конспект урока биологии для учащихся 6 класса на тему "Строение растительной клетки". данный урок является одним из базовых и основополагающих в системе биологического образования. включает в себя понятие, усвоение и запоминание большого количества фундаментальных понятий, терминов, необходимых для дальнейшего накопления багажа знаний по предмету биология
План урока биологии в 6 классе
Тема: Строение растительной клетки
Цель:
1. Образовательная: сформировать у обучающихся знания о строении
растительной клетки. Познакомить со строением растительной клетки,
рассмотреть функции органоидов
2. Развивающая: развивать умения наблюдать, устанавливать причинно
следственные связи, сравнивать, обобщать и делать выводы, развивать
познавательный интерес к предмету
3. Воспитательная: Воспитание научного мировоззрения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебники, тетради, тетради для лабораторных работ,
интерактивное оборудование.
Ход урока:
1. Организационный момент
Приветствие учащихся.
Диалог с дежурным.
Позитивный настрой на урок.
2. Контроль ЗУН учащихся
Фронтальный опрос домашнего задания
1. Что такое клетка?
2. Какие органоиды входят в состав растительной клетки?
3. Особенности клеточных органоидов
4. Увеличительные приборы и открытие клетки.
3. Изучение новой темы.
Назовем основные части клетки. Снаружи она покрыта плотной клеточной оболочкой, в которой имеются более тонкие
участки – поры. Под ней, внутри клетки, находится густое, тягучее содержимое – это цитоплазма. В цитоплазме есть
полости – вакуоли, заполненные клеточным соком. В центре клетки или около клеточной оболочки расположено плотное
тельце – ядро с ядрышком. От цитоплазмы ядро отделено ядерной оболочкой. По всей цитоплазме более или менее
равномерно распределены очень мелкие тельца – пластиды.
Пластиды бывают бесцветными, но чаще они окрашены в зеленый или краснооранжевый цвет (в цветках и плодах). От
окраски пластид зависит окраска клетки и органов растения. Зеленый цвет растений обусловлен присутствием в их клетках
зеленых пластид. Их называют хлоропластами (от греч. хлорос – «зеленый», пластос – «образующий», «вылепленный»).
Зеленый цвет хлоропласты получают благодаря особому зеленому веществу – хлорофиллу (от греч. хлорос – «зеленый»,
филлон – «лист»). С помощью хлорофилла клетки растений улавливают энергию солнечных лучей и образуют органические
вещества (в виде сахаров).
Бесцветные пластиды называют лейкопластами (от греч. лейкос – «белый»). В лейкопластах откладываются запасные
питательные вещества: крахмал, масла и белок.
Клеточная оболочка придает клетке определенную форму и защищает ее содержимое. Она бесцветная, прозрачная и очень
прочная. Клеточная оболочка пропускает в клетку и выпускает из клетки вещества. Эта способность клеточной оболочки
называется проницаемостью.
Наличие хлоропластов и клеточной оболочки – отличительная особенность клеток растений.
Цитоплазма – это внутренняя среда клетки, в которой располагаются все другие части клетки. Она имеет особый
химический состав. В ней протекают различные биохимические процессы, обеспечивающие жизнедеятельность клетки. В
живой клетке цитоплазма постоянно движется, перетекает по всему объему клетки. Цитоплазма может увеличиваться в
объеме.
Вакуоль в клетках растительных организмов выполняет очень важную роль. Вакуоли – это резервуары, в которых содержится
клеточный сок, накапливаются запасные питательные вещества и продукты жизнедеятельности, ненужные клетке.
Клеточный сок – водянистая жидкость с растворенными в ней сахарами, органическими кислотами, минеральными солями.
Вакуоли наполняются клеточным соком в процессе всей жизни клетки. С увеличением размеров вакуоли увеличивается и
размер клетки, она растет.
Ядро является очень важной частью клетки. В нем находятся хромосомы, которые обеспечивают передачу наследственных
свойств клетки дочерним клеткам при делении. Ядро с ядрышком играет важную роль в жизнедеятельности клетки.
Разные клетки растительного организма различаются по размерам, форме и функциям.
4. Лабораторный практикум.
Изучение строения растительной клетки на примере листа элодеи, кожицы листа.
5. Закрепление. Выполнение теста.
6. Домашнее задание
§6
7. Итог урока, выставление оценок