« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Оценка 4.7

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
воспитательная работа
Детсад
30.07.2018
« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Дидактическая игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности.
Содержание.docx
ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ­ АНОО ВО ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАЗВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙПРОГРАММЫ                   ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА                     ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИАННАЯ РАБОТА Тема диплома : « Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Разработал(а) М.Ю. Сапега Подпись,дата Инициалы,фамилия Руководитель Подпись,дата Инициалы,фамилия                                                    Ворнеж 2016 1 Содержание Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1.Теоретические аспекты развития познавательной активности детей  дошкольного возраста в процессе игровой деятельности…………………….6 1.2.Особенности развития познавательной активности в процессе игровой  деятельности……………………………………………………………………..6 1.3.Значение дидактической игры в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста………………………………………..18 1.4.Организация и проведение дидактических игр в детском саду………….25 Выводы…………………………………………………………………………..32 Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей развития познавательной  активности детей старшего дошкольного возраста………...35 2.1.Констатирующий эксперимент……………………………………………..35 2.2.Формирующий эксперимент………………………………………………..41 2.3.Контрольный эксперимент………………………………………………….51 Заключение……………………………………………………………………….55 Список используемой литературы……………………………………………...57 Приложение………………………………………………………………………59 2 Введение «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра­это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра­это искра, зажигающая пытливости и  любознательности».                                  В. А. Сухомлинский.       В психолого­педагогической литературе наблюдается интенсивный рост  экспериментальных исследований познавательной активности ребенка –  дошкольника.Одним из направлений изучения познавательной активности  детей дошкольного возраста является изучение и проявление ее в игровой  деятельности. Игровая деятельность представлена следующими видами игр:  игры с правилами, сюжетно­ролевыми, строительными, словесными и  дидактическими, но именно обучающие игры являются средством  формирования познавательный активности­ ребенок не только познает, но  получает новые знания, закрепляет их.        Голицын В. В., Щербакова Е. Н. отличают, что без сформированных в  дошкольный период познавательных интересов, обучение не может быть  успешным. 3 Дидактическая игра ­ основной вид деятельности ребёнка в дошкольном  возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В  современной педагогике существует огромное количество развивающих игр,  способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности  ребёнка. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи,  решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия,  умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть  трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и  восприятия, формированию представлений, усвоение знаний. Эти игры дают  возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным  способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их  развивающая роль. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые  требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть  справедливым и честным, уступчивым и требовательным. Успешное  руководство дидактическими играми, прежде всего, на мой взгляд,  предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном  процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно  должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов  решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения  между участниками, готовность прийти на помощь товарищам. Дошкольники  в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь  возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на  составляющие части (разборные игрушки), вновь составить и т.д.  Объект исследования: процесс развития познавательной активности  дошкольников. 4 Предмет исследования – процесс развития познавательной активности  дошкольников в процессе игровой деятельности. Цель: изучить особенности познавательной активности через игровую  деятельность, а именно дидактические игры. Задачи: 1. .Изучить психолого­педагогическую литературу по данной теме; 2.  Определить понятие «дидактическая игра», «познавательная активность» 3. определить теоретические предпосылки исследования проблемы   дидактической игры, как метода обучения в ДОУ в современной  педагогической литературе  4. посмотреть на практике применение дидактической игры как средство  активизации познавательной активности дошкольников  5.выделить наиболее эффективные условия для развития познавательной  активности дошкольников Основная гипотеза, состояла в том, что в процессе игровой деятельности  (дидактические игры) можно развивать познавательную активность. Методы проводимого исследования, работы с детьми:  ­ Теоретические ­ анализ литературных источников, сравнение, анализ и  обобщение передового педагогического опыта;  ­ Практические ­ наблюдение;   ­ Эксперимент, исследовательский метод, частично­поисковый,  репродуктивный, объяснительно­иллюстративный, наглядный методы,  диагностика В исследовании приняли участие 16 воспитанников старшей  группы  Семёно­ Александровского детского сада села Семёно­Александровка 5­6 лет. 5 Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития  позновательной активности дошкольников в процессе игровой  деятельности. 1.1. Особенности  развития познавательной активности детей  дошкольного возраста в процессе игровой деятельности    В дошкольном возрасте ребенок, осваивает мир постоянных вещей,  овладевая употреблением все большего числа предметов по их  функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к  окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя  создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного  мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность  этого пространства.    В перипетиях отношений с взрослыми и со сверстниками ребенок  постепенно обучается тонкой рефлексией на другого человека. В этот период  через отношения с взрослым интенсивно развивается способность к  идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми  персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и тому  подобное. Одновременно ребенок открывает для себя позитивную и  негативную силы обособления, которые ему предстоит овладеть в более  позднем возрасте.    Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и  зависимость от неё, ребенок учится принятым позитивным формам общения,  6 уместным во взаимоотношении с окружающими людьми. Он продвигается в  развитии речевого общения посредством выразительных движений, действий,  отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные  отношения.    В этот период ребенок начинает приобретать бурно развиваться речь,  способность к замещению, к символическим действиям и использования  знаков, наглядно­ действенное и наглядно­ образное мышление, воображение  и память.   В возрасте от 3 до 7 лет самосознание ребенка развивается настолько, что  это дает основание говорить о детской личности.   Освоение действий с предметами и сравнение их с действиями взрослого  формирует у ребенка представление о взрослом как об образе. Поэтому  дошкольник подходит к "открытию" мира взрослых, овладевает  познавательной активностью.    Все виды деятельности дошкольника объединяет их моделирующий  характер. Дети моделируют взаимоотношения людей, когда разыгрывают  какой – либо сюжет в игре. Они создают модели, отражающие взаимосвязи  между предметами, когда использует заместители вместо реальных  предметов. Рисунок является наглядной моделью изображаемого объекта или  ситуации. Создаваемые конструкции представляют объёмные модели  предметов.   В то же время виды деятельности дошкольника различаются с точки зрения  отношений, которые складываются между ребенком и взрослым, т. Е. по тому, в какой форме взрослый присутствует в той или иной деятельности малыша. В игре взрослый, его общественные функции, относятся к вещам и другим  людям присутствуют опосредованно, через роль. Благодаря роли, её  7 действительному воплощению, дошкольник усваивает принятые в обществе  отношения к людям и вещам, интересуется ими.   Но познавательная активность ребенка дошкольника формируется и  развивается в игровой деятельности. Игровая деятельность представлена  следующими параметрами:    1. По центральному элементу их структуры – сюжетно – ролевые и игры с  правилами ( Л.С. Выготский, Ж. Плаже, Д.Б. Э льконин, А.П. Усова и     другие ).   2. По форме организации – регламентируемые воспитателями и  самостоятельные игры детей ( Л.А. Венгер, Е.И. Радина, А.Р. Усова и    другие ). Игры с правилами.   В дошкольной психологии игра с правилами в основном используется как  дидактическое средство для физического, сенсорного, умственного,  музыкального развития детей ( В.Н. Аванесова, А.К. Бондаренко, Н.А.  Ветлугина, А.И. Сорокина, Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева и другие ). Однако  она имеет и специфически развивающее значение, которое связано с  особенностями её строения.   Целый ряд психологических исследований указывает на две основные  характеристики этой игры: формализованные, безличные, договорные,  обязательные для всех участников правила и состязательные отношения с  установлением первенства посредством определения выигрыша одной из  сторон. Смирнова Е.О. отмечает, что эффективными формами субъективного  взаимодействия детей в условиях детского сада являются совместные игры с  правилами, в которых малыши действуют одновременно и одинаково.  8 Отсутствие сравнительного начала в играх с правилами, общность действия и  эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единство и близости  со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие общения и  межличностных отношений.    Особенности строения структуры игр с правилами определяет и ее влияние  на развитие детей – стимулирует становление взаимной нормативной  регуляции поведения, контроль за выполнением правил (что является важной  составляющей морально­нравственного развития ребенка), способствует  развитию стремления к достижению успеха, сопоставлению своих результатов действия с результатами партнеров, развитию самооценки (Галигузова Л.Н.,  Смирнова Е.О. " Ступени общения: от года до семи лет "­М., 1992г.). Важным  является также приобретенный ребенком опыт переживания временной  неудачи в такой, пока еще социальной безобидной деятельности как игра.    Дети преимущественно включают в игру с правилами в ситуациях прямого  руководства взрослого, диктующего правила действия, распределяющего  функции, осуществляющего контроль, определяющего победителя.    Главной целью воспитателя при этом является использование игры с  правилами в качестве дидактического средства, в то время как ее  центральные специфические особенности уходят из поля зрения. Для освоения детьми самостоятельных форм игры необходимы следующие  условия: 1. Самостоятельная игра взрослого с детьми, где они занимает позицию  "равного", заинтересованного партнера (а не руководителя, как это  происходит в дидактических формах деятельности); 9 2. Постепенная передача детям способов различных типов игр с правилами от  простейших форм к более сложным; 3. Организация воспитателей предметной среды, оснащение ее игровым  материалам в соответствии с возрастом детей.    Игры с правилами отличаются друг от друга требованиями,  предъявленными к умениям и способностям играющих; а также предметами,  вокруг которых строится деятельность. С этих позиций определяются  следующие типы игр с правилами: 1. Основанные на ловкости, физических умениях; 2. Требующие определенных умственных способностей; 3. Основанные на случайности, удаче(где результат в основном не зависит от  физических или умственных способностей играющего).   В основе своей все типа игры с правилами имеют общую схему деятельности, но наиболее "открыта" и проста она в настольных играх на удачу.    Исследования детской субкультуры (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова,  1993г.) обнаружили, что дети сами могут усложнять правила и тем самым  переходить от формализованных правил, предписанных извне, к договорной  форме их определения.    Общность движений и игровых интересов усиливают радостные  переживания и эмоциональный подъем малышей. Кроме того, в этих играх  дети учатся согласовывать свои движения с партнерами и ориентироваться на  пространственные условия. 10 Несколько сложнее для малышей игры, в которых нужно действовать  небольшими группами по очереди.    В таких играх дети учатся считаться друг с другом, уступать другому  игрушки или активную, привлекательную роль. Ожидание своей очереди  заполняется другим активным действием, что облегчает выполнение этих  требований.   Такие игры подготавливают новую форму партнерства, где ребенок  действует индивидуально и сам выбирает себе замену. Эти игры кладут  начало самостоятельности и дружеским контактам.    После четырех лет игра с правилами может быть освоена детьми во всей  полноте ее специфических характеристик, к которым относятся: наличие  результата­выигрыша, состязательные отношения между участниками,  наличие формализованных правил, обязательных для всех участников.     Необходимо формировать у детей игры с правилами как специфическую  деятельность.     К 4 годам дети уже овладели такими основами игры с правилами, как  одновременные и поочередные с партнерами действия по простому правилу  (сигналу), заданному взрослым, действиями по правилу с функциональным  разделением.     В течение всего года воспитатель продолжает включать в жизнь детей игры  с различными типами взаимодействия ( поочередное выполнение одинаковых  действий, противоборство ). Учить детей выполнять функцию ведущего в  игре, самостоятельно организовывать знакомую игру в подгруппе из 2 – 4  детей. 11 Воспитатель вводит в арсенал более сложные игры с правилами, формируя  умение действовать на основе 2 – 3 правил, требующих распределения  функций и взаимосвязанных действий.     Воспитатель поощряет самостоятельное распределение функций и  организацию в небольших подгруппах ( до 5 человек ) простейших народных  ( подвижных и хороводных ) игр, правила которых заключены в коротких  командах или сюжетных текстах ( "Ловишки", "У медведя во бору", "Прятки"  и т. п.).    Играя с детьми, взрослый занимает позицию заинтересованного партнера и  одновременно служит контролирующей инстанцией, побуждая детей своими  комментариями к соблюдению правил ( "Так нельзя делать. У нас такое  правило…" и т. п. ),то есть формирует отношение к правилу как  обязательному для всех участников.    Начиная примерно с середины года ( 4,5 года ), воспитатель приступает к  решению центральной задачи года – формированию у детей представления о  выигрыше, ориентации на выигрыш, умения вступать в состязательные  отношения, использовать в самостоятельной игре критерии определения  выигрыша.    Наиболее подходящим материалом для решения этой задачи являются  детские аналоги игр на удачу типа "лото" и "гусек".     В играх такого типа, не требующих ни физических усилий, ловкости, ни  особой умственной компетентности возможности всех детей уравнены,  каждый имеет одинаковые шансы на успех. Выигрыш, если игра продолжается несколько конов, непременно выпадает на каждого участника игры. 12 Воспитатель объясняет и повторяет правила по ходу игры; объясняет детям  и использует вместе с ними нормативное правило перераспределения функций при переходе от одного завершенного цикла ( кона ). Игры к следующему  ( "Теперь первым ходит тот, кто выиграл" ).    Воспитатель постоянно обеспечивает условия для свободного выбора и  самостоятельной организации детьми освоенных ими настольных игр. В  случае конфликтов предлагает детям использовать правила очередности и  жребия для справедливого разрешения противоречий.    Таким образом, игры с правилами являются важным средством для развития навыков общения между детьми.    Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечают, что игра  является наиболее свободной деятельностью ребенка – дошкольника. Рассмотрим вопрос о взаимоотношении в ходе детского развития подвижных  игр с правилами, с драматическими играми или играми с ролями.    Все игры мы разобьем на 4 группы. К первой группе мы отнесли  подражательно­ процессуальные игры, в которых действия детей сводятся к  простому подражанию известным действиям по образцу; ко второй группе­  драматические игры по определенному сюжету; к третей – с несложными  правилами по сюжету; наконец, к четвертой – игры с правилами без сюжета и  элементарные спортивные игры.    Проанализировав игры по группам и возрастам, выяснены, что игра в  дошкольном возрасте развивается от игр подражательно – процессуальных  через драматические игры со скрытыми правилами к играм с открытыми  правилами без сюжета. Этот психолого – педагогический принцип, по  13 видимому, и лежит в основе распределения игр по возрастам в дошкольном  периоде развития ребенка.    Анализ развития подвижных игр с правилами приводит нас к заключению,  что центральным по своему значению для игр в дошкольном возрасте является своеобразное отношение между ребенком и ролью, которую он берет на себя,  содержащей правила, действующие в процессе игры.    Но кроме игр с правилами для детей дошкольного возраста характерны и  другие виды игр: сюжетно­ ролевые(режиссерские, игры­ дтаматизации),  дидактические,игры со стороительным материалом. Дидактическая игра.    Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Этому  виду игры уделено большое внимание, т.к. она развивает активность ребенка.  Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение  протекает на основе игровой и дидактической задач.В этой игре ребенок не  только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У  дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они  усваивают общественно выработанные средства и способы умственной  деятельности. Дидактические игры как своеобразное средство обучения,  отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного  воспитания.    Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают  умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами  находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок  воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает  его познавателную и умственную активность. 14 В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка,  проявляются особенности этой деятельности. В старшем дошкольном  возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные.    В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три  вида: игры с предметами ( игрушками, природным материалом и пр. ),  настольно – печатные игры и словесные игры.     Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на  непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка  действовать с вещами и таким образом знакомится с ними. Играть в эти игры  ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на  протяжении всего дошкольного детства. 15 Настольно – печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на  принципе наглядности, но в этих играх детям дается не ам предмет, а его  изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды  лото и парные картинки знакомят детей с отдельными  предметами( посуда,мебель ), с животными, птицами, овощами, фруктами, их  качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных  явлениях природы( лото "Времена года" ), о различных профессиях ( игра  "Что кому нужно?" ).    Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным  восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них  дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и  умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические  ошибки. Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и  очень важны для подготовки детей к школе, так как требуют и, следователно,  развивают умение внимательно слушать, быстро и четко формулировать свои  мысли, применять знания.    Сюжетно­ ролевая игра  претерпивает ряд изменений: режиссерская,  театрализованная игра. В режиссерской игре дети по ходу развертывания  сюжета, передающего какое – либо событие, управляют действиями игрушек,  выполняющих соответствующие функции людей или предметов. Это особый  тип индивидуальной игры, когда ребенок еще не освоил навыки игры со  сверстниками либо по какой – то причине ограничен в контактах с ними. В  этой игре ребенок сам создает сюжет, пусть и очень простой; сам  придумывает, чем что будет и представляет в пространстве, кто где будет  находиться, как будут друг с другом взаимодействовать персонажи и что с  ними в конце концов произойдет. В ней ребенок сам исполняет все роли,  16 действует и говорит от их лица, сопровождает игру " дикторским " текстом,  поясняя, что происходит. В этой игре, как и в сюжетно­ ролевой, ребенок  начинает переносить функции с одного предмета на другой, использует  выразительные средства речи ( интонация, громкость, темп, эмоциональная  окрашенность, звукоподражание и пр. ) для создания образа персонажа. В  режиссерской игре ребенок учится планировать замысел игры, развивать его,  придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с  разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.    В игре­ драматизации, или театрализованной игре, дети разыгрывают  сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок,  кинофильмов и пр. В такой игре имеется готовый сюжет, а характер и  действия героев определяются содержанием произведения. Театрализованная  игра представляет особые требования к эстетическому восприятию  произведений искусства, к владению средствами создания образа, приобщает  детей к творческой художественной деятельности и к искусству. Строительные игры.    Строительные игры помогают ребенку понять мир сооружений и  механизмов, созданных руками человека. Поэтому предпосылки их  возникновения те же, что и у сюжетно­ ролевой игры. Эти два вида игры тесно взаимосвязаны. Необходимость в постройках может возникнуть по ходу  сюжетно­ ролевой игры. Но и сама сюжетно­ ролевая игра нередко  стимулирует строительную .Например, сначала дети построили корабль, а  потом стали играть в моряков. В строительной игре моделируется сфера с  Если воспитатель научится правильно формулировать свои вопросы, то ему  станет понятнее, как научить детей задавать вопросы взрослому.  Стимулировать детскую любознательность можно прямым предложением:  17 «Вы хотите еще что­нибудь узнать о Северном полюсе? Тогда спрашивайте, а  я постараюсь вам ответить».    Нелишне положительно оценить сам факт постановки вопроса или его  удачную формулировку. В конце занятия можно специально оставить две­три  минуты, чтобы дети могли задавать свои вопросы. Если воспитатель это  делает систематически, ребята привыкают к такой форме работы и готовы  спрашивать и спрашивать. Задача педагога ­ быстро и разумно реагировать на  вопросы: на одни отвечать сразу (тем более, если они касаются сегодняшнего  занятия), по поводу других ­ сказать, что это тема следующего занятия и  ответ дети получат позже, на третьи ­ предложить ответить кому­то из ребят  или поискать ответ в иллюстрациях книги, а потом вместе    рассказать о том,  что узнал сам.    Приучение к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы совершенно необходимо, особенно будущим школьникам, но здесь от воспитателя  требуется такт и чувство меры, чтобы не погасить желание детей задавать  вопросы взрослым.    Важнейшим дидактическим принципом, без применения которого нельзя  говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств, является  повторение. На конкретном занятии оно может служить ведущим методом  или методическим приемом. Формы организации повторения различны.  Прямое повторение ­ от детей требуется умение повторить то, что они  усвоили. Оно идет на уровне воспроизведения в той форме и в тех же  формулировках, которые были даны при первичном восприятии материала.  Примером могут служить повторное рассматривание той же картины,  заучивание наизусть стихотворения, повторное прочтение художественного  произведения, репродуктивные вопросы в беседе. Такое повторение возможно и полезно в конце занятий, когда нужно закрепить полученные только что  18 знания. Элемент прямого повторения может стать и опорной, отправной  точкой при переходе к новым знаниям. Этот вид повторения не предполагает  творческого отношения к усваиваемому материалу  1.2. Значение дидактической игры в развитии познавательной   активности детей старшего дошкольного возраста.  Прогрессивные русские ученые педагоги, гигиенисты (Г.А. Васильков, В. Г.  Василькова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности,  способствующей качественным изменениям в физическом и психическом  развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности. Глубокий анализ педагогической и психологической литературы  по вопросу исторического происхождения игры провел  Д. А. Эльконин, который отмечал, что «вопрос об историческом  возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих  поколений в обществах, стоящих на низших уровнях развития производства  и культуры». Занятость матерей и раннее включение детей в труд взрослых  приводили к тому, что в первобытном обществе не существовало резкой грани между взрослыми и детьми, и дети очень рано становились действительно  самостоятельными. Интересные исследования по вопросу происхождения  игры проведены Н. Фхилитисом . Он считал, что игра — это отдых  от серьезной работы для восстановления сил. По этой теории, игры  существуют для того, чтобы ребенок отдыхал в привычных, радостных,  легких, не требующих большой затраты сил, упражнениях, позволяющих  восстановить силы для трудового порядка, необходимые для поддержания  жизни. Основатель российской системы физического воспитания. О. П.  Бауэр отводил игре большое место. Определяя игру как упражнение, при  помощи которого ребенок готовится к жизни . В формировании  разносторонне развитой личности ребенка играм отводится важнейшее место.  19 Они рассматриваются как основное средство и метод физического  воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная  игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм  ребенка. Игра является незаменимым средством совершенствования  движений; развивая их, способствует формированию быстроты,  выносливости, координации движений. Большое количество движений  активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою  очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность .  Дидактические игры имеют большое значение для нравственного воспитания.  Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям.  Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение  их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение  контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется  честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит  искренности, товариществу. Начиная с самого раннего возраста, ребёнок  активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому,  развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни  ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире,  обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов  (величину, форму, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие  взаимосвязи. В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети  познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма.  Они овладевают поэтической образной речью . Игра готовит ребенка к труду:  дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают  их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные  навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности. В процессе игры  происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление  и совершенствование, но и формирование новых психических процессов,  20 новых качеств личности ребенка. Игра исторически сложившееся  общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной  человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха,  средством физического и общего социального воспитания, средством спорта.  Дидактические игры являются сокровищницей человеческой культуры.  Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального  и духовного творчества людей. Естественно, что изучением игр занимались  и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология,  педагогика, теория и методика физического воспитания и др.. Игра  рассматривается как осмысленная деятельность, направленная на достижение  конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. В ней  проявляется творческая инициатива играющего, выражающаяся  в разнообразии действий, согласованная с коллективными действиями.  В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных  фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность,  развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой  стороны получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой  деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра это  одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю  физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами  движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной  деятельности), совершенствование функций организма, черт характера  играющих . К. Д. Ушинский — XIX в. Придавал большое значение игре как  средству воспитания. Игру ребенка он рассматривал как действительность  ребенка с его действиями и переживаниями. Он подчеркивал, что эта  действительность более интересна ребенку, чем окружающая его жизнь,  потому что она ему более понятна. В игре ребенок знакомится со всем  21 окружающим, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается  предметами, в то время как в действительности у него еще нет никакой  самостоятельной деятельности. По мнению Ушинского, игры не проходят  бесследно для будущей жизни ребенка и в известной мере содействуют  формированию его личности. Существенное влияние оказывают игры  на развитие детского воображения, особенно в дошкольном возрасте. П. С.  Лесгафт. Игры он рассматривал как одно из действенных средств  физического образования и воспитания. П. С. Лесгафт уделял большое место  играм на уроках физкультуры: в младших классах он отводил играм пол­ урока, а в средних — треть урока. Он считал, что игры имеют большое  образовательное и воспитательное значение, что они представляют собой  более сложное действие, чем отдельные гимнастические упражнения. В. Г.  Марц  . Стремился к тому, чтобы игры как ценное средство физического  и морального воспитания были внедрены в школы, в детские сады.  Марц   рассматривал игры как средство физического и нравственного воспитания  детей, он разработал методику руководства играми, считал, что  от руководства во многом зависит успех игры. . А. С. Макаренко. По его  мнению, игры — средство подготовки ребенка к жизни, переходная ступень  к трудовой деятельности. В играх у детей воспитывается активность,  инициатива, чувство коллективизма. Но не всякая игра имеет воспитательное  значение, а только та, которая носит активный характер . Дидактические  игры, несмотря на огромное разнообразие, связанное с этническими и другими особенностями, так или иначе, отражают такие общие характерные черты,  присущие этой форме деятельности, как взаимоотношение играющих  с окружающей средой и познание реальной действительности.  Целенаправленность и целесообразность поведения при достижении  намеченной цели, связанного с внезапно возникающими и постоянно  изменяющимися условиями, потребностью широкого выбора действий,  22 требуют проявления творческих способностей, активности, инициативы.  Такая широта использования возможностей, выражающаяся  в самостоятельности и относительной свободе действий, сочетающихся  с выполнением добровольно принятых или установленных условностей при  подчинении личных интересов общим, связана с ярким проявлением эмоций.  Все это с методической точки зрения характеризует игру как многоплановое,  комплексное по воздействию, педагогическое средство воспитания.  Комплексность выражается в формировании двигательных навыков, развитии  и совершенствовании жизненно важных физических, умственных и морально­ волевых качеств. Однако такое разностороннее воздействие не препятствует  избирательной направленности в использовании игр . Во время игр  у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки.  Игра — первая деятельность, которой принадлежит большая роль  в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт,  углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях,  о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности.  Занятие дидактическими играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений,  развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать,  сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы  из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В играх развиваются  способности правильно оценивать пространственные и временные отношения,  быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто  меняющейся обстановке игры. Игры на местности способствуют образованию  навыков, необходимых туристу, разведчику, следопыту. Игры воспитывают  у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие  друг друга. Для игр необходимо отмежевать как можно более просторное  место, чтобы дети не были стеснены пространством при выборе той или  23 другой игры. Продолжительность различных игр — различна; однако играет  очень важную роль при выборе их, так как излишняя продолжительность игры  часто вызывает у детей довольно сильно выраженное чувство переутомления,  чего следует строго избегать, так как при наступлении его, от игры, вместо  ожидаемой пользы, получится явный вред. При назначении игры необходимо  сообразоваться с максимальным количеством нервно­мышечной энергии,  которую в состоянии развить каждый ребенок без признаков переутомления.  Для соблюдения этого условия необходимо остерегаться шаблонов, в данном  случае большую роль играет индивидуальность ребенка. Малокровные, слабые дети также с пользой могут принимать участие в детских играх с тем  условием, чтобы продолжительность их не была очень велика, так как у таких  детей переутомление наступает сравнительно очень быстро . Каждая игра  должна непременно отличаться известной занимательностью, только при  наличии этого условия она увлечет детей и заставит их предаваться  ей с охотой. Незанимательная игра вызовет в детях лишь скуку и вялые  движения, совершаемые апатично, без участия внимания и памяти, ясно, что  от таких игр нельзя ожидать пользы. При выборе игры необходимо принимать  во внимание возраст детей; важную роль играет также большая или меньшая  степень умственного развития детей. Дети, отличающиеся развитым умом,  тяготятся простыми играми, не требующими сообразительности и внимания.  Наоборот, более сложная игра, не требующая одних только механических  движений, основанная на оценке того или другого положения,  сообразительности и ловкости участников, доставляет детям много  удовольствия, заставляя их с охотой и большим интересом следить за ходом  игры и ожидать финала ее. Выбором соответствующих игр, способных  заинтересовать детей, мы вселяем в них любовь и охоту к ним, извлекая,  таким образом, несомненную пользу от дидактических и тому подобных игр .  Очевидно, что в разнообразных играх мы имеем могучий элемент для  24 содействия умственному развитию детей. Элемент тем более важный  и неоценимый, что при его помощи мы не прибегаем к скучному,  утомительному внедрению сухих скучных «правил», а облегчаем детям эту  мозговую работу укрепления и развития памяти, внимания,  сообразительности и пр. легкими, живыми детскими играми, совершенно  не вызывающими переутомления. В противоположность однообразным  гимнастическим упражнениям, исключающим всякое сознательное участие  мозга, игры требуют сообразительности и служат, между прочим, подспорьем  для расширения умственного кругозора детей . Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы  они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные  приемы, проявляя необходимые волевые качества и умственные способности.  Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь  к достижению игровой цели — характер и степень трудности препятствий,  которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для  удовлетворения игрой. Соревновательный характер коллективных игр также  может активизировать действия игроков, вызывать проявление  решительности, мужества и упорства для достижения цели. Однако  необходимо учитывать, что острота состязаний не должна разъединять  играющих. В коллективной игре каждый участник наглядно убеждается  в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление  препятствий и достижение общей цели. Добровольное принятие ограничений  действий правилами, принятыми в коллективной игре, при одновременном  увлечении игрой дисциплинирует играющих детей . Мнение сверстников, как  известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока.  В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник игры  может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети  приучаются к деятельности в коллективе . Игре свойственны  25 противодействия одного игрока другому, одной команды — другой, когда  перед играющим возникают самые разнообразные задачи, требующие  мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить  окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его, так игры способствуют самопознанию. 1.3.Организация и проведение дидактических игр в детском саду. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное  педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей,  формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством  всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития  познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации,  моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти  выход. Технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного  обучения. При этом игровая деятельность детей старшего дошкольного  возраста обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность  представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает  извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности.  Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою  очередь, влечет за собой следующее звено и так пока не будет достигнут  конечный результат обучения. Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей  старшего дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные  возможности: 26 ­ активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и  внимательность детей старшего дошкольного возраста; ­ развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации; ­ учит их действовать по правилам, развивает любознательность; ­ закрепляет знания, умения. Общая структура дидактической игры содержит следующие компоненты: ­ мотивационный: потребности, мотивы, интересы, определяющие желания  детей принимать участие в игре; ­ ориентировочный: выбор средств игровой деятельности; ­ исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать  поставленную игровую цель; ­ контрольно­оценочный: коррекция и стимулирование активности игровой  деятельности. Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая  детьми в игровой деятельности. Две задачи — дидактическая и игровая —  отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки  дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется  через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей  самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует  игровые действия. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий  характер игры, направленность обучающего содержания на процессы  познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Игра   занимает   ведущее   место   в   системе   физического,   нравственного, трудового   и   эстетического  воспитания   дошкольников.   Она   активизирует ребенка,   способствует   повышению   его   жизненного   тонуса,   удовлетворяет личные интересы и социальные нужды. 27 Несмотря на неоценимую роль игры в жизни дошкольника, организация  игровой деятельности в дошкольных учебных заведениях требует  усовершенствования. Она так и не заняла подобающего места в жизни детей,  что объясняется недооценкой педагогами ее роли в разностороннем развитии  дошкольников. Во многих детских садах не создано надлежащей игровой  среды, недостаточно внимания уделяется формированию у детей  представлений об окружающем мире, их самодеятельным играм. Подчинение  игры задачам обучения наносит воспитанникам двойной вред: приводит к  изъятию самодеятельных игр из жизни детского сада, снижает познавательную мотивацию, что является основой формирования учебной деятельности.  Почти полностью выпала из поля зрения воспитателей важность  формирования игровых умений у детей. Иногда время, отведенное на игровую деятельность, используется для учебных занятий, кружков, подготовки к  праздникам, утренникам и т.д.   необходимо   позаботиться   о Чтобы   устранить   эти   недостатки, целесообразной организации   игровой   деятельности   в   дошкольных   учебных  При   этом   следует   помнить,   что   игра   как   специфическая заведениях. деятельность   не   однородна,   каждый   ее   вид   выполняет   свою   функцию   в развитии ребенка.  28

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

« Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.07.2018