А. В. Суворов и Православие - не прославленный заступник.
Слова из автобиографии генералиссимуса:
«Потомство мое прошу брать мой пример: всяко дело начинать благословением
Божьим; до издыхания быть верным Государю и Отечеству; убегать роскоши,
праздности, корыстолюбия и искать славу чрез истину и добродетель».
Зададим себе вопрос: почему в боевых порядках войск Суворова, Кутузова, Скобелева, Драгомирова, на эскадрах и флотах Ушакова, Лазарева, Нахимова нравственная энергия, боевой дух российского воинства были на несколько порядков выше, чем у противника? Почему они прослыли непобедимыми? Каким секретным оружием обладали? Действительно, боевой дух и моральное состояние личного состава можно вполне назвать секретным оружием. О его существовании было известно тысячи лет назад, так как нравственная природа человека остается неизменной. Однако только талантливые полководцы и флотоводцы оказались в состоянии оценить и использовать эту силу своих войск. "Наука побеждать" генералиссимуса Александра Васильевича Суворова стала учебником для многих поколений российских воинов.
Многое делал для развития прогрессивных основ обучения и воспитания русских войск талантливый военачальник, первый учитель Суворова, Петр Александрович Румянцев (1725-1796). Его военно-педагогические взгляды нашли наиболее полное отражение в его записке под названием "Мысли о состоянии армии и об устройстве войск". В воспитании он выделял две стороны: моральную и физическую. В последнюю включал и военное обучение. Ему принадлежит идея выхода войск в летние лагеря для учебы, а также прикрепление к молодым солдатам старослужащих ("дядек") для обучения и воспитания. Будучи суровым и решительным начальником, Румянцев в то же время отечески заботился о солдатах и того же требовал от подчиненных офицеров. Его взгляды на сущность военного обучения и воспитания полностью разделял А.В. Суворов, который служил под командованием Румянцева и относился к нему с величайшим уважением. Совершенно очевидно, что ряд румянцевских наставлений и инструкций войскам, в частности его "Обряд службы", разработанный в 1770 г. и введенный в качестве устава для солдат, послужил Суворову одним из источников при разработке многих его приказов и знаменитой "Науки побеждать".
Если проследить развитие мировой военной истории на протяжении нескольких веков, если проанализировать наиболее важные ее события, вряд ли можно найти полководца, равного Александру Васильевичу Суворову. Считается, что за свою боевую жизнь он провел 60 сражений и боев, в которых всегда выходил победителем. Другую цифру назвать легче - число поражений, ибо их не было ни единого. Суворов в 15 лет был записан рядовым в Семеновский полк и произведен в офицеры на 24-м году жизни; образования школьного не получил и всему учился сам. Он был ростом мал, тощ, хил, дурно сложен и некрасив, но уже с первой войны получил аттестацию: "быстр при рекогносцировке, отважен в бою и хладнокровен в опасности". Участвуя в Семилетней войне (1756 -1762), Суворов видел несостоятельность обучения армии по прусскому образцу. Боевые действия русской армии быстро опрокинули надуманные уставные положения, ее войска действовали в духе своих национальных воинских традиций, что и явилось одним из важнейших источников побед над прусской армией Фридриха II, считавшейся до того сильнейшей армией в Европе. Именно в Семилетней войне получивший первый боевой опыт Суворов понял, что наиболее важным фактором достижения победы над врагом является моральное превосходство войск в сочетании с военным искусством.
Суворовская "Наука побеждать" - катехизис, подобного которому не имеет и не будет иметь ни одна армия в мире, в своей философской основе изумительно полно отражает дух русской православной культуры. Оттого она и сделалась наукой побеждать, оттого она и завладела сердцами российских чудо-богатырей.
"Стреляй редко да метко, штыком коли крепко, пуля обмишулится, штык не обмишулится, пуля - дура, штык - молодец!" Сущность суворовской педагогики - это преобладание духа над материей. Ее основы были и будут: в области устройства вооруженной силы - самобытность ("мы мало сходствуем с другими европейскими народами"); преобладание качественного элемента над количественным ("не множеством побеждают"); в области воспитательной - религиозность и национальная гордость ("мы русские - с нами Бог!"); сознательное отношение к делу ("каждый воин должен понимать свой маневр"); в области стратегической - "смотрение на дело в целом"; в области тактической - "глазомер, быстрота, натиск" и использование успеха до конца ("недорубленный лес вырастает"). А венец всему - победа, "малой кровью одержанная". И эти великие заветы, эти гениальные предначертания дали великие результаты.
В день торжественного празднования 100-летия со дня кончины Александра Васильевича Суворова, великого полководца назвали Русским Архистратигом.
Архистратигом Воинств Небесных именуют Архангела Михаила. Государь Император Павел I, присваивая Суворову после Итальянской компании высшее воинское звание - генералиссимуса, произнес удивительные слова: «Для других это много, для Суворова - мало. Ему быть ангелом!» Ангельским чином православные называют чин иноческий. Монахи, подвигами поста и непрестанной молитвы стремятся уподобиться ангелам, достичь святости. Но Государь, считая, что Суворову - быть ангелом, подразумевал не известное ему желание Александра Васильевича уйти в Нило-Столобенскую пустынь, принять монашеский постриг. Император Павел I говорил о душе, о духовном устроении своего славного полководца. Суворов сумел за десятилетия непрерывных войн и походов, наполненных яростными сражениями и кровопролитными битвами, стяжать такую же молитву и смирение, что и монахи-молитвенники, которые долгие годы несут свой подвиг в иноческих обителях. Всем хорошо известно, что Александр Васильевич Суворов был глубоко верующим православным христианином. Никто не спорит и с тем, что победы, одержанные Суворовым, часто кажутся небывалыми, чудесными, что многое, совершенное суворовскими чудо-богатырями, явно превосходит человеческие силы. Благочестивый полководец, с молитвой побеждавший врагов - с этим, пожалуй, согласны все.
Но, услышав о возможности прославления Суворова, часто возражают: не всех же православных христиан, даже известных своей горячей и искренней верой, необходимо причислять к лику святых. И напоминают о том, что даже самые знаменитые полководцы, одержавшие величайшие победы во славу Отечества, никогда не прославлялись Церковью за подвиги на поле брани. Так почему же в наши дни мы все же считаем возможным надеяться на прославление в лике святых Александра Васильевича Суворова? И есть ли основание для того, чтобы Александр Суворов был изображен на иконах рядом с небесными покровителями Русского воинства благоверными князьями Александром Невским, Димитрием Донским, Довмонтом Псковским, преподобным Ильей Муромцем и другими святыми витязями Руси?
Хорошо известно, что среди Русских святых, после преподобных и святителей, больше всего прославлено благоверных князей-воинов, с мечом в руке защищавших Русскую землю. Среди угодивших Богу и прославленных Церковью мирян, святых воинов - подавляющее большинство. Для русских защищать Отечество означало защищать и Веру Православную. Благоверные князья сражались с врагами с Запада - тевтонами, шведами, ляхами, - за которыми стоял латинский Рим. Сражались с врагами с Востока - агарянами. Отбивали натиск кочевников: от печенегов и половцев до монголо-татар, чьи нашествия из глубины азиатских степей постоянно накатывались на Русь. Затем отражали натиск Османской империи. Сражаясь с врагом, русские князья бились «За Землю Святорусскую, за Святые храмы Божии». Не все храбрые и знаменитые русские князья, побеждавшие врагов на поле брани, причислены к лику святых. Но среди благоверных князей есть и князья-мученики: Василько Ростовский, Михаил Черниговский, Михаил Тверской, пострадавшие за Христа. Сегодня, к сожалению, имена многих русских князей, прославленных Церковью, не известны большинству наших соотечественников. Но двух святых князей - Александра Невского и Димитрия Донского знает каждый русский человек, даже далекий от Церкви. И во времена государственного атеизма было невозможно преподавать Русскую историю, не называя эти имена.
Немыслима история России и без величайшего русского полководца Александра Васильевича Суворова, которому пришлось громить врагов и с Запада, и с Востока. Имена Суворова и святого Александра Невского воплощают не только память о великих победах и славе нашего Отечества. «Не в силе Бог, а в Правде» - с этими словами Александра Невского русские люди веками поднимались на защиту родной земли от нашествий. Отношение народа к войне было глубоко христианским, евангельским. Русскую Армию не случайно именовали христолюбивым воинством. Генералиссимус Александр Васильевич Суворов, как единодушно признают все военные историки и мыслители, своей жизнью и своими победами явил дух русского воина. Христолюбивого русского воина. Религиозность Суворова проявлялась в укладе повседневной жизни. Он был скромен в своих потребностях, порицал роскошь, указывая на ее растлевающее действие. Он вел простую жизнь солдата не из какого-либо расчета, но лишь потому, что находил ее для военного человека единственно подходящей и твердо верил: военному не нужно многого имущества, ибо оно отнимает у него мужество. Еще в бытность Суворова командиром полка один из офицеров-сослуживцев его вспоминал: «Этот полковник таков, что как взглянет на человека с солдатским сердцем, то и покорит навек. Он и говорит, и ходит, и смотрит, и ест, и пьет, и спит не так, как другие люди. Последняя рубаха, последний кусок пополам с нами! Ему ничего не надобно, говорит он, - был бы солдат доволен». Христианские чувства не позволяли Суворову жестоко относиться к пленным. Он приказывал содержать их «ласково и человеколюбиво», кормить хорошо, «хотя бы сверх надлежащей порции», будучи убежден, что «благоприятие раскаявшихся возмутителей пользует больше нашим интересам, нежели пролитие их крови».
В «Трех разговорах о войне, прогрессе и конце всемирной истории» В.С. Соловьев рассуждает о том, почему прославлен Александр Невский, бивший ливонцев и шведов в тринадцатом веке, но не прославлен Александр Суворов, бивший турок и французов в веке восемнадцатом. Отмечая искреннее благочестие и безупречную жизнь Суворова, отсутствие каких-либо препятствий для канонизации, Соловьев приходит к выводу, что Александр Невский сражался за будущее нашего Отечества, которое лежало в руинах и пожарищах после страшного монгольского нашествия. Суворову же, совершившему великие подвиги, спасать Россию не приходилось и, потому он остался только «военной знаменитостью». Действительно, Александр Невский доблестным мечом и смиренной мудростью, спас Русскую землю в страшные времена Батыева разорения. Александр Суворов одерживал победы в то время, когда Российская империя возвращалась на берега Черного моря, сокрушая Османскую Порту, громил французов в долинах Италии и швейцарских Альпах. Но все же с Соловьевым полностью согласится невозможно. Думается, главная причина заключается в том, как понимал значение подвига благоверных князей русский народ в ХV - ХVI веках, и в состоянии религиозности русского общества в ХVIII- ХIХ столетиях. В царствование Царя-Мученика Николая II святых было прославленно больше, чем за ХVIII и ХIХ века вместе взятые. Благочестивый Государь предлагал Синоду прославить многих угодников Божиих. Нередко Царю приходилось даже настаивать на канонизации святых в то время, когда многие церковные иерархи поддавались давлению так называемого «прогрессивного» русского общества, которое постепенно теряло веру и отдалялось от Церкви. Естественно, если это «общество» с трудом понимало прославление Царем-мучеником преподобного Серафима Саровского, то о канонизации Суворова не могло быть и речи.
Благоверные князья Древней Руси, защищая Отечество, бились с латинянами и магометанами за «Веру Христианскую, за святые храмы Божии, за землю Святорусскую». За что же сражался Суворов? Неужели только за расширение пределов Российской Империи в «век золотой Екатерины»? Ответ нам оставил сам Александр Васильевич в своей «Науке побеждать»: «Стой за Дом Богородицы! Стой за Матушку-Царицу! Убьют - Царствие Небесное, Церковь Бога молит. Жив - честь и хвала!». Простой народ, в отличие от «прогрессивного» общества, всегда ясно понимал, за что сражался Суворов. В народных песнях и сказаниях, посвященных Александру Васильевичу, полководца именуют «Суворов - Христов воин». В русском народе сохранялось немало преданий, в которых говорится о том, что при рождении Александра Суворова, ангел в виде странника посетил дом его родителей. Известно пророчество одного юродивого Христа ради, который возвестил о рождении Суворова: «В эту ночь родился человек необыкновенный - знаменитый и нехристям страшный». Несомненно, такие предания могли возникнуть только при почитании Суворова народом как «Христова воина», защитника Веры Православной от разных «нехристей». Народное почитание является одним из условий, важных для прославления угодника Божия. Но разве все эти 250 с лишним лет мы не видим в России всенародную любовь к Александру Васильевичу? При жизни полководца весь народ не только радовался славным победам, но и по-настоящему любил Суворова. Герой войны 12-го года Денис Давыдов, сын русского офицера, рассказывает о том, что полюбил Суворова с раннего детства: « ...Как резвому ребенку не полюбить всего военного при все частном зрелище солдат и лагеря? А тип всего военного, русского, родного военного, не был ли тогда Суворов? Не он ли был предметом восхищений и благословений, заочно и лично, всех и каждого?». И все последующие два с половиной столетия Суворов останется воплощением всего «русского, родного, военного» для тех, кому дорога Русская воинская слава, для тех, кто любит Русскую армию. Но, к сожалению, до сих пор эта народная любовь и почитание не рассматривалось с религиозной точки зрения. Хотя песни и предания, все наше народное творчество ясно говорит о том, что Суворов для русских - «христолюбивый воин». Русский народ до начала страшного ХХ века был не только народом христианским, но и удивлял иноземцев своей глубокой верой.
В солдатской песне, посвященной взятию Измаила, рассказывается о том, как видели чудо в ратных победах Суворова:
Диво дивное, диво чудное,
Как наш батюшка Суворов-граф
С малой силою соколов своих
Разбивал полки тьмучисленные
Полонил пашей и визирей.
Далее в песне говорится о том, за что сражались русские воины во главе с Суворовым:
За Святую Русь-Отечество
И за Веру Христианскую.
Надо сказать о том, что Александр Васильевич и сам хорошо знал и любил русские песни и былины. После победного сражения Суворов хвалит героя донского генерала Денисова: «Вот донец, он - Русский, он - Илья Муромец, он - Еруслан Лазаревич, он - Добрыня Никитич! Победа, слава, честь Русским!».
Появляясь при Императорском Дворе, где в то время большое внимание уделяли «галантным» и «изящным» манерам, Суворов стремился свидетельствовать, именно свидетельствовать свою веру перед высшим светом. Например, при аудиенции у Государыни, войдя во дворец, Александр Васильевич на глазах у всех направлялся к иконе Пресвятой Богородицы, благоговейно клал три земных поклона, а затем, резко повернувшись, показывая этим, что хорошо видел Императрицу, печатая шаг, шел кланяться Государыне. Суворов всем показывал - вначале поклонение Царице Небесной, а затем Царице Русской земли. Все знаменитые «чудачества» Александра Васильевича при внимательном рассмотрении являются свидетельством веры, юродством глубоко верующего человека, обличающего грехи, отступление от веры современного ему общества. Суворов своими «чудачествами» говорит миру правду, обличая лицемерие, гордость, пустословие, стремление к земной славе. Хотя, надо заметить, Александр Васильевич не страдал показным смирением. На вопрос всесильного Потемкина «Чем я могу Вас наградить?» Суворов ответил с достоинством: «Я не купец. Наградить меня может только Бог и Государыня». Григорий Алексеевич Потемкин очень высоко ценил и всегда в превосходной степени отзывался о Суворове в письмах к Императрице. При всех своих «чудачествах» Александр Васильевич поражал Государыню, Потемкина и многих других достойных собеседников глубоким умом, серьезными размышлениями и красноречием, когда речь шла о государственных делах. Суворов был человеком глубоко образованным, знал несколько языков. Однажды англичанин лорд Клинтон беседовал с Суворовым во время обеда в доме полководца. Британец, пораженный умом и образованностью Александра Васильевича, написал полное восхищения письмо, называя Суворова не только величайшим полководцем, но и великим человеком. «Не помню, ел ли я что, но помню с восторгом каждое его слово» - писал лорд Клинтон. Когда Суворову доложили о письме Клинтона, он сказал о себе с сожалением: «Сам виноват, слишком раскрылся; не было пуговиц».
Александр Васильевич Суворов одержал множество славных побед, выиграл десятки сражений, в которых силы противника обычно значительно превосходили силы русских. За много лет непрерывных военных компаний ни одного проигранного, неудачного сражения. Но две победы Суворова особенно прославили имя русского полководца. После взятия Измаила Байрон в своей поэме «Дон Жуан» назвал Суворова «неизъяснимым чудом». Вся Европа была поражена успехом Русского оружия. Измаил был крепостью с мощнейшими укреплениями, которые туркам помогали возводить немецкие и французские инженеры. Крепостью «без слабых мест», как трезво определил укрепления Измаила Суворов. У русских - 28 тысяч, из них всего 14 тысяч регулярной пехоты, 11 эскадронов конницы и спешенные для штурма казаки. В Измаиле - 35 тысяч турок, среди которых 17 тысяч отборных янычар, 250 орудий. При штурме такой крепости нападающие должны обладать хотя бы троекратным преимуществом. На ультиматум Суворова турецкий командующий сераскир Айдос-Мехмет-паша, уверенный в неприступности Измаила и хорошо зная о своем численном превосходстве, самоуверенно ответил: «Скорее остановится течение Дуная, и небо упадет на землю, чем русские возьмут Измаил». Но Суворов тщательно готовит войска, а затем дает знаменитый приказ: «День поститься, день молиться, на следующий - штурм, или смерть, или победа!». Под жесточайшим огнем преодолены штурмовыми колоннами неприступные стены и глубокие рвы. Турки, сбитые со стен в ожесточенном рукопашном бою, сражаются с невероятным упорством и ожесточением, бьются в городе, превращая в крепость каждый дом. Но к 16 часам бой закончен. 27 тысяч турок убито, 9 тысяч взято в плен. Наши потери - 1879 убитыми (64 офицера и 1815 нижних чинов), 2 702 раненными. Как это возможно при штурме такой крепости, с таким упорным противником? Но это правда. Суворов не случайно признался после победы: «На такой штурм можно решиться только раз в жизни». Велико же было упование Александра Васильевича на помощь Божию, велика сила молитвы русского полководца!
Один из иностранцев спросил его однажды: - «Много ли в вашей армии истинно верных и преданных солдат?». - «Много, очень много, не сосчитать» - ответил Суворов. - «Сотня - мало, корпуса - мало, вся, вся армия! У меня, когда чудо-богатырь поцелует крест, то доколь дышит - своему долгу не изменит. Пошли его в огонь - идет, ставь против него десять штыков - идет; сел за кашицу, и закричи: «Вперед!» - кашица в сторону и он идет, ноги еле тащутся, то приударь в барабан - идет. Службу он любит, присяге не изменяет, везде готов положить свою голову, только умей начальник его развеселить, только не опрокинься и иди прямо, солдат же сам по себе никогда с прямой дороги не собьется, для Веры и Государя он всегда, везде и на все готов, и целый свет подобного ему не представляет».
Главный свой подвиг совершил Александр Васильевич, завершая свою жизнь небывалым, чудесным Швейцарским походом. Переход Суворова через Альпы - настоящее чудо военной истории. То, что совершили русские чудо-богатыри под командованием Суворова в Альпах, одними человеческими силами выполнить невозможно. После блестящих побед Итальянской компании, в которых русскими были разгромлены в 10 сражениях Макдональд, Моро, Жуберт, освобождены 25 крепостей, - была измена и сознательное предательство вероломных австрийцев, заманивших Суворова в ловушку. Австрийцы не оставили обещанные склады, обманули, намеренно передав неправильные карты, наши воины оказались без боеприпасов, продовольствия и зимней одежды в горах. Многие горные перевалы в Альпах непроходимы в зимнюю пору даже сейчас для туристов с современным альпинистским снаряжениям. В горах в таком месте, как знаменитый «Чертов мост» - на выходе из узкого тоннеля, пробитого в скале - узкая каменная арка над бездонной пропастью, на дне которой грохочет бурный поток, одна рота солдат без труда может сдерживать целую армию. Все позиции на неприступных перевалах были заняты французами. Силы французов втрое превышали численность русской армии. У Суворова нет и 20 тысяч, у французов - 60 тысяч. Французы - лучшие солдаты Европы. Бригады республиканской Франции с пением «Марсельезы» наголову громили австрийские и прусские армии, итальянцев, англичан, голландцев. Французы - храбрые, отважные воины, уверенные в своей непобедимости. Французские войска не испытывают недостатка в боеприпасах и продовольствии. Во главе республиканской армии лучшие генералы Наполеона - прославленные Моро, Лекурб, «любимец побед» Массена. Ловушка в непроходимых горах захлопнулась. Генерал Лекурб, злорадствуя, писал Массене о том, что русским пришел конец и «Суворову осталось лишь околеть в горах от голода и мороза». И, действительно, надежды на спасение из ловушки, в которую русскую армию завело вероломство и измена австрийцев, не было. По всем законам военного искусства русские были обречены. Оставалось или сложить оружие, либо умереть от голода и холода в зимних горах. Или же со славой погибнуть, в заведомо безнадежной схватке с превосходящим противником. Но, это были русские чудо-богатыри, и вел их «Христов воин - Суворов». В сражении у Швица 4-тысячный русский отряд должен был сдерживать всю армию Массены. Французы надвигались огромными многотысячными плотными колоннами, с развернутыми знаменами, уверенные в победе. Но всего два русских полка, с безумной дерзостью бросились в штыки. Шесть раз чудо-богатыри ходили в штыковые атаки, сдерживая врага, но слишком мало было героев. И генерал Ребиндер приказал отступать. Русские отходили тихо, в полном порядке со штыками наперевес. Огромные французские колонны остановились, и храбрые французы, при виде такого мужества горсти русских героев разразились аплодисментами. Но, внезапно, перед русским строем появляется генерал Ребиндер и громовым голосом возглашает: «Ребята! Наша пушка осталась у французов... Выручай царское добро!» И русские вновь бросаются на врага в штыки! Французы смешались, дрогнули. В это время с небольшим отрядом подоспел Милорадович, его люди, по свидетельству очевидцев, бросаясь в бой, в нетерпении, буквально расталкивают утомленных солдат Ребиндера. Французов, гнали толпой по ущелью до Швица четыре версты.
Но ночью к Массене подошли подкрепления. И утром огромная французская армия, желая смыть позор и покончить с горстью русских, вновь грозными колоннами надвигается на небольшой русский отряд.
У русских солдат в сумках - по одному заряду. Офицеры говорят: «Братцы! Покажем, что мы русские. Работать по-суворовски, штыком!». Французы подходят все ближе, русский строй молчит. Массена, возможно, решил, что русские, понимая бессмысленность сопротивления, отсалютовав французам, сложат оружие. И можно будет, после победы, по-рыцарски выразить уважение доблестному противнику. Но, когда французы подошли совсем близко, раздался залп, а вслед за ним загремело русское «Ура!», и чудо-богатыри бросились в штыки! Русские, сломив неудержимым штыковым ударом гнали неприятеля, вновь превратив его огромные стройные и грозные колонны в беспорядочную толпу. Унтер офицер Махотин схватил, свалив ударом кулака с лошади самого Массену, но на выручку маршалу бросился французский офицер. Махотин, одной рукой, придерживая Массену, в рукопашной схватке сразил француза, но Массена вырвался и, вскочив на лошадь, сумел убежать, оставив в руках русского унтер-офицера свой золотой эполет. Французов гонят по ущелью. Захватив неприятельскую батарею, поворачивают орудия и громят врага из французских пушек. В этом сражении русские взяли в плен генерала Лекурба, мечтавшего о гибели Суворова в альпийской ловушке.
Перед перевалом Росшток горцы уверяют Суворова, что в это время года Росшток не проходим. Суворов отвечает: «Мы пройдем - мы Русские! С нами Бог!». Швейцарцы говорят, что в это время года в горах никто не ходит, там властвует грозный дух Рюбецаль. Суворов смеется. «Я - Рюбецаль!» - кричит он испуганным горцам. Русские прошли и Росшток, и еще более страшный Рингенкопф. С тех пор остались в памяти на века слова Суворова: «Где олень не пройдет, там русский солдат пройдет!». Проходили по обледенелым скалам и карнизам, над бездонными пропастями, в снег и дождь, поднимались там, где сегодня с трудом проходят альпинисты. Шли среди облаков, по горным перевалам, ночевали на ледниках. Французов с неприступных позиций сбивали одними штыками. До сих пор непонятно, как удалось русским пройти занятый французами «Чертов мост»! Французы, отступая под натиском русских, взорвали каменный мост. Под жесточайшим огнем, перебросив несколько бревен и связав их офицерскими шарфами, перебежали воины Суворова через бездонную пропасть и штыками опрокинули устрашенного врага. Всех разгромить, сбить превосходящего противника с неприступных «чертовых мостов», перейти зимой непроходимые Альпы, где в это время только «горный дух Рюбецаль» по представлениям швейцарских горцев обитает, да еще привести с собой полторы тысячи взятых в плен французов, - это действительно было «неизъяснимое чудо»! И изъяснить его до сих пор не может никто.
Так каким же духом ведомы были к своим славным победам суворовские чудо-богатыри? Конечно же, Духом Святым, призываемым в своих молитвах. «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины ...» с глубокой верой, вместе со своим полководцем пели у походных алтарей, суворовские солдаты, совершая молебен перед каждым сражением. Слова Суворова: «Пресвятая Богородице спаси нас! Святителю отче Николае Чудотворче моли Бога о нас! Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай!» - принимались сердцем каждым русским солдатом. Суворов говорил: «Молись Богу; от Него победа!» - и солдаты ему верили и горячо молились вместе со своим вождем. А ведь каждый понимает, чтобы вдохнуть такую веру в сердца солдат одних поучений и слов мало. Подобные слова в России в то время знал и слышал с детства каждый православный. Для того чтобы вдохнуть в сердца солдат такую горячую веру, сам полководец должен был в своем сердце иметь живое упование на Бога, должен был являть его своей жизнью. Не случайно Денис Давыдов, сам в «грозу двенадцатого года» хорошо узнавший русского солдата написал точные слова: «Суворов положил руку на сердце русского солдата и изучил его биение». У русского христолюбивого воина и русского христолюбивого полководца сердца бились одинаково. В сердцах была любовь ко Христу Спасителю, Царице Небесной и Русской земле. Суворов с полным правом говорил своим богатырям: «Бог наш генерал. Он нас водит. От него победа!».
Время Суворова примечательно тем, что впервые за боевые заслуги на поле брани стали отмечать военных священников - до того ничего подобного история не знала. После взятия Измаила было совершено благодарственное молебствие, при громе орудий служил священник Трофим Куцинский, отличившийся при штурме крепости. Он после того, как были выбиты все офицеры в его полку, подняв крест сам повел колонну егерей под шквальным огнем на штурм измаильских стен. Крест священника был пробит двумя пулями. Именно он полез первым на стену бастиона, воодушевив примером гренадеров своего полка. Две пули угодили отцу Трофиму в наперсный крест, третья ранила в ногу, но он продолжал взбираться вверх. За Измаил священник получил наперсный крест на георгиевской ленте, украшенный бриллиантами, был возведен в сан протоиерея. За подобный же подвиг во время штурма был награжден священник Филофей Владевич. Царские награды за храбрость солдатам и офицерам, Суворов возлагал на отличившихся в церкви. Сам вносил их в алтарь на блюде, священник кропил ордена и медали святой водой, а затем, каждый из героев осенял себя крестным знамением, преклонив колени, целовал знак отличия.
И суворовские чудо-богатыри, по отзывам даже неприятелей, отличались милосердием, великодушием к побежденным. «Просящего пощады - помилуй. Он - такой же человек. Лежачего не бьют» - учил Суворов. Честные, необычайно дисциплинированные русские солдаты и матросы поразили в то время «добрыми нравами» жителей Италии и Ионических островов. Суворов учил: «Обывателя не обижай, солдат не разбойник». И подчеркивал - «разбойнику Бог не помощник». Суворов, считал основой воинского духа и доблести веру в Бога, чистую совесть и высокую нравственность. И русский военачальник известен был своим бескорыстием, разительно отличаясь от генералов республиканской Франции, вслед за Бонапартом прославившихся невиданными грабежами Италии. Хотя, надо заметить, что при взятии вражеского лагеря, или штурма города добыча солдат считалась законной. Но не в правилах русских военачальников было участвовать вместе с солдатами в дележе этой добычи. Таковы были традиции Русской Армии.
Суворов, считал важным знать нравственный облик своих противников. И противостоящих ему французских генералов разделил на два списка: Моро, Макдональд, Жубер, Сюрье - честные, но несчастные республиканцы, Бонапарт, Массена, Лемож и другие - разбойники. О Массене, известном своей алчностью, Суворов сказал: «Ужели не вспомнит он, что в тесном гробе его не поместятся все награбленные им и кровью обагренные миллионы?».
В Европе, одновременно и восхищенной и напуганной Русскими победами, распускали слухи о кровожадности великого полководца. Все же, кто был свидетелем его побед, даже иностранцы рассказывают о необыкновенном великодушии и милосердии Суворова к врагам. Но, к врагам побежденным. Хорошо укрепленное предместье Варшавы, Прага была взята яростным штурмом, в ожесточенном бою перебито большинство из тридцати тысяч поляков, упорно оборонявших предместье. Но, принимая ключи от устрашенной штурмом предместья Варшавы, Суворов поцеловал ключи города и, подняв их к небу, произнес: « Благодарю Господа, что они достались не так дорого, как ...» и посмотрел на разрушенное предместье. Его первыми словами, обращенными к делегации покоренной Варшавы, были: « Мир, тишина и спокойствие. Жизнь, собственность, забвение прошедшего. Всемилостивейшая Государыня дарует вам мир и тишину!». Суворов, вступая в Варшаву, отдал приказ не отвечать на возможные выстрелы из домов. 25 тысяч сложивших оружие польских повстанцев отпустил по домам с паспортами. И, свидетельство мудрости и человеколюбия Александра Васильевича - его приказ не входить в Варшаву полкам, чьи команды стояли в польской столице во время восстания. Поляки в пятницу Страстной седмицы, подняв восстание, подло перебили разбросанные по городу русские команды. Лишь немногим русским вместе с генералом Игельстромом удалось пробиться к своим. Поляки гордо именовали эту вероломную резню, учиненную в Страстную седмицу «Варшавской заутренней». Суворов понимал, что русские солдаты могут не удержаться от желания отомстить за погибших однополчан, и пожалел поляков. Но боевые действия Суворов вел всегда с необычайной решительностью и молниеносностью. «Лучше - затянуть войну и положить 100 тысяч?» - спрашивал он у тех, кто упрекал его в стремлении решить компанию решительным, хоть и ожесточенным сражением. Польша была усмирена в необыкновенно короткий срок. Польшу же Суворов считал, совершенно справедливо, гнездом якобинства в Восточной Европе, союзницей республиканской Франции. И здесь, для нас очень важно понять, чем же для Александра Васильевича была война с Францией.
Суворов говорил, что сражается за «Святые Алтари и Престолы». За алтари христианских храмов и за престолы христианских государей. Суворовские чудо-богатыри знали, что воюют с «безбожными» французами, которые « убили своего царя и разрушают храмы Божии». Вспомним, что принесла миру «великая» Французская революция, что несли Европе бригады Французской революционной армии под лозунгами «свобода, равенство, братство». Франция до сих пор празднует день взятия Бастилии и поет «Марсельезу». Мало кто помнит и том, как проходила в прекрасной Франции эта революция - детище энциклопедистов и антиклерикалов. Кровавые вакханалии, постоянно работающая гильотина, низость и подлость и невероятная жестокость якобинцев, действительно кровожадных чудовищ Маратов, Дантонов, Робеспьеров. В парижском соборе Богоматери - храм «Богини Разума», осквернение святынь, убийства священников. Суворов ясно понимал, что это дух богоборческий, дух антихристов, чувствовал во французской революции «дыхание ада». «Париж - корень зла. Париж - беда всей Европе» - пророчески предупреждал Суворов. Французские войска громили армии соседних государств, и наблюдая за тем, что творилось в Европе, Суворов свои письма к Императрице Екатерине II, заканчивал словами: « Матушка, прикажи мне идти на французов!». Воистину пророчески предсказал Александр Васильевич и ту опасность, угрожающую на России, когда Бонапарт с войсками будет в Польше. Даже точно предвидел, какие из европейских стран отдадут свои полки в армию Наполеона. Точно назвал и количество войск - более полумиллиона. Кстати, во время вторжения полчищ «двунадесять языков» в Россию, осквернения иноземцами соборов Кремля, многие православные не без оснований считали Наполеона «предтечей антихриста». Суворов стремился уничтожить страшную опасность в зародыше - «Я бил французов, но не добил. Париж - мой пункт, беда Европе». «Широко шагает молодец, далеко пойдет, если не унять» - говорил о Наполеоне. И, если бы не вероломная измена Австрии, заставившая Государя Императора Павла I отозвать русские войска, Суворов, можно не сомневаться сокрушил бы Корсиканца.
Наполеона пришлось бить и гнать прочь с Русской земли любимому ученику Суворова, Михаилу Илларионовичу Кутузову. И закончилось противостояние «безбожной» Франции и Русского Царства в Париже, в 1814 году. На Пасху 14-го года, на площади, где французы убили своего короля, стояли в парадном строю русские полки. Полковые священники, в красном пасхальном облачении, совершали у походных алтарей торжественное богослужение. И на возгласы священников «Христос Воскресе!» вместе со своим Русским Царем, Государем Императором Александром I, отвечали тысячи русских воинов, с боями, от Бородино и Малоярославца дошедшие до Парижа. «Воистину Воскресе!» - громовой победный возглас «христолюбивого воинства» разносился над Европой.
Суворов учил своих солдат перед сражениями с французскими войсками: «Французы - нарушители общей тишины и враги общего спокойствия. Французы отвергли Христа Спасителя! Страшитесь их разврата! Вы были счастливы верою - храните ее. Дорожите совестью своей; да не упрекнет она вас в том, что вы были спутниками утеснителей веры и прав народных. Бегите лжеучителей!». Таким был завет Русского Архистратига своим чудо-богатырям.
В Италии, в освобожденном Милане, жители усыпают его путь цветами, ветвями деревьев, становятся на колени, целуют руки, полы платья. Суворов осеняет себя крестным знамением и повторяет: «Бог помог!.. Слава Богу!.. Молитесь Богу больше!». В Швейцарии, на самой вершине Сент-Готарда монахи-капуцины с трепетом ждут появления «северных варваров». Появляются русские войска. Одежда и обувь превратилась в лохмотья, почти босые русские солдаты, совершили тяжелейшие переходы по горным ледникам и снежным перевалам, давно закончились последние сухари. Наконец, русские достигли вершины Сент-Готарда. В Готсписе, в странноприимном доме монахи привыкли спасать путников попавших в беду в зимних горах. Приготовлены заранее еда и питьё. Но, русский старец-полководец приветствует приора и просит всех, прежде всего, пройти в церковь - отслужить благодарственный молебен Богу. Монахи-капуцины с изумлением смотрят, как знаменитый Суворов сам зажигает свечи, истово крестится, поет со всеми благодарственные молитвы. Наконец, перешли и Паникс. Непроходимые зимой Альпы преодолены, французы разбиты, и русская армия одолела последний перевал. Суворов перед строем своих чудо-богатырей срывает с головы шляпу и воздев руки к небу громко запевает: «Тебе, Бога хвалим!». Суворов сражался, защищая не только алтари христианских храмов от поругания безбожниками, но и престолы христианских государей. Вся жизнь Александра Васильевича - пример верности Царскому престолу. Одним из «чудачеств» Суворова при Дворе был обычай полководца не только класть три земных поклона перед иконой Царицы Небесной, но и приветствовать земным поклоном Государыню Императрицу. В то время, когда придворные изящно и галантно склонялись в поклонах перед Императрицей, прославленный полководец клал земной поклон перед Государыней. Суворов подчеркивал свое христианское благоговение перед самодержавной Царицей.
"Медленно ехала
карета с больным полководцем по прибалтийским краям, к Петербургу - через Ригу
и Вильно. Повсюду Суворова сопровождал народный восторг. В Риге больной
полководец с трудом надел мундир и отправился под Светлое Воскресенье на
пасхальную службу, после чего разговлялся в доме генерал-губернатора."
Источник: (Арсений Замостьянов. Генералиссимус
Суворов. Последние дни.)
Жизнь выдающегося полководца угасала подобно лампаде. Выполнив последний долг христианина, исповедавшись и причастившись, он простился со всеми, а затем произнес: «Долго гонялся я за славой - все мечта, покой души - у престола Всемогущего». 6 мая 1800 г. его не стало. Александр Васильевич показал твердую веру в промысел Божий и, выполняя возложенную на него миссию полководца-христианина, доказал, что русские чудо-богатыри с верой в Бога - воины непобедимые. Для него, христианина и полководца, было важно, поэтому добиться от солдат при напряжении духовно-нравственных сил строгого контроля и чистоты в жизни, что является главным средством достижения успеха на войне. Он был полководцем, не знавшим поражений, гениальным стратегом и тактиком, создатель новой военной доктрины Он был офицером, которого простые солдаты искренне любили и называли отцом и «солдат-фельдмаршалом» за то, что он делил с ними все невзгоды и тяготы службы, умел понять солдатскую боль и нужду, учил их любить Бога и уповать на Него. Официально Александр Суворов еще не канонизирован, но почти ни у кого нет сомнений, что в скором будущем вопрос о причислении этого великого человека к лику святых будет решен положительно.
Особую ревность имел полководец к церковной службе. На рассвете всегда шел в церковь, где молился на утренней и обедней. Во время службы сам читал и пел, усердно клал земные поклоны. Биограф Суворова А. Петрушевский отмечал, что в этих поклонах «не было никакой утрировки, а выражалось - обычное благочестие Суворова и ревностное исполнение церковных обрядов». Во время пребывания в ссылке в своем имении Кончанском опальный полководец вел особо аскетический образ жизни, а по утрам и после обеда пел духовные концерты. Церковную музыку он любил особенно. Биограф также сообщает, что «в Великий пост в его комнате почти ежедневно совершались церковные службы, при этом Суворов служил дьячком». Благочестие великого полководца проявлялось и в его постоянных заботах по содержанию старых и сооружению новых церквей. «Я и всех своих оброков на этот предмет ни мало не жалею», - повторял Александр Васильевич. Наряду с хлопотами о церковных зданиях, утвари и разном благолепии, Суворов обеспечивал и денежное содержание церковного причта. Суворов известен не только как блестящий полководец и военный теоретик, но и как благочестивый православный христианин. Всю свою жизнь генералиссимус отдал служению России. Он говорил: «Горжусь, что я русский!.. Потомство мое прошу брать мой пример... до издыхания быть верным Отечеству».
Имя Александра Суворова было уважаемо в народе во все времена. Служба Богу и Отечеству была для него единым и неразрывным понятием. По мере своих сил он познавал Бога, покорял ему свою волю и сердце, исполнял христианские заповеди и с любовью внимал духовным пастырям, укреплявших его в вере и нравственности. Он стремился творить добро и избегать зла. Вот в чем секрет его успеха. Именно свой верой и преданностью отечеству был велик русский солдат. В вере черпал он несокрушимую силу, на вере основывалась его необыкновенная стойкость в бою. Лучшие военачальники всегда опирались на нравственные качества русского воина. Александр Васильевич Суворов мог смело сказать: «Братцы! Вы богатыри! Неприятель от вас дрожит! Вы русские!» - и сердца солдат наполнялись гордостью от этих слов. А девизы, ставшие непреложными истинами для российского воина «русские не сдаются» или «русские не отступают», или «отступления не будет» возбуждали духовное достоинство воинов.
Суворов старался воздействовать на душу солдата, обращаясь к православным истинам. Именно вера пробуждала в солдатах благородные чувства, без которых душа черствеет в жестокостях войны. И в становлении самого полководца церковность была на первом месте - с малых лет он отличался набожностью и благочестием, любил размышлять над Библией, изучил в совершенстве все церковные службы. Издавна повелось на Руси, что защита Отечества отождествлялась с защитой Православия. Прекрасно сознавая цену истинного благочестия русского солдата и будучи сам глубоко верующим, Суворов всеми силами поддерживал в воине религиозное настроение. Свидетельство тому - словесные поучения великого полководца, призывающие солдата к благочестию: «Бог нас водит. Он наш генерал», «От Него победа». Он учил солдат не бояться смерти, ибо они отдают жизнь за «Дом Богородицы», какою всегда виделась русскому человеку родная земля. Суворов строил церкви, а для солдат составил молитвенник и краткий катехизис.
Литература:
1. Региональные СМИ «На страже Заполярья» Выпуск №83 от 17 Октября 2007г. Статья «Обучение и воспитание в Российской армии: история и современность».
2. http://rayman182.blog.tut.by/2010/05/06/orden-suvorova/
3. Боевое братство славян на защите мира: сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: С.А. Пивоварчик (гл. ред.) [и др.] - Гродно: ГрГУ, 2014. К.В. Бута. «Религиозность генералиссимуса А.В. Суворова (1730-1800)».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.