В настоящее время возник спрос общественности на активный, организованный досуг школьников. Сегодня во многих семьях родители стараются организовать свободный отдых своего ребенка с пользой для его развития и здоровья. Но в некоторых семьях родители не озабочены проблемами взросления и становления личности своего ребенка, а наличие большой степени свободы создаёт возможность развития отклоняющегося поведения у ребенка.
«А что снится Вашим детям?»
В настоящее время возник спрос общественности на активный, организованный
досуг школьников. Сегодня во многих семьях родители стараются организовать
свободный отдых своего ребенка с пользой для его развития и здоровья. Но в
некоторых семьях родители не озабочены проблемами взросления и становления
личности своего ребенка, а наличие большой степени свободы создаёт возможность
развития отклоняющегося поведения у ребенка.
Для решения проблемы занятости детей и подростков в вечернее время,
четырнадцать лет назад, на базе Муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования «Детскоюношеский центр», в клубе «Мечтатель»,
была создана творческая площадка с программой, включающей в себя
организованный вечерний досуг для детей и подростков. То есть, вечерами к нам в
клуб «Мечтатель» приходят дети и подростки, чтобы заняться интересным для них
делом. Педагог учит их вокалу, современному танцу, играть в спортивные и
интеллектуальные игры, рисовать, играть в настольный теннис и т.п. Но, так
получилось, что группа «вечерят» собралась из неблагополучных, неполных,
многодетных семей. Чтобы ребенок был занят добрым делом в вечернее время, чтобы
уберечь ребенка от асоциальных групп, досуговой программой «Вечерний
калейдоскоп» предусмотрена работа с трудными подростками и родителями, и
основными задачами мероприятий являются:
1) увлечь новым, необычным делом, в котором трудный подросток мог бы
достичь определённых успехов (както: концерт, конкурсы различного типа,
спортивные соревнования, волонтерские рейды);
2) подчеркивая достижения, повысить статус подростка в группе сверстников;
3) восстановить доверительные отношения с взрослыми в школе и семье;
4) организовывать как можно больше совместных с родителями мероприятий,
привлекать их в качестве помощников, экспертов, жюри.
Главное условие эффективной работы с подростками обеспечение им успеха и
признания в социальнозначимой деятельности. Уникальность вечерней площадки,
как единицы культурного и спортивного направления на микрорайоне, состоит
именно в том, что более 12 детей и подростков, приходя сюда ежевечерне, могутспокойно пообщаться, поговорить о школе, своих интересах и проблемах. Под
ненавязчивой опекой педагога они поют вместе песни, танцуют, играют в
интеллектуальные и спортивные игры, занимаются начальной военной подготовкой,
ходят в походы, на экскурсии и дискотеки. Это идеальное место для вечерних встреч
и посиделок, общения и бесед. Ежегодные конкурсы красоты и обаяния «Вечерняя
Краса», «Я – мегазвезда!», конкурс обаяния и мужества для мальчиков «Мистер
Эталон», концерты для сотрудников полиции, вневедомственной охраны, ФСБ, для
больных детей, находящихся на излечении в центральной больнице, для мам в День
матери и пап на 23 февраля, новогодние балы – вот неполный перечень мероприятий
клуба. Разнообразность и разноплановость мероприятий вечерней площадки
способствует выявлению организаторских и лидерских качеств у воспитанников. И
лидерами они становятся не в драках на пустыре, а в организации или участии в
какомлибо мероприятии. Те, кому нравится театральное искусство, помогают
педагогу организовать творческую встречу с артистами, а те дети, которые любят и
умеют рисовать принимаются творить шедевры. Воспитанники вечерней площадки,
заряженные и воодушевленные подготовкой и участием в таких мероприятиях,
«уходят» от своих крамольных мыслей, от злобы на весь мир и противоправных
действий вне стен «вечёрки». Уходят они наяву, в реальной жизни, и это радостно.
Но декабрьский вечер рисунка на тему «Мои сны» показал, что негатив у ребят на
мир и окружающее общество глубже и сильнее. Я предложила ребятам нарисовать
свои сны, показать, ЧТО им снится перед новогодним праздником, что они видят, что
чувствуют во сне. Через час «вечерята» сдали мне свои работы и отправились по
домам, а я занялась исследованием рисунков. Четыре рисунка (из 11 работ) показали
драки между взрослыми, бутылки, кровь. Два рисунка – черных страшилищ с
оружием и, опять же, с нарисованными бутылками. Три работы показали нарядную
елку и хороводы детей и взрослых, а две работы – страшных скелетов с улыбками и,
опять же, кровь. Преобладающие цвета – черный и красный. О чем нам говорят
символические значения черного цвета в рисунках? Зло, дурные вещи, страдание,
смерть, отсутствие удачи, чистоты. А красный цвет – кровь, убийство, опять же,
2смерть. Проанализировав увиденное, я поняла, что для эффективной работы с
детьми и подростками обеспечение успеха и признания в наших мероприятиях
мало. Для полной социализации и становления адекватной личностью НЕОБХОДИМ
положительный пример и помощь родителей. Если этот социальный институт
понимает и поддерживает подростка, ситуация исправится. Мне, как организатору и
педагогу вечерней площадки трудно завлечь к нам на мероприятия родителей,
изображенных на рисунках. Нет, они приходили на всяческие конкурсы и
соревнования, чтобы посмотреть на своих детей. Но приходили в каком виде… С
запахом и неестественно блестящими глазами… Бедные наши дети… Они взрослеют,
им стыдно и обидно за своих родителей, а те, в свою очередь, вместо ласки, внимания
и любви навешивают на них оскорбительные ярлыки. Но, тем не менее, те дети, кто
приходит к нам, ярлыки, навешанные педагогами и родителями, сбрасывают если не
сразу у порога вечерней площадки, то на протяжении недолгого времени. Ребенок
превращается в танцора, певца, художника или спортсмена. Трудности у подростка
могут возникать не только дома, но и в школе, или только дома, или и там, и там.
Конфликт – всегда следствие неумения взрослого найти подростку место рядом с
собой. И зачастую, этот конфликт не решают ни педагоги школ, ни родители.
Благополучные отношения детей с родителями необходимы потому, что именно в
детском возрасте складываются важные моральноэтические представления о
серьёзных жизненных вопросах, ставятся и решаются задачи самовоспитания и
самообразования, утверждается стремление поступать согласно собственным целям.
Нужно стараться понять психологию подростка, привить ему понятие о его
нужности, иначе это ведёт к его “уходу” от взрослых и они, взрослые, могут
потерять возможность повлиять на него в ответственный момент, когда определяется
моральный и социальный строй личности. Но этот строй выравнивается у
шестнадцати человек из числа воспитанников (а их, повторяю, около двадцати),
улучшилась ситуация в школе. Повысили отметки и подтянули «хвосты» ранее
отстающие потому, что в сознании «вечерят» появилась установка нельзя быть
победителем в конкурсе красоты и оставаться при этом троечником в школе.
3Светятся лица «вечерят» от удовольствия, они радуются хорошему мероприятию,
которое сами приготовили и сами же в нем участвовали, ребята «купаются» в
аплодисментах и поощрениях друзей и педагогов. Но очевидно, что организация
активной досуговой деятельности детей и подростков на вечерней площадке
Детскоюношеского центра будет способствовать успешной
«Мечтатель»
социализации детей и подростков в обществе только вместе с родителями. Через
систему организованного досуга мы, педагоги и родители, даём детям социально
значимый опыт, навыки, знания, прививаем определенные нормы правильного
поведения, и в будущем увидим образованного, воспитанного человека нашего
общества, который рисует солнце, радугу и своё счастливое детство.
4