А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» КАК РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН
Оценка 4.8

А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» КАК РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН

Оценка 4.8
pdf
русская литература
8 кл—11 кл
11.11.2023
А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»  КАК РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН
Уроки Капитанская дочка.pdf

А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

КАК РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН

 Основное содержание урока. История создания романа. Его сюжет и герои. Начальные представления об историзме художественной литературы, о романе, о реализме. Фрагменты романа в актёрском исполнении.

 Основные виды деятельности. Устный рассказ об истории создания романа. Восприятие и выразительное чтение фрагментов романа (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Толкование эпиграфов к главам романа. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия историзм, реализм, роман.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание уважения к Отечеству, его прошлому, чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре.

Метапредметные: развитие умения выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач, создавать для этого таблицы и схемы, работать в группе.

Предметные: осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в развёрнутых устных и письменных высказываниях.

История создания романа

Рассказ учителя об истории создания романа «Капитанская дочка» (см.: http://pushkin.niv.ru/pushkin/articles/gillelson-kapitanskayadochka/istoriya-sozdaniya.htm). В сопоставлении «Капитанской дочки» с романом «Ложный Пётр III» поможет статья Л. А. Степанова «К истории создания “Капитанской дочки”» (см.: http://feb-web.ru/ feb/pushkin/serial/ise/ise-220-.htm).

Сюжет и герои «Капитанской дочки» Вступительная беседа:

—  Перескажите кратко сюжет романа. Какие события составляют основные элементы сюжета романа: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку?

— К то главные герои романа? Почему роман так называется?

—  Ответы на вопросы 2—3 из раздела учебника «Подведём итоги».

По образцу заполните таблицу «Структура романа “Капитанская дочка”»:

Номер главы

Название главы

Эпиграф

Герои

I

Сержант гвардии

— Был бы гвардии он завтра ж капитан.

Андрей Петрович Гринёв,

Номер главы

Название главы

Эпиграф

Герои

 

 

— Того не надобно; пусть в армии послужит.

— Изрядно сказано! Пускай его потужит…

…………………………………………

Да кто его отец?

Княжнин

Авдотья Васильевна, Савельич, Бопре, Пётр Андреевич Гринёв, Иван Иванович Зурин

II

Вожатый

 

 

III

Крепость

 

 

IV

Поединок

 

 

V

Любовь

 

 

VI

Пугачёвщина

 

 

VII

Приступ

 

 

VIII

Незваный гость

 

 

IX

Разлука

 

 

X

Осада города

 

 

XI

Мятежная слобода

 

 

XII

Сирота

 

 

XIII

Арест

 

 

XIV

Суд

 

 

Заполнение таблицы может быть продолжено дома и на последующих уроках.

— Ч асть какой пословицы Пушкин берёт эпиграфом к роману?

— К ак вы понимаете этот эпиграф? Групповая работа:

Группа 1. Перескажите кратко историю Петра Гринёва до его отъезда в армию. Прокомментируйте слова и выражения: Семёновский полк, паче всякого чаяния, каналья. Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава I). Прокомментируйте эпиграф к главе I. Какие средства комического использует Пушкин, рассказывая о родителях Гринёва и о его детстве? *Докажите, что начало романа близко жанру семейной хроники.

Группа 2. Перескажите близко к тексту эпизод пребывания Петруши Гринёва в Симбирске. Какие чувства борются в душе Гринёва после проигрыша Зурину? Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава I).

Фрагменты романа в актёрском исполнении

Группа 3. Прочитайте выразительно и прокомментируйте эпиграф к главе «Вожатый». Почему глава начинается народной песней? Как характеризует Гринёва разговор с Савельичем? Каков характер Савельича? Прочитайте по ролям фрагмент главы II со слов «Я приближался к месту моего назначения» до слов «…убаюканный пением бури и качкою тихой езды». Какие факты указывают на неопытность Гринёва? Какие приметы бурана знал ямщик? Что изумило Гринёва в поведении вожатого? *Как в этих деталях отразилось пушкинское отношение к народу? *Какое символическое значение имеет описание бурана? В чём аллегорический смысл сна Петруши Гринёва?

Группа 4. Как выглядел вожатый? Почему Петруше «наружность его показалась замечательна»? *Какие черты исторического романа появляются в главе II? Каков иносказательный смысл пословиц, которыми изъясняются вожатый и хозяин трактира? Что поражает автора в народной речи? Прочитайте по ролям фрагмент главы II со слов «Проснувшись поутру довольно поздно…» до слов «…позабыл о вчерашней вьюге, своём вожатом и заячьем тулупе». Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава II). Как характеризует Гринёва его подарок вожатому? Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава II).

Практическая работа. Составление плана анализа эпизода «Первая встреча Гринёва с Пугачёвым».

Изучите примерный план анализа эпизода литературного произведения:

Эпизод (греч. Epeisodion) — привходящий

I. Самостоятельный структурный элемент, законченное целое

1. Речевой строй эпизода:

Диалог

Повествование

Описание

Основной конфликт диалога

События и их динамика

Что и как описано (пейзаж, портрет, интерьер)

Речевые характеристики

Герои, их поступки

Чьими глазами дано описание

Особенности авторских ремарок

Взаимосвязь героев и событий; причинноследственные связи

Способы описания состояния

Подтекст

Художественное время и пространство

Роль художественных деталей

2. Роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде

3. Эмоциональный пафос эпизода

4. Мастерство писателя, особенности писательского стиля

II. Часть произведения, звено в общей цепи событий

1. Место эпизода в развитии сюжета и композиции

2. Герои эпизода в системе образов произведения

3. Отражение в эпизоде особенностей жанра, авторского творческого метода, литературного направления

4. Связь темы, проблемы и конфликта эпизода с темой, проблематикой и конфликтом всего произведения

5. Выражение в эпизоде авторской позиции, мировоззрения и идейноэстетических взглядов писателя

6. Значение эпизода для раскрытия идейного смысла произведения

III. Место эпизода в контексте творчества писателя, в русской и мировой литературе и культуре

Определите границы эпизода «Первая встреча Гринёва с Пугачёвым». Выберите из примерного плана анализа эпизода литературного произведения пункты, актуальные для анализа данного эпизода. Составьте свой план анализа эпизода и кратко расскажите об эпизоде как самостоятельном структурном элементе.

Начальные представления об историзме художественной литературы, о романе, о реализме

Работа со «Словарём литературоведческих терминов». Дайте определение понятий: историзм (см.: http://www.gramma.ru/LIT /?id=3.0&page=1&wrd=ИСТОРИЗМ&bukv=и), роман (см.: http:// www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=2&wrd=РОМАН&bukv=Р), реализм (см.: http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd= РЕАЛИЗМ&bukv=Р).

Заполните примерами таблицы (по группам):

Т а б л и ц а 1. Черты историзма в романе «Капитанская дочка»

Черты историзма

Примеры

1. Воссоздание облика, колорита, духа исторической эпохи в конкретных картинах жизни, человеческих судьбах и событиях

 

2. Способность автора отобразить самобытность эпохи, показать своеобразие облика и характеров персонажей

 

3. Изображение событий прошлого, исторических деятелей, историко-бытовых, батальных сцен

 

Т а б л и ц а 2. Черты романа в «Капитанской дочке»

Черты романа

Примеры

1. Эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определённый период времени (или в течение целой человеческой жизни)

 

2. Многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц

 

3. Наличие системы равнозначных персонажей

 

4. Охват большого круга жизненных явлений, постановка общественно значимых проблем

 

5. Значительная временная протяжённость действия

 

Т а б л и ц а 3. *Черты реализма в романе «Капитанская дочка»

Черты реализма

Примеры

1. Изображение жизни в соответствии с объективной реальностью; правдивое воссоздание «типических характеров в типических обстоятельствах»

 

2. Не только описание фактов, событий, людей и вещей, но и показ закономерностей, действующих в жизни, взаимоотношений человека и среды, героя и времени

 

3. Отбор писателем точных черт реальной действительности и обогащение читателя знанием жизни

 

4. Отбор и оценка явлений жизни, умение представить их как характерные, типические с учётом мировоззрения писателя, способности уловить движение эпохи

 

5. Историзм мышления (видение исторической перспективы, взаимодействие прошлого, настоящего и будущего), социальный анализ (изображение явлений в их социальной обусловленности), социальная типизация (изображение людей, в индивидуальных чертах и поведении которых воплощены черты людей данной эпохи, социальной среды, национальности)

 

Т а б л и ц а 4. Пётр Гринёв как реалистический герой (при составлении таблицы могут быть использованы материалы по ссылке http:// www.e-drofa.ru/materialy-dlya-uchitelej/196-osnovnye-osobennostirealizma).

Черты реалистического героя

Примеры

1. Изображение глубин души героя, исследование обстоятельств жизни, мотивации и причин его поступков

 

2. Показ взаимодействия героя со средой, влияния эпохи, общественных условий на его нрав и духовный мир

 

Черты реалистического героя

Примеры

3. Обусловленность поступков как социально-историческими обстоятельствами, так и психологией, нравственным выбором героя

 

4. Исследование способности героя противостоять обстоятельствам, проявляя свободу воли

 

5. Обобщённый тип человеческой индивидуальности, характерной для определённой общественной среды

 

6. Показ героя в развитии; наличие у него прошлого, настоящего и будущего; изменение характера героя под влиянием обстоятельств

 

7. Отсутствие одной, преобладающей черты характера, наличие разных, порой противоречивых черт личности

 

Заполнение таблиц может быть продолжено дома и на следующих уроках.

И т о г о в ы е в о п р о с ы:

 К акие реалистические принципы изображения жизни и человека отразились в главах I—II романа «Капитанская дочка»?

 П очему роман «Капитанская дочка» можно назвать реалистическим историческим романом?

 Домашнее задание

Завершить заполнение таблиц (по выбору учителя). Выбрать из романа ключевые эпизоды, связанные с историей Петра Гринёва (главы III, IV, V, VIII, X, XI). Подготовить их пересказ и историко-культурное комментирование. Письменно проанализировать эпизод «Первая встреча Гринёва с Пугачёвым» или ответить на вопрос «Какую роль в композиции романа играют пушкинские эпиграфы?» (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания. Выполнить (по выбору учителя) задания из раздела «Поразмышляем над языком романа А.С. Пушкина “Капитанская дочка”» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим»).

А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»: ОБРАЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ

 Основное содержание урока. Пётр Гринёв — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»).

 Основные виды деятельности. Составление лексических и историкокульт урн ых комментариев. Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя и средств создания его образа. Выявление в романе характерных для русской литературы первой половины XIX века тем, образов и приёмов изображения человека.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, уважения к культуре других народов; развитие морального сознания и нравственных чувств, компетентности в решении моральных проблем; формирование осознанного отношения к собственным поступкам.

Метапредметные:            развитие      навыков       смыслового       чтения     и      ИКТ-

компетенции, умения работать в группе и определять способы действий в рамках предложенных условий.

Предметные: развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать своё мнение; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста и создания высказываний аналитического и интерпретирующего характера.

Пётр Гринёв — жизненный путь героя, формирование характера

(«Береги честь смолоду»)

Вступительная беседа:

— Ч то мы узнали о жизни Петра Гринёва в родительском доме, о его родителях, образовании и воспитании?

— К аких нравственных принципов придерживался в воспитании сына Андрей Петрович Гринёв?

—  Как можно объяснить поступки Петра Гринёва в общении с Зуриным, вожатым и Савельичем? Групповая работа:

Группа 1. Глава III. «Крепость». Перескажите главу кратко от третьего лица. Прокомментируйте слова и выражения: картечь, телогрейка, на грех мастера нет, инвалиды с длинными косами, острастка. Что удивило Гринёва во внешнем виде Белогорской крепости? Как выглядел интерьер дома капитана Миронова? Что можно сказать об обороноспособности крепости и военной подготовке её коменданта? Прокомментируйте портреты Марьи Ивановны, её родителей и Швабрина. Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава III). *Что в главе вызывает улыбку читателя? Объясните смысл эпиграфов. *Дайте характеристику Гринёву в этой главе.

Группа 2. Глава IV. «Поединок». Перескажите главу кратко от третьего лица. Прокомментируйте следующие слова: околоток, междоусобие, докучный, злоречие. Какие отрицательные черты Швабрина заметил Гринёв? Какова роль пословиц и поговорок в повествовании? Почему в главе описаны две дуэли? Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава IV). *В каких случаях автор прибегает к юмору и иронии? Какой смысл имеет эпиграф к главе? *Дайте характеристику Гринёву и Швабрину по  этой главе.

Группа 3. Глава V. «Любовь». Перескажите кратко главу от лица Петра Гринёва. Прокомментируйте слова и выражения: пошепту, цирюльник, сидит в хлебном магазине, тыкаться железными вертелами. *Какую роль играют в главе многочисленные письма? Ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава V).

Группа 4. Глава VIII. «Незваный гость». Прочитайте по ролям разговор Петра Гринёва с Пугачёвым со слов «Мы остались глаз


на глаз» до слов «Я оставил Пугачёва и вышел на улицу». Прокомментируйте слова и выражения: штоф, бестия, приступ, небо с овчинку показалось. Ответы на вопросы 1—4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава VIII). *Какие качества личности Гринёва отразились в его разговоре с Пугачёвым? *Какую роль играет в главе песня «Не шуми, мати зелёная дубровушка»? Почему Пугачёв отпустил Гринёва? Какой смысл имеет эпиграф к главе?

Группа 5. Глава X. «Осада города». Прокомментируйте слова: провинция, вылазки, оная. Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава X). Как характеризует Гринёва его выступление на военном совете? *Как показано взросление героя, приобретение им жизненного опыта? Ответы на вопросы 2—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава X). *В чём проявилась ирония автора по отношению к оренбургским генералам? *Прокомментируйте смысл эпиграфа к главе X. Группа 6. Глава XI. «Мятежная слобода». Прокомментируйте слова и выражения: слобода, подобострастие, армяк, семи пядей во лбу, управы искать. Ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава XI). Как характеризует Гринёва его разговор с Пугачёвым? *Почему Гринёв говорит с Пугачёвым искренне, утаивая только правду о голоде в осаждённом Оренбурге?*Прокомментируйте смысл эпиграфа к главе XI.

Практическая работа. Составление плана характеристики Петра Гринёва:

Черты Петра Гринёва

Примеры

Происхождение и социальное положение героя

 

Прошлое героя

 

Смысл его имени и фамилии

 

Первое появление в романе

 

Портрет героя, динамика портрета

 

Мир вещей, характеризующих героя

 

Поступки, отражающие внутреннюю свободу героя:

— п латит огромный бильярдный долг Зурину;

—  благодарит проводника заячьим тулупчиком и полтиной;

— п ринимает вызов Швабрина, оскорбившего честь Маши;

— в едёт себя достойно, когда его ведут на казнь;

— н е целует «ручку злодею»;

— т рижды отвечает «нет» на вопросы Пугачёва;

—  в одиночку возвращается к пугачёвцам, чтобы выручить возлюбленную или погибнуть вместе с нею;

— н е называет имени Марьи Ивановны, не желая вмешивать её в судебное разбирательство

 

Черты личности героя, развитие его характера

 

Продолжение таблицы

Черты Петра Гринёва

Примеры

Речь героя как средство его характеристики

 

Оценка героя Марьей Ивановной, родителями Гринёва и Маши, Савельичем, Швабриным, Пугачёвым

 

Авторское отношение к герою

 

Оценка образа героя в литературоведении

 

В ы в о д

 

Обобщая черты образа Гринёва, выявляя смысл его имени (Пётр — камень, апостол Пётр, царь Пётр I, государь Пётр III) и фамилии (фамилия Гринёв взята из истории пугачёвщины; её носил дворянин, арестованный по подозрению в измене и оправданный), учитель может использовать ссылки: http://lit-helper. ru/p_Kapitanskaya_dochka_harakteristika_obraza_Grinev_Petr_ Andreevich_Petrusha; http://harakteristik.narod.ru/index-940.htm.

И т о г о в ы е в о п р о с ы:

— Согласны ли вы с данными в Интернете оценками Гринёва и идейного смысла «Капитанской дочки»?

  «…все “случайности” сюжета подчинены высшей закономерности — закономерности свободного выбора личности в обстоятельствах, предложенных ей историей. Эти обстоятельства могут складываться так или иначе, благополучно или неудачно; главное не в этом, а в том, насколько свободен человек от их власти. Пугачёв, в чьих руках громадная власть вершить человеческие судьбы, — не свободен от той стихии, что привёл в движение; оренбургский генерал, отказывающийся послать Гринёва на бой за Белогорскую крепость, не свободен от своей осторожности; Швабрин не свободен от собственного страха и душевной подлости; Гринёв свободен до конца и во всём. Ибо действует он по велению сердца, а сердце его свободно подчинено законам дворянской чести, кодексу русского рыцарства, чувству долга»;

  «…смысл повести состоит не в том, чтобы “перейти” на одну из сторон исторического конфликта. И не в том, чтобы отказаться от верности любой “власти” (ср. образ Швабрина). И даже не в том, чтобы “покинуть” узкие пределы сословной этики, поднявшись до общечеловеческих начал. А в том, чтобы внутри своего “лагеря”, своей среды, своего сословия, своей традиции обнаружить общечеловеческое — и ему служить не за страх, а за совесть. В этом — залог утопической надежды Пушкина на то, что “лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений”» (см.: http://harakteristik.narod.ru/ index-940.htm).

 К ак проявилось «общечеловеческое» в образе Петра Гринёва?

 Домашнее задание

Выучить наизусть калмыцкую сказку. Перечитать главы I—V, VII, IX—XII, XIV. Выборочно пересказать эпизоды, связанные со Швабриным и Савельичем. Письменно охарактеризовать Петра Гринёва как героя реалистического романа.

А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»: СИСТЕМА ОБРАЗОВ РОМАНА

 Основное содержание урока. Система образов романа. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича. Композиционный смысл сопоставления Петра Гринёва со Швабриным и Савельичем.

 Основные виды деятельности. Различные виды пересказов. Характеристика отдельного персонажа и средств создания его образа. Сопоставительная характеристика героев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие морального сознания и формирование нравственных чувств, компетентности в решении моральных проблем, ответственного отношения к собственным поступкам.

Метапредметные: развитие умения выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач, создавать для этого таблицы и схемы, работать в группе.

Предметные: развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать своё мнение, сопоставлять героев и события, делать выводы и обобщения.

Система образов романа

С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а:

— В ыпишите имена героев романа и попытайтесь объединить их в систему образов.

— Р ассмотрите примерную схему «Система образов романа “Капитанская дочка”»:

—  Обозначьте стрелками взаимосвязи героев. Укажите, в каких эпизодах эти связи осуществляются. Дополните схему именами неназванных персонажей (работа может быть завершена дома).

Швабрин — антигерой Групповая работа:

Группа 1. Главы III и IV. Расскажите о характере и поступках Швабрина с момента его первого появления до ранения Гринёва. Почему первая информация о Швабрине негативная? Какие детали в облике Швабрина отметил Гринёв? Как Швабрин объясняет причину дуэли и как это его характеризует? Что явилось истинной причиной дуэли Гринёва и Швабрина? Как характеризует Швабрина финал дуэли? *Предположите, почему автор делает так, что на дуэль вызывает противника не Гринёв, а Швабрин.

Группа 2. Главы VII, IX, X. Расскажите о Швабрине, перешедшем на сторону Пугачёва. Предположите, почему Швабрин перешёл к пугачёвцам: опасаясь собственной смерти, сочувствуя народному восстанию, желая отомстить Мироновым, по иной причине. Обоснуйте свою позицию. Почему Швабрин вначале не выдал Пугачёву Машу, спрятанную у попадьи? Каким предстаёт Швабрин в письме Маши Мироновой? *Какие черты Швабрина характерны для реалистического героя, а какие противоречат принципам реализма?

Группа 3. Главы XII, XIV. Расскажите о характере и поступках Швабрина в захваченной Белогорской крепости и его дальнейшей судьбе. Какие оценки дают Швабрину Пугачёв и Гринёв в сцене освобождения Маши? Почему Швабрин всё-таки открывает Пугачёву, что Маша не племянница попадьи? Каким Гринёв увидел Швабрина в Казани? Предположите, почему Швабрин, как и Гринёв, не называет на допросах имени Маши Мироновой (см.: http://lit-helper.ru/p_Kapitanskaya_Dochka_harakteristika_ obraza_Shvabrin_Aleksei_Ivanovich). *Прототип Швабрина офицер Шванвич попал к Пугачёву в плен, уклонялся от его поручений, при первой возможности сбежал и явился с повинной. С какой целью Пушкин не придерживается в романе этих реальных фактов, заменяя их вымышленными?

О б о б щ а ю щ а я б е с е д а:

 П очему Швабрин всё время вредил Гринёву?

 П редположите, любил ли Швабрин Машу. Обоснуйте свой ответ.

 П очему Швабрин делается предателем?

 Н айдите в «Словаре литературоведческих терминов» понятие антигерой (см.: http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page= 1&wrd=АНТИГЕРОЙ&bukv=А). Какими чертами антигероя обладает Швабрин?

Значение образа Савельича

Группа 4. Главы I—IV. Расскажите о поступках Савельича и чертах его характера (с начала романа до сцены дуэли). Каковы положительные черты Савельича? Как в отношениях с юным Гринёвым проявляется мудрость слуги? Какие его черты изображены автором с юмором? Почему? *Чем Савельич напоминает Санчо Пансу, героя романа Сервантеса «Дон Кихот»?

Группа 5. Главы V, VII, IX. Расскажите о поступках Савельича во время захвата Белогорской крепости. Чем можно объяснить покорность Савельича и его беззаветную преданность Гринёву? Как в письме Савельича показано, что он имеет чувство собственного достоинства? Как ведёт себя Савельич, когда Пугачёв хочет повесить Гринёва? *Докажите, что сцена помилования Гринёва за миг до казни является «зеркальным» отражением сцены на постоялом дворе, когда Петруша жалует вожатому заячий тулупчик. Какие чувства вызывает сцена чтения «реестра барскому добру, раскраденному злодеями»? Как составление этого реестра характеризует Савельича? Группа 6. Главы XI, XIII. Расскажите, как Савельич сопровождал Гринёва в его поездке в Белогорскую крепость с Пугачёвым. Как характеризует Савельича его стремление быть с Гринёвым даже в опасные моменты жизни? Почему Савельич соглашается сопровождать Марью Ивановну к родителям Петруши, а затем верно служит невесте Гринёва? Каково авторское отношение к Савельичу? *Как в этом образе отразилась пушкинская концепция народа и народного мнения?

Композиционный смысл сопоставления Петра Гринёва со Швабриным          и Савельичем

Практическая работа. Составление планов «Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина» и «Сравнительная характеристика Гринёва и Савельича» по плану характеристики литературного героя (см. урок 13).

Вариант 1. Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина (образец таблицы):

Основания для сопоставления: общность

Гринёв

Швабрин

Близки по возрасту, дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову, невольные участники Пугачёвского восстания

Основания для сопоставления: различия

Гринёв

Швабрин

Прошлое героев

 

 

Первое появление в романе

 

 

Портреты героев, динамика портретов

 

 

Поступки, отражающие внутреннюю свободу (несвободу) героев

 

 

Черты личности героев

 

 

Динамика (статика) характера героев

 

 

Речевые характеристики героев

 

 

Оценка героев другими персонажами

 

 

Авторское отношение к героям

 

 

В ы в о д ы

 

 

Вариант 2. Сравнительная характеристика Гринёва и Савельича (образец таблицы):

Основания для сопоставления: общность

Гринёв

Савельич

Преданы друг другу, способны к взаимопомощи и поддержке, обладают высокими моральными и нравственными качествами (добротой, искренностью, верностью долгу, чувством чести, неспособностью к предательству и др.) и внутренней свободой личности, невольные участники Пугачёвского восстания

Основания для сопоставления: различия

Гринёв

Савельич

Прошлое героев

 

 

Первое появление в романе

 

 

Портреты героев, детали портретов

 

 

Поступки, отражающие внутреннюю свободу героев

 

 

Черты личности героев

 

 

Динамика (статика) характера героев

 

 

Речевые характеристики героев

 

 

Оценка героев другими персонажами

 

 

Авторское отношение к героям

 

 

В ы в о д ы

 

 

И т о г о в ы е в о п р о с ы:

 С  какой целью автор вводит в роман не только героя — Гринёва, но и антигероя — Швабрина?

  Как в образе Савельича отразились авторские представления о лучших качествах русского народа?

 Домашнее задание

Составить письменную сравнительную характеристику Гринёва и Швабрина (или Гринёва и Савельича). Подготовить выборочный пересказ эпизодов, связанных с образами Маши и её родителей (главы III—VI, X, XII—XIV).

А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»: НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ ПУШКИНА В ОБРАЗЕ МАШИ МИРОНОВОЙ. ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ

 Основное содержание урока. Семья капитана Миронова. Маша Миронова — нравственная красота героини. Художественный смысл образа императрицы. Женские образы в романе. Фрагменты романа в актёрском исполнении.

 Основные виды деятельности. Устное рецензирование исполнения актёрами фрагментов романа (см. задания фонохрестоматии). Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана сравнительной характеристики героинь романа. Устная характеристика героинь романа и средств создания их образов.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие морального сознания и формирование нравственных чувств, компетентности в решении моральных проблем; осознание значения семьи в жизни человека и общества.

Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; осознанно использовать речевые средства в соответствии с учебной задачей.

Предметные: воспитание читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, сопоставлять героев и события, аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в развёрнутых устных и письменных высказываниях.

Семья капитана Миронова

А н а л и т и ч е с к а я б е с е д а:

— К аково первое впечатление Гринёва о семье капитана Миронова (глава III)?

—  Почему автор изображает Белогорскую крепость, её обитателей, порядки в крепости с юмором? Можно ли доказать, что в этом изображении отразились принципы реализма? Прокомментируйте свой ответ.

— К акие черты Ивана Кузмича и Василисы Егоровны автор делает главными?

—  Как характеризует Мироновых их отношение к окружающим?

—  Почему Василиса Егоровна «управляла крепостию так точно, как и своим домом»? Приведите примеры её смелости и решительности.

— П очему Василиса Егоровна отказалась покинуть Белогорскую крепость, где ожидали пугачевцёв (глава VI)?

Практическая работа. Анализ эпизодов «Гибель капитана Миронова и его жены» со слов «Колокольный звон утих; настала глубокая тишина» до слов «…добрый поручик повис подле своего старого начальника» и со слов «В эту минуту раздался женский крик» до конца главы VII:

—  Какие события изображены в эпизодах, какова динамика событий?

— К ак приняли смерть капитан Миронов и его жена?

—  Какие нравственные качества героев проявились в сценах их гибели?

— К ак взаимосвязаны герои и события эпизодов?

— * Какую роль играют в эпизодах образы художественного времени и пространства?

—  Какое значение имеет минимальное употребление в эпизодах изобразительно-выразительных средств языка?

— К аков эмоциональный пафос эпизодов?

— В  чём особенности мастерства Пушкина и его писательского стиля в изображении гибели героев?

—  Каково место этих эпизодов в развитии сюжета и композиции романа?

— К акими способами выражена в эпизодах авторская позиция?

Маша Миронова. Нравственная красота героини. Фрагменты романа в актёрском исполнении Групповая работа:

Группа 1. Главы III—IV. Каково происхождение и социальное положение Маши Мироновой? Что нам известно о её прошлом? С какой целью автор даёт первую характеристику Маши словами Швабрина? Прокомментируйте первый портрет Маши. Как он связан с её внутренним состоянием? *Почему Маша воспринимает слова матери о своём будущем со слезами: стыдится быть бесприданницей; очень хочет выйти замуж; не хочет, чтобы эта информация звучала вслух в присутствии Гринёва, по другим причинам? Какую оценку даёт Маше Гринёв (глава IV)? Как характеризует Машу её оценка, данная Швабрину?

Группа 2. Главы V—VI. Каково отношение автора к искренности и естественности Маши? Почему Маша не соглашается стать женой Гринёва без согласия его родителей (глава V)? Как ведёт себя Маша в сцене прощания с Гринёвым (глава VI)? *Как меняется и как характеризует Машу её речь?

Группа 3. Главы X, XII, XIII. Как характеризует Машу её письмо к Гринёву (глава X)? Прослушайте фрагмент главы «Сирота» в актёрском исполнении. Ответ на вопрос 7 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение». Прокомментируйте портрет Маши, находящейся в плену у Швабрина (глава XII). Как этот портрет соотносится с её внутренним состоянием? Какова динамика портрета героини в главе XII? Какие черты героини проявляются в её разговоре с Гринёвым об отъезде к его родителям? Какую оценку даёт Маше Савельич (глава XIII)? Как изменяется, развивается характер Маши? *Докажите, что образ Маши отвечает принципам реализма.

Группа 4. Глава XIV. Как оценили Машу родители Гринёва? Какие черты появляются в образе Маши в XIV главе? Как её характеризует решение ехать в Петербург? Прочитайте по ролям диалог Маши Мироновой с императрицей со слов «На другой день рано утром…» до слов «…исполненная радостной надежды». Как характеризует Машу её разговор с Екатериной II? В чём проявилась её решимость и цельность характера? С какой целью автор делает конец истории Маши Мироновой счастливым? *Докажите, что послесловие издателя к роману отвечает принципам реалистического произведения.

Художественный смысл образа императрицы

Практическая работа. Используя примерный план анализа эпизода (см. урок 12), составьте план анализа эпизода «В императорском саду».

Примерный план анализа эпизода:

1.   События, происходящие в эпизоде, поступки героинь, взаимосвязь героев и событий. *Смысловая роль художественного времени и пространства эпизода.

2.   Значение пейзажа и портрета героинь для понимания смысла эпизода. Почему мы видим императрицу глазами Маши? *Способы описания внутреннего состояния героинь: детали портрета, интонации речи, авторские ремарки.

3.   Основной конфликт диалога героинь, их речевые характеристики. *Подтекст диалога.

4.   Эмоциональный пафос эпизода. *Мастерство автора в повествовании, описаниях и диалоге.

5.   Место эпизода в развитии сюжета и композиции. *Героини эпизода в системе образов произведения, и «зеркальная» композиция.

6.   Выражение в эпизоде авторской позиции, мировоззрения и идейно-эстетических взглядов писателя. *Черты реализма в эпизоде.

7.   Значение эпизода для раскрытия идейного смысла романа.

8.   Художественный смысл образа императрицы.

Женские образы в романе

О б о б щ а ю щ а я б е с е д а:

  Назовите все женские образы романа. (Маша Миронова, Авдотья Васильевна Гринёва, Василиса Егоровна Миронова, Екатерина II, Акулина Памфиловна, Палашка, Анна Власьевна.)

 П о плану сравнительной характеристики героев (см. урок 14) сопоставьте героинь романа: Авдотью Васильевну и Василису Егоровну, Машу Миронову и императрицу Екатерину II, Акулину Памфиловну и Анну Власьевну.

  Дайте характеристику Палашке. Кому из героев романа созвучен этот образ?

И т о г о в ы й в о п р о с:

 П очему образ Маши Мироновой — это нравственный ориентир автора?

 Домашнее задание

Составить план характеристики Маши Мироновой и письменно охарактеризовать героиню или письменно ответить на итоговый вопрос урока (по выбору учащихся). Подготовить выборочный пересказ фрагментов романа, связанных с образом Пугачёва (главы II, VI, VII, VIII, IX, XI, XII, XIII, послесловие от издателя).

Индивидуальное задание. Составить письменную сравнительную характеристику женских образов романа.

А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»:

ОБРАЗ ПРЕДВОДИТЕЛЯ НАРОДНОГО ВОССТАНИЯ И ЕГО ОКРУЖЕНИЯ

 Основное содержание урока. Пугачёв и народное восстание в историческом труде Пушкина и в романе. Народное восстание в авторской оценке. Гуманизм и историзм Пушкина.

 Основные виды деятельности. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

Номер главы Название главы

Номер главы Название главы

Группа 1. Перескажите кратко историю

Группа 1. Перескажите кратко историю

Основной конфликт диалога

Основной конфликт диалога

Начальные представления об историзме художественной литературы, о романе, о реализме

Начальные представления об историзме художественной литературы, о романе, о реализме

Изображение жизни в соответствии с объективной реальностью; правдивое воссоздание «типических характеров в типических обстоятельствах» 2

Изображение жизни в соответствии с объективной реальностью; правдивое воссоздание «типических характеров в типических обстоятельствах» 2

Показ героя в развитии; наличие у него прошлого, настоящего и будущего; изменение характера героя под влиянием обстоятельств 7

Показ героя в развитии; наличие у него прошлого, настоящего и будущего; изменение характера героя под влиянием обстоятельств 7

Пётр Гринёв — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»)

Пётр Гринёв — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»)

Я оставил Пугачёва и вышел на улицу»

Я оставил Пугачёва и вышел на улицу»

Поступки, отражающие внутреннюю свободу героя: — п латит огромный бильярдный долг

Поступки, отражающие внутреннюю свободу героя: — п латит огромный бильярдный долг

Гринёва на бой за Белогорскую крепость, не свободен от своей осторожности;

Гринёва на бой за Белогорскую крепость, не свободен от своей осторожности;

Р ассмотрите примерную схему «Система образов романа “Капитанская дочка”»: —

Р ассмотрите примерную схему «Система образов романа “Капитанская дочка”»: —

Швабрин всё-таки открывает Пугачёву, что

Швабрин всё-таки открывает Пугачёву, что

Гринёва и Савельича» по плану характеристики литературного героя (см

Гринёва и Савельича» по плану характеристики литературного героя (см

Основания для сопоставления: различия

Основания для сопоставления: различия

Основные виды деятельности. Устное рецензирование исполнения актёрами фрагментов романа (см

Основные виды деятельности. Устное рецензирование исполнения актёрами фрагментов романа (см

Каково место этих эпизодов в развитии сюжета и композиции романа? —

Каково место этих эпизодов в развитии сюжета и композиции романа? —

Основной конфликт диалога героинь, их речевые характеристики

Основной конфликт диалога героинь, их речевые характеристики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2023