И.С. Шмелёв. «Русская песня». Национальный характер в изображении писателя.
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
05.03.2017
Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством И. С. Шмелева; развивать речь учащихся, творческое воображение, пополнять словарный запас;
Задачи: развивать умение анализировать произведение, отвечать на вопросы учителя,умение определять идею произведения; давать характеристику героям;
- формировать умение составлять отзыв о прочитанном произведении; умение высказывать свою точку зрения на события, поступки героев;
- воспитывать любовь к Родине, желание совершать добрые поступки;
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, проектор, учебник «Литература» Г.С. Меркин 7 класс 2-я часть.
урок № 79.docx
Урок № 79
Тема: И.С. Шмелёв. «Русская песня». Национальный характер в изображении писателя.
Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством И. С. Шмелева; развивать речь учащихся,
творческое воображение, пополнять словарный запас;
Задачи: развивать умение анализировать произведение, отвечать на вопросы учителя,умение
определять идею произведения; давать характеристику героям;
формировать умение составлять отзыв о прочитанном произведении; умение высказывать свою
точку зрения на события, поступки героев;
воспитывать любовь к Родине, желание совершать добрые поступки;
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, проектор, учебник «Литература» Г.С.
Меркин 7 класс 2я часть.
1. Организация класса.
2. Проверка домашнего задания.
3. Актуализация знаний учащихся.
Ход урока.
Ребята, а что вы знаете об Иване Сергеевиче Шмелеве?
Послушайте его биографию.
Иван Сергеевич Шмелёв родился 21 сентября 1873 года в семье строительного подрядчика в
купеческом районе Москвы Зарядье. Семья была глубоко религиозной, вела строгий образ жизни.
«Дома я не видел книг, кроме Евангелия, вспоминал писатель. Зато – во дворе было много
ремесленниковбараночников, сапожников, скорняков, портных. Они дали мне много слов, много
неопределённых чувствований и опыта».
«Двор наш для меня явился первой школой жизни – самой важной и мудрой. И всё то, что тёплого
бьётся в душе, что заставляет жить и негодовать, думать и чувствовать, я получил от сотен простых
людей с мозолистыми руками и добрыми для меня, ребёнка, глазами» Учился Шмелев в 6й
гимназии. Страстно увлекался чтением. Больше всего боготворил Пушкина, а его Татьяну Ларину
считал олицетворением женского идеала.
И.С.Шмелев – писатель удивительный. Язык его произведений великолепен. Куприн писал о И. С.
Шмелеве: «Шмелев единственный из русских писателей, у которого еще можно учиться
богатству, мощи и свободе русского языка». Русский язык был ему поддержкой в трудные дни
эмиграции.
И.С.Шмелёв не принял октябрьскую революцию. В 1917 году он уезжает в Крым. А после ареста
сына и его расстрела Шмелёв уезжает во Францию. Именно здесь впервые возник у И.С.Шмелёва
образ России прошлой. Писатель захотел показать истинную Россию, напомнить русским людям о
ней, рассказать о ней детям, которые жили за границей, вдали от России. До конца своих дней
И.С.Шмелев мечтал вернуться в Россию. Вернулся писатель сначала своими произведениями. В
1980 году, через тридцать лет после упокоения на знаменитом русском кладбище СентЖеневьев
деБуа под Парижем. Долгий путь домой завершился на исходе мая первого года нового
тысячелетия, когда через полвека после смерти прах писателя и его жены был перевезён согласно
духовному завещанию в некрополь московского Донского монастыря.
4. Открытие новых знаний.
Как вы думаете, почему повествование ведется от лица мальчика?
(И.С. Шмелёв избрал форму сказа от лица маленького мальчика потому, что обращался к детям
эмиграции, желая им передать «хранимую в сердце Россию»).
Словарная работа.
Ребята, какие непонятные слова встретились вам в рассказе?
Кто знает значение слова стамеска? (Стамеска столярный и плотницкий инструмент со стальным
плоским заточенным концом).
А слова тесемка? (Тесьма узкая тканая или плетеная полоска, употребляемая для обшивки,
украшения, скрепления чегонибудь). Дайте определение слову политура. (Политура спиртовый лак с прибавлением смолистых
веществ, употребляемых для полировки).
Парусиновые брюки? (Парусина грубая, толстая льняная или полульняная ткань, шедшая на
парус).
А что значит на полвершочка? (Вершок – старая русская мера длины, равная 4,44 см).
Кто знает значение слова камфора? (Камфора кристаллическое, сильно пахнущее вещество,
употребляемое в технике и медицине).
А что значит « пускать монаха»? (Пускать воздушного змея).
Дайте определение слову сени. (Сени помещение между жилой частью дома и крыльцом).
5. Контроль знаний учащихся.
Анализ рассказа.
А сейчас проанализируем рассказ.
Кто является главным героем этого произведения?
Как характеризует его автор?
Что для него является ранним вестником весны? Подтвердите текстом
Как автор описывает маляра?
Какую песню пел маляр? Приведите цитату из текста.
Что за история произошла в жизни автора?
Какой реакции маляра вы ожидали на озорство мальчишек?
Давайте попробуем устно нарисовать портрет маляра. Будем выполнять это задание по
вариантам.
1 вариант – речь маляра
2 вариант – портрет маляра
3 вариант – пение маляра
Для этого можете выписать примеры (словосочетания) из рассказа, которые вам понадобятся.
Давайте прочитаем конец рассказа.
Почему автор решил закончить рассказ именно так? Над чем он заставляет нас задуматься?
Какова идея этого произведения?
И.С.Шмелев показывает старую патриархальную Россию, восхищается простым русским
человеком, щедростью его простотой, пишет о широте русской души, о любви и надежде, таящейся
в душе каждого русского человека.
Примерные ответы учащихся
Речь: «… впущать весну» и наводить ремонт».
«говорил мрачно, покачиваясь»:
Ну, и где у вас тут чего?..
А ты не реви, дурашка. Такой же и у меня в деревне растет. Что хозяйской краски извел,
дурра…да еще ревет!..
Портрет маляра: «Рыжий маляр, от которого пахло самой весной – замазкой и красками;
грязный фартук, плевал на пол, свирепо взглядывал на меня, вскрикивал и вздыхал, взглядывал
свирепо исподлобья, казался мне очень страшным, рыжая борода, голые маляровы пятки
были покрыты серой и твердой кожей, похожей на замазку, улыбка выползала из под рыжих
его усов на сухие губы»
Пение: …Сердито мурлыкал под нос: «Иах и темынаай лесо…»
Да йеех и темынаай…
Он пропел нам всю песенку про темный лес, как срубили сосенку, как «угы –нали в чужу
дальнюю сыторонушку!..» И так жалостливо пел он ее, что думалось мне: не про себя ли и
пел её? Пел и ещё песенки – про «темную ноченьку, осеннюю» и про «березоньку», и ещё «про
поле чистое»…
Восприятие ребенка, доброго и наивного, чистого и доверчивою, близко восприятию народному.
Так возникает особенный цельны художественный мир, где все связано, взаимообусловлено и где
бессмысленного нет. Как ни густо выписан живописный быт, художественная идея, из него
вырастающая, возвышается над бытом, приближаясь уже к формам фольклора, сказания. В совокупности все подробности, детали, мелочи объединяются внутренним художественным
миросозерцанием Шмелева, достигая размаха эпоса, мифа, явисказки. Это позволяет автору в
поэтических обобщениях отображать уже такие высокие категории, как нация, народ, Россия.
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание.
Прочитать рассказ М.М.Пришвина «Москварека».
И.С. Шмелёв. «Русская песня». Национальный характер в изображении писателя.
И.С. Шмелёв. «Русская песня». Национальный характер в изображении писателя.
И.С. Шмелёв. «Русская песня». Национальный характер в изображении писателя.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.