« Инновационные формы обучения на уроках сольфеджио».
Оценка 4.9

« Инновационные формы обучения на уроках сольфеджио».

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
музыка +1
Взрослым
13.08.2018
« Инновационные формы обучения на уроках сольфеджио».
Инновации в образовании – естественное и необходимое условие его развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями общества. Они способствуют, с одной стороны, сохранению не приходящих ценностей, с другой стороны – они закладывают основы преобразований. Образовательный процесс в современном мире опирается на сочетание базового и вариативного принципов обучения. Содержание уроков «Сольфеджио» предполагает опору на применение традиционных форм работы, таких как диктант, слуховой анализ, вокальное интонирование. Если эти задания излагаются в занимательной форме, они активизируют эмоциональный отклик и игровую инициативу учащихся. Также этому способствует применение различных форм творческих заданий: сочинение свободное и по заданным условиям, досочинение, импровизация, которые необходимы на всех этапах урока: и при освоении теоретических понятий, и при развитии слуха учащихся, и при формировании навыков музыкального интонирования. В работе над вокально-интонационными упражнениями следует использовать метод мнемоники (от греческого - «искусство запоминания») . В его основе лежит идея «подтекстовки» попевок, в соответствии с направлением движения, с их ладовой окраской, с интервально-аккордовым каркасом. Создается устойчивый, эмоционально окрашенный «звуко-образ», осуществленный благодаря переводу на вербальный уровень музыкальных параметров. Этот метод направлен на активизацию процесса семантического кодирования (распознавание значений, узнавание их), оптимизирующего когнитивную функцию мышления. Рекомендуется синхронизировать процессы формирования багажа теоретических знаний и развития интонационных навыков.
инновация в сольфеджио.doc
Муниципальное   учреждение   дополнительного   образования   «Детская музыкальная школа» Табунского района                                      Методическая разработка преподавателя теоретических дисциплин Пешковой Л. А.  2018 г.  « Инновационные формы обучения на уроках сольфеджио».    Инновации в образовании – естественное и необходимое условие его развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями общества. Они способствуют, с одной стороны, сохранению не приходящих ценностей, с другой стороны – они закладывают основы преобразований. Образовательный процесс в современном мире опирается на сочетание базового и вариативного принципов обучения.    Содержание уроков «Сольфеджио» предполагает опору на применение традиционных форм работы, таких как диктант, слуховой анализ, вокальное интонирование. Если эти задания излагаются в занимательной форме, они активизируют эмоциональный отклик и игровую инициативу учащихся.    Также этому способствует применение различных форм творческих заданий: сочинение свободное и по заданным условиям, досочинение, импровизация, которые необходимы на всех этапах урока: и при освоении теоретических понятий, и при развитии слуха учащихся, и при формировании навыков музыкального интонирования.    В работе над вокально­интонационными упражнениями следует использовать метод мнемоники (от греческого ­ «искусство запоминания») . В его основе лежит идея «подтекстовки» попевок, в соответствии с направлением движения, с их ладовой окраской, с интервально­аккордовым каркасом. Создается устойчивый, эмоционально окрашенный «звуко­образ», осуществленный благодаря переводу на вербальный уровень музыкальных параметров. Этот метод направлен на активизацию процесса семантического кодирования (распознавание значений, узнавание их), оптимизирующего когнитивную функцию мышления. Рекомендуется синхронизировать процессы формирования багажа теоретических знаний и развития интонационных навыков. Интонационные упражнения «озвучивают» изучаемый материал. Таким образом, теоретическое осознание способствует интонированию и в свою очередь углубляется под его воздействием. Возможно создание «вокально­тематических сценариев» к произведениям по специальности, что направлено на проникновение в суть замысла композитора и раскрытие образа сочинения. Отмечу, что работа в этом направлении способствует реализации межпредметных связей. При развитии музыкального слуха используются альтернативные виды мелодических и гармонических диктантов в занимательной форме, активизирующие восприятие учащихся: ­ в диктанте с заданной звуко­высотной линией следует определить ритмический рисунок, а в диктанте с заданным ритмическим рисунком ­ звуковысотную линию; ­ в диктанте с частично выписанным вторым голосом – дописать недостающее двухголосие; ­ в диктанте, данном с преднамеренными ошибками ­ исправить ошибки в ритме, мелодической линии, во втором голосе; ­ в диктанте комбинированного типа с частично выписанным ритмическим рисунком или некоторыми интонационными блоками ­ дописать недостающие мелодико­ритмические интонации; ­ в диктанте, данном с визуальной опорой (подсказка на основе данного стихотворного текста, некоторого блока интонаций, гармонии) – восстановить целостный вид. ­ составить музыкальное целое на основе предложенных фрагментов (музыкальные паззлы) на одноголосном или на многоголосном музыкальном материале (в гомофонно­гармонической и полифонической фактуре); ­ определить на слух интервальный или аккордовый ряд в данной тональности с пропусками («белыми пятнами»): необходимо их заполнить как на основе предложенного комплекса, так и самостоятельно; ­ определить на слух цепочки интервалов и аккордов вне тональности с опорой на данный составной элемент (интервал, созвучие). ­ определить на слух гармоническое сопровождение к данной эстрадной песне или джазовой мелодии на основе данного «банка» аккордов или самостоятельно.    В работе над чтением с листа (с собственным сопровождением) мелодий с классическими законами гармонического сопровождения или эстрадно­джазовых песен и мелодий по буквенно­цифровым обозначениям. Возможно подключение эвристического компонента благодаря осуществлению жанровой вокальной или инструментальной импровизация на данный образец в жанре марша, польки, вальса, тарантеллы, танго, регтайма или в другом жанре – по выбору учащегося, с сопровождением в фактуре в соответствии с избранным жанром.    Импровизация или спонтанное, сиюминутное сочинение – одна из самых интересных и самых сложных форм творческого музицирования, предполагающая свободу творческого самовыражения и мобилизацию креативных способностей учащегося. Импровизация наполняет учебное время духом творчества и, тем самым, преодолевает рамки обыденности, превращая «строгую» дисциплину «Сольфеджио» в увлекательное занятие.              Предлагаются некоторые виды заданий на импровизацию: ­ импровизировать мелодию песен в различных жанрах русского фольклора (колыбельную, плясовую, календарную, протяжную, историческую песню) на данный текст, а также верхний или нижний подголосок к ней; ­ коллективная импровизация на основе пентатоники или любого другого «бесполутонового» лада (возможно также на основе данной трех­ четырехзвучной ангемитонной попевки с опорой на вариантное развитие); ­ импровизировать мелодию на основе данного гармонического «остова» (плагальная гармония, трезвучия всех ступеней лада, в том числе из мажоро­ минорных систем); ­ импровизация и исполнение ритмического остинато к произведениям различной эпохи; ­ импровизировать мелодии в стиле эпохи Возрождения в различных модальных ладах (возможно по данному ритмическому рисунку, на основе данной модальной гармонии); ­ импровизировать мелодии на основе данного гармонического остова в стиле эпохи Барокко или в форме периода на основе данной классической гармонии; ­ импровизация второго предложения периода по данному первому с варьированным повторением материала (с использованием во втором предложение мелизмов); ­ импровизация мелодии в романтическом стиле на основе данной мелодико­ гармонической фигурации с использованием эллиптических сочетаний аккордов, энгармонических «превращений», «шуберт­аккорда», других гармонических оборотов мажоро­минорной системы; ­ импровизация ритмических, речевых канонов; ­ импровизировать эстрадно­джазовые ритмы с использованием сложных видов синкоп, со свободным делением длительностей, смешанными размерами; ­ по гармонической модели (по данному буквенно­цифровому обозначению или выписанным блокам аккордов) импровизировать пьесу в эстрадно­ джазовом стиле, используя приемы мелодико­ритмической и гармонической фигурации; ­ на основе блюзового «квадрата», блюзового лада импровизировать мелодию, возможно с применением коллективного ансамблевого сотворчества.    Предлагаемые задания апробированы в течение многолетнего опыта работы и направлены на развитие творческих способностей учащихся. Они применимы не только на уроках сольфеджио, теории музыки, анализа музыкальных произведений, а также в рамках элективных курсов системы дополнительного образования детей, но и при подготовке материалов внеклассных мероприятий: концертов из сочинений учащихся, творческих конкурсов, олимпиад.

« Инновационные формы обучения на уроках сольфеджио».

« Инновационные формы обучения на уроках сольфеджио».

« Инновационные формы обучения на уроках сольфеджио».

« Инновационные формы обучения на уроках сольфеджио».

« Инновационные формы обучения на уроках сольфеджио».

« Инновационные формы обучения на уроках сольфеджио».

« Инновационные формы обучения на уроках сольфеджио».

« Инновационные формы обучения на уроках сольфеджио».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.08.2018