- Перспективы выявления и поддержки одарённых детей младшего школьного возраста
Оценка 5

- Перспективы выявления и поддержки одарённых детей младшего школьного возраста

Оценка 5
Лекции
docx
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
14.02.2018
- Перспективы выявления и поддержки одарённых детей младшего школьного возраста
Статья для учителей начальных классов. Этот материал содержит примеры диагностик для выявления одарённости у детей младшего школьного возраста. . Исходя из этого, в практической работе с одаренными детьми вместо понятия «одаренный ребенок» необходимо использовать понятие «ребенок с признаками одаренности». Учителя смогут использовать в своей практике.
Перспективы выявления и поддержки одарённых детей младшего школьного возраста.docx
Название статьи ­  Перспективы выявления и поддержки одарённых детей младшего школьного возраста Т. Г. Мартынова, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 30 г. о. Сызрань, Н. Г. Зарубина, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 30 г. о. Сызрань.              Одно из главных направлений работы современного образовательного учреждения связано с созданием условий для оптимального развития одарённых детей. Для создания таких условий необходимо применение методов выявления этих особенностей у детей, начиная с начальных классов.                      Одаренный   ребенок ­   это   ребенок,   который   выделяется   яркими, очевидными,   иногда   выдающимися   достижениями   (или   имеет   внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Оценка конкретного   ребенка   как   одаренного   в   значительной   мере   условна.   Самые замечательные   способности   ребенка   не   являются   прямым   и   достаточным показателем его достижений в будущем. Признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых благоприятных условиях могут либо постепенно, либо достаточно быстро исчезнуть. Исходя из этого, в практической работе с одаренными   детьми   вместо   понятия   «одаренный   ребенок»   необходимо использовать понятие «ребенок с признаками одаренности».      Одаренные дети, дети с признаками одаренности – это, прежде всего, дети.   В   педагогической   поддержке   и   психологическом   сопровождении   они нуждаются   не   меньше,   чем   обычные.   В   практике   нашего   образовательного учреждения сложилась традиция проведения ежегодных малых педагогических советов по каждой параллели классов. На таком педсовете присутствуют все педагоги,   работающие   с   этим   классом,   администрация   и   психолог.   Идет обсуждение не только учебных вопросов и проблем каждого ученика, но и в целом   его   жизни   в   школе.   Это   дает   возможность   психологу   информировать присутствующих о статусе учеников в коллективе, психологическом климате в классе,   а   также   о   некоторых   личностных   особенностях   детей   (учебная мотивация, тревожность, агрессивность, темперамент, характер), что позволяет выработать совместные стратегии в отношении отдельных учеников или хотя бы учитывать   полученные   данные   при   непосредственном   контакте   с   детьми. Классный наставник, опираясь на полученную информацию, может спланировать работу как с отдельными учащимися, так и с коллективом, сделав в ней нужные в   данный   момент   акценты.   Также   он   может   вместе   с   психологом   отследить динамику через год (если потребуется – раньше). Признаками детской одаренности являются:   высокий уровень развития способностей;   высокая степень обучаемости;  творческие проявления (креативность);   мотивация. Таким образом, для выявления одаренных детей необходимо подобрать  психологический инструментарий, позволяющий выявлять интеллектуальную,  академическую, творческую, социальную одаренность, а также учитывать  мотивацию и личностные особенности ребенка. Из   существующих   подходов   к   процессу   выявления   одаренных   детей   мы остановились на тестологическо­диагностическом обследовании.  1 этап Выявление детей с признаками одаренности На   этом   этапе   первичным   источником   информации   служат   родители, сверстники,   воспитатели   детских   садов,   педагоги,   психологи,   которые   могут наблюдать   деятельность   детей   и   выделить   среди   них   тех,   кто   отличается познавательной активностью, любознательностью, желанием выйти за пределы предложенного задания (ситуации) и/или решение его (её) необычным путем. Основной метод на этом этапе – наблюдение.  Уровень сформированности свойств личности,  характеризующих одаренность у наблюдаемого ребенка (Савенков А.И. «Одаренный ребенок дома и в школе»). Инструкция для родителя / педагога. Внимательно   изучите   и   дайте   оценку   ребенку   по   каждому   параметру, пользуясь следующей шкалой: 5 4 3 2 1 0 оцениваемое   свойство   личности   развито   хорошо,   чётко   выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении свойство заметно выражено, но проявляется не постоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко оцениваемое   и   противоположное   свойства   личности   выражены нечетко,   в   проявлениях   редки,   в   поведении   и   деятельности уравновешивают друг другу более   ярко   выражено   и   часто   проявляется   свойство   личности, противоположное оцениваемому чётко   выражено   и   часто   проявляется   свойство   личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности сведений для оценки данного качества нет (не имеет) Любознательность – познавательная потребность. Жажду   интеллектуальной   стимуляции   и   новизны   обычно   называют любознательностью.   Чем   более   одарен   ребенок,   тем   более   у   него   выражено стремление   к   познанию   нового,   неизвестного.   Проявляется   в   поиске   новой информации, новых знаний, стремлении задавать новые вопросы, в неугасающей исследовательской   активности   (желание   исследовать   строение   предметов, растений, поведения людей, животных и др.). Сверхчувствительность к проблемам.  Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон). Способность видеть   проблемы   там,   где   другие   ничего   необычного   не   замечают,   важная характеристика   творчески   мыслящего   человека.   Проявляется   в   способности выявлять проблемы, задавать вопросы. Способность   к   прогнозированию  –   способность   представить   результат решения   проблемы   до   того,   как   она   будет   реально   решена,   предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется не только при решения задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной   жизни:   от   прогнозирования   последствий,   отдаленных   во   времени относительно   элементарных   событий,   до   возможностей   прогноза   развития социальных явлений. Словарный запас. Большой словарный запас – результат и критерий развития умственных   способностей   ребенка.   Проявляется   не   только   в   большом количестве   используемых  в  речи  слов,  но   и  в  умении  и  стремлении  строить сложные   синтаксические   конструкции,     в   характерном   придумывании   новых слов   для   обозначения   новых,   введенных   ими   понятий   или   воображаемых событий. Способность   к   оценке  –   прежде   всего   результат   критического   мышления. Предполагает  возможность   понимания как  собственных мыслей и  поступков, так   и   действий   других   людей.   Проявляется   в   способности   объективно характеризовать   решения   проблемных   задач,   поступки   людей,   события   и явления. Изобретательность  –   способность   находить   оригинальные,   неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности. Способность   рассуждать   и   мыслить   логически  –   способность   к   анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои   мысли.   Проявляется   в   умении   формулировать   понятия,   высказывать собственные суждения. Настойчивость   (целеустремленность)  –   способность   и   стремление   упорно двигаться к намеченной  цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, не6смотря на наличие помех. Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка. Требовательность   к   результатам   собственной   деятельности (перфекционизм)  –   стремление   доводить   продукты   своей   деятельности   до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня. Отметки   вносятся   в   таблицу.   Естественно,   что   результат   будет   более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Качество Отметка Любознательность  Сверхчувствительность к проблемам Способность к прогнозированию Словарный запас Способность к оценке Изобретательность  Способность рассуждать и мыслить логически Настойчивость  Перфекционизм  2   этап  Углубленное   знакомство   с   детьми   с   выявленными   признаками одаренности. Оценка   продуктов   их   деятельности,   школьные   достижения   и   внешкольные интересы, своеобразие мотивации, особенности общения со сверстниками. На этом этапе проводится как традиционное тестирование, так и игровые формы диагностики интеллекта. При   тестировании   могут   использоваться   методики   только   с   учетом   возраста учащихся. Для   младших   школьников:   Корректурная   проба,   Исключение   понятий, Логическая память, Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой, Методика Замбицявичене   определения   уровня   развития   детей   7­9   лет,   Культурно­ свободный тест интеллекта Р. Кеттелла и др. Важным моментом в выявлении одаренности ребенка являются его достижения, отраженные в портфолио (участие в предметных олимпиадах, конференциях, творческих   конкурсах,   смотрах   и   т.п.).   Учащиеся   наших   классов   заводят портфолио с 1 класса, поэтому очень легко проследить достижения каждого ребёнка. 3 этап Поддержка и сопровождение  одаренных детей Оказание   помощи   в   решении   их   индивидуальных   проблем   (физическое   и психологическое   здоровье,   общение),   создание   условий   для   самореализации (интеллектуальнее   клубы,   кружки,   участие   в   олимпиадах,   конкурсах, исследовательской деятельности и т.п.)           Мы используем индивидуальную и групповую работу на уроках, но более продуктивной   деятельность   с   одарёнными   детьми   стала   возможна   благодаря введению   в   учебный   процесс   внеурочной   деятельности.   Выбор   направлений внеурочной   деятельности   осуществляется   в   1   классе   после   первичной диагностики   способностей   учащихся.   («Юный   шахматист»,   «В   мире   слов», «Занимательная математика», фольклорное объединение «Реченька», «Весёлые краски» и др.) диагностических методик для выявления интеллектуальной одаренности Перечень 1­4 классы Анкета Н.Г.Лукьновой; методика М.В.Матюхиной Культурно­свободный тест интеллекта Р. Кеттелла Методика «Исключение понятий» социометрия Мотивация Свободный интеллект Структура интеллекта Социальный интеллект Обученность Оценка продуктов деятельности Направленность Методика  «Палитра интересов» Методика «Лесенка» Самооценка, уровень притязаний        Результатом нашей работы можно считать следующие достижения наших учащихся:   1   место   в   окружном   конкурсе   исследовательских   проектов «Гулливер»   («Роль   фольклора   в   современном   обществе»),   1   место   в Всероссийском   конкурсе   рисунков   «Шантарам»,   дипломант   окружного конкурса   творческих   работ   «Русь   моя   родная»,   призовые   места   во всероссийских   олимпиадах   по   предметам   на   портале   Учи.ру,   «Познание   и творчество», окружные олимпиады по предметам, 2 место в окружном конкурсе чтецов стихов о матери, ученики наших классов входят в городскую спортивную команду   по   футболу  «Сызрань  2003» ,  которая  занимает   призовые  места   во Всероссийских   соревнованиях,   призовые   места   в   городском   турнире   по шахматам, призовые места во Всероссийском турнире по спортивным танцам, 1 место   в   городском   конкурсе   вокальных   коллективах   среди   учащихся образовательных учреждениях и др.Все достижения учащиеся собирают в свой портфолио. Список используемых источников 1. Вараксин В.Н. Психолого­педагогический практикум /В.Н. Вараксин, Е.В. Казанцева. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 283 с. 2. ЛедневаС.А.Детская одаренность глазами педагогов //Новая школа. 2003  № 1. С. 80─83.  Первушина Е.В. Способности ребёнка. Как выявить и развить? – СПб.:  Невский проспект; Вектор, 2007. – 287 с.  Савенков А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая  проблема//Педагогика. 2000. №10. С. 87─94.  Комплекс методик диагностики одаренности. (Интернет­ресурс. mail.ru  ipk.kuz­edu.ru) 3. 4. 5. Приложение  Пакет методик для тестирования Тесты для младших школьников Изучение мотивационной сферы младших школьников. В   исследованиях   М.В.   Матюхиной   Ведущие   места   в   структуре   мотивации младших школьников занимают широкие социальные мотивы, мотивы долга и ответственности,   учебно­познавательные   мотивы   самосовершенствования, особенно в 3­м классе. Второе место у первоклассников и второклассников занимают узко личностные мотивы. Вот образцы этих суждений, по которым судили о преобладании той или иной мотивации. Суждения были написаны на отдельных карточках.  Нужно было отобрать всего три, самые важные, имеющие наибольшее значение для вас. 1. 2. 3. 4. Понимаю, что ученик должен хорошо учиться. Стремлюсь быстро и точно выполнить требования учителя. Понимаю свою ответственность за учение перед классом. Хочу закончить школу и учиться дальше. Понимаю, что знания нужны для будущего. Хочу быть культурным и развитым человеком. Хочу получать хорошие отметки. Хочу получать одобрения учителей и родителей. Хочу, чтобы товарищи были хорошего мнения обо мне. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Хочу быть лучшим учеником в классе. 11. Хочу, чтобы мои ответы были лучшими на всех уроках. 12. Хочу занять достойное место среди товарищей. 13. Хочу, чтобы товарищи по классу не осуждали за плохое поведение. 14. Хочу, чтобы не ругали родители и учителя. 15. Не хочу получать плохие отметки. 16. Нравиться узнавать на уроке новое. 17. Нравиться, когда учитель рассказывает новое. 18. Люблю узнавать что­то новое о словах и числах. 19. Люблю решать задачи разными способами. 20. Люблю думать и рассуждать на уроке. 21. Люблю решать сложные задачи и преодолевать трудности. В   соответствии   с   тем,   какие   3   суждения   выбирает   ребёнок,   педагог   может сделать вывод об особенностях его мотивационной сферы. Каждое суждение отражает различные мотивы. Суждения  1­3 – мотивы долга и ответственности.    4­6 – мотивы самоопределение и самосовершенствование.    7­9 – мотивы благополучия.  10­12 – престижная мотивация.  13­15 – мотивация избежание неприятностей.  16­18 – мотивация содержанием.  19­21 – мотивация процессом учения. Методика Э.Ф. Замбицявичене «Определение уровня умственного развития детей 7­9 лет» Описание теста: Тест   состоит   из   четырех   субтестов,   включающих   в   себя   вербальные задания, подобранные в учетом программного материала начальных. 1   субтест   –   исследование   дифференциации   существенных   признаков предметов   и   явлений   от   несущественных,   а   также   запаса   знаний испытуемого. 2 субтест – исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений. 3   субтест   –   исследование   способности   устанавливать   логические   связи   и отношения между понятиями. 4 субтест – выявление умения обобщать. Лучше   всего   проводить   данный   тест   индивидуально   с   испытуемым.   Это дает возможность выяснить причины ошибок и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов. Пробы читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновременно про себя. Текст методики. 1. Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение. а) У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица). б) В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень). в) В году (24, 3,12,4,7) месяцев. г) Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март). з) Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая вкусная). и) У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень). к) Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София). 2.   Здесь   в   каждой   строке   написано   пять   слов,   из   которых   четыре   можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и исключить его. а) тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. б) река, озеро, море, мост, болото. в) кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата. г) Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса. д) тополь, береза, орешник, липа, осина. е) окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат. ж) Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей. з) курица, петух, лебедь, гусь, индюк. и) число, деление, вычитание, сложение, умножение. к) веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный. 3. Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написана первая пара слов, которые   находятся   в   какой­то   связи   между   собой   (например:   лес/деревья). Справа – одно слово над чертой (например: библиотека), и пять слов под чертой (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти под чертой, которое связано со словом над чертой (библиотека) точно так же, как это сделано в первой паре слов: (лес/деревья). Примеры: Лес/деревья = библиотека/сад, двор, город, театр, книги. Бежать/стоять = кричать/молчать, ползать, шуметь, звать, плакать. Значит, нужно установить, во­первых, какая связь между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части. а) огурец      =                     георгин      Овощ              сорняк, роса, садик, цветок, земля б) учитель       =                       врач     Ученик               кочки, больные, палата, больной, термометр в)  Огород       =                         сад      Морковь           забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы г)  Цветок        =                        птица      Ваза                   клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья д)  перчатка       =                          сапог Рука                    чулки, подошва, кожа, нога, щетка е)  темный         =                      мокрый      Светлый            солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный ж)  часы            =                         термометр       Время                стекло, температура, кровать, больной, врач з)  машина          =                        лодка      Мотор             река, моряк, болото, парус, волна и)  стул                     =                                игла      Деревянный              острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная к)  стол                  =                                   пол      Скатерть                     мебель, ковер, пыль, доска, гвозди 4. Эти пары слов можно назвать одним названием,  например: брюки, платье – одежда; треугольник, квадрат – фигура. Придумай название к каждой паре: а) метла, лопата… б) окунь, карась… в) Лето, зима… г) Огурец, помидор… д) сирень, шиповник… е) шкаф, диван… ж) день, ночь… з) слон, муравей… и) июнь, июль… к) дерево, цветок… Методика «Палитра интересов» Инструкция для детей. В   левом   верхнем   углу   листа   ответов   запишите   свое   имя   и   фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках под соответствующим номером. Если то, о чем говорится вам не нравится, ставьте знак  «–»; если нравится – «+»; если очень нравится, ставьте «++». Лист вопросов. Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе…»     … 1 Е Б Е Т 2                   И Л                   Я С Т И В А Р Н         3 4 5 6 7 8 9 Решать логические задачи и задачи на сообразительность. Читать   самостоятельно   (слушать,   когда   тебе   читают)   сказки, рассказы, повести. Петь, музицировать. Заниматься физкультурой. Играть   вместе   с   другими   детьми   в   различные   коллективные игры. Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе. Делать что­нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу). Играть с техническим конструктором. Изучать   язык,   интересоваться   и   пользоваться   новыми незнакомыми словами. 10 Самостоятельно рисовать. 11 Играть в спортивные подвижные игры. 12 Руководить играми детей. 13 Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми. 14 Ходить в магазин за продуктами. 15 Читать (слушать, когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др. 16 Играть   в   игры   с   отгадыванием   слов   (названий   городов, животных). 17 Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы. 18 Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам. 19 Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми. 20 Ухаживать   за   домашним   аквариумом,   содержать   птиц, животных(кошки, собаки и др.). 21 Убирать за собой книги, тетрадки, игрушки и др. 22 Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др. 23 Знакомиться с историей (посещать исторические музеи). 24 Самостоятельно,   без   побуждения   со   стороны   взрослых заниматься различными видами художественного творчества. 25 Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные передачи. 26 Объяснять что­то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение). 27 Ухаживать за домашними животными и растениями, помогать им, лечить их и т.п. 28 Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.). 29 Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе. 30 Знакомиться   с  общественными   явлениями   и   международными событиями. 31 Игры­драматизации, участие в постановке спектаклей. 32 Заниматься спортом в секциях и кружках. 33 Помогать другим людям. 34 Работать в саду, на огороде, выращивать растения. 35 Помогать   кому­то   шить,   вышивать,   стирать   или     заниматься этим самостоятельно. Лист ответов. Фамилия, имя _________________________ 1 2 3 4 5 6 7 8 15 22 29 9 16 23 30 10 17 24 31 11 18 25 32 12 19 26 33 13 20 27 34 14 21 28 35 Обработка результатов. Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер: 1. математика и техника; 2. гуманитарная сфера; 3. художественная деятельность; 4. физкультура и спорт; 5. коммуникативные интересы 6. природа и естествознание; 7. домашние обязанности, труд по самообслуживанию. Сосчитайте количество плюсов и минусов по каждой вертикали (плюс и минус взаимно   уничтожаются).   Способности,   набравшие   наибольшее   число   плюсов доминируют.

- Перспективы выявления и поддержки одарённых детей младшего школьного возраста

- Перспективы выявления и поддержки одарённых детей младшего школьного возраста

- Перспективы выявления и поддержки одарённых детей младшего школьного возраста

- Перспективы выявления и поддержки одарённых детей младшего школьного возраста

- Перспективы выявления и поддержки одарённых детей младшего школьного возраста

- Перспективы выявления и поддержки одарённых детей младшего школьного возраста

- Перспективы выявления и поддержки одарённых детей младшего школьного возраста

- Перспективы выявления и поддержки одарённых детей младшего школьного возраста

- Перспективы выявления и поддержки одарённых детей младшего школьного возраста

- Перспективы выявления и поддержки одарённых детей младшего школьного возраста

- Перспективы выявления и поддержки одарённых детей младшего школьного возраста

- Перспективы выявления и поддержки одарённых детей младшего школьного возраста

- Перспективы выявления и поддержки одарённых детей младшего школьного возраста

- Перспективы выявления и поддержки одарённых детей младшего школьного возраста

- Перспективы выявления и поддержки одарённых детей младшего школьного возраста

- Перспективы выявления и поддержки одарённых детей младшего школьного возраста

- Перспективы выявления и поддержки одарённых детей младшего школьного возраста

- Перспективы выявления и поддержки одарённых детей младшего школьного возраста

- Перспективы выявления и поддержки одарённых детей младшего школьного возраста

- Перспективы выявления и поддержки одарённых детей младшего школьного возраста

- Перспективы выявления и поддержки одарённых детей младшего школьного возраста

- Перспективы выявления и поддержки одарённых детей младшего школьного возраста

- Перспективы выявления и поддержки одарённых детей младшего школьного возраста

- Перспективы выявления и поддержки одарённых детей младшего школьного возраста

- Перспективы выявления и поддержки одарённых детей младшего школьного возраста

- Перспективы выявления и поддержки одарённых детей младшего школьного возраста

- Перспективы выявления и поддержки одарённых детей младшего школьного возраста

- Перспективы выявления и поддержки одарённых детей младшего школьного возраста

- Перспективы выявления и поддержки одарённых детей младшего школьного возраста

- Перспективы выявления и поддержки одарённых детей младшего школьного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2018