О чём расскажут метафоры?
Оценка 4.6

О чём расскажут метафоры?

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русская литература
7 кл
16.01.2017
О чём расскажут метафоры?
задания для учащихся
Публикация является частью публикации:
Статья о метафорах.docx
Пряхина А. А., учитель русского языка и литературы  МБОУ «Средняя школа №3 с углублённым изучением отдельных  предметов» г. Кстово Нижегородской области (Из опыта проведения уроков по поэзии В. Маяковского и Б. Пастернака О чём расскажут метафоры? в  7 классе) Поэзия   двадцатого   века   неслучайно   считается   сложной   для   восприятия: метафорические образы, непривычная метрика, аллюзии. Часто после чтения ранних стихов В. Маяковского слышишь: «Что за чушь! И это Вы называете стихами?» или категоричное: «Я ничего не понял и учить это не буду!» Стихи Б. Пастернака вызывают менее резкую реакцию, но тоже «непонятно, о чём». Как   избежать   таких   оценок   юных   критиков?   Как   открыть   им   стихов шкатулки? Как превратить «плевочки» в «жемчужины»?  На помощь приходит игра. Дети в любом возрасте любят разгадывать загадки, расшифровывать тайнопись. Урок­игра о поэтических метафорах предваряет знакомство с поэзией В. Маяковского и Б. Пастернака. У семиклассников, конечно, уже есть представление о метафоре как скрытом сравнении, теперь нужно углубить эти знания, познакомить с разными видами метафор.  В   начале   этого     урока   «разминаемся»   на     загадках   (фольклор),   затем повторяем   известное,   угадывая   поэтов   (А.   Пушкина,   М.   Лермонтова, С.Есенина)   по   метафорическим   образам   известных   ребятам   стихов.   После этого   приступаем   к   «расшифровке»   строк   поэтов,     мало   известных школьникам.   Целесообразно   включить   в   урок   фрагменты   стихов   В. Маяковского и Б. Пастернака.  Например:  Какое время суток рисует поэт (В. Маяковский «Ночь»):                          Багровый и белый отброшен и скомкан,                         в зеленый бросали горстями дукаты,                         а черным ладоням сбежавшихся окон                         раздали горящие желтые карты. Разбирая   метафоры,   ищем   их   «истоки»,   выясняем,   что   вызывает   такие ассоциации у поэтов, пытаемся понять, какие смыслы спрятаны в привычных словах, необычно сложенных.  Вот после такой «разминки» можно уже переходить к знакомству с поэтами В. Маяковским и Б. Пастернаком. На   таких   уроках   многое   зависит   от   желания   учителя   удивить   учеников, заинтересовать личностью поэта, очаровать его стихами. Я   стараюсь.   Как   обычно,   на   помощь   приходят     книги,   воспоминания современников этих поэтов. По 1­2 уроку, конечно, мало для таких титанов, но  впереди  ещё  долгая   школьная  жизнь, это   лишь  одна  из  первых   встреч, поэтому   образы   «глыбы­Маяковского»   и   интеллигентного,   застенчивого   Б. Пастернака   набрасываю   пунктиром,   главное,  всё   же  –   стихи.  Как   обычно, читаю сначала сама, потом – помногу раз читают дети: про себя, вслух «по кусочкам»,   в   соревновании   на   выразительность.   На   дом   задаю   на   выбор: выучить наизусть фрагмент или всё стихотворение. Сам же разговор о стихах, как правило, ведём потом, когда выучен текст. Может, это и неправильно, но часто   я   убеждалась   в   том,   что   именно   на   этих   темах   следует   дать возможность самостоятельно плотно поработать с текстом. Уже перед уроком по стихотворению В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» слышу разговоры: ­ Что это: «Гриб.Граб…»? ­Там   же   сказано:   «Плыли   копыта,  пели  будто»   Это   же   звукопись!   Чтобы слышно было, как лошадь шагает.   Замечательно, сами во всём разбираются. Один вопрос оставляю для урока (тоже   из   услышанных   в   перемену):   какого   возраста   лошадь,   если   она   то «старая», то «рыжий ребёнок»? С удовольствием замечаю, что дети спокойно и   вполне   естественно   подошли   к   раскрытию   функции   метафоры   в художественном тексте, сделали вывод о том, что метафоры могут не только образ   нарисовать,   но   и   отношение   к   изображаемому   передать,   поведать   о нахлынувших чувствах так, будто читатель сам это увидел и почувствовал.  Метафоры стихотворения Б. Пастернака «Никого не будет в доме» разбираем на уроке вместе, а уже после этого провожу итоговый урок «О чём расскажут метафоры».  На нём ребята работают в парах или четвёрках, перед ними задача:  Раскрыть   смысл   метафор   незнакомых   текстов   (В.   Маяковский «Послушайте!»,   «Скрипка   и   немножко   нервно»,   Б.   Пастернак   «Июль», «Февраль!..»), сравнить метафоры двух поэтов, определить, зачем нужны эти художественные средства. На каждый стол выдаю задания, тексты стихов и карточки­информаторы. Задания:  Выпишите из текстов метафоры.   Какая из них – ключевая?  «Раскройте» «стихов шкатулки»,  что  имеет в виду поэт?  Сравните метафоры Маяковского и Пастернака. Чем они похожи, чем  отличаются?  Попробуйте сочинить свой текст ­ описание, в который включите  метафоры. Карточка­информатор Метафоры Пастернака  1. Метафоры­сравнения (колоннада рощи)      2. Метафоры­загадки (били копыта по клавишам мерзлым)?      3. Метафоры, приписывающие описываемому объекту свойства другого  объекта (ядовитый взгляд, жизнь сгорела).6 Можно заметить, что 1 и 3  проводят один структурный принцип и вряд ли целесообразно учитывать  этот аспект, когда пропускаются такие способы:      1. Омертвение или одушевление. Этот структурный принцип включает в себя 1(3) и 2 способы.      2. Метафоры ­максимализации (жизнь, как тишина; пахнуло выпиской из тысячи больниц) или минимализации (сестра моя ­ жизнь).      3. Метафора абсурда (тишина осенняя подробна; аккорды, как  дневник, меча в камин комплектами погодно).      4. Переосмысление и обновление через одну из двух составных частей  стертой метафоры.   Метафоричность ­ краеугольный эстетический принцип раннего  Пастернака. Превращения предметов, явлений, вообще всего, что можно  называть материальным и духовным миром, происходит сознательно но  воле поэта. Любое понятие, любое явление природы, которое может и не  может быть персонифицировано в речи, получает в стихотворной речи  Пастернака право на анимистичность.  Более всего отличает Пастернака от других поэтов метафора­абсурд. Нам трудно говорить о традиции метафоры абсурда в русской литературе, если  и есть эта линия в русской литературе, то она скорее из прозы  (Достоевский), но путь ее непрямой. Абсурд использовался в литературе,  как средство реализации какого­либо художественного приема, у  Пастернака этот прием ­ метафора.      Час похож на таракана (132).      Скорей со сна, чем с крыш.. ( 148)      Как с маршем, бресть с репьем на всем...(153)      Но бросьтесь, будьте так добры.      Не врозь, так в реку... (120) Метафоры Маяковского  Одну из задач поэта Маяковский видел в преображении окружающего  мира через слово.  Пример такой трансформации — стихотворение «А вы могли бы?», где Маяковский демонстрирует свою способность показать  «на блюде студня косые скулы океана».  Уже из этого стихотворения  видно также, что немалая часть метафор Маяковского основана на  зрительных образах.  Значение зрительного образа объясняется тем, что Маяковский, как и  другие футуристы, был еще и художником.  Позднее, в «Окнах РОСТА»,  слово будет неразделимо связано с рисунком в его творчестве.             Еще один прием, используемый Маяковским в построении метафор, — «омертвление» живого и «оживление» неживого (чаще всего  абстрактных понятий или города).  Этот прием, по­моему, даже важнее,  чем употребление зрительных образов, так как он теснее связан с  мировоззрением Маяковского.   Еще одна особенность метафор Маяковского — это их глобальный  масштаб, гиперболизация метафор. Каждый должен выполнить задание № 1. Те, кто претендует на «5», должен попробовать выполнить задание №2. Последнее – по желанию, на отдельную оценку. Последнее задание – творческое, оно не всем под силу и по вкусу, но за   него   никогда   не  бывает   плохих   оценок,   только  «5»  или   ничего.  Ребята знают об этом и пробуют свои силы.  Работа непростая, но семиклассники справляются. Зацепившись за ключевую метафору и раскрыв её, они «вытаскивают» всю «рыбу­смысл» текста.  После такой «рыбалки» можно пофилософствовать и о назначении этих волшебных шкатулочек: Для   меня   же   важны   признания   учеников   в   том,   что   «Я   и   не   думал,   что Маяковский   окажется   таким   классным»,   «А   правда,   что   Ваши одиннадцатиклассники тоже это проходят?»,  «Я всё стихотворение выучил, оно совсем и не трудное». Впереди   ещё   много   и   трудного,   и   непонятного,   и,   на   первый   взгляд, неинтересного, но дорогу осилит идущий. Мы постараемся.

О чём расскажут метафоры?

О чём расскажут метафоры?

О чём расскажут метафоры?

О чём расскажут метафоры?

О чём расскажут метафоры?

О чём расскажут метафоры?

О чём расскажут метафоры?

О чём расскажут метафоры?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017