: М.М. Пришвин «Москва-река». Родина, человек и природа в рассказе.
Оценка 4.8

: М.М. Пришвин «Москва-река». Родина, человек и природа в рассказе.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
05.03.2017
: М.М. Пришвин «Москва-река». Родина, человек и природа в рассказе.
Цель: познакомить с понятием “мир художественного произведения” на примере рассказа М.М. Пришвина; обучение анализу художественного произведения. Задачи: развитие ассоциативного мышления и связной речи учащихся; навыков выразительного чтения; Формированию нравственно – эстетических представлений обучающихся в процессе выявления смысла понятия «малая родина», формирование коммуникативной компетенции через организацию работы в группах и парах, развитие связной речи обучающихся, воспитание любви к малой родине. Тип урока: урок художественного восприятия. Оборудование: презентация, раздаточный материал (отрывки из дневников Пришвина, текст рассказа «Москва-река»).
урок № 80.docx
Урок № 80 Тема: М.М. Пришвин «Москва­река». Родина, человек и природа в рассказе. Цель: познакомить с понятием “мир художественного произведения” на примере рассказа М.М.  Пришвина; обучение анализу художественного произведения. Задачи: развитие ассоциативного мышления и связной речи учащихся; навыков выразительного  чтения; Формированию нравственно – эстетических представлений обучающихся в процессе  выявления смысла понятия «малая родина», формирование коммуникативной компетенции через  организацию работы в группах и парах, развитие связной речи обучающихся, воспитание любви к  малой родине. Тип урока: урок художественного восприятия. Оборудование: презентация, раздаточный материал (отрывки из дневников Пришвина, текст рассказа «Москва­река»).  1. Организация класса. 2. Актуализация знаний учащихся. Ход урока ­Сегодня мы будем говорить о творчестве М.М.Пришвина. Дома вы изучали его биографию и знаете,  что этот  писатель обращался в своём творчестве к русской природе, её необычайным красотам. Вам  уже знакома сказка­быль «Кладовая солнца», в которой показаны отношения человека и природы.   Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением М.М.Пришвина, но обо всём по порядку.        3. Открытие новых знаний.  ­Сегодня на уроке мы будем обсуждать рассказ удивительного писателя. Сельский  учитель, агроном. И это еще далеко  не все  занятия этого человека. ­Я укажу лишь некоторые факты биографии, цитату из его произведения, а вы определите, о каком  писателе идет речь. Как связаны ли эти факты биографии, цитаты с тематикой его произведений? 1. Географы считали этого неутомимого путешественника своим коллегой, избрали  действительным членом Российского географического общества 2. Первая книга «В краю непуганых птиц» получила признание в среде ученых­ естествоиспытателей. 3. «Рыбе ­ вода, птице ­ воздух, зверю ­ лес, степь, горы. А человеку нужна родина», ­ написал он  в рассказе «Моя Родина (из воспоминаний детства)»    О каком писателе идет речь? Пришвин рассказывал о своей малой родине о природе и взаимодействии ее с человеческой душой.  рассказывал просто, доступно, неторопливо. Сегодняшний рассказ не будет исключением.  Итак, тема урока: Родина, человек и природа в рассказе М. Пришвина «Москва – река». Что на ваш взгляд, мы должны сегодня обсудить? Пришвин  в течение жизни вел дневники. Заглянуть в них я предлагаю и вам. Из дневников М. Пришвина  Мост от поэзии в жизнь ­ это благоговейный ритм, и отсюда возникает удивление  ... Меня куда­то вело по пути страданий и блаженства... Природа откликнулась на этом  пути: я стал записывать эти сказки и тем удостоверять других в действительности  существования страны непуганых птиц.  ­ Есть такая страна! ­ вот и вся тема моего  писательства ...  Я встал на рассвете, мелочи бросились на меня и стали грызть, но, посмотрев на  утренние звезды, я овладел собою и унес в комнату свет звезд... Я овладел собою, и мне  ясно представилось, что я в жизни был счастлив и мне надо за нее благодарить. Так при  всяком приступе отчаяния нужно вспомнить, что был счастлив,  и стоило помучиться  из­за этого, а если чувства не хватит для этого, то поможет рассудок; состояние  отчаяния, значит, или конец, ­ но конец неизбежен, или же оно временное и за ним  последует радость...  Быть русским, любить Россию ­ это духовное состояние. Боже мой! Как нелегко жилось,  как удалось уцелеть! И я хочу все­таки в автобиографии представить жизнь как счастливую. И сделаю это, потому что касался в творчестве природы и знал, что жизнь  есть счастье.  Такая милостивая осень стоит, такой живет со мной верный друг, ожидающий от меня  подвигов и терпеливо, искусно скрывающий это, если подвигов нет (о жене) "Милый мой, ­  шепчет она, ­ ты довольно в жизни потрудился, можно и отдохнуть"И еще: "Она меня  спасла. Я без нее так бы и остался скитальцем по грязной воде без калош.  В.(жена) открыла в дневниках нового Пришвина. Это произошло так неожиданно. Она  остановила трещотку машинки и вдруг сказала: ­ А вы, оказывается, вовсе не такой  глупый, как я думала. И принялась читать, и я дивился, узнавая в ее словах нового  писателя. Как же это странно, что я, не зная ее, только обращаясь к неведомому другу,  писал ее мыслями, ее словами, ее чувствами. Как будто есть мир, в котором люди живут общей мыслью.  Утром в полумраке я увидел на столе в порядке уложенные книги, и стало мне хорошо на  душе. Я подумал: сколько чугуна пошло на Днепрострой, на Донбасс, и все взорвано,  страна пуста, как во время татар или в "Слове о полку Игореве". И вот оно, Слово, и я  знаю: по слову все встанет, заживет. Я так давно был занят словом, и так недавно понял  это вполне ясно; не чугуном, а словом все делается.  Русские цари были заняты завоеваниями, расширением границ русской земли. Им некогда  было думать о самом человеке. Русская литература взяла на себя это дело: напоминать  о человеке. И через это стала великой литературой... Вот как он сам говорит о своем творчестве:  «С некоторых пор меня стала интересовать жизнь около себя, и мне незачем стало делать далекие  путешествия за небывалым. ..Я стал особенно любить свои ежедневные дневниковые записи об этом  повседневном и близком… Я не перестаю работать над новыми впечатлениями, которыми богат каждый  новый день, и над многочисленными своими книжками, дневниками, собранными за всю мою долгую жизнь». ­И действительно, автора интересует все, что находится рядом. Начинается рассказ, который мы с вами прочитаем  сейчас, с легенды о Звенигороде. Стр.145­ чтение рассказа «Москва­река». Легенда о Звенигороде. ­ Найдите слова, которые передают авторское отношение к городу, выпишите их. Вывод: автор очень трепетно относится к своему городу, любит его, гордится историей, в которой отмечает,  что благодаря звону колокола маленького городка удалось собрать войско, чтобы выйти навстречу  неприятелю. «Мы живем верстах в семи от Звенигорода – в деревне Дунине на берегу Москвы­ реки» ­ звучит из уст рассказчика. Под Звенигородом, в селе Дунино жил и сам писатель. После войны, пережив эвакуацию, Пришвины, привыкшие к деревенскому житью, пускаются на поиски загородной  дачи. На правом берегу Москвы­реки к востоку от Звенигорода они обнаруживают деревянный дом на высоком  каменном фундамента с открытой семигранной верандой. Полуразрушенный и сильно после войны пострадавший  дом еле ­ еле держался на опорных столбах. Пришвины приобретают этот дом. Отремонтировав, переезжают.  «Мой дом над рекою Москвой ­ это чудо! Он сделан до последнего гвоздя из денег, полученных за сказки  мои и сны.» ­ пишет Михаил Михайлович в эти дни. В каких словах писатель передает отношение к своему родному селу? Центральным образом повествования является Москва­река. «Кто видел реку в Москве, тот не узнает ее в  Дунине.» Маленькая Москва­ река в Дунино –исток, начало большой реки Москвы – реки в столице. 4.  Контроль знаний учащихся. ­Какой  изобразительный  прием лежит в основе рассказа о Москве­реке? (Антитеза) ­Сделайте вывод: какова роль такого противопоставления? ( Рассказчик  говорит о любви к своей маленькой речке, к своей малой родине. Верный своему принципу  рассказывать просто, в стиле разговорной речи, автор использует лексику, свойственную данному стилю.) Зачитать эпизод рыбной ловли. ­На какие слова вы обратили внимание?  (обращаемся к значению этих слов) Как вы думаете, зачем автор прибегает  к употреблению этих слов?  Разговорные слова более выразительны. Сам автор может тонко улавливать все нюансы, которые перерастают в глубокие размышления. Прокомментируйте  его слова: «…и мы сами, люди, с малолетства бываем ростом невелики, а потом, переходя свою жизнь, как разрастаемся!» (Так и Москва­река разлилась во время половодья, что и конца­краю не видно.) Работа по группам Как изображены люди, с которыми встречается рассказчик на реке? Какие чувства испытывают герои,      Обратите   внимание   на   состояние   природы   во   время   половодья.   Какие   средства   художественной  1 группа   наблюдая за разливом?  ( люди радуются, видя любые изменения, преданы родным местам, умеют заметить то, мимо чего многие люди проходят равнодушно) 2 группа     Образ рассказчика. Каким он вам видится? Обратите внимание на манеру повествования рассказчика. Что общее имеет он, на ваш взгляд, с писателем Пришвиным? Рассказчик горячо предан родным местам, замечает красоту природы, умеет ее чувствовать, обновление жизни связано  с природой Он будто ведет диалог с читателем. 3   группа   выразительности использует автор при ее описании? Природа словно говорит о себе, взаимодействует с человеческой душой. ­В конце появляется образ белой чайки. Что она может символизировать? Белая чайка – символ человеческой души, воплощение красоты, нежности. Вывод: Единство человека и природы, человек должен учиться видеть и чувствовать в природе прекрасное. ­Где найти это прекрасное? Ответ  в самом рассказе. Зачитать из рассказа финальный вывод. «ничего не было краше нашего Дунина!» ­ вот ответ: «жизнь около себя и незачем делать далекие путешествия за небывалым». Составление синквейна. Синквейн – это   творческая   работа,   которая   имеет   короткую   форму   стихотворения,   состоящего   из   пяти нерифмованных строк. 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). ­О чем заставил меня задуматься рассказ М.М. Пришвина «Москва­река»? 5. Рефлексия. 6. Домашнее задание.  Прочитать вводную статью о К.Г. Паустовском на странице 152 в учебнике, составить ее тезисный план.  Прочитать произведение "Мещёрская сторона". Подготовить выразительное чтение части «Обыкновенная  земля» и художественный пересказ части «Первое знакомство» (страницы 154­157). Индивидуальные задания. 1 вариант ­ подготовить сообщение «Мещерская низменность». 2 вариант ­ подготовить сообщение о картине И. И. Левитана "Туман над водой".   3 вариант ­ подготовить сообщение о картине И. И. Левитана "Заросший пруд".   4 вариант ­ подготовить сообщение о картине И. И. Левитана "Июньский день".   5 вариант ­ подготовить сообщение о картине И. И. Левитана "Папоротник в лесу".   6 вариант ­ подготовить сообщение о картине И. И. Левитана "Деревенская панорама".

: М.М. Пришвин «Москва-река». Родина, человек и природа в рассказе.

: М.М. Пришвин «Москва-река». Родина, человек и природа в рассказе.

: М.М. Пришвин «Москва-река». Родина, человек и природа в рассказе.

: М.М. Пришвин «Москва-река». Родина, человек и природа в рассказе.

: М.М. Пришвин «Москва-река». Родина, человек и природа в рассказе.

: М.М. Пришвин «Москва-река». Родина, человек и природа в рассказе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2017