Тема: «Я покинул родимый дом...». Чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя.
Оценка 4.8

Тема: «Я покинул родимый дом...». Чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
05.03.2017
Тема: «Я покинул родимый дом...». Чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя.
Цель: раскрыть образ Родины и художественные средства его воплощения в лирике С.А. Есенина; проанализировать стихи С. Есенина, отражающие взгляд поэта на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвышенного, рассмотреть циклы стихов о любви поэта к Родине, открыть глубину чувств лирического героя; Задачи: - развивать навыки работы с текстом, умение сопоставлять и анализировать, умение работать в группе; формировать коммуникативные навыки – эффективное сотрудничество, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. - воспитывать вдумчивого, проницательного читателя. Тип урока: урок – открытие.
урок № 77.docx
Урок № 77 Тема: «Я покинул родимый дом...». Чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя. Цель: раскрыть образ Родины и художественные средства его воплощения в лирике     С.А. Есенина; проанализировать стихи С. Есенина, отражающие взгляд поэта на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвышенного, рассмотреть циклы стихов о любви поэта к Родине, открыть глубину чувств лирического героя;                      Задачи: ­ развивать навыки работы с текстом, умение сопоставлять и анализировать, умение работать в группе;       формировать     коммуникативные   навыки   –   эффективное   сотрудничество,   умение   с   достаточной полнотой выражать свои мысли.  ­ воспитывать вдумчивого, проницательного читателя.  Тип урока: урок – открытие. Оборудование: портрет С. Есенина, сборники стихотворений поэта, рабочие тетради. Ход урока. 1. Организация класса. 2. Актуализация знаний учащихся. Слово   учителя.  ­ Уйдя   из   жизни   в   тридцать   лет,   Есенин   оставил   нам   чудесное   поэтическое наследство. В поэзии Есенина нас покоряет и захватывает в песенный плен удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с эмоциональной душевностью. На сегодняшнем уроке мы продолжаем знакомиться с творчеством этого замечательного русского поэта,  который  несмотря на  кажущуюся внешнюю  простоту и  доступность,  наверное,  один из самых   сложных   поэтов   ХХ   века,   потому   что   он   один   из   самых   «русских»   поэтов,   глубоко укоренных в национальной русской психологии. ­ Чем же объяснить безграничную любовь русского народа к творчеству Есенина? ­Может  мы сегодня сможем с вами найти ответ на этот  вопрос через изучение одной из основных его тем – темы Родины.  Эпиграфом к нашему уроку будут слова С. Есенина: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».           ­ Обратите внимание не тема, а «чувство Родины» было «основным» в его творчестве. 3. Открытие новых знаний. По сути,  все творчество    можно разделить на три периода в жизни Есенина.  I  ­ период ­ 1914 ­1916гг. Есенин переезжает в Москву, затем в Петербург. Оставленные им родные рязанские просторы снятся по ночам, рождая светлую тоску по тому, что покинуто, но даёт силы жить и творить.         II   ­ период ­ 1919 – 1921 гг. И вот в стране   уже   произошла   революция. С революционным обновлением поэт мечтает о мужицком рае. Но жизнь разворачивалась все круче и круче: полыхал огонь гражданской войны, терзали страну интервенты, разруха и голод делали свое черное дело. И не было мужицкого рая. Поэт видит, как гибнет то, что ему дорого и близко.  Русь уходила в прошлое, и это порождало трагическое мироощущение поэта.  В это время поэт встречает гибель Руси как свою собственную. III   ­ период 1924 ­ 1925гг.   Последние годы жизни. Поэт не ждёт от неё подарка, над ним сгущаются   тучи.   Художник   не   умещается   в   прокрустово   ложе   системы,   набирающей   скорость государственной   машины.   Слишком   талантлив,   слишком   «прям»,   слишком   обаятельный,   слишком шумный – во всём слишком. Первичное чтение стихотворения учителем. Проверка восприятия. – Какое настроение хотел передать автор? ( Стихотворение проникнуто тихой любовью к родному дому, к родной природе. Настроение грустное, печальное, тоскливое) – О чём это стихотворение? ( Лирический герой покинул дом, родителей.) Словарная работа. Березняк – берёзовый лес, роща. Пурга – сильная вьюга, снежная буря. Самостоятельное чтение «про себя». – Обратите внимание какие картины рисует поэт? Из каких образов они складываются? (Дети самостоятельное читают текст «про себя», отмечая карандашом начало каждой новой картины.) – Какие картины предстают после чтения этого стихотворения? ( голубая Русь, березняк на пруду, луна, старый клён). 4. Контроль знаний учащихся. Исследование текста (комплексный анализ лирического произведения). – Каким настроением проникнута первая строфа? (Грустное, герой покинул родимый дом.) – Какой видит поэт Русь? ( Голубая Русь, воспевает Русь.) – Синий и голубой цвета – любимые цвета поэта, они усиливают в пейзажных описаниях ощущение необъятности просторов. Поэт часто любил повторять: «Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что­то.» (Использует эпитет – голубая, красивая Русь.) – Как вы понимаете выражение «в три звезды»? ( Вечер, ночь ещё не наступила, на небе только три звезды.) –   Ребята,   в   этом   стихотворении   есть   слова,   которые   придумал   сам   поэт   и   употребляет   в   своих стихотворениях – теплит, яблонный. («Теплит матери старой грусть» – хранит) – Образ природы помогает утешить грусть матери. ( Используются глаголы для создания грустного настроения: покинул, оставил.) – Какое средство выразительности использует поэт? ( Использует эпитет – голубая, красивая Русь; олицетворение «березняк теплит».) – Каким   настроением   окрашена   вторая   строфа?   (Продолжается   настроение   предыдущей   строфы, можно уточнить ­ тихое, тоскливое, герой тоскует по отцу, прервана родственная связь) – Как вы считаете, почему луна распласталась « золотой лягушкой»? (Золотой – цвет луны жёлтой; лягушка – обитатель водоёма, «золотой лягушкой» – метафора) – Какое средство выразительности использует поэт, описывая бороду отца? (Сравнение). – В каком значении употребляет автор глагол пролилась? (Появилась, «седина пролилась», «луна распласталась» – олицетворение). ­ Каким настроением проникнута третья строфа? ( Настроение героя становится более беспокойным и тревожным. Это передаётся восклицательным предложением в первой строке (Я не скоро, не скоро вернусь!), одушевлённым пейзажем с помощью олицетворения: «Долго петь и звенеть пурге.») – Каким настроением проникнут образ клёна? (Затаённая грусть одиночества). ­   С.   Е.   Есенин,   описывая   старый   клён,   наделяет   его   человеческими   чувствами   и   поступками. (стережёт голубую Русь) Поэт уподобляет себя клёну, образ «старого клёна на одной ноге». – Природу России Есенин всегда воспринимал чутким сердцем человека, очеловечивал её. – Пурга подразумывается не как погодное явление, а большой промежуток времени, жизни. Возможно ещё много времени пройдёт пока поэт вернётся на Родину. – Каким настроением окрашена четвёртая строфа? ( печальное, герой вдали от Родины, он одинок, сравнивает себя с одиноким и старым клёном («Головой на меня похож». ) – Что за дождь может падать с листьев? (Роса, капельки дождя). – Ребята, слова « есть радость в нём тем» – люди, которые живут на своей Родине, на своей родной стороне. – Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Я покинул родимый дом…»   ? (   Лирический   герой   покинул   дом,   прервана   родственная   связь.   Поэтому   ведущим настроением стихотворения является грусть, тоска.) – Герой Есенина переживает такое настроение. Что можно сказать о таком человеке ? (У этого человека глубокие, сильные чувства к своей малой родине, к своей « голубой Руси». Он предан своей Родине). – Как можно назвать такого человека ? (Патриот) – Ребята, преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, называется патриотизм, а человек, проникнутый патриотизмом – патриот. 5. Рефлексия. 6. Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение «Я покинул родимый дом…»

Тема: «Я покинул родимый дом...». Чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя.

Тема: «Я покинул родимый дом...». Чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя.

Тема: «Я покинул родимый дом...». Чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя.

Тема: «Я покинул родимый дом...». Чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя.

Тема: «Я покинул родимый дом...». Чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя.

Тема: «Я покинул родимый дом...». Чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2017