Интеллектуальная игра-викторина по обществознанию в 7-9 классах
Цель:
В игровой форме проверить знания и владение терминологией по темам: “Общество. Исторические ступени развития общества”, “Право на службе государства”, «Подросток и его права», «Юридическая ответственность», «Государственные символы».
Повысить интерес к предмету.
Задачи:
Воспитательная - развитие познавательного интереса, логического мышления, воспитание ответственности за общее дело.
Учебная - повторение основных понятий, определений.
Развивающая - развитие внимательности, памяти, находчивости.
Материалы и оборудование для проведения игры:интеллектуальная игра по обществознанию для учащихся 9 класса
«Звездный час»
Интеллектуальная игра-викторина по обществознанию в 7-9 классах
Цель:
В игровой форме проверить знания и владение терминологией по темам: “Общество.
Исторические ступени развития общества”, “Право на службе государства”,
«Подросток и его права», «Юридическая ответственность», «Государственные
символы».
Повысить интерес к предмету.
Задачи:
1. Воспитательная - развитие познавательного интереса, логического мышления,
воспитание ответственности за общее дело.
2. Учебная - повторение основных понятий, определений.
3. Развивающая - развитие внимательности, памяти, находчивости.
Материалы и оборудование для проведения игры:
Таблички или веера с цифрами от 0 до 7 для игроков.
Презентация - видеотабло.
Бумага и карандаши.
Утешительные призы для выбывших участников.
Приз для зрителей.
Супер-приз для победителя.
Компьютер, проектор, интерактивная доска.
Правила:
В игре участвуют 6 человек, все остальные - зрители. Каждый участник должен иметь
таблички или веера с цифрами от 0 до 7. Игра начинается с представления
участников.
Игра состоит из 5-ти туров, каждый из которых может содержать от 6 до 9 вопросов.
На каждый вопрос отводится определенное количество времени (до 10 сек). В
конкурсе выигрывает тот, кто наберет максимальное количество баллов и звездочек.
За верный ответ дается один балл. Те задания, которые не были выполнены,
разбираются коллективно или с болельщиками.
Вводное слово учителя:
Сегодня мы собрались на интеллектуальную игру-викторину "Звездный час".Все вопросы, которые будут заданы, так или иначе связаны с обществом,
государственным устройством РФ, правами детей и с юридической ответственностью
при совершении противоправных действий.
Представляю вам 6 участников - игроков:_______________________
Поприветствуем их!
Все участники игры перед вами, настало время познакомиться с ее правилами.
Правила игры
Вопросы викторины будут высвечиваться на видеотабло в виде небольших картинок.
За каждый правильный ответ игрок получает 1 балл. А самые умные и смышленые
ребята получат звезды за самые быстрые, правильные ответы.
Ответы даются путём поднятия вверх табличек с цифрами - номерами ответов
(соответственно, от 1 до 7). Табличка с цифрой «0» означает, что верного ответа
среди перечисленных вариантов нет. Правильных ответов в отдельных случаях может
быть несколько, т.е участники могут поднять одновременно несколько табличек с
номерами ответов.
Тот участник, который первым правильно отвечает на вопрос, делает шаг на одну
клетку вперёд, и ему добавляется ещё бонусная звезда (Но только в том случае, если
не все участники ответили одновременно правильно). Звездочки считаются
дополнительными показателями в случаях равенства баллов у игроков. Тот участник,
кто дал наибольшее количество правильных ответов, выходит в следующий тур.
После каждого тура, а их - четыре, мы будем терять по игроку, набравшего
наименьшее количество очков (исключение - первый тур – он разминочный). Пятый
тур – финал.
На обдумывание каждого вопроса дается до 10 сек.
Если у нескольких пар число очков окажется одинаковым, то будут учитываться их
звезды.
В супер-игре, т.е в финале сразятся два участника игры, дошедшие до финала.
Подсчитывать очки будут 3 члена уважаемого жюри: воспитатель________________,
ученик_______________, учитель________________.
Итак, начинаем I тур, который состоит из 9 отдельных заданий (2 слайда).
1 тур разминочный: После первого тура никто не отсеивается. Но он имеет значение
для следующих туров, т.к. будут учитываться накопленные и в этом туре звезды за
правильные и быстрые ответы.
На слайде№1 представлены календарные даты:
1 июня
1 мая
4 ноября
12 декабря
12 сентября12 июня
20 ноября
Ответьте на следующие вопросы:
В какой день в России празднуют День народного единства? (Ответ: 4 ноября)
Этот день законом Российской Федерации установлен праздничным днем, его история
связана с зарождением в конце XIX века рабочего движения, выдвинувшем в качестве
одного из основных требований введение восьмичасового рабочего дня. Долгое время
этот день был символом революции, непримиримой классовой борьбы. Этот праздник
отмечается в 66 государствах мира. В СССР этот праздник назывался Международным
днем солидарности трудящихся. (Ответ: 1 мая - Праздник весны и труда)
В этот день в 1993 году по результатам всенародного голосования в РФ был принят
важный правовой документ. (Ответ: 12 декабря - День Конституции Российской
Федерации)
Эти два дня посвящены детям и объявлены как международные праздники. Один из
них – с 1954 года по рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН, как день мирового
братства и взаимопонимания детей, он посвящен деятельности, направленной на
обеспечение благополучия детей во всем мире. Он знаменует день, в который
ассамблея ООН приняла в 1959 году декларацию прав ребенка, а в 1989 году —
Конвенцию о правах ребенка. Другой из них – с 1925 году по решению Всемирной
конференции в г. Женева, посвященной вопросам благополучия детей. (Ответ: 20
ноября – Всемирный день прав ребенка, 1 июня - Международный день детей)
На следующем слайде №2 представлены ступени исторического развития
человеческого общества:
Индустриальное общество
Общество огородничества
Аграрное общество
Общество земледельцев и скотоводов
Общество охотников и собирателей
Постиндустриальное общество
Информационное общество
Ответьте на следующие 5 вопросов:
Характерными чертами данного общества является:
определяющим фактором развития выступает сельское хозяйство; ценности
устоявшиеся, традиционные, преимущественно религиозные; примитивная
технология, основанная на физической силе человека или животных. (Ответ: 3-
аграрное)Что предшествовало обществу огородничества? (Ответ: 5- общество охотников и
собирателей)
Какое общество пришло на смену общества охотников и собирателей?
(Ответ: 2- общество огородничества)
Это общество, в котором главную роль играют знания и информация, оно пришло на
смену индустриальному обществу. (Ответы: 6 и 7 – постиндустриальное, или
информационное)
Какие общества относят к доиндустриальным? (Ответ: аграрные:
2- огородничества, 4- земледельцев и скотоводов, 5- охотников и собирателей)
2 тур включает также 9 вопросов.
На слайде №3 вашему вниманию представлены разные виды (меры) наказаний за
совершенные преступления и проступки:
Конфискация
Штраф
Лишение свободы на определенный срок
Исправительные работы
Лишение наград
Лишение права заниматься определенной деятельностью
Смертная казнь
Для решения Вам предлагаются следующие 4 вопроса:
Это один из наиболее древних видов наказания. Изначально он возникла в ходе
реализации принципа талиона: «око за око, зуб за зуб». К настоящему времени в мире
насчитывается 130 стран, отменивших данный вид наказания в законе или на
практике, и 68 стран, которые сохраняют и продолжают применять эту меру. (Ответ:
7)
Какие виды наказания могут быть применены к несовершеннолетнему лицу? (Ответ:
2, 3, 4, 6)
Коля, ученик 8 класса, играл в классе мячом. Ему сказали, чтобы он это не делал. Коля
не послушался и случайно разбил окно в классе. Какую меру наказания (из
перечисленных на экране) понесет Коля. (Ответ: 2- штраф и возмещение ущерба)
Двое 15- летних подростков забрались вечером в продовольственный ларек: побили
бутылки, сломали стекло, украли продукты. Ущерб нанесли на сумму 20 тысяч руб.
Какой вид наказания может последовать после заведения на них уголовного дела.
(Ответ: 3 - лишение свободы до 5 лет и возмещение стоимости ущерба)
На слайде №4 перед Вами имена и фамилии известных политических и
государственных деятелей России:Борис Грызлов
Сергей Миронов
Дмитрий Медведев
Владимир Путин
Лев Кузнецов
Борис Ельцин
Алексей Кудрин
Ответьте на 5 вопросов:
Назовите фамилию заместителя председателя Правительства РФ, министра финансов
РФ.(Ответ: 7- А. Кудрин)
Кто занимает пост Председателя Государственной Думы (Ответ: 1 –Б. Грызлов)
Назовите экс-президента России. ( Ответ: 4 и 6)
Кто возглавляет Совет Федерации Федерального собрания? Подсказка: Он - лидер
партии «Справедливая Россия» (Ответ: 2 – С. Миронов)
Сегодняшний губернатор Красноярского края (с февраля 2010)? В день всех
влюбленных 14.02. 2011 г. он стал «шестикратным отцом». (Ответ: 5 – Л. Кузнецов)
3 тур:
На слайде №5 Вашему вниманию предлагается перечень прав человека:
Право на жизнь
Право на образование
Право на труд
Право на неприкосновенность жилища
Право на защиту от экономической эксплуатации
Право на социальное обеспечение
Право пользования учреждениями культуры
И следующие 4 вопроса:
Это право означает, что дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей
силы. ( Ответ: 5)Данное право позволяет, например, детям с ограниченными возможностями иметь
особую заботу со стороны государства в виде льгот, пособий, особых условий
получения образования. (Ответ: 6)
Согласно статьи 25 Конституции РФ никто не вправе проникать в жилище против
воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным
законом, или на основании судебного решения. (Ответ: 4)
Согласно Конституции РФ (ст.43) государством гарантируется общедоступность и
бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального
образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и
на предприятиях. (Ответ: 2)
На слайде №6 перед вами лица и органы, занимающиеся вопросами правопорядка и
соблюдения законности в государстве:
Милиция (полиция)
Уголовный розыск
Адвокат
Уполномоченный по делам несовершеннолетних
Милиция общественной безопасности
Налоговая полиция
Прокуратура
Ответьте на следующие 5 вопросов:
Работники этого правоохранительного органа обеспечивают правопорядок на улицах,
дорогах, вокзалах и других общественных местах. (Ответ: 5)
Основная функция данного органа следить за тем, правильно ли исполняются законы,
не нарушаются ли права и интересы граждан государства. (Ответ: 7)
В этом органе государственной власти осуществляется правосудие, т.е. на
заседаниях этого органа решается, кто прав в правовых вопросах, а кто виноват и
восстанавливается справедливость. (Ответ: 0 – нет ответа, это - суд)
Основной задачей этого специалиста является оказание юридической помощи
физическим лицам (гражданам, лицам без гражданства) и юридическим лицам
(организациям), в том числе защита их интересов и прав в суде. (Ответ: 3)
Федеральный правоохранительный орган, являющийся составной частью сил
обеспечения экономической безопасности РФ, выполняющий функцию по
предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений
законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или
административными правонарушениями. (Ответ- 6)
Последний 4 турПеред вами названия различных профессий:
Демограф
Антрополог
Экономист
Политик
Социолог
Психолог
Этнограф
Ответьте на 4 вопроса:
Найдите профессию, не связанную с общественными науками.
(Ответ: 0- нет ответа)
Специалист, который занимается подсчетом населения, изучает закономерности
воспроизводства населения, его миграцию и состав, называется… (Ответ: 1-
демограф)
Этот специалист изучает особенности быта, нравов, культуры какого-нибудь этноса
(народа). (Ответ: 7- этнограф)
Редкая профессия. На всю страну не больше 2-х сотен специалистов. Они изучают
этапы развития человека и варианты его физического строения. Исследуют
человеческие расы. (Ответ: 2-антрополог)
На следующем слайде вам предлагается найти неправильные ответы. Если есть
ошибка в перечисленных понятиях, необходимо поднять табличку с номером,
соответствующим неправильному ответу.
Итак, перед вами государственные символы РФ: Государственный герб,
Государственный гимн и флаг (Ответ: 2 и 3 -ошибки)
Перед вами: Президент, Государственная Дума, Совет Федерации
Вопрос: Все они входят в состав Федерального собрания. (Ответ: 1 - ошибка,
Президент – не входит.)
Финал
В финале 2 игрока соревнуются друг против друга. Все участники, не прошедшие в
финал, получают утешительные призы.
Предлагается длинное слово, из которого надо составить как можно больше
коротких. Однако, если слова заканчиваются у одного из участников, он может отдать
бонусную «звезду», которая засчитывается как слово. Побеждает тот, кто составит
больше слов.
Финалисты соревнуются в умении составить как можно больше слов из
предложенного слова «Справедливость»Начинает игру, участник, имеющий наименьшее количество баллов, звезда может
засчитываться за дополнительное слово.
Возможные варианты слов, составленных из слова «Справедливость»:
право
диво
радость
вера
сор
спор
дело
два
ведро
вода
еда
Рот
лот
Тор
лесть
сорт
пол
правовед
пост
рост
дева
лев
ость
пир
слив
ворседло
Звездный час
У победителя наступает звездный час. Он произносит речь. Ему вручается главный
приз. В его честь звучит приветственная музыка или демонстрируется салют,
записанный на видео.