Данная методическая разработка посвящена организации музыкальных уроков и праздников для детей дошкольного возраста (подготовительной группы), младшего школьного возраста на уроках музыки или по предмету «Развитие музыкальных способности детей » в системе дополнительного образования.
Данная методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования, педагогам музыки в общеобразовательных школах, музыкальным педагогам, воспитателям детских садов.разработка
Методическая разработка
«Наглядные пособия для музыкальных занятий и школьных
праздников»
Пояснительная записка
В младшем школьном возрасте внимание становится концентрированным и
устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью,
яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение.
Практическое обучение навыкам восприятия, способам вслушивания в
музыкальное звучание удается в том случае, если они становятся наглядными,
«вещественными». С целью приобщения ребенка к музыке, развития у него
музыкальных способностей используются различные музыкальные
инструменты, игрушки, картины и наглядный материал. Необходимо
понимать, что успех музыкального воспитания во многом зависит от
достаточного оснащения занятий дидактическими пособиями и другими
материалами, от правильного их применения вне занятий (дома) с учетом
возраста детей, их заинтересованности и конкретных возможностей
родителей.
Наглядный материал должен обладать такими характеристиками,
как доступность, убедительность, понятность. Принцип наглядности, как
основной принцип дидактики ввел Я. Коменский, большую роль в
учебном процессе отводил К.Д. Ушинский. Таким образом, выявленные
закономерности в этой области, дают совокупность технологических
правил информативного демонстрационного воздействия.
1) Предлагаемый детям наглядный материал должен быть доступен, прост
и понятен. Используются карточки – длительности, паузы, размеры,
картинки лада (мажор и минор); карточки ритмоблоков различных
1длительностей.
2) Следует стремиться к тому, чтобы используемый материал (наглядный
или демонстрационный) оказывал воздействие, на максимально возможное
количество органов чувств.
Принцип наглядности обучения предполагает, прежде всего усвоение
учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и
явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский
считает золотым правилом обучения. В основе учения Коменского о
наглядности лежит основное положение: «Ничего не может быть в сознании,
что заранее не было дано в ощущении».
Цель составления методических разработок:
Поделиться опытом с педагогами в оформлении наглядных пособий для
музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста, младшего школьного
возраста.
От использования данных методических разработок можно ожидать
хорошего результата в подготовке и проведения школьного урока,
праздника для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Содержание методических разработок.
Музыкально – выразительные средства.
Музыкальные произведения – это музыкальное высказывание композитора.
«Говорит» с нами композитор и исполнитель с помощью звуков и интонаций.
Это язык музыки. Назовём его основные элементы:
Музыкальная интонация
Мелодия
Гармония
Ритм
Темп
Размер
Регистры
Штрихи
Динамика
Лад
Все эти элементы музыкального языка принимают участие в создание
музыкального произведения, являются «Буквами», из которых можно
составить музыкальные «Слова», а потом и «предложения». Из них получится
весь «Рассказ» музыкальное произведение. Музыкальный язык надо изучать
2на занятиях естественным образом при пении, слушании музыки, развивающих
играх, детском музыкальном оркестре.
Теоретические понятия элементов музыкального языка должны закрепляться
практически: в пении, в движении, в слушании музыки.
Следует ли знакомить детей дошкольного возраста с музыкальными
терминами? Бояться и искусственно избегать терминов не следует,
современные дети запоминают понятия куда более сложные. Однако не
желательно перегружать детей разнообразием определений, вдаваться в
детали, или, тем более, специально и систематично проверять их познания.
Термины вводятся незаметно и естественно при обсуждении, разговоре о
музыке. Наглядные пособия помогут детям запомнить музыкально –
выразительные средства.
1. Лад. На первых уроках мы уже говорим с детьми о том, что звуки ладят с
друг другом, что музыка может звучать светло, радостно – в мажоре, а может
звучать грустно и сумрачно – в миноре. Мы поём распевания и песни на
мажорный и минорный лад, определяем характер мелодии. Изображаем два
лада в движении и дети понимают, что лад, характер, темп, штрихи
взаимосвязаны в музыке. Всё это мы определяем и в слушании музыки.
Дети рисуют солнце – это мажорный лад, туча и дождик – минорный лад.
2. Ритм, длительности.
Ритм – это последовательность звуков различной длительности.
Выполнение речевых упражнений: произношение имен, ряда слов, состоящих из
названий деревьев и цветов, потешек, небольших четверостиший, речевых и
пальчиковых игр – позволяет детям хорошо ориентироваться в соотношении
звуков по длительности и перенести эти навыки в исполнительство на
музыкальных инструментах.
Ритм – одно из важнейших понятий в музыке. Воспитанием чувства ритма
необходимо заниматься с самого раннего возраста. Музыкальный ритм рождается
из движения, поэтому прежде, чем приступать к осмыслению ритмического
письма, в дошкольный период необходимо отрабатывать двигательные и
координационные навыки. Для этого в занятия следует включать пальчиковые и
музыкально – двигательные игры, исполнение на детских музыкальных
3инструментах.
Освоение ритмических трудностей начинается с чёткого представления о доле
(метре) на примере отдельных слов и небольших стихотворений. При слушании
музыки дети определяют сильную долю и уже осознанно подходят к определению
размера. На первых уроках даётся определение четверти как шаги в музыке,
восьмые как бег. На альбомных листах рисуем разные длительности, ритмоблоки,
ритмы пройденных попевок.
3.
На уроках дети слушают музыку и определяют темп, регистр, штрихи. Эти
музыкально – выразительные средства они изображают под музыку и делают
зарисовки. Например штрихи: легато (плавно) – рисуем тучу на небе, стаккато
(отрывисто) – рисуем дождик.
44. Динамика. Регистры и темпы, как впрочем штрихи и динамику, дети
легче всего определяют, занимаясь музыкальным движением, слушанием
музыки и играя в оркестре. Динамические оттенки дети определяют в музыке,
делают свои зарисовки, записывают знаки.
5. Простые размеры.
На занятиях используются как наглядный материал карточки с
картинками. Например: Размер 2\4 – цветок, грибок (чередуется под музыку, дети
хлопают ровные доли и сильную).
Размер 3\4 – солнце, туча, туча.
Размер 4\4 – цветок, ягода, ягода, ягода.
В слушании музыки дети прохлопывают сильную долю, определяют размер.
В движении – отмечают сильную долю хлопком, прыжком, «пружинкой».
56.
Музыкальная грамота. Названия нот.
Дети в стихах узнают названия нот, расположение их на нотном стане, название
длительностей, скрипичного и басового ключа. Дети знакомятся с нотным
станом, учатся записывать ноты на линейках, между линеек. На уроках, на
праздниках необходим плакат – Нотный стан.
67. Для занятий и праздников необходимы карточки нот.
8. Школьные праздники.
Наглядные пособия используются и в праздники. Для календарных
праздников: осенние – листочки, журавлики и т.д.
7Список использованной литературы:
1. Геталова О.А. В музыку с радостью.: Издательство «Композитор.
Санкт – Петербург» , 2009
2. Е.В. Давыдова. С. Ф Запорожец. Музыкальная грамота. М.: Музыка, 1970.
3. Перунова Н. Н., Музыкальная азбука для дошкольников. Л.: «Советский
композитор», 1990
4. Фотографии из личного архива автора.
8