношения к среднему   крестьянству   и   за   подотчетность   избирателям   своих   должностных   лиц.   Мостакова   теперь боится, что к ним в волость будет послана вместо ревизии, которая разоблачит дело по справедливости, карательная   экспедиция   против   крестьян,   решившихся   обратиться   за   помощью  к   Ленину,   или   будет сообщено местной власти, которая с ними расправится. Случаи расправы на местах с посмевшими пожаловаться на местный произвол Ленину, не так­то редки. Поэтому я очень просила бы, чтобы это дело было рассмотрено с надлежащей осторожностью. Извиняюсь,   что   беспокою   Вас,   но   эти   "Комитеты   Бедноты"   теперь   особенно   часто   заставляют переживать   горькие   минуты,   когда   видишь,   что   вместо   организации   жизни,   в деревне   создается ужасающий раскол.  Надежда Константиновна УЛЬЯНОВА”. Используя документ, дополните перечень причин, заставивших принять решение о роспуске комитетов бедноты. С какой целью они создавались, из кого и для кого? Почему произошло перерождение, почему они стали причиною бед среднего крестьянства? Почему советское руководство делало ставку именно на середняка в советской деревне? Карточка № 11 Проанализируйте сообщение по земельному вопросу правительства П.Н.Врангеля. «Сущность   земельной   реформы…проста…   Земля   –   трудящимся   на   ней   хозяевам.   Эта   руководящая мысль…   опирается   на   два   основных   стремления:   охранить   всякое   землепользование,   как   оно установилось к настоящему времени, от нарушений, насилий и захватов и передать трудящимся на земле хозяевам пригодные для ведения хозяйства земли, казенные и частновладельческие… За  прежними владельцами  часть  их  владений  сохраняется,  но размер  этой части не  устанавливается заранее…  Плата  за отчуждаемую  землю  должна  вноситься   новыми  собственниками  хлебом,  который ежегодно   ссыпается   в   государственный   запас…   Выручка   государства   от   хлебных   взносов   новых собственников   должна   служить   основным   источником   для   вознаграждения   за   отчуждаемую   землю прежних ее владельцев, расчет с которыми Правительство признает обязательным». Каковы  сущность   и  принципы   аграрной   реформы  Врангеля?   Укажите   сходства   и   различия   аграрных преобразований белых и красных. Сходства Различия Карточка № 12 Проанализируйте документ. Декрет СНК о разверстке зерновых хлебов и фуража. 11.01.1919 г. В целях срочной поставки хлеба для нужд Красной Армии и бесхлебных районов и в развитие декретов  Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о хлебной монополии и о натуральном  налоге устанавливается нижеследующий порядков отчуждения излишков зерновых хлебов и фуража в  распоряжение государства. Ст. 1. Все количество хлебов и зернового фуража, необходимое для удовлетворения государственных  потребностей, разверстывается для отчуждения у населения между производящимися губерниями. Ст. 2. Губернии, на которые распространяется разверстка, равно как и количество хлебов и зернового  фуража, подлежащее отчуждению в каждой губернии, устанавливаются народным комиссаром по  продовольствию в соответствии с размерами урожая, запасами и нормами потребления. Ст. 3. В разверстку зачисляется все количество семенного и продовольственного хлеба, а также зернового фуража, уже заготовленных продовольственными органами по нарядам Народного комиссариата  продовольствия. Ст. 4. К разверстке, установленной Народным комиссариатом продовольствия, распоряжением  губернских продовольственных комитетов прибавляется количество хлеба и зернового фуража,  необходимого для нужд местного, как городского, так и крестьянского населения, не имеющего в  потребной норме своего хлеба. Ст. 5. Общие основания разверстки устанавливаются Народным комиссариатом по продовольствию. Ст. 6. Все количество хлеба и зернового фуража, причитающееся на губернию по разверстке, согласно ст.  4 должно быть отчуждено у населения по установленным твердым ценам и поставлено к 15 июня 1919  года. Ст. 7. Семьдесят процентов всего количества хлеба и фуража, причитающегося на губернию по  разверстке, должно быть поставлено к 1 марта 1919 года. Ст. 8. Народному комиссару по продовольствию предоставляется право в зависимости от видов на  предстоящий урожай уменьшать количество, подлежащее допоставке после 1 марта. Ст. 9. Сельские хозяева, сдавшие к 1 марта не менее семидесяти процентов и к 15 июня — остальное  количество затребованного от них по разверстке хлеба и зернового фуража, освобождаются от обложения натуральным налогом. Ст. 10. Сельские хозяева, не сдавшие к установленному сроку причитающееся на них количество  хлебофуража, подвергаются безвозмездному принудительному отчуждению обнаруженных у них запасов.  К упорствующим из них и злостно скрывающим свои запасы применяются суровые меры, вплоть до  конфискации имущества и лишения свободы по приговорам народного суда. Примечание. Прядок и право обжалования неправильностей разверстки устанавливается Народным  комиссариатом по продовольствию. Председатель Совета Народных Комиссаров В.Ульянов (Ленин) Заместитель наркомпрода Брюханов Управляющий делами Совета Народных Комиссаров В.Бонч­Бруевич Секретарь Совета Народных Комиссаров Л.Фотиева Почему   советское   правительство   вводит   заранее   точную   цифру   своих   потребностей   в   зерне, распределяло   его   по   губерниям,   уездам,   волостям   и   крестьянским   дворам,   а   выполнение   плана хлебозаготовок   было   обязательным?   Назовите   причины   и   цели   изменения   политики   большевиков   по отношению   к   продразверстке.   Почему   изменился   подход   к   продразверстке:   раньше   исходили   из возможностей крестьянских хозяйства, а теперь главным становились государственные потребности в зерне? Что было положительного и что отрицательного в продразверстке? Каковые ее последствия? Карточка № 13 Проанализируйте документы. Приказ командования войсками Тамбовской губернии от 12.06.1921 г., подписанный М.Н.Тухачевским ПРИКАЗЫВАЮ:  1. Леса, где прячутся бандиты, очистить ядовитыми газами, точно рассчитать, чтобы облако удушливых  газов распространилось по всему лесу, уничтожая все, что в нем пряталось.  2. Инспектору артиллерии немедленно подать на места потребное количество баллонов с ядовитыми  газами и нужных специалистов.  3. Начальнику боевых участков настойчиво и энергично выполнить настоящий приказ. Из резолюции собрания гарнизона Кронштадта 01.03.1921 г. ... 1. Ввиду того, что настоящие Советы не выражают волю рабочих и крестьян, немедленно сделать  перевыборы Советов тайным голосованием, примем перед выборами провести свободную предварительную агитацию всех  рабочих и крестьян. 2. Свободу слова и печати для рабочих и крестьян, анархистов и левых социалистических партий. 3. Свободу собраний и профессиональных союзов и крестьянских объединений. 4. Собрать не позднее 10 марта 1921 г. беспартийную конференцию рабочих, красноармейцев и матросов  г. Петрограда, Кронштадта и Петроградской губ. 5. Освободить всех политических заключенных социалистических партий, а также всех рабочих и  крестьян, красноармейцев и матросов, заключенных в связи с рабочими и крестьянскими движениями. 6. Выбрать комиссию для пересмотра дел заключенных в тюрьмах и концлагерях. 7. Упразднить всякие ПОЛИТОТДЕЛЫ, так как ни одна партия не может пользоваться привилегиями  для ­ пропаганды своих идей и получать от государства средства на эти цели. Вместо них должны быть  учреждены с мест выбранные культурно­просветительные Комиссии, для которых средства должны  отпускаться государством. 8. Немедленно снять все заградительные отряды. 9. Уравнять паек для всех трудящихся, за исключением вредных цехов. 10. Упразднить коммунистические боевые отряды во всех воинских частях, а также на фабриках и  заводах разные дежурства со стороны коммунистов, если таковые дежурства или отряды понадобятся, то  можно назначить в воинских частях с рот. а на фабриках и заводах по усмотрению рабочих. 11. Дать полное право крестьянам над всею землею так, как им желательно, а также иметь скот, который  содержать должен и управлять своими силами, т.е. не пользуясь наемным трудом. 12. Просим все воинские части, а также товарищей военных курсантов присоединиться к нашей  резолюции. 13. Требуем, чтобы все резолюции были широко оглашены печатью. 14. Назначить разъездное бюро для контроля. 15. Разрешить свободное кустарное производство собственным трудом. Резолюция принята бригадным собранием единогласно при двух воздержавшихся. Резолюция принята подавляющим большинством всего гарнизона Кронштадта. Резолюция была оглашена  на общегородском митинге 1 марта в присутствии 16 000 граждан и принята единогласно. Вместе с т. Калининым голосуют против резолюции председатель Кронштадтского исполкома т. Васильев и комиссар Балтфлота т. Кузьмин. Известия временного революционного комитета матросов, красноармейцев и рабочих г.  Кронштадта. 1921. 3 марта. Как характеризуют данные документы положение в России после окончания Гражданской войны? Можно ли сказать, что данные исторические события говорят о кризисе советской власти? Используя документы, обоснуйте свои выводы.  3. Тема «Социалистическая индустриализация» При   изучении   данной   темы   можно   использовать   работу   ребят   в   группах   с   текстом   учебника, статистических данных, исторической карты. Ребята определяют главный вопрос изучения: почему индустриализацию в СССР стало возможным провести в короткие сроки? Группа № 1    .  Работа с документом №1. “Причины и цели индустриализации” и     Вопросы к тексту:  1. Какие причины делали индустриализацию необходимой? 2. Каковы могли быть ее объективные цели?  Причины и цели индустриализации 1. К 1926 году были в основном восстановлены легкая и пищевая промышленность, но тяжелая индустрия не достигла уровня 1913 года. В 1928 году вся страна за день выпускала 2 грузовика и 3 трактора. За рубежом закупали около четверти текстильного оборудования, более половины паровых турбин, почти 70%   металлорежущих   станков   и   тракторов.   По   производству   промышленной   продукции   на   душу населения СССР отставал от передовых стран Запада в 5­30 раз. 2.  Сталин говорил “мы отстали от передовых стран на 50­100лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет…либо нас сомнут”.­ с. 166 3.   На   пленуме   ЦК   ВКП   (б)   в   1928   году   отмечалось   “   Тяжелая   индустрия   и   производство   средств производства являются основным ключом социалистического преобразования всего народного хозяйства, в том числе и сельского хозяйства” 4. В 1927 году между СССР и Великобританией разгорелся конфликт по поводу помощи, оказываемой английским горнякам со стороны СССР. Англия обвинила СССР во вмешательстве во внутренние дела и разорвала с ним дипломатические отношения. В 1927 году в Варшаве был убит советский полномочный представитель Войков. В 1927 году Франция потребовала отозвать советского посла Раковского. Все   эти   разрозненные   события   советское   государство   расценило   как   заговор   “империалистических держав” против СССР, целью которого является война. «Цели индустриализации» (см. 1 абз. учебника­стр.166): ­ ликвидация технико­экономической отсталости СССР; ­ экономическая независимость от стран Запада: превратить СССР из страны ввозящей машины в  страну производящую их; ­ создание мощной оборонной промышленности и развитие базовых отраслей промышленности  (металлургической, топливной, химической, машиностроения). Группа 2. Пути и методы индустриализации. Используя текст параграфа (первый пункт), заполните таблицу и  определите пути и методы индустриализации. Сущность политическог о подхода Оценка  кризиса Пути  преодоления Позиция Сталина Позиция Бухарина Кризис носит структурный характер, так  как недостаточно быстрое развитие  индустрии порождает товарный голод, а  мелкотоварное крестьянское хозяйство  неспособно обеспечить промышленность.  Кризис носит классовый характер, так  как “кулаки” сознательно тормозят  социалистические перемены в стране. Форсированная индустриализация и  коллективизация крестьянских хозяйств,  сопровождающиеся “раскулачиванием”,  чтобы взять под партийно­ государственный контроль крестьянство. Кризис вызван ошибками в  экономической политике,  отсутствие резервного фонда  промышленных товаров и  продовольствия, разрыв цен на  зерновые и технические культуры. Не замедляя темпы  индустриализации, увеличивать  выпуск промышленных товаров,  сбалансировать цены на зерно и  технические культуры, усилить  налогообложение кулаков. Вопросы: 1. Какая точка зрения вам кажется более верной и почему? 2. Почему победила точка зрения Сталина? Итак, И.Сталин предлагает начать форсированную индустриализацию. Группа 3. Источники индустриализации Для проведения индустриализации в любой стране нужны источники финансирования. Изучите текст параграфа 23, стр. 166­167 и выполните задание. Задание: 1. Назовите источники финансирования индустриализации для западных стран. 2. Запишите источники индустриализации в СССР в годы первых пятилеток. Пятилетка 1­ая пятилетка (1928-1932) 2­ой пятилетки (1928­1932)   Источники индустриализации . Группа 4. Первые пятилетки: проблемы и достижения. На основе анализа статистических данных, расположенных в учебнике, исторической карты,  текста параграфа сделайте вывод об основных проблемах и достижениях  первых десяти лет индустриализации. Группа 5.   Положение рабочих. Стахановское движение. Ознакомьтесь с воспоминаниями писателей о 30­х г.г. в истории нашей страны. 1. “Энтузиазм, … а к годам первой пятилетки другого слова не подберёшь, именно энтузиазм вдохновлял молодёжь на ежедневные и малоприятные подвиги ”. И.Эренбург 2. “Зажженные огнем революции, мечтой о близком рае равенства и братства, о коммунизме, жили в бараках, или на работу с песнями, возводили могучую индустрию пылко и самоотверженно. Романтику тех лет нельзя обесценить никакими пересмотрами и пересчётами. Она была всенародной, исполненной глубокой верой, и люди трудились, делая чудеса. Гранин Д. Дорога к здравому смыслу // Правда. 1988. 5 августа Вопросы к заданию:1) Выделите то общее, что, по мнению писателей, характеризует атмосферу жизни общества 30­х г.г.2) Какую роль атмосфера 30 – х г.г. сыграла в проведении индустриализации? 3) Можно ли на основе этих воспоминаний сделать вывод о сложном и противоречивом периоде в истории СССР? 1) Назовите причины стахановского движения?  Группа 6.. Итоги первых пятилеток. Цена индустриализации. Работа с последним пунктом параграфа «Итоги  первых пятилеток» и с документами: Таблица № 1. Среднегодовые темпы прироста промышленной продукции в СССР, США, Англии и Страны СССР Вся промышленность Крупная промышленность США Англия Франция Франции 1918­1929 гг. 6,9 9,7 3,1 1,2 7,9 1930­1941 гг. 16,5 18,0 1,2 2,1 ­2,2 Таблица № 2. Число построенных, восстановленных и введенных в действие крупных государственных промышленных предприятий Число предприятий Годы 1918–1929 1­я пятилетка (1928– 1932) 2­я пятилетка (1933– 1937) 2200 1500 4500 Таблица № 3. Ввод в действие важнейших производственных мощностей   Уголь, млн. т. в год Железная руда, млн. т. в год Чугун, млн. т. в год Сталь, млн. т. в год Автомобили тыс. шт. Тракторы, тыс. шт. Фактическая мощность в 1913 г. Введено мощностей в ходе индустриализации 29 9 4,2 4,3 0 0 189 29 14,6 13,9 200 100 Комбайны, тыс. шт. 0 45 Вопросы к таблицам: 1. Какие изменения произошли в экономике СССР в ходе индустриализации? 2. Какие новые отрасли появились в структуре советской экономики в ходе индустриализации? 3. Какие отрасли промышленности развивались наиболее быстрыми темпами и почему? Группа 7. Работа с учебником: параграф23, последний пункт. 1. Были ли реализованы  цели индустриализации в СССР? (см. запись в тетради «Цели  индустриализации») 2. Какова цена индустриализации?  4. Тема «СССР в послевоенный период». Обучающимся предлагается тема, затем создаются экспертные группы, которые  работают по карточкам. Для работы кроме документов они могут использовать текст  учебника. Данные карточки можно использовать при изучении нового материала,  закреплении изученного материала. Карточка 1. Выступая   в   феврале   1946   на   предвыборном   собрании   избирателей   Сталинского   округа   И.В. Сталин   сказал: «…Основные   задачи   пятилетнего   плана   состоят   в   том,   чтобы   восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти этот уровень в более или менее значительных размерах. Не говоря уже о том, что в ближайшее время будет отменена карточная система, особое внимание будет обращено на расширение производства   предметов   широкого   потребления,   на   поднятие   жизненного   уровня   трудящихся   путем последовательного   снижения   цен   на   товары,   на   широкое   строительство   всякого   рода   научно­ исследовательских институтов, могущих дать возможность науке развернуть свои силы. Я не сомневаюсь, что, если окажем должную помощь нашим ученым, они сумеют не только догнать, но и превзойти в ближайшее время достижения науки за пределами нашей страны. Что   касается   планов   на   более   длительный   период,   то  партия   намерена   организовать   новый   мощный подъем народного хозяйства, который дал бы нам возможность поднять уровень нашей промышленности, например, втрое по сравнению с довоенным уровнем». Какие задачи поставило правительство СССР в 1946 г.? С чем это было связано? Какая роль отводилась науке в достижении поставленных задач? Карточка 2.  Восстановление народного хозяйства требовало огромных капиталовложений.  Посмотрите  приведенные ниже данные  «Распределение капиталовложений в промышленность  СССР в 1945­1953 г.г.». Проанализируйте и сделайте выводы о  положительных и отрицательных  последствиях данного распределения средств. Свой ответ обоснуйте.   Распределение капиталовложений в промышленность СССР в 1945­1950г.г. Легкая промышленность 22% Тяжелая промышленность 88% Карточка 3.  Западные же эксперты отводили СССР на восстановление разрушенной войной экономики 40­50 лет.  1. Какие факторы, рычаги советской системы они не учли при этом? 2.  Почему советская экономика достигла довоенного уровня в кратчайшие сроки? Карточка 4.  О своей жизни в колхозе после войны рассказывает Куприянова Татьяна Герасимовна, 1926 года рождения. После войны мне было 19 лет. Жила я в Алтайском крае, в деревне Алексеевка. Образование ­ 4 класса, больше не училась, потому что в нашей деревне была только 4­х летка, а 8 ­ летка находилась в 3 км  от нашей деревни в селе, в Афонино.      Всю войну и после войны работала в колхозе. Летом ­  на полях, а зи мой работала на ферме ­ дояркой. В поле копали вручную, боронили на быках, техники не было. Деньги за работу не платили, работали за трудодни.   Трудодни   считали   по   годам,   на   них   затем   давали   хлеб,   больше   ничего.   Воскресенье   был выходным, днем все работали на своем огороде.       Деревня   у  нас   была   домов   200.На   всю  деревню  один   магазин.   Там,   помню,   покупали   конфеты  ­ подушечки, а можно было поменять яйца на них, в магазине их принимали. Ребятишки стащут из дома яйцо и бегут в магазин ­ меняют на подушечки.     Одежды, обуви в магазине не было. Сами сеяли лен, из него и шили одежду. Ходили в лап тях. Зимой некоторые надевали шахтерские галоши, купленные на рынке в Новокузнецке. Был свой огород, скотина (1   корова   ,2­3   курицы),   но   за   них   нужно   было   платить.   Налог   платили   деньгами   приезжающему уполномоченному. На огороде сажали очень много картошки, семечек, а также рожь. Чтобы заплатить налог, картошку и семечки ходили продавать в Новокузнецк, 140 километров туда и обратно. Позже разрешили держать свиней, можно было продавать на рынке, но обязательно нужно было снять кожу и сдать. Налог также платили мясом, у кого не было, покупали на рынке; сдавали в год яиц   ­100 штук; масло ­ 13 кг; 1 овечью шкуру. Электричества не было, были только керосиновые лампы.      Это были голодные годы. Из колхозов убегали в город. Убегали тайком.       Материальные лишения военного времени воспринимались как необходимые и неизбежные. Поэтому было естественным пробуждение надежд на улучшение материального благосостояния после войны. 14 декабря 1947 года было опубликовано постановление о денежной реформе и отмене продовольственных карточек.          1.Назовите основные положения реформы. (фронтальный опрос); 2. Как изменила денежная реформа   благосостояние   народа.   Чтобы   ответить   на   этот   вопрос   была   проведена   исследо вательская работа. Карточка 5.  Из выступления Черчилля в г. Фултоне (США) 5 марта 1946 года. « От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике железная завеса опустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София ­ все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы. Я не верю, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин. Русские больше всего восхищаются силой.. По   этой   причине   наша   старая   доктрина   равновесия   сил   является   несостоятельной.   Мы   не   можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах..» 1. О чем идет речь? 2. Как объяснил переход Англии к «холодной войне» Черчилль? Карточка 6. Из интервью И.В.Сталина газете « Правда » 14 марта 1946 года. Вопрос: Как Вы расцениваете последнюю речь г­на Черчилля, произнесенную им в Соединенных Штатах Америки? Ответ: Я расцениваю ее как опасный акт, рассчитанный на то, чтобы посеять семена раздора  между союзными государствами и затруднить их сотрудничество. Вопрос: Можно ли считать, что речь г­на Черчилля причинит ущерб делу мира и безопасности? Ответ: Безусловно, да. По сути дела, г­н Черчилль и его друзья в Англии и США предъявляют нациям, не говорящим на английском языке, нечто вроде ультиматума: признайте наше господ­ ство добровольно ­ тогда все будет в порядке, в противном случае неизбежна война ... Вопрос:   Как   Вы   расцениваете   ту   часть   речи   Черчилля,   где   он   нападает   на   демократический   строй  соседних с нами европейских государств и где он критикует добрососедские отношения между этими государствами и Советским Союзом? Вопросы:1.   Кто же был прав в споре двух старых противников? Черчилль? Сталин?   2.На кого же ложится главная вина в развязывании « холодной войны » на Запада или  СССР? Карточка 7 1.Поясните термины Термины:   железный   занавес,   клерикальный,   космополитизм,   номенклатура,   демократия, тоталитаризм. 2.Соотнесите события и даты (обратите внимание, дат больше, некоторые лишние, некоторые будут  относится к одному году) 1. 1945 г. 2. 1947 г. 3. 1949 г. 4. 1955 г. А. Образование ООН Б. Образование СЭВ В. Создание Организации североатлантического альянса  НАТО Г. Денежная реформа в СССР Е. создание Организации Варшавского договора ОВД 3.      Укажите год первого испытания атомной бомбы в СССР: 1) 1945 г.; 2) 1947 г.3) 1949 г.;  4) 1951 г.. Карточка 8 1.Поясните термины Термины:   железный   занавес,   клерикальный,   космополитизм,   номенклатура,   демократия, тоталитаризм. 2.Соотнесите события и даты (обратите внимание, дат больше, некоторые лишние, некоторые будут  относиться к одному году) 1. 1945 г. 2. 1947 г. 3. 1949 г. 4. 1955 г. А. Образование ООН Б. Образование СЭВ В. Создание Организации североатлантического альянса  НАТО Г. Денежная реформа в СССР Е. создание Организации Варшавского договора ОВД 3.К какому явлению всеобщей истории относятся следующие события: 1946 г., доктрина Трумэна, план  Маршала, гонка вооружения, НАТО, ОВД Интернет – ресурсы http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm  http://www.hist.msu.ru/ER/index.html  http://rulers.narod.ru  http://www.russianculture.ru  http://www.hrono.ru/index.sema  http://www.vmoisto.narod.ru/  http://imperiya.net История государства Российского в документах и фактах http://www.istorya.ru/hronos.php История Отечества с древнейших времен до наших дней http://biography.globala.ru/ ­ Биографии известных людей http://history.standart.edu.ru Коллекция «Исторические документы» Российского общеобразовательного  портала http://imperiya.net История государства Российского в документах и фактах http   /   Материалы в помощь учителю (кроссворды, планы, лекции).  ://   scholaris    .  pl   /  cms  /  index    .  php

9 класс. Материалы для организации работы с обучающимися на уроках истории

9 класс. Материалы для организации работы с обучающимися на уроках истории

9 класс. Материалы для организации работы с обучающимися на уроках истории

9 класс. Материалы для организации работы с обучающимися на уроках истории

9 класс. Материалы для организации работы с обучающимися на уроках истории

9 класс. Материалы для организации работы с обучающимися на уроках истории

9 класс. Материалы для организации работы с обучающимися на уроках истории

9 класс. Материалы для организации работы с обучающимися на уроках истории

9 класс. Материалы для организации работы с обучающимися на уроках истории

9 класс. Материалы для организации работы с обучающимися на уроках истории

9 класс. Материалы для организации работы с обучающимися на уроках истории

9 класс. Материалы для организации работы с обучающимися на уроках истории

9 класс. Материалы для организации работы с обучающимися на уроках истории

9 класс. Материалы для организации работы с обучающимися на уроках истории

9 класс. Материалы для организации работы с обучающимися на уроках истории

9 класс. Материалы для организации работы с обучающимися на уроках истории

9 класс. Материалы для организации работы с обучающимися на уроках истории

9 класс. Материалы для организации работы с обучающимися на уроках истории

9 класс. Материалы для организации работы с обучающимися на уроках истории

9 класс. Материалы для организации работы с обучающимися на уроках истории

9 класс. Материалы для организации работы с обучающимися на уроках истории

9 класс. Материалы для организации работы с обучающимися на уроках истории

9 класс. Материалы для организации работы с обучающимися на уроках истории

9 класс. Материалы для организации работы с обучающимися на уроках истории

9 класс. Материалы для организации работы с обучающимися на уроках истории

9 класс. Материалы для организации работы с обучающимися на уроках истории

9 класс. Материалы для организации работы с обучающимися на уроках истории

9 класс. Материалы для организации работы с обучающимися на уроках истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2017