“А как же вы в афишке пропустили грозу? Ведь она тоже действующее лицо”. Тема: Смысл названия пьесы А. Островского “Гроза”

  • docx
  • 06.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала А как же вы в афишке пропустили грозу.docx

      “А как же вы в афишке пропустили грозу? Ведь она тоже действующее лицо”.

 

    Тема: Смысл названия пьесы А. Островского “Гроза”

    Класс: 10  (2 часа.)

 

    Цель урока: проследить, как Островский универсально реализует метафору грозы, как через образ грозы показывает грозовое состояние общества, грозу в душах людей; помочь учащимся подготовиться к сочинению типа “Смысл названия…”

 

                                             ХОД УРОКА

 

      На доске эпиграф: “Мы не подберем названия – что это значит? Это значит, что идея пьесы не ясна; что сюжет не освещен как следует… что самое существование пьесы не оправдано; зачем она написана, что нового хочет сказать автор?”

 

                                                                                              А. Н. Островский.

 

  I. Постановка учебной задачи.

 

– Перечитайте тему урока, попробуйте определить сами учебную задачу. О чем будем говорить на уроке? Назовите ключевые слова в формулировке темы урока? (Гроза – действующее лицо.) Значит, будем говорит о грозе как действующем лице пьесы. Этого недостаточно. Перечитайте эпиграф к уроку. Что нового хочет сказать автор? (Гроза – идея - сюжет).

 

   Итак, учебная задача урока – выяснить, в чем смысл названия пьесы; учиться анализировать драматический текст; подготовиться к сочинению “Смысл названия пьесы А.Островского “Гроза”.

 

  II. Беседа по тексту.

 

– С чего начнем разговор? (С определения значения слова “гроза”.)

 

Проверка домашнего задания.

 

– Каково значение слова “гроза” по словарю В.И.Даля? (Страх, шум, беспокойство, нарушение порядка, сокрушить, гром, явление природы, угроза, грозить, трагедия, очищение.)

– В каком значении “гроза” появляется в пьесе? (В первом значении – “угроза”, “острастка”, “ругатель”.)

 

   Вывод № 1. Вся экспозиция связана со значением слова “гроза”. Островский универсально реализует метафору грозы.

 

– С какими образами связана метафора грозы в экспозиции? (Почти со всеми действующими лицами.)

– Какое значение “грозы” преобладает в экспозиции? (Страх, угроза, грозить.)

 

       Вывод № 2. Для калиновцев гроза “сверху” и “снизу”. Сверху – наказание божье, снизу – власть и деньги имущего.

 

– Какие образы драмы символизируют грозу снизу? (Дикой, Кабанова.)

– В чем гроза Дикого? (Деньги – сила – страх.)

– В чем гроза Кабановой? (Деньги – сила под видом благочестия – страх.)

 

   Вывод № 3. Цель “воина” Дикого – беззаконное упоение властью. Кабанова – более сложный вариант самодурства: ее цель – законное упоение властью (под видом благочестия).

 

– Для чего им нужен страх в обществе? (Удержать власть.)

– Только ли Дикой и Кабанова испытывают упоение властью? (Проанализируйте монолог Кулигина в 1-м действии.)

 

     Вывод № 4. Островскому в развернутой композиции нужно было показать, что порядок купеческого городка, корни которого старообрядческие, держится на страхе.

Осадная война Кабанихи, так же, как и лихие наскоки Дикого, идет от неуверенности и тревоги. Тревога Дикого смутная и неосознанная, страх Кабанихи осознаннный и дальновидный: что-то не ладится, что-то сломано в механизме власти и подчинения.

Таким образом, метафора грозы – страх, упоение властью, угроза, грозить – проходит через всю экспозицию.

 

– Когда появляется гроза как явление природы? (В конце 1-го действия.)

– Рассмотрим значение этой сцены.  Для чего ввел Островский полусумасшедшую барыню? К кому она обращается? Что пророчит? На чем основано ее пророчество? (“Всю жизнь смолоду грешила”.)

– Какова реакция Варвары на ее кликушество? (Улыбается.)

– Какова реакция Катерины? (“Боюсь до смерти…”)

 

     Вывод № 5. У Варвары – здравый смысл, она с иронией принимает   вековые традиции. Это ее защита. Расчет и здравый смысл нужен Варваре против страха. У Катерины – полное отсутствие расчета и здравого смысла, повышенная эмоциональность.

 

– Что страшит Катерину? (Смерть застанет с помыслами греховными, лукавыми.)

– Чем можно подтвердить, что данную сцену автор определил как завязку? (Звучат 2 раза раскаты грома. Страх Катерины усиливается.)

 

      Таким образом, в завязке действия участвует гроза.

 

– Какое потрясение испытала Катерина в сцене прощания Тихона перед отъездом в Москву? (Потрясена унижением.)

– Докажите текстом. Обратите внимание на ремарки.(Д.2, явл. 3,4.)

– “Предвещать дурной исход” – это еще одно значение слова “гроза”. Как это значение обыгрывается в данной сцене?

– “Тиша, не уезжай…” - “Ну, бери меня с собой…” - “Батюшки, погибаю я…” - “…возьми клятву…” (Д. 2, явл.4.)

– Способен ли Тихон защитить Катерину? Какие нормы Домостроя нарушает Катерина? (Кидается Тихону на шею. – Не воет: “Что народ-то смешить”.)

– Как метафора грозы врывается в монолог Катерины после сцены прощания? (“ …сокрушила она меня…”) Проанализируйте монолог Катерины (Д.2, явл.4).

– Как Кудряш предупреждает Бориса о возможной погибели Катерины? (“Только бабы взаперти сидят.” – “Значит, вы ее совсем загубить хотите.” - “Съедят, в гроб вколотят”.)

 

         Врывается тема гроба, могилы, которая с этого момента звучит сильнее.

 

– Способен ли Борис защитить Катерину? Кто пытается защитить героиню? (Кулигин.)

– Каким образом? (Предлагает поставить громоотвод.)

– Как вы думаете, почему так рассердился Дикой в разговоре с Кулигиным о громоотводе? (“Гроза-то нам в наказание посылается…”)

 

Громоотвод против самого Дикого. Страх божий испытывают перед самим Диким, боятся наказания от самого Дикого. У Кабанихи та же роль; вырвавшись от нее, Тихон радуется, что над ним “две недели никакой грозы не будет”. Самодурство связано со страхом за свою власть, поэтому оно требует постоянного ее подтверждения и испытания.

 

– Когда второй раз гроза как явление природы врывается в пьесу? Проанализируйте эту сцену. Найдите устрашающие, предупреждающие фразы присутствующих (“гроза даром не пройдет”, “…ползет, шапкой обложило ”).

– Почему Катерина при появлении барыни с криком прячется?

– К кому обращается сумасшедшая барыня? Найдите устрашающие, ключевые фразы в речи барыни. (“…умирать не хочется…” - “…Красота-то ведь погибель…” - “…в омут с красотой-то…” - “…от бога не уйдешь…”)

– Назовите стечение обстоятельств, которые усиливают трагедию в душе Катерины и ведут к признанию. (Разговоры присутствующих, сумасшедшая барыня с ее пророчеством, геена огненная.)

 

        И как удар грома звучит признание Катерины.

Для Катерины гроза (как и для калиновцев) не глупый страх, а напоминание человеку об ответственности перед высшими силами добра и правды. “… небесная гроза… только гармонирует с грозою нравственною еще более ужасною. И свекровь – гроза, и сознание преступления - гроза”. (Мих. Писарев.)

          Таким образом, в кульминационный сцене тоже присутствует гроза.

Гроза несет очищение. Смерть Катерины, подобно грозовому раскату, грозовому разряду, несет очищение: просыпающееся чувство личности и новое отношение к миру.

 

– В ком из героев под воздействием смерти Катерины просыпается личность? (Варвара и Кудряш убежали. – Тихон впервые обвиняет принародно мать: “вы ее погубили”. – Кулигин: “… душа теперь не ваша, она перед судией, который милосерднее вас!”)

 

        Итак, А.Н. Островский универсально реализовал метафору грозы в пьесе. Название пьесы представляет собой образ, символизирующий не только стихийную силу природы, но и грозовое состояние общества, грозу в душах людей. Гроза проходит через все элементы композиции (с образом грозы связаны все важные моменты сюжета). Островский использовал все значения слова “гроза”, указанные в словаре В. Даля.

 

    III. Подготовка к написанию сочинения. Составление плана.

 

Учащиеся совместно с учителем формулируют вступление, тезис, заключение, а над основной частью работают дома.

 

                           Примерный план.

 

I. Значение слова “гроза” по словарю В. Даля.

 

II. Островский в своей драме универсально реализует метафору грозы.

 

1. Дикой и Кабаниха – “гроза” для калиновцев, пример самодурства.

2. Предчувствие несчастья и страх Катерины после первого удара грома.

3. Катерина потрясена унижением в сцене прощания Тихона перед отъездом в Москву.

4. Кулигин предлагает поставить громоотвод.

5. На фоне грозы Катерина признается в измене.

6. Катерина – жертва “внутренней грозы”, “грозы совести”.

 

III. Смерть Катерины, подобно грозовому разряду, несет очищение.

 

         IV. Домашнее задание:

Разработать план основной части.

Подготовить устное сочинение на тему: “Смысл названия пьесы Островского “Гроза”.