И.С. Шмелёв. «Русская песня». Национальный характер в изображении писателя.
Оценка 4.6

И.С. Шмелёв. «Русская песня». Национальный характер в изображении писателя.

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
05.03.2017
И.С. Шмелёв. «Русская песня». Национальный характер в изображении писателя.
Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством И. С. Шмелева; развивать речь учащихся, творческое воображение, пополнять словарный запас; Задачи: развивать умение анализировать произведение, отвечать на вопросы учителя,умение определять идею произведения; давать характеристику героям; - формировать умение составлять отзыв о прочитанном произведении; умение высказывать свою точку зрения на события, поступки героев; - воспитывать любовь к Родине, желание совершать добрые поступки; Тип урока: комбинированный. Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, проектор, учебник «Литература» Г.С. Меркин 7 класс 2-я часть.
урок № 79.docx
Урок № 79 Тема: И.С. Шмелёв. «Русская песня». Национальный характер в изображении писателя. Цель:  познакомить   детей   с   жизнью   и   творчеством   И.   С.   Шмелева;   развивать   речь   учащихся, творческое воображение, пополнять словарный запас; Задачи:  развивать   умение   анализировать   произведение,   отвечать   на   вопросы   учителя,умение определять идею произведения; давать характеристику героям; ­ формировать умение составлять отзыв о прочитанном произведении; умение высказывать свою точку зрения на события, поступки героев; ­ воспитывать любовь к Родине, желание совершать добрые поступки; Тип урока: комбинированный. Оборудование:  компьютер, мультимедийная презентация, проектор, учебник «Литература» Г.С. Меркин 7 класс 2­я часть.  1. Организация класса. 2. Проверка домашнего задания. 3. Актуализация знаний учащихся. Ход урока. ­ Ребята, а что вы знаете об Иване Сергеевиче Шмелеве? ­ Послушайте его биографию. ­ Иван Сергеевич Шмелёв родился 21 сентября 1873 года в семье строительного подрядчика в купеческом районе Москвы Зарядье. Семья была глубоко религиозной, вела строгий образ жизни. «Дома  я  не видел  книг,  кроме Евангелия,  ­  вспоминал  писатель.  Зато –  во дворе  было  много ремесленников­бараночников, сапожников, скорняков, портных. Они дали мне много слов, много неопределённых чувствований и опыта». «Двор наш для меня явился первой школой жизни – самой важной и мудрой. И всё то, что тёплого бьётся в душе, что заставляет жить и негодовать, думать и чувствовать, я получил от сотен простых людей   с   мозолистыми   руками   и   добрыми   для   меня,   ребёнка,   глазами»   Учился   Шмелев   в   6­й гимназии. Страстно увлекался чтением. Больше всего боготворил Пушкина, а его Татьяну Ларину считал олицетворением женского идеала. И.С.Шмелев – писатель удивительный. Язык его произведений великолепен. Куприн писал о И. С. Шмелеве:   «Шмелев   ­   единственный   из   русских   писателей,   у   которого   еще   можно   учиться богатству, мощи и свободе русского языка». Русский язык был ему поддержкой в трудные дни эмиграции. И.С.Шмелёв не принял октябрьскую революцию. В 1917 году он уезжает в Крым. А после ареста сына и его расстрела Шмелёв уезжает во Францию. Именно здесь впервые возник у И.С.Шмелёва образ России прошлой. Писатель захотел показать истинную Россию, напомнить русским людям о ней, рассказать о ней детям, которые жили за границей, вдали от России. До конца своих дней И.С.Шмелев мечтал вернуться в Россию. Вернулся писатель сначала своими произведениями. В 1980 году, через тридцать лет после упокоения на знаменитом русском кладбище Сент­Женевьев­ де­Буа   под   Парижем.   Долгий   путь   домой   завершился   на   исходе   мая   первого   года   нового тысячелетия, когда через полвека после смерти прах писателя и его жены был перевезён согласно духовному завещанию в некрополь московского Донского монастыря. 4. Открытие новых знаний. ­ Как вы думаете, почему повествование ведется от лица мальчика? (И.С. Шмелёв избрал форму сказа от лица маленького мальчика потому, что обращался к детям эмиграции, желая им передать «хранимую в сердце Россию»). Словарная работа. ­ Ребята, какие непонятные слова встретились вам в рассказе? ­ Кто знает значение слова стамеска? (Стамеска ­ столярный и плотницкий инструмент со стальным плоским заточенным концом). ­ А слова тесемка? (Тесьма ­ узкая тканая или плетеная полоска, употребляемая для обшивки, украшения, скрепления чего­нибудь). ­   Дайте   определение   слову   политура.   (Политура   ­   спиртовый   лак   с   прибавлением   смолистых веществ, употребляемых для полировки). Парусиновые   брюки?   (Парусина   ­   грубая,   толстая   льняная   или   полульняная   ткань,   шедшая   на парус). ­ А что значит на полвершочка? (Вершок – старая русская мера длины, равная 4,44 см). ­ Кто знает значение слова камфора? (Камфора ­ кристаллическое, сильно пахнущее вещество, употребляемое в технике и медицине). ­ А что значит « пускать монаха»? (Пускать воздушного змея). ­ Дайте определение слову сени. (Сени ­ помещение между жилой частью дома и крыльцом). 5. Контроль знаний учащихся. Анализ рассказа. А сейчас проанализируем рассказ. ­ Кто является главным героем этого произведения? ­ Как характеризует его автор? ­ Что для него является ранним вестником весны? Подтвердите текстом ­ Как автор описывает маляра? ­ Какую песню пел маляр? Приведите цитату из текста. ­ Что за история произошла в жизни автора? ­ Какой реакции маляра вы ожидали на озорство мальчишек? ­   Давайте   попробуем   устно   нарисовать   портрет   маляра.   Будем   выполнять   это   задание   по вариантам. 1 вариант – речь маляра 2 вариант – портрет маляра 3 вариант – пение маляра ­ Для этого можете выписать примеры (словосочетания) из рассказа, которые вам понадобятся. ­ Давайте прочитаем конец рассказа. ­ Почему автор решил закончить рассказ именно так? Над чем он заставляет нас задуматься? ­ Какова идея этого произведения? И.С.Шмелев   показывает   старую   патриархальную   Россию,   восхищается   простым   русским человеком, щедростью его простотой, пишет о широте русской души, о любви и надежде, таящейся в душе каждого русского человека. Примерные ответы учащихся Речь: «… впущать весну» и наводить ремонт». «говорил мрачно, покачиваясь»: ­ Ну, и где у вас тут чего?.. ­ А ты не реви, дурашка. Такой же и у меня в деревне растет. Что хозяйской краски извел, дурра…да еще ревет!.. Портрет маляра: «Рыжий маляр, от которого пахло самой весной – замазкой и красками; грязный фартук, плевал на пол, свирепо взглядывал на меня, вскрикивал и вздыхал, взглядывал свирепо   исподлобья,   казался   мне  очень   страшным,   рыжая  борода,   голые   маляровы   пятки были покрыты серой и твердой кожей, похожей на замазку, улыбка выползала из ­ под рыжих его усов на сухие губы» Пение: …Сердито мурлыкал под нос: «И­ах и те­мы­на­ай ле­со…» Да йеех и те­мы­на­ай… Он пропел нам всю песенку про темный лес, как срубили сосенку, как «угы –на­ли в чужу­ дальнюю сы­торонушку!..» И так жалостливо пел он ее, что думалось мне: не про себя ли и пел её? Пел и ещё песенки – про «темную ноченьку, осеннюю» и про «березоньку», и ещё «про поле чистое»… ­Восприятие ребенка, доброго и наивного, чистого и доверчивою, близко восприятию народному. Так возникает особенный цельны художественный мир, где все связано, взаимообусловлено и где бессмысленного   ­   нет.   Как   ни   густо   выписан   живописный   быт,   художественная   идея,   из   него вырастающая, возвышается над бытом, приближаясь уже к формам фольклора, сказания. В   совокупности   все   подробности,   детали,   мелочи   объединяются   внутренним   художественным миросозерцанием Шмелева, достигая размаха эпоса, мифа, яви­сказки. Это позволяет автору в поэтических обобщениях отображать уже такие высокие категории, как нация, народ, Россия. 6. Рефлексия. 7. Домашнее задание. Прочитать рассказ М.М.Пришвина «Москва­река».

И.С. Шмелёв. «Русская песня». Национальный характер в изображении писателя.

И.С. Шмелёв. «Русская песня». Национальный характер в изображении писателя.

И.С. Шмелёв. «Русская песня». Национальный характер в изображении писателя.

И.С. Шмелёв. «Русская песня». Национальный характер в изображении писателя.

И.С. Шмелёв. «Русская песня». Национальный характер в изображении писателя.

И.С. Шмелёв. «Русская песня». Национальный характер в изображении писателя.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2017