« Инновационные образовательные технологии в преемственности детский сад – начальная школа »
Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
классное руководство
Детсад—1 кл
15.01.2018
Работа по активизации работы по преемственности детский сад-начальная школа. Основания работы по теме. Определение задач по преемственности. Разработка трёх направлений обеспечения преемственности: методическая работа, работа с детьми и родителями. Формы работы: совместные методические заседания, семинары, консилиумы, культурно-массовые и спортивные мероприятия, информирование родителей.из опыта работы: преемственность " детский сад - начальная школа"
Галина Ивановна Волкова,
учитель начальных классов
МАОУ « Туртасская СОШ»
Уватского муниципального района
Тюменской области
« Инновационные образовательные технологии в преемственности
детский сад – начальная школа »
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием
актуальна во все времена. Школа и детский сад – две последовательные ступени в системе
образования. И в настоящее время необходимость сохранения преемственности и
целостности образовательной среды относится к числу важных приоритетов развития
образования в России.
Переход из детского сада в школу является важным моментом для каждого
ребёнка, ведь именно в это время деятельность воспитанника меняется и переходит на
новый этап –учащегося. Меняется и окружение ребёнка, взаимоотношения со
сверстниками и взрослыми, изменяются требования к ученику, всё это вызывает
определённый эмоциональный отклик у учащегося. Организованная
работа по
преемственности обеспечивает наиболее комфортное вхождение ребёнка в школьную
среду.
Педагоги дошкольных учреждений всегда пытались решить эту проблему. Однако,
решалась эта проблема с точки зрения подготовки детей к школе. Обычно происходило
дублирование цели, задач, форм и методов работы начальной школы. Игра и другие виды
деятельности на практике вытеснялись занятиями по подготовке к школе.
Именно с выходом ФГОС начального общего образования и ФГТ в основной
общеобразовательной программе дошкольного образования положено начало к
обеспечению преемственности образовательной программы ДОУ с примерными основными
общеобразовательными программами начального общего образования. Исключается
дублирование программных областей знаний, обеспечивается реализация единой линии
общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства. Такой подход
реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного
образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и
перспективный характер. И на данном этапе две ступени образования действуют не
изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволяет школе опираться на
развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.
Установление преемственности между детским садом и школой способствует
сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного
возраста. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения
осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.
Преемственность позволяет понять особенности и возможности плавного, не
травмирующего психику ребенка, перехода от одной ступени обучения к другой.
Цель преемственности реализация единой линии развития ребёнка на этапах
дошкольного и начального школьного детства, на основе целостного, последовательного,
перспективного педагогического процесса.
Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) –
важный этап преемственности детского сада и школы. Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться
Задачи непрерывного образования на дошкольной ступени:
приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его
положительного самоощущения;
развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к
творческому самовыражению;
формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование
коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах
деятельности;
развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение
детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
Основания преемственности:
• формирование базиса личностной культуры у детей;
• формирование готовности к школе;
• развитие любознательности как основы познавательной активности будущего ученика,
интереса к учебе;
• формирование внутренней позиции личности, развитие произвольности поведения,
развитие коммуникативных способностей;
• развитие способностей: обучение ребенка моделирующим и знаковосимволическим
видам деятельности;
• формирование творческого воображения как направление интеллектуального и
личностного развития ребенка.
Преемственность в работе ДОУ и начальной школы заключается в том, что в первый класс
приходят дети, которые хотят учиться и могут учиться, т.е. у них должны быть развиты те
психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на которые опирается
программа первого класса школы. К ним относятся: познавательная и учебная мотивация,
появление соподчинения мотивов поведения и деятельности, умение работать по образцу и
по правилам, умение обобщать.
Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:
• улучшение подготовки детей к школе;
• обеспечение естественности перехода из детского сада в школу;
• углубление интереса к жизни в школе;
• обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи, помощь семьи в новой
ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу.
В нашей школе вопросы взаимного сотрудничества решаются на протяжении
нескольких лет. На ежегодном совместном консилиуме педагогов детского сада и школы
рассматриваются вопросы адаптации детей в школе и готовности выпускников ДОУ к
обучению.
Новые ФГОС побудили к совместной инновационной деятельности, так как видна
общность в достижении результатов образования. Основой преемственности между ДОУ и начальной школой мы видим в
использовании игровых технологий, призванных помочь педагогу сделать процесс обучения
увлекательным, обеспечить партнёрские отношения, а ребенку помочь научиться
взаимодействовать в коллективе сверстников, активно применять свои способности,
проявлять любознательность, творчество. В процессе обучения ребенок выступает не как
пассивный слушатель, воспринимающий готовую информацию,
а как активный
участник процесса деятельности, организуемой педагогом, где выстраиваются разные
виды отношений: педагогребенок, ребенокребенок, ребенокгруппа детей, педагог
группа детей.
Таким образом, переход ребенка из детского сада в школу требует особой
педагогической поддержки. Обеспечить такую поддержку, призвана особая педагогическая
деятельность воспитателей и учителей начальной школы, которая заключается в
применении приемов игровой технологии в образовательном процессе с детьми.
На первоначальном этапе эффективными формами взаимодействия стали
совместные семинары, где педагоги дошкольного учреждения поделились опытом работы с
детьми с применением приемов игровой технологии в разных видах деятельности. Учителя
начальной школы посетили открытые мероприятия, где педагоги продемонстрировала
способы организации детской деятельности, приёмы, направленные на развитие
произвольности, навыков сотрудничества в малых группах, варианты игр с детьми. А в
адаптационный период воспитатели посетили уроки и внеклассные мероприятия
первоклассников.
Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются
экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу. Посещение школьной
библиотеки вызывает большой интерес, дети с удовольствием рассматривают книги и
учебники. Спортивный и актовый залы, кабинеты, беседы и встречи с учащимися школы –
всё это вызывает у детей положительные эмоции, желание пойти в школу, вселяет
уверенность в свои собственные силы.
Совместно были определены
преемственности между дошкольным и школьным образованием:
три основных направления обеспечения
методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику,
изучение и обмен образовательными технологиями, которые используются
педагогами ДОУ и школы);
посещение открытых занятий в ДОУ и уроков в начальной школе;
разработка индивидуальных рекомендаций работающих в ДОУ воспитателей, педагога
психолога, учителялогопеда по выпускникам;
анализ психологической готовности детей к школе на основе исследований психологов
ДОУ и школы;
участие воспитателей ДОУ в психологопедагогическом консилиуме на базе школы;
совместные МО творческих групп воспитателей и учителей начальной школы на базе ДОУ.
работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных
мероприятий);
экскурсии в школу;
посещение школьного музея, библиотеки;
знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной
школы;
участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
выставки рисунков и поделок;
встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и
средней школы);
совместные праздники
и спортивные мероприятия дошкольников и
первоклассников;
участие в театрализованной деятельности;
посещение дошкольниками танцевальной студии « Фантазия», организованной при
школе.
работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки
детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития
детей для успешного обучения в школе). совместные родительские собрания с педагогами
ДОУ и учителями школы;
встречи родителей с будущими учителями;
дни открытых дверей « Марафон образовательных услуг» );
творческие мастерские ( « Большая перемена» );
образовательноигровые тренинги и практикумы для родителей детей дошкольного
возраста, деловые игры, практикумы;
визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов
и ответов и др.)
Таким образом, происходит естественная подготовка детей к школе и процесс адаптации
будет менее болезненным.
Закончить свой доклад хочу словами доктора психологических наук
Леонида Абрамовича Венгера:
« Быть готовым к школе –
не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе –
значит быть готовым всему этому научиться»
Список литературы 1.
Должикова Р.А. Реализация преемственности при обучении и воспитании
детей в ДОУ и начальной школе. – М.: Школьная пресса, 2008.
Дядюнова И.А. Преемственность между дошкольной и начальной ступенью
образования: (теория и практика): Сборник научных трудов. – М.: АПК и ППРО, 2005.
ОТКРЫТЫЙ УРОК: www.openlesson.ru , (ресурсы Интернет)
Федорова М.А. Организация жизни, воспитания и обучения в малых группах.
2.
3.
4.
– Красноярск, 2007.
« Инновационные образовательные технологии в преемственности детский сад – начальная школа »
« Инновационные образовательные технологии в преемственности детский сад – начальная школа »
« Инновационные образовательные технологии в преемственности детский сад – начальная школа »
« Инновационные образовательные технологии в преемственности детский сад – начальная школа »
« Инновационные образовательные технологии в преемственности детский сад – начальная школа »
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.