О чём расскажут метафоры?
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

О чём расскажут метафоры?

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Руководства для учителя
docx
русская литература
7 кл
16.01.2017
О чём расскажут метафоры?
Публикация является частью публикации:
О чём расскажут метафоры.docx
О чём расскажут метафоры? 7 класс Б. Пастернак «Июль», «Достать чернил и плакать!»,  В. Маяковский «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно»  Выпишите из текстов метафоры.   Какая из них – ключевая?  «Раскройте» «стихов шкатулки»,  что  имеет в виду поэт?  Сравните метафоры Маяковского и Пастернака. Чем они  похожи, чем отличаются?  Попробуйте сочинить свои метафоры для описания солнечного или дождливого дня в стиле Маяковского и Пастернака. Дополнительные материалы. Метафоры Пастернака 1. Метафоры-сравнения (колоннада рощи) 2. Метафоры-загадки (били копыта по клавишам мерзлым)? 3. Метафоры, приписывающие описываемому объекту свойства другого объекта (ядовитый взгляд, жизнь сгорела).6 Можно заметить, что 1 и 3 проводят один структурный принцип и вряд ли целесообразно учитывать этот аспект, когда пропускаются такие способы: 1. Омертвение или одушевление. Этот структурный принцип включает в себя 1(3) и 2 способы. 2. Метафоры -максимализации (жизнь, как тишина; пахнуло выпиской из тысячи больниц) или минимализации (сестра моя - жизнь). 3. Метафора абсурда (тишина осенняя подробна; аккорды, как дневник, меча в камин комплектами погодно). 4. Переосмысление и обновление через одну из двух составных частей стертой метафоры. Метафоричность - краеугольный эстетический принцип раннего Пастернака. Превращения предметов, явлений, вообще всего, что можно называть материальным и духовным миром, происходит сознательно но воле поэта. Любое понятие, любое явление природы, которое может и не может быть персонифицировано в речи, получает в стихотворной речи Пастернака право на анимистичность. Более всего отличает Пастернака от других поэтов метафора-абсурд. Нам трудно говорить о традиции метафоры абсурда в русской литературе, если и есть эта линия в русской литературе, то она скорее из прозы (Достоевский), но путь ее непрямой. Абсурд использовался в литературе, как средство реализации какого-либо художественного приема, у Пастернака этот прием - метафора. Час похож на таракана (132). Скорей со сна, чем с крыш.. ( 148) Как с маршем, бресть с репьем на всем...(153) Но бросьтесь, будьте так добры. Не врозь, так в реку... (120) Метафоры Маяковского Одну из задач поэта Маяковский видел в преображении окружающего  мира через слово.  Пример такой трансформации — стихотворение «А вы  могли бы?», где Маяковский демонстрирует свою способность показать  «на блюде студня косые скулы океана».  Уже из этого стихотворения  видно также, что немалая часть метафор Маяковского основана на  зрительных образах. Наиболее яркий пример использования Маяковским  визуальных метафор, на мой взгляд, — стихотворение «Ночь»:                         Багровый и белый отброшен и скомкан,                         в зеленый бросали горстями дукаты,                         а черным ладоням сбежавшихся окон                         раздали горящие желтые карты. Значение зрительного образа объясняется тем, что Маяковский, как и  другие футуристы, был еще и художником.  Позднее, в «Окнах РОСТА»,  слово будет неразделимо связано с рисунком в его творчестве.             Еще один прием, используемый Маяковским в построении метафор,  — «омертвление» живого и «оживление» неживого (чаще всего  абстрактных понятий или города).  Этот прием, по­моему, даже важнее,  чем употребление зрительных образов, так как он теснее связан с  мировоззрением Маяковского.   Еще одна особенность метафор Маяковского — это их глобальный  масштаб, гиперболизация метафор «Послушайте!» Владимир Маяковский Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной? И, надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит — чтоб обязательно была звезда! — клянется — не перенесет эту беззвездную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!» Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?! «Скрипка и немножко нервно» Владимир Маяковский Скрипка издергалась, упрашивая, и вдруг разревелась так по-детски, что барабан не выдержал: «Хорошо, хорошо, хорошо!» А сам устал, не дослушал скрипкиной речи, шмыгнул на горящий Кузнецкий и ушел. Оркестр чужо смотрел, как выплакивалась скрипка без слов, без такта, и только где-то глупая тарелка вылязгивала: «Что это?» «Как это?» А когда геликон — меднорожий, потный, крикнул: «Дура, плакса, вытри!» — я встал, шатаясь, полез через ноты, сгибающиеся под ужасом пюпитры, зачем-то крикнул: «Боже!», бросился на деревянную шею: «Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи: «Июль» Борис Пастернак По дому бродит привиденье. Весь день шаги над головой. На чердаке мелькают тени. По дому бродит домовой. Везде болтается некстати, Мешается во все дела, В халате крадется к кровати, Срывает скатерть со стола. Ног у порога не обтерши, Вбегает в вихре сквозняка И с занавеской, как с танцоршей, Взвивается до потолка. Кто этот баловник-невежа И этот призрак и двойник? Да это наш жилец приезжий, Наш летний дачник- отпускник. На весь его недолгий роздых Мы целый дом ему сдаем. Июль с грозой, июльский воздух Снял комнаты у нас внаем. Июль, таскающий в одёже Пух одуванчиков, лопух, Июль, домой сквозь окна вхожий, Всё громко говорящий вслух. Степной нечесаный растрепа, Пропахший липой и травой, Ботвой и запахом укропа, Июльский воздух луговой. я вот тоже ору — а доказать ничего не умею!» Музыканты смеются: «Влип как! Пришел к деревянной невесте! Голова!» А мне — наплевать! Я — хороший. «Знаете что, скрипка? Давайте — будем жить вместе! А?» Борис Пастернак Февраль. Достать чернил и  плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Достать пролетку. За шесть  гривен, Чрез благовест, чрез клик  колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез. Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. Заключение. Выберите одну из метафор стихотворения каждого поэта. Подумайте, что означает такой образ? Почему эта метафора возможна? На основе чего строится сопоставление? Как эта метафора раскрывает смысл стихотворения? Сделайте вывод о том, зачем нужны метафоры. Составьте свой текст - описание, в который включите метафоры. Заключение. Выберите одну из метафор стихотворения каждого поэта. Подумайте, что означает такой образ? Почему эта метафора возможна? На основе чего строится сопоставление? Как эта метафора раскрывает смысл стихотворения? Сделайте вывод о том, зачем нужны метафоры. Составьте свой текст- описание, в который включите метафоры. Заключение. Выберите одну из метафор стихотворения каждого поэта. Подумайте, что означает такой образ? Почему эта метафора возможна? На основе чего строится сопоставление? Как эта метафора раскрывает смысл стихотворения? Сделайте вывод о том, зачем нужны метафоры. Составьте свой текст- описание, в который включите метафоры.

О чём расскажут метафоры?

О чём расскажут метафоры?

О чём расскажут метафоры?

О чём расскажут метафоры?

О чём расскажут метафоры?

О чём расскажут метафоры?

О чём расскажут метафоры?

О чём расскажут метафоры?

О чём расскажут метафоры?

О чём расскажут метафоры?

О чём расскажут метафоры?

О чём расскажут метафоры?
Скачать файл