Беседа с родителями о взаимоотношениях с детьми. Как часто мы, взрослые, требуем от детей многого, говорим им, что они не оправдали наших надежд. Надеюсь, что данная беседа поможет родителям по-другому взглянуть на собственных детей, с любовью, пониманием и ответственностью за из судьбу. Ведь, не правда ли, мы в ответе за тех, кого приручили?..
Беседа с родителями.doc
Уважаемые взрослые!
Каждый родитель желает вырастить своего ребёнка счастливым, здоровым,
успешным, умным. Чтобы он выбрал правильную дорогу, смог получить хорошую
профессию, создал счастливую семью и достойно воспитал своих детей. Об этом
думают все родители, и каждый родитель для своего ребёнка желает лучшей доли.
Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру.
«Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в
хорошей жизни хорошо воспитаете детей. Воспитывать ребенка можно раз!
Сделайте это правильно!
Л.Н. Толстой.
Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них
оказываются неодинаковые привычки. Это – результат воспитания. СюньЦзы.
Давайте внимательно посмотрим на себя. Что мы считаем любовью по отношению
к себе?
Мы хотим, чтобы нас понимали, принимали такими, какие мы есть, и
доверяли нам. Всё. Больше ничего не надо. Если это есть, то будет и забота, и
нежность, и все прочие внешние проявления любви.
Являются ли для нас проявлением любви, сделанные нам замечания (пусть даже
справедливые, указывающие на наши недостатки)? Разве для нас это означает
любовь? Нет, такое отношение мы назвали бы насилием над нами, то есть злом. Но
ведь именно так мы действуем по отношению к нашим детям. Пока они маленькие,
слабые, беспомощные, зависимые, они не осознают нашей неправоты. Мы для них
цари и боги. Но когда они начинают подрастать, тутто мы и видим результаты
своего воспитания. Ребенок в ответ на привычное замечание родителей, может
высказать обиду, рассердится, отказаться выполнять их требования. Между
родителями и детьми растет стена непонимания, возникает отчуждение,
конфликт…
По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители,
воспитывая детей, обычно не вдаются в теорию по этому поводу, а ведут себя
так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающиеся
обстоятельства. Короче – как получится. А как же получается?
Сегодня мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения
принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в
значительной мере зависит психическое и в целом – общее развитие ребенка.
Многие работы психологов, посвященные детскородительским отношениям,
выделяют три основных стиля: авторитарный, авторитетный, демократический и
попустительский. Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический»,
«диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что
ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.
Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным както
обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми
запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте
авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее
активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно
агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это
позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться
родителей, не совершая попыток решать чтолибо самостоятельно. Если по
отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более
«разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются
избранного типа родительской власти.
При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля,
основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза
наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально
антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с
детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство
привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и
даже враждебности к окружающим.
Демократический стиль (в терминологии других авторов — «авторитетный»,
«сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и
самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.
Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии
решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители
требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь
к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о
справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует
правильное, ответственное социальное поведение.
Попустительский стиль (в терминологии других авторов — «либеральный»,
«снисходительный», «гипоопека») — ребенок должным образом не направляется,
практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не
выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность
или нежелание руководить детьми.
Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не
потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать
прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С
другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как
проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и
неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к
вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы,
необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него
не сформировались.
Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания.
Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого
подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных
требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе
воспитательных средств между родителями.
При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей
личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира,
наличии четких ориентиров в поведении и оценках.
Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения
стабильности и провоцирует повышенную тревожность,
неуверенность,
импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость,
социальную дезадаптацию.
При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности,
отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.
Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) —
стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие
проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его
самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может чтото произойти.
Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной
стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с
другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию
социальной зрелости.
Обсуждение проблемы
Уважаемые родители, я прошу желающих высказать свою точку зрения на
данную тему. А особо хочется особо поговорить о том, какие методы воздействия
вы применяете к своим детям? О том, какие из них вы считаете наиболее
действенными.
Только поощрение.
Частое порицание.
«Метод кнута и пряника».
Дискуссия по поводу методов воспитания, принятых в их семье.
Вывод: «Ещё в XIX веке передовые русские писатели и педагоги понимали воспитание
как взаимодействие равноправных участников. Отмечали, что все воспитание в
семье держится на любви к детям. А любовь родителей обеспечивает полноценное
развитие и счастье детей.
Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. По мнению
психологов, исследующих проблемы семейного воспитания, контроль необходим
ребенку, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть
целенаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем мире, среди
людей, правил, вещей. Одновременно контроль вступает в противоречие с
потребностью ребенка быть самостоятельным. Надо найти такие формы контроля,
которые бы соответствовали возрасту ребенка и не ущемляли его
самостоятельности, одновременно способствуя развитию самоконтроля.
Необходимо взамен директивного подавляющего контроля ("делай, как я сказал")
использовать инструктивный контроль ("может быть, ты сделаешь так, как я
предложу"). Инструктивный контроль развивает инициативу, трудолюбие,
самодисциплину.
Закончить сегодняшнюю встречу мне бы хотелось словами Ш. Л. Амонашвили:
«Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить
родителей или учителя. Тело ребенка – это форма, в которой природа
опредмечивает себя. Настоящая основа человека – не отдельные его качества, а
образ жизни. Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни.
Ребенок – существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребенку
необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо
умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе».
Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание
своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать
тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.
Помните, что быть родителем – не обязанность и не профессия. Это
естественная человеческая потребность.
Воспитание детей должно быть началом, срединою и концом всех родительских
забот. Ведь самое большое родительское счастье видеть состоявшихся, умных и
благодарных детей.
Будьте счастливы вы и пусть будут счастливы ваши дети!
" Взаимоотношения родителей и детей" (беседа )
" Взаимоотношения родителей и детей" (беседа )
" Взаимоотношения родителей и детей" (беседа )
" Взаимоотношения родителей и детей" (беседа )
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.