А. Платонов Своеобразие рассказа "Возвращение"

  • ppt
  • 22.09.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок литературы в 11 классе
Иконка файла материала Платонов Возвращение.ppt

Андрей Платонович Платонов (1899 - 1951)

«Возвращение»


С октября 1942 г. Платонов – военный корреспондент в действующей армии.

За годы войны выпустил 6 книг прозы.

Платонов и Война.

Рассказ «Возвращение» («Семья Иванова» )

Один из шедевров малой русской прозы.

Написан в конце лета 1945г., опубликован в 1946 в журнале «Новый мир».

В. Пузырьков. «Впереди мир»

Смысл названия

ВОЗВРАЩЕНИЕ

с войны к миру

домой, в семью, к жене и детям

к себе прежнему: доброму и человечному

Откуда и куда?

Почему, как думаете, изначально название было «Семья Иванова»?
Такое название подчёркивало типичность ситуации.
Почему автор изменил его на «Возвращение»?
Данное название рассказа делает акцент на нравственной стороне произведения.

Смысл названия

Тема -

разрушение семьи как одно из страшных последствий войны.

Композиция рассказа

Экспозиция
Демобилизация капитана Иванова из армии.
Встреча с Машей.

Завязка действия
Возвращение Алексея Иванова домой.

Почему Иванов оттягивает возвращение домой?

«Однако Иванов откладывал радостный и тревожный час свидания с семьей. Он сам не знал, почему так делал, может быть потому, что хотел погулять еще немного на воле».
«Иванов и Маша чувствовали себя сейчас осиротевшими без армии…»

Развитие действия
Встреча Иванова с женой и детьми.
Решение скорее приняться за дело.
Обед в кругу семьи.
Откровенный разговор с женой Любой.
Решение оставить семью и вернуться к Маше.
Узнавание в бежавших за поездом ребятишках своих детей.

Композиция рассказа

Кульминация
Нравственное прозрение Иванова («Обнажившееся сердце»).
Развязка действия (предположительная)
Окончательное возвращение Иванова.
Вставные эпизоды:
рассказ Любови Васильевны о Семене Евсеевиче
рассказ Петруши о Харитоне.

Композиция рассказа

Любовь (др.рус)
Алексей – «защитник» (греч.)
Петр – «камень, скала, опора» (греч.).
Анастасия – «воскресшая, воскресение» (греч.)
Семён – «услышанный Богом в молитвах» (греч.)
Евсей – «благочестивый» (греч.)

Характеристика героев

Справедливо ли подобраны имена?

Характеристика героев

Опишите Любовь Иванову. Как она провела военные годы? Чем занималась?
Неслучайно жену Иванова зовут Любовь. Пришлось женщине работать на кирпичном заводе. Работала и день и ночь.
Ждала ли она встречи с мужем?
Любовь Васильевна 3 дня выходила ко всем поездам, она отпрашивалась с работы, не выполняла нормы и по ночам не спала от радости.
Любила ли Любовь своего мужа?
Любовь Васильевна сохранила любовь.

Что испытал Алексей, когда вернулся домой?
«Теперь он вернулся и смотрел на них, вновь знакомясь с каждым, как с родственником, жившим без него в тоске и бедности. Он дышал устоявшимся родным запахом дома - тлением дерева, теплом от тела своих детей, гарью на печной загнетке. Этот запах был таким же, как и четыре года тому назад, и он не рассеялся и не изменился без него.
Каково его отношение к сыну Петру?

Характеристика героев

«Иванов не знал, что у него вырос такой сын, и теперь сидел и удивлялся его разуму».«Иванов глядел на своего сына, слушал его слова и чувствовал свою робость перед ним».

Ссора

Из-за чего произошла ссора?
Алексей узнает об измене жены.
«- Ты воевал, а я по тебе здесь обмирала, у меня руки от горя тряслись, а работать надо было с бодростью, чтоб детей кормить и государству польза против неприятелей-фашистов….
- И я не стерпела жизни и тоски по тебе, - говорила мать.
- А если бы стерпела, я бы умерла, я знаю, что я бы умерла тогда, а у меня дети... Мне нужно было почувствовать что-нибудь другое, Алеша, какую-нибудь радость, чтоб я отдохнула.»

Почему произошла измена?

«Я чувствовала, что пропадаю без тебя, мне нужно было – пусть кто-нибудь будет со мной, я измучилась вся, и сердце мое темное стало, я детей своих уже не могла любить, а для них, ты знаешь, я все стерплю, для них я и костей не пожалею!..»

Ссора

Понимает ли ее Алексей? Какова его позиция?
«Как что? Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя...»
«Скучно мне, Люба, с тобою, а я жить ещё хочу».

Ссора

Дети в рассказе

Что вы скажете о Насте? Каково ее отношение отцу?
Маленькая Настя не помнит отца. Она не испытывает к нему привязанности, но понимает, кто он ей и где был.
Расскажите о Петре. Какую роль отвел ему автор в рассказе?
Из уст ребёнка звучит нравственный укор ревнивому отцу: "У нас дело есть. Жить надо, а вы ругаетесь как глупые какие".

Дети также ответственны за судьбы взрослых. По мнению Платонова, именно они, внезапно состарившиеся, ни в чём неповинные, несли правду жизни, только они знали цену семьи и видели в неискажённом свете мир.

Роль детей в жизни

Финал рассказа. «Обнажившееся сердце»

«Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших, обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь, и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».

Идея рассказа

В любых условиях, при любых обстоятельствах человек должен оставаться человеком и не дать очерстветь душе, окаменеть своему сердцу.
Нужно быть выше губительных страстей: ревности, эгоизма, жестокости, мести и т.п.
Взрослым необходимо найти в себе нравственные силы и сохранить семью, выстоять ради детей.

Посмотрите также