Романчикова Ольга Аркадьевна, учитель информатики МБОУ «Комсомольская СОШ», Тамбовский район
Робототехника – прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем. Она опирается на такие дисциплины как электроника, механика и программирование.
Робототехника является одним из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. Активное участие и поддержка Российских и международных научно-технических и образовательных проектов в области робототехники и мехатроники позволит ускорить подготовку кадров, развитие новых научно- технических идей, обмен технической информацией и инженерными знаниями, реализацию инновационных разработок в области робототехники в России и по всему миру.
Уже сейчас в современном производстве и промышленности востребованы специалисты обладающие знаниями в этой области. Начинать готовить таких специалистов нужно школе и с самого младшего возраста. Поэтому, образовательная робототехника в школе приобретает все большую значимость и актуальность в настоящее время. В качестве основного оборудования при обучении детей робототехнике в школах предлагаются ЛЕГО-конструкторы и lego mindstorms nxt - это конструктор (набор сопрягаемых деталей и электронных блоков) для создания программируемого робота.
Эффективность обучения основам робототехники зависит и от организации занятий, проводимых с применением следующих методов:
1. Объяснительно - иллюстративный
2. Эвристический - метод творческой деятельности
3. Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения обучающимися;
4. Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);
5. Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, упражнения по аналогу),
6. Частично-поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;
7. Метод исследования - самостоятельное решение проблем
Но главный метод, который используется при изучении робототехники, это метод проектов.
При разработке и отладке проектов учащиеся делятся опытом друг с другом, что очень эффективно влияет на развитие познавательных, творческих навыков, а также самостоятельность школьников.
Таким образом, можно убедиться в том, что Лего, являясь дополнительным средством при изучении курса информатики, позволяет учащимся принимать решение самостоятельно, применимо к данной ситуации, учитывая окружающие особенности и наличие вспомогательных материалов. И, что немаловажно, - умение согласовывать свои действия с окружающими, Т.е. - работать в команде.
В МБОУ «Комсомольская СОШ» с 2012 г работает региональная инновационная площадка по робототехнике с целью развития у школьников инженерного мышления, навыков конструирования, программирования и эффективного использования кибернетических систем, а также повышение мотивации учащихся к изобретательству через реализацию дополнительной программы по робототехнике с использованием специальных образовательных конструкторов.
Для реализации задач инновационной площадки школой закуплены конструкторы ПервоРобот LEGO WeDo и NXT.
Конструктор ПервоРобот LEGO WeDo, предназначен в первую очередь для начальной школы (2 – 4 классы). Его вполне можно использовать и для работы со старшими классами. Работая индивидуально, парами, или в командах, учащиеся любых возрастов могут учиться, создавая и программируя модели, проводя исследования, составляя отчёты и обсуждая идеи, возникающие во время работы с этими моделями.
NXT – это самый главный элемент в работе MINDSTORMS. Это разумная, контролируемая компьютером деталь конструктора LEGO , которая может заставить робот MINDSTORMS ожить и исполнять разнообразные действия. На дисплее NXT можно увидеть сообщения на английском языке.
При помощи LEGO Mindstorms Education NXT ребенок:
· соберёт первых программируемых роботов;
· с помощью электромоторов сделает их подвижными;
· научится управлению через датчики;
· через компьютер запрограммирует «мозг» робота;
· сможет изучать сложные науки в игровой форме.
Конструктор LEGO Mindstorms Education NXT — умный друг для юных техников, которые уже освоили Education WeDo!
В рамках работы инновационной площадки наше ОУ принимает участие в следующих мероприятиях:
·III-VI робототехническом фестивали (2014-2016 г.г.) на базе лицея №14 г. Тамбов. Получены сертификаты участников фестиваля.
·II региональный чемпионат Junior Skills в рамках регионального чемпионата Тамбовской области «Молодые профессионалы – 2016», сборная школы заняла 4 место.
·Региональный марафон «Старт» (2012). Грамота за активное внедрение инновационных образовательных технологий и поддержку детского технического творчества
·III региональный чемпионат Junior Skills – 2017 г., 4 место.
В 2017 году в рамках VI робототехническом фестивале ребята 6-х классов представляли работы в номинации «КЛАССИЧЕСКОЕ СУМО». Робот-сумоист, сконструированный из 2-х моторов, датчика расстояния, датчика распознавания цвета и источника питания, получил хорошую оценку строгого жюри.
Ученик 7 класса учувствовал в номинации «Радиоуправляемые машины». Управление роботом через дополнительные гаджеты (телефон, планшет). Все ученики получили свидетельство об участие в конкурсе.
Подводя итоги внедрения курса в образовательное пространство школы можно сказать, что повлекло за собой:
·Повышение качества образования и заинтересованности предметом у учащихся;
·Сформированность новых моделей учебной деятельности, использующих ИКТ;
·Сформированность информационной компетентности;
·Новые формы работы с одаренными детьми;
·Инновационное профильное обучение;
·Применение игровых технологий в обучении;
·Современные ИКТ технологии в дополнительном образовании;
·Эффективная форма работы проблемными детьми;
·Развитие творческого потенциала учащихся;
Таким образом, привлечение школьников к исследованиям в области робототехники, обмену технической информацией и начальными инженерными знаниями, развитию новых научно-технических идей позволит создать необходимые условия для высокого качества образования, за счет использования в образовательном процессе новых педагогических подходов и применение новых информационных и коммуникационных технологий. Поводя итог, можно сказать, что направление «Образовательная робототехника» имеет большие перспективы развития.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.