В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя – способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность, помогать читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким образом постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель. Показать взаимосвязь в достижении цели учителя и родителей детей.
СТАТЬЯ Учить читать трудно.docx
« Учить читать трудно,
но интересно…»
Агарева Ольга
Владимировна
С. Лупан: « Привить ребенку вкус к чтению –
лучший
подарок, который мы можем ему
сделать.» В решение главное задачи школы – формировании образованной,
культурной личности- трудно переоценить значение предмета
«Литературное чтение», а цель его – это восприятие и освоение
учениками эстетических и нравственных ценностей, содержащихся в
художественном тексте.
Вопрос состоит не только в том, что важнее: скорость или
понимание, и то и другое- одинаково важные вещи, более того они
взаимосвязаны. Трудности и недостатки чтения детей вызываются не
тем, что у них плохая техника чтения, а тем, что они плохо понимают
текст, не воспринимают его образного и эмоционального содержания,
что он им не интересен. Поэтому самое главное, чтобы дети полюбили
читать книги. А добиться этого сегодня очень непросто при наличии
множества других источников информации, главным из которых у
детей всё больше становится компьютер.
Чтение книг, особенно для ребенка, познающего мир, полезно
всегда. Но от уровня читательской грамотности зависит глубина
проникновения читателя в смысл художественного произведения,
уровень осмысления нравственных проблем, поставленных его
автором.
В начальной школе необходимо научить детей приёмам работы с
художественным текстом, сформировать первоначальные навыки его
анализа, размышляя, почему именно так действуют герои
произведения.
В процессе этой деятельности происходит формирование
основных умений:
- умение представить картину, нарисованную автором;
- умение сопереживать героям произведения;
- уметь поднять авторскую мысль;
- умение рассуждать и доказывать своё мнение.
Примечание:
Дети самостоятельно читают текст (желательно небольшой) 1-2
минуты дается н осмысление и предлагается работа в парах или
группах ( 4 человека) : дайте положительные и отрицательные
характеристики героя, например , старика из сказки А.С. Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке». Кто больше напишет своих качеств
положительных или отрицательных. Потом каждый блок отстаивает
своё мнение. Каждый из нас имел
возможность убедиться, что если младшему школьнику задать вопрос,
какой урок у него самый любимый. Немногие ребята отдадут
предпочтение урокам литературного чтения, и это не случайно: кому
интересно по несколько раз перечитывать один и тот же текст,
пересказывать его, слушать ответы одноклассников по содержанию
прочитанного. Чтение по принуждению не приносит удовольствия, и в
душе ребенка уже с малых лет начинается отторжение лучших
образцов литературной классики, а позднее появится тяга к
литературе низкопробной.
Урокам литературного чтения я всегда стараюсь уделять
наибольшее внимание, ибо вижу в этом предмете источник
гуманистического образования учащихся начальных классов,
отличительной чертой которого является поворот к личности ребенка, к
его индивидуальности.
Задачи развития всех учащихся, независимо от уровня их
школьной зрелости, реализуются за счет вариативности заданий:
например, те, кто быстро читают, могут прочитать весь текст большого
рассказа, те, кто медленно, только его часть.
В первом классе закладывается фундамент читательской
грамотности. Ученики на интересных и доступных им произведениях в
игровой форме открывают «секреты» художественного текста,
знакомятся с литературоведческими понятиями: автор,
художественный текст, стихотворение, рифма, ритм, устное народное
творчество.
Примеры из опыта работы:
1. а) чтение текста частично, придумать окончание произведения ;
б) сравнить с окончанием автора;
2.Пересказ с помощью картинок: расписать роли и т.д.
3.Прочитать похожие произведения (дает учитель) и сравнить;
4.Чтение и просмотр фильма или мультфильма;
5.Чтение на уроках по 5 мин. (Результаты!)
Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко
обучать детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного
чтением. Главное - организовать процесс так, чтобы чтение
способствовало развитию личности, а развивающаяся личность
испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего
развития. Пример. На уроке окружающего мира предлагается одной группе прочитать
научный текст о животном , например, лесной природной зоны, а
другой – литературное описание этого же животного, третьей- найти в
компьютере интересные сведения про этого животного, четвертые –
стихи и делают рисунки. Итог - все работаю, выписывают
характеристики, ищут общение, обмен мнением, и вырисовывается
общие знания об этом животном…Они, дети, сами сделали открытие ,
без учителя…Это помогает читать осмысленно, для того чтобы
доказывать, нести новую информацию своим сверстникам…
В настоящее время существует два направления обучения чтению
детей младшего возраста: формирование читателя и приобщение к
литературе как особому виду искусства. Творческим чтением движет
любознательность. Назначение работы учителя – способствовать
перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную
деятельность, помогать читателю не останавливаться на запоминании
фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким
образом постепенно формируется привычка и навык полноценного
вдумчивого чтения и грамотный читатель.
Как же сделать, чтобы дети полюбили уроки литературного
чтения, чтобы интерес к чтению не угас? И что делать, если младшие
школьники не хотят читать?
Работа по формированию читательского интереса
осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассного
чтения, сотрудничество с библиотекой, литературные праздники,
викторины.
Уроки внеклассного чтения представляют широкие возможности
для творчества детей, их познавательного развития. Это обсуждение
книг, конференции, устные журналы, конкурсы.
Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Когда
учитель и библиотекарь – единомышленники и работают вместе, это
приносит ощутимые результаты.
Успех развития читательского интереса у детей зависит и от
участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется
«читающая» среда, книжное окружение. «Читающая» среда должна
быть создана прежде всего в семье (праздники с родителями – задание
на месяц) .
Необученному читателю трудно прилагать усилия к раскрытию
идеи произведения, и постепенно по этой причине развивается
читательская эмоциональная глухость, когда за словом не возникает образа, представления или настроения. Читать становится неинтересно
и скучно, читательская деятельность затухает, человек взрослеет, но
читателем не становится. Основным правилом литературного чтения
является правило «вдумчивого чтения», представленное формулой
«три П»:
- Переживай!
- Представляй!
- Понимай!
Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия
истин, сотрудничество по схеме «ученики – учитель – автор».
Во время урока необходимо воздействовать на слуховые,
зрительные анализаторы детей, вызывая у них разнообразную гамму
чувств. Подход к литературе, как к виду искусства, дает в начальных
классах широкие возможности для развития разностороннего
творчества как учителя, так и ученика.
(пример ИЗО и литературное чтение)
Многие дети класса показывают результаты техники чтения
выше нормы; во-вторых, все являются читателями школьной
библиотеки.
Слова С. Лупана: «Привить ребёнку вкус к чтению – лучший
подарок, который мы можем ему сделать».
Из опыта работы в 1 классе. Обучение чтению, занимательность –
игры: составь как можно больше слов из 1 слова, отгадай слово и т.д.
1.Метод моделирования
2.Составление вопросов к тексту. (Кто больше составит? Кто
составит самый интересный вопрос? Вопросы на
внимательность…)
3.Проект «Классный журнал» – дети в течения месяца собирают
материал по определённой тематике (1 раз в месяц) из научных
журналов, сочинение стихов, рассказов, загадки и
занимательный материал.
Условные обозначения.
1. Сказка
2. Рассказ 3. Стихотворение
4. Загадка
5. Пословица или поговорка
6. Басня (былина)
Темы (по цвету)
1. О Родине -
2. О детях (людях) -
3. О природе -
4. О животных -
5. О приключениях -
6. О волшебстве -
« Учить читать трудно, но интересно…»
« Учить читать трудно, но интересно…»
« Учить читать трудно, но интересно…»
« Учить читать трудно, но интересно…»
« Учить читать трудно, но интересно…»
« Учить читать трудно, но интересно…»
« Учить читать трудно, но интересно…»
« Учить читать трудно, но интересно…»
« Учить читать трудно, но интересно…»
« Учить читать трудно, но интересно…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.