Методическая разработка "Наглядные пособия для музыкальных занятий и школьных праздников"
Оценка 4.7

 Методическая разработка "Наглядные пособия для музыкальных занятий и школьных праздников"

Оценка 4.7
Научные работы +1
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
10.06.2018
 Методическая разработка "Наглядные пособия для музыкальных занятий и школьных праздников"
Данная методическая разработка посвящена организации музыкальных уроков и праздников для детей дошкольного возраста (подготовительной группы), младшего школьного возраста на уроках музыки или по предмету «Развитие музыкальных способности детей » в системе дополнительного образования. Данная методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования, педагогам музыки в общеобразовательных школах, музыкальным педагогам, воспитателям детских садов.разработка
конспект.docx
Методическая разработка «Наглядные пособия для музыкальных занятий и школьных праздников»                                       Пояснительная записка В младшем школьном возрасте внимание становится концентрированным и  устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью,  яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение. Практическое обучение навыкам восприятия, способам вслушивания в  музыкальное звучание удается в том случае, если они становятся наглядными, «вещественными».  С целью приобщения ребенка к музыке, развития у него  музыкальных способностей используются различные музыкальные  инструменты, игрушки, картины и наглядный материал. Необходимо  понимать, что успех музыкального воспитания во многом зависит от  достаточного оснащения занятий дидактическими пособиями и другими  материалами, от правильного их применения вне занятий (дома) с учетом  возраста детей, их заинтересованности и конкретных возможностей  родителей.      Наглядный   материал   должен   обладать   такими   характеристиками,     как доступность, убедительность, понятность. Принцип наглядности,  как   основной принцип дидактики  ввел  Я.  Коменский,  большую  роль  в   учебном  процессе отводил К.Д. Ушинский.  Таким  образом,  выявленные   закономерности  в  этой области,   дают   совокупность   технологических    правил     информативного демонстрационного воздействия.    1) Предлагаемый детям наглядный материал должен быть доступен,  прост   и  понятен. Используются  карточки – длительности, паузы, размеры,  картинки лада (мажор и минор); карточки ритмоблоков различных  1 длительностей.    2) Следует стремиться к тому, чтобы используемый материал (наглядный  или  демонстрационный)  оказывал  воздействие,  на  максимально  возможное  количество органов чувств.  Принцип наглядности обучения предполагает, прежде всего усвоение  учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и  явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский  считает золотым правилом обучения. В основе учения Коменского о  наглядности лежит основное положение: «Ничего не может быть в сознании,  что заранее не было дано в ощущении».  Цель составления методических разработок: Поделиться опытом с педагогами в оформлении наглядных пособий для  музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста, младшего школьного возраста. От использования данных методических разработок можно ожидать  хорошего результата в подготовке и проведения школьного урока,  праздника для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Содержание методических разработок. Музыкально – выразительные средства. Музыкальные произведения – это музыкальное высказывание композитора.  «Говорит» с нами композитор и исполнитель с помощью звуков и интонаций.  Это язык музыки. Назовём его основные элементы:   Музыкальная интонация  Мелодия  Гармония  Ритм  Темп  Размер  Регистры  Штрихи  Динамика   Лад          Все эти элементы музыкального языка принимают участие в создание  музыкального произведения, являются «Буквами», из которых можно  составить музыкальные «Слова», а потом и «предложения». Из них получится  весь «Рассказ» ­ музыкальное произведение. Музыкальный язык надо изучать  2 на занятиях естественным образом при пении, слушании музыки, развивающих играх, детском музыкальном оркестре. Теоретические понятия элементов музыкального языка должны закрепляться  практически: в пении, в движении, в слушании музыки.          Следует ли знакомить детей дошкольного возраста с музыкальными  терминами? Бояться и искусственно избегать терминов не следует,  современные дети запоминают понятия куда более сложные. Однако не  желательно перегружать детей разнообразием определений, вдаваться в  детали, или, тем более, специально и систематично проверять их познания.  Термины вводятся незаметно и естественно при обсуждении, разговоре о  музыке. Наглядные пособия помогут детям запомнить музыкально –  выразительные средства. 1. Лад. На первых уроках мы уже говорим с детьми о том, что звуки ладят с   друг  другом, что музыка может звучать светло, радостно – в мажоре, а может звучать грустно и сумрачно – в миноре. Мы поём распевания и песни на  мажорный и минорный лад, определяем характер мелодии. Изображаем два  лада в движении и дети понимают, что лад, характер, темп, штрихи  взаимосвязаны в музыке. Всё это мы определяем и в слушании музыки. Дети рисуют солнце – это мажорный лад, туча и дождик – минорный лад. 2.      Ритм, длительности. Ритм – это последовательность звуков различной длительности.  Выполнение речевых упражнений: произношение имен, ряда слов, состоящих из  названий деревьев и цветов, потешек, небольших четверостиший, речевых и  пальчиковых игр – позволяет детям хорошо ориентироваться в соотношении  звуков по длительности и перенести эти навыки в исполнительство на  музыкальных инструментах.       Ритм – одно из важнейших понятий в музыке. Воспитанием чувства ритма  необходимо заниматься с самого раннего возраста. Музыкальный ритм рождается  из движения, поэтому прежде, чем приступать к осмыслению ритмического  письма, в дошкольный период необходимо отрабатывать двигательные и  координационные навыки. Для этого в занятия следует включать пальчиковые и  музыкально – двигательные игры, исполнение на детских музыкальных  3 инструментах.  Освоение ритмических трудностей начинается с чёткого представления о доле  (метре) на примере отдельных слов и небольших стихотворений. При слушании  музыки дети определяют сильную долю и уже осознанно подходят к определению  размера.  На первых уроках даётся определение четверти как шаги в музыке,  восьмые как бег. На альбомных листах рисуем разные длительности, ритмоблоки,  ритмы пройденных попевок. 3. На уроках дети слушают музыку и определяют темп, регистр, штрихи. Эти  музыкально – выразительные средства они изображают под музыку и делают  зарисовки. Например штрихи: легато (плавно) – рисуем тучу на небе, стаккато  (отрывисто) – рисуем дождик. 4 4. Динамика. Регистры и темпы, как впрочем штрихи и динамику, дети  легче всего определяют, занимаясь музыкальным движением, слушанием  музыки и играя в оркестре. Динамические оттенки дети определяют в музыке,  делают свои зарисовки, записывают знаки. 5.      Простые размеры.      На занятиях используются как наглядный материал карточки с  картинками. Например: Размер 2\4 – цветок, грибок (чередуется под музыку, дети хлопают ровные доли и сильную). Размер 3\4 – солнце, туча, туча. Размер 4\4 – цветок, ягода, ягода, ягода. В слушании музыки дети прохлопывают сильную долю, определяют размер. В движении – отмечают сильную долю хлопком, прыжком, «пружинкой». 5 6.               Музыкальная грамота. Названия нот. Дети в стихах узнают названия нот, расположение их на нотном стане, название  длительностей, скрипичного и басового ключа. Дети знакомятся с нотным  станом, учатся записывать ноты на линейках, между линеек. На уроках, на  праздниках  необходим плакат – Нотный стан. 6 7. Для занятий и праздников необходимы карточки нот. 8.       Школьные праздники. Наглядные пособия используются и в праздники. Для календарных  праздников: осенние – листочки, журавлики и т.д. 7 Список использованной литературы: 1. Геталова О.А. В музыку с радостью.: Издательство «Композитор.  Санкт – Петербург» , 2009 2. Е.В. Давыдова. С. Ф Запорожец. Музыкальная грамота. М.: Музыка, 1970. 3. Перунова Н. Н., Музыкальная азбука для дошкольников. Л.: «Советский  композитор», 1990 4. Фотографии из личного архива автора. 8

 Методическая разработка "Наглядные пособия для музыкальных занятий и школьных праздников"

 Методическая разработка "Наглядные пособия для музыкальных занятий и школьных праздников"

 Методическая разработка "Наглядные пособия для музыкальных занятий и школьных праздников"

 Методическая разработка "Наглядные пособия для музыкальных занятий и школьных праздников"

 Методическая разработка "Наглядные пособия для музыкальных занятий и школьных праздников"

 Методическая разработка "Наглядные пособия для музыкальных занятий и школьных праздников"

 Методическая разработка "Наглядные пособия для музыкальных занятий и школьных праздников"

 Методическая разработка "Наглядные пособия для музыкальных занятий и школьных праздников"

 Методическая разработка "Наглядные пособия для музыкальных занятий и школьных праздников"

 Методическая разработка "Наглядные пособия для музыкальных занятий и школьных праздников"

 Методическая разработка "Наглядные пособия для музыкальных занятий и школьных праздников"

 Методическая разработка "Наглядные пособия для музыкальных занятий и школьных праздников"

 Методическая разработка "Наглядные пособия для музыкальных занятий и школьных праздников"

 Методическая разработка "Наглядные пособия для музыкальных занятий и школьных праздников"

 Методическая разработка "Наглядные пособия для музыкальных занятий и школьных праздников"

 Методическая разработка "Наглядные пособия для музыкальных занятий и школьных праздников"
Скачать файл