В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации активно поднимают вопрос о состоянии здоровья школьников. Двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми. Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью школьников. Научно-технический прогресс привел к тому, что человек все меньше и меньше понимает, что такое физический труд.
Являясь одним из сильнейших средств массового оздоровления населения, физкультура и спорт всячески поощряются и поддерживаются правительством России, считаются государственным делом.( Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. № 172 « О ВсероссийскомВ последнее время радио и телевидение, средства массовой информации активно поднимают вопрос о состоянии здоровья школьников. Двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми. Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью школьников. Научно-технический прогресс привел к тому, что человек все меньше и меньше понимает, что такое физический труд.
Являясь одним из сильнейших средств массового оздоровления населения, физкультура и спорт всячески поощряются и поддерживаются правительством России, считаются государственным делом.( Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. № 172 « О Всероссийском
«Проектирование эффективной системы по внедрению
Всероссийского физкультурно спортивного комплекса « Готов
к труду и обороне» с учетом конкретных условий
образовательной организации»
Тема проекта « Проблема малоподвижного образа жизни».
Тема « Проблема малоподвижного образа жизни».
1) В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации
активно поднимают вопрос о состоянии здоровья школьников. Двигательная
активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали
быть значимыми. Такое положение вещей угрожает психическому и
физическому здоровью школьников. Научнотехнический прогресс привел к
тому, что человек все меньше и меньше понимает, что такое физический труд.
Являясь одним из сильнейших средств массового оздоровления населения,
физкультура и спорт всячески поощряются и поддерживаются
правительством России, считаются
государственным делом.( Указ
Президента РФ от 24 марта 2014 г. № 172 « О Всероссийском физкультурно
спортивном комплексе
« Гтов к труду и обороне»(ГТО).
[http://www.gto.ru/files/docs/01_ukazy/01.pdf ] Физическая культура и спорт
приобретают в нашей стране все большее и большее распространение, охваты
вая все слои населения,
все профессии и возрасты.
[http://docs.cntd.ru/document/420200820 ] Постановление ПравительстваРФ
от 11 июня 2014 года N 540Об утверждении Положения о Всероссийском
физкультурноспортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО).
2) Противоречия.Объем интеллектуальной нагрузки влияет на уменьшение двигательной
активности. В связи с этим ухудшается мозговая активность.
За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мышечной
работы человека снизился с 94% до 1%. Главными пороками 21 века
становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки,
переедание.
По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик
начальной школы, который учится стабильно на 4 и 5, проводит за
письменным столом дома не менее 2,5 3 часов; ученик шестиклассник – 34
часа, старшеклассник 6 и более часов. А ведь нужно еще добавить к этому и
школьные уроки… Малоподвижный образ становится нормой, как для детей,
так и для взрослых. [http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/02/11/proektnash
vyborzdorovevliyaniefizkultminutoknazdoroveshkolnika ]
3) Проблема.
Такая проблема затронула и нашу школу ( МБОУ « ООШ с. Бобровка»)
Опрос и анкетирование (1),(2) проведенные среди учителей и учеников
нашей школы показали, что с возрастом двигательная активность
снижается,1\4 часть учеников занимаются спортом. Учителя не делают даже
утреннию зарядку. Большую часть времени проводят за мкомпьютером.
Анализ опроса подтвердил, что учителя и ученики нашей школы страдают
гиподинамией. Это приводит к резкому снижению жизненного тонуса и к
преждевременному старению организма.
Составляя вопросы для опроса учителей, были учтены возрастные данные
педагогов и учеников . (Были опрошены 14 учителей и 70 учеников)
При обработки данных(1) было выявлено: более половины педагогов считают себя относительно здоровыми;
учителя стараются не пользоваться “больничным”;
основным фактором, негативно влияющим на здоровье были отмечены:
o 1 стресс,
o 2 повышенное давление
o 3 нерациональное питание,
o 4 низкая физическая активность;
Лишь 30% учителей уделяют внимание своему физическому здоровью:
делают утреннюю гимнастику, гимнастику для глаз или другие виды
упражнений;
настроение после работы – уставшие, и даже очень уставшие
ассоциации при упоминании слова “здоровье” следующие: хорошее
самочувствие, здоровый образ жизни, ничего нигде не болит, здоровый
сон, бодрость, , хорошее питание и отдых ,улыбка.
Вывод: низкий объем двигательной активности отрицательно влияет на
все функции организма.
Проведенный опрос выявил проблемы, связанные со здоровьем учителей:
стресс
нерациональный режим питания
спад эмоционального настроения.
При обработке данных для учеников (2) было выявлено:
на вопрос, считаешь ли ты себя здоровым человеком – 100% учащихся
ответили да,
основным фактором, негативно влияющим на здоровье, были отмечены:
o 1несоблюдение режима дня
o 2нерациональное питание
o 3стрессo 4иные факторы учеба, плохой сон;
Наибольшее количество опрошенных беспокоят проблемы связанные с
повышенной утомляемостью, и плохим сном;
ассоциации при упоминании слова “здоровье” следующие:
это когда человек здоров,
спортивная жизнь,
не болеть,
хорошее настроение, хорошее самочувствие,
долгий сон;
о рецептах поддержания здоровья ученика: заниматься спортом,
активно двигаться, делать зарядку, рано ложиться спать, правильно
питаться, тепло одеваться.
Полученные результаты опроса учащихся свидетельствуют о том, что
негативное влияние на здоровье оказывают:
несоблюдение режима дня
нерациональное питание.
Результаты опроса подтвердили , что учителя и ученики нашей школы ведут
малоподвижный образ жизни.
Здоровье залог счастливой жизни и долголетия . Знать способы сохранения и
востановления своего здоровья очень важно для всех, особенно для молодых
людей. Проблема малоподвижного образа жизни стала государственной
проблемой.
Правительство нашей области решает
эту проблему
(Нормативная основа внедрения
[http://fcomofv.org/files/Babkin.pdf]
Комплекса ГТО региональные документы План мероприятий по поэтапному
внедрению Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к
труду и обороне» (ГТО) в Саратовской области. Приказ министерства
образования и министерства молодежной политики, спорта и туризма области
от 26.08.2014 № 250 и 18.09.2014 № 391 «Об утверждении комплекса мер постимулированию обучающихся в образовательных организациях Саратовской
области, выполнивших нормативы и требования золотого, серебряного и
бронзового знаков отличия ВФСК «Готов к труду и обороне (ГТО).
Региональный план мероприятий («дорожная карта») «Внедрение
Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и
обороне» (ГТО) в образовательных организациях Саратовской области»).
Задачи:
выявить степень физической активности обучающихся и учителей МБОУ
«ООШ с. Бобровка»;
обучить различным способам получения информации участников
образовательного процесса;
сформировать навыки глубокого и осмысленного восприятия полученной
информации о важности внедрения комплекса «ГТО»;
Образовательная задача:
обобщить знания учителей и обучающихся о необходимости соблюдения
двигательной активности организма;
Воспитательная;
воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
участие в
соблюдение режима дня , питания и физической активности.
общественноспортивномассовых
мероприятиях «ГТО»,
Цель : создать условия для обеспечения двигательной активности участников
образовательного процесса в рамках «ГТО»
Участники проекта.
Обучающиеся с 1 по 9 класс 70 человек, из них воспитываются в полной
семье 55 человек, в неполной семье 15 человек.
Из этого следует вывод, что дети из полной семьи ведут более активный образ
жизни , систематически занимаются физической культурой и спортом по
примеру родителей,как показал анализ опроса.
Учителя : 14 человек разных возрастных категорий и состояния здоровья.По итогам анализа опроса было выявлено, что двигательная активность
понижена , так как работа отнимает большую часть времени, сидячий образ
жизни, грубое нарушение режима дня, сна и отдыха.
4) Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
Образовательная:
метод проблемного изложения –представляет собой промежуточное звено
между обучением объяснительно иллюстративным и проблемным. Учитель
сам формирует проблему, анализирует, выявляет затруднения, противоречия,
выдвигает гипотезы. Показывает способы проверки с научной точки зрения.
Задача учителя показать на своем примере всю логическую цепочку поиска
истины, ознакомить с методами научного познания. Учащиеся в данном
случае оказываются в роли соучастников научного процесса.Их задача
понять, осознать закономерности научного познания,этапы и принципы
решения проблем. Используя материально информационную базу.
Оздоровительная формирование у учащихся устойчивого интереса к
развитию собственных физических и морально волевых качеств, здоровому
образу жизни, готовности к защите страны.
Воспитательная:необходимым эталоном для подражания (спортсмены,
учителя, родители).
Социальная : сохранение и укрепление здоровья нации приоритетная
политика государства
[http://www.gto.ru/files/docs/01_ukazy/01.pdf]( Указ
Президента РФ от 24 марта 2014 г. № 172)
привлечение бывших выпускников и спортсменов;
распоряжение главы образовательного учреждения о обязательном
внедрении утренней зарядки.
5. Рабочий план для повышения двигательной активности с учетом задач
проекта.
Дата
2015
сентябрь
г
Место
проведения
мероприятия
Спорт
площадка
Наименование мероприятия Ответственные
День Здоровья. кл.час «Из
истории «ГТО»
Учитель
физической
культурыОктябрь
Спорт зал
«Веселые старты»
Ноябрь
Спорт
площадка
Соревнования в рамках
«ГТО»
Декабрь
Спорт зал
« Папа. Мама, я спортивная
семья!»
2016 г
Январь
Лыжная
трасса
Лыжные гонки
Февраль
Спорт зал
Зимнее многоборье ГТО
Март
Спорт зал
Апрель
Спорт зал
Первенство школы по
волейболу
Мини футбол . Кл. час
« Личная гигиена»
Май
Июнь
Спорт
площадка
« Президентские
состязания»
Спорт
площадка
«День бегуна»
Кл.
Кл.
Кл.
Учитель
физической
культуры.
руководители
Учитель
физической
культуры.
руководители
Учитель
физической
культуры.
руководители
Учитель
физической
культуры.
Учитель
физической
культуры.
Учитель
физической
культуры.
Учитель
физической
культуры.
руководители
Учитель
физической
культуры.
руководители
Учитель
физической
культуры.
руководители
Кл.
Кл.
Кл.
6. Прогнозирование.
Наш проект является краткосрочным и расчитан на 1 год.
Итоги проводятся по окончании проекта, так как итоговый результат будет
приближен к нормам сдачи ГТО.1) У учащихся создать условия приближенные к результатам нормативов
ГТО. У учителейувеличится объем двигательной активности , которое
приведет к снижению стрессовых ситуаций .
2) Увеличится количество учащихся осознающих и понимающих значимость
бережного отношения к своему здоровью. Соблюдение техники безопасности
при выполнении нормативов ГТО.
3) Увеличится количество детей осознанно принимающих активное участие в
спортивно массовых мероприятиях.
4) Увидеть по результатам проведенного опроса положительную динамику в
правильном соблюдении режима дня и питания.
7) Дальнейшее развитие пректа.
При положительном окончании проекта реализовать его в другой школе,
разместить свой проект в СМИ , защита проекта на конференции.
Приложение 1
Уважаемые учителя, просим Вас ответить на вопросы , результаты
опроса будут использованы для проекта « Проблема малоподвижного
образа жизни».
1. Ваш возраст?_____
3. Считаете ли Вы себя здоровым человеком?_______
4. Часто ли Вы болеете?_________
5. Всегда ли пользуетесь “больничным” когда заболеваете?_________
6.Пронумеруйте факторы, негативно влияющие на ваше здоровье, в
приоритетном порядке (1,2,3…)
_____нерациональное питание
_____низкая физическая активность
_____повышенное давление
_____стресс_____иные факторы (укажите какие
именно)________________________
________________________________________________________________
7. Занимаетесь ли Вы спортом, спортивными увлечениями, делаете ли
утреннюю гимнастику или гимнастику для глаз, другие виды гимнастик
или упражнений,
позволяющих Вам поддерживать здоровье?
(подчеркнуть)
8.. Считаете ли Вы Ваш отдых после работы и в выходные полноценным?
Если нет, то почему?______________________________________________
_______________________________________________________________
9. Ваши ассоциации при упоминании слова “здоровье”?________________
__________________________________________________________________
_______________________________________________________________
10. Ваш рецепт поддержания здоровья учителя?______________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество
Приложение 2
Дорогой ученик, просим тебя ответить на вопросы, результаты опроса
будут использованы для проекта « Проблема малоподвижного образа
жизни».
1. Твой возраст?_________
2. Считаешь ли ты себя здоровым человеком?_________
3. Часто ли ты болеешь?_________
Если да то, какие заболевания наиболее часты?____________________
_____________________________________________________________
4. Пронумеруй факторы, негативно влияющие на твое здоровье, в
приоритетном порядке (1, 2, 3…)
_____нерациональное питание
_____низкая физическая активность
_____несоблюдение режима дня_____стресс
_____иные факторы (укажи какие)________________________________
5. Занимаешься ли ты спортом, спортивными увлечениями, делает ли
утреннюю гимнастику или упражнения, позволяющие поддерживать
здоровье?_____________________________________
6.Для чего нужно выполнять утреннюю гимнастику_______________
7. Перечисли приемы самоконтроля____________________________
8.Твои ассоциации при упоминании слова «здоровье»?_____________
__________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!!!