« Учить читать трудно, но интересно…»
Оценка 4.8

« Учить читать трудно, но интересно…»

Оценка 4.8
Лекции +1
docx
чтение
1 кл—3 кл
01.06.2017
« Учить читать трудно, но интересно…»
В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя – способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность, помогать читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким образом постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель. Показать взаимосвязь в достижении цели учителя и родителей детей.
СТАТЬЯ Учить читать трудно.docx
« Учить читать трудно, но интересно…» Агарева Ольга Владимировна С. Лупан: « Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать.» В решение главное задачи школы – формировании образованной, культурной личности- трудно переоценить значение предмета «Литературное чтение», а цель его – это восприятие и освоение учениками эстетических и нравственных ценностей, содержащихся в художественном тексте. Вопрос состоит не только в том, что важнее: скорость или понимание, и то и другое- одинаково важные вещи, более того они взаимосвязаны. Трудности и недостатки чтения детей вызываются не тем, что у них плохая техника чтения, а тем, что они плохо понимают текст, не воспринимают его образного и эмоционального содержания, что он им не интересен. Поэтому самое главное, чтобы дети полюбили читать книги. А добиться этого сегодня очень непросто при наличии множества других источников информации, главным из которых у детей всё больше становится компьютер. Чтение книг, особенно для ребенка, познающего мир, полезно всегда. Но от уровня читательской грамотности зависит глубина проникновения читателя в смысл художественного произведения, уровень осмысления нравственных проблем, поставленных его автором. В начальной школе необходимо научить детей приёмам работы с художественным текстом, сформировать первоначальные навыки его анализа, размышляя, почему именно так действуют герои произведения. В процессе этой деятельности происходит формирование основных умений: - умение представить картину, нарисованную автором; - умение сопереживать героям произведения; - уметь поднять авторскую мысль; - умение рассуждать и доказывать своё мнение. Примечание: Дети самостоятельно читают текст (желательно небольшой) 1-2 минуты дается н осмысление и предлагается работа в парах или группах ( 4 человека) : дайте положительные и отрицательные характеристики героя, например , старика из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Кто больше напишет своих качеств положительных или отрицательных. Потом каждый блок отстаивает своё мнение. Каждый из нас имел возможность убедиться, что если младшему школьнику задать вопрос, какой урок у него самый любимый. Немногие ребята отдадут предпочтение урокам литературного чтения, и это не случайно: кому интересно по несколько раз перечитывать один и тот же текст, пересказывать его, слушать ответы одноклассников по содержанию прочитанного. Чтение по принуждению не приносит удовольствия, и в душе ребенка уже с малых лет начинается отторжение лучших образцов литературной классики, а позднее появится тяга к литературе низкопробной. Урокам литературного чтения я всегда стараюсь уделять наибольшее внимание, ибо вижу в этом предмете источник гуманистического образования учащихся начальных классов, отличительной чертой которого является поворот к личности ребенка, к его индивидуальности. Задачи развития всех учащихся, независимо от уровня их школьной зрелости, реализуются за счет вариативности заданий: например, те, кто быстро читают, могут прочитать весь текст большого рассказа, те, кто медленно, только его часть. В первом классе закладывается фундамент читательской грамотности. Ученики на интересных и доступных им произведениях в игровой форме открывают «секреты» художественного текста, знакомятся с литературоведческими понятиями: автор, художественный текст, стихотворение, рифма, ритм, устное народное творчество. Примеры из опыта работы: 1. а) чтение текста частично, придумать окончание произведения ; б) сравнить с окончанием автора; 2.Пересказ с помощью картинок: расписать роли и т.д. 3.Прочитать похожие произведения (дает учитель) и сравнить; 4.Чтение и просмотр фильма или мультфильма; 5.Чтение на уроках по 5 мин. (Результаты!) Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучать детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного чтением. Главное - организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития. Пример. На уроке окружающего мира предлагается одной группе прочитать научный текст о животном , например, лесной природной зоны, а другой – литературное описание этого же животного, третьей- найти в компьютере интересные сведения про этого животного, четвертые – стихи и делают рисунки. Итог - все работаю, выписывают характеристики, ищут общение, обмен мнением, и вырисовывается общие знания об этом животном…Они, дети, сами сделали открытие , без учителя…Это помогает читать осмысленно, для того чтобы доказывать, нести новую информацию своим сверстникам… В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя – способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность, помогать читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким образом постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель. Как же сделать, чтобы дети полюбили уроки литературного чтения, чтобы интерес к чтению не угас? И что делать, если младшие школьники не хотят читать? Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассного чтения, сотрудничество с библиотекой, литературные праздники, викторины. Уроки внеклассного чтения представляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. Это обсуждение книг, конференции, устные журналы, конкурсы. Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Когда учитель и библиотекарь – единомышленники и работают вместе, это приносит ощутимые результаты. Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье (праздники с родителями – задание на месяц) . Необученному читателю трудно прилагать усилия к раскрытию идеи произведения, и постепенно по этой причине развивается читательская эмоциональная глухость, когда за словом не возникает образа, представления или настроения. Читать становится неинтересно и скучно, читательская деятельность затухает, человек взрослеет, но читателем не становится. Основным правилом литературного чтения является правило «вдумчивого чтения», представленное формулой «три П»: - Переживай! - Представляй! - Понимай! Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме «ученики – учитель – автор». Во время урока необходимо воздействовать на слуховые, зрительные анализаторы детей, вызывая у них разнообразную гамму чувств. Подход к литературе, как к виду искусства, дает в начальных классах широкие возможности для развития разностороннего творчества как учителя, так и ученика. (пример ИЗО и литературное чтение) Многие дети класса показывают результаты техники чтения выше нормы; во-вторых, все являются читателями школьной библиотеки. Слова С. Лупана: «Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать». Из опыта работы в 1 классе. Обучение чтению, занимательность – игры: составь как можно больше слов из 1 слова, отгадай слово и т.д. 1.Метод моделирования 2.Составление вопросов к тексту. (Кто больше составит? Кто составит самый интересный вопрос? Вопросы на внимательность…) 3.Проект «Классный журнал» – дети в течения месяца собирают материал по определённой тематике (1 раз в месяц) из научных журналов, сочинение стихов, рассказов, загадки и занимательный материал. Условные обозначения. 1. Сказка 2. Рассказ 3. Стихотворение 4. Загадка 5. Пословица или поговорка 6. Басня (былина) Темы (по цвету) 1. О Родине - 2. О детях (людях) - 3. О природе - 4. О животных - 5. О приключениях - 6. О волшебстве -

« Учить читать трудно, но интересно…»

« Учить читать трудно, но интересно…»

« Учить читать трудно, но интересно…»

« Учить читать трудно, но интересно…»

« Учить читать трудно, но интересно…»

« Учить читать трудно, но интересно…»

« Учить читать трудно, но интересно…»

« Учить читать трудно, но интересно…»

« Учить читать трудно, но интересно…»

« Учить читать трудно, но интересно…»

« Учить читать трудно, но интересно…»

« Учить читать трудно, но интересно…»

« Учить читать трудно, но интересно…»

« Учить читать трудно, но интересно…»

« Учить читать трудно, но интересно…»

« Учить читать трудно, но интересно…»

« Учить читать трудно, но интересно…»

« Учить читать трудно, но интересно…»

« Учить читать трудно, но интересно…»

« Учить читать трудно, но интересно…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017