Донецкая Народная Республика управление образования администрации города Донецка МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ |
Творческий проект
Тема: «Проблема спорных территорий мира»
Работу выполнила учитель
географии
Даниленко Маргарита Алексеевна
Донецк
2020
1.1. Введение .
1.2. Характеристика научных терминов .
1.3. Краткие примеры данной проблемы .
1.4. Особое категория территориального спора с участием более двух субъектов.
1.5. Разновидности территориальных споров.
1.6. Вывод
ВВЕДЕНИЕ
Проблему спорных территорий, возможно, рассматривать как своеобразный фактор нестабильности, охватывающий более пятидесяти стран мирового сообщества. Территориальные споры могут привести не только к изменению мировой геополитической карты, но и стать источником конфликтной ситуации. Нередко спорная территория выступает своеобразным лакмусом негативных явлений таких как, наркотрафик, платформа для международного терроризма. Решить проблему спорных территорий, даже носящих длительный исторический характер, возможно путем прямого диалога с применением норм международного права, с национальным законодательством.
По вопросу данной проблемы существуют различные понятия такие как «территориальные разногласия», «территориальные споры», «территориальные претензии».
Под «территориальными разногласиями», как отмечает российский исследователь А.И. Колташов, можно понимать ситуацию, при которой «каждая сторона выдвигает
свой объект и предмет территориальных претензий» Территориальные притязания государств - основная причина вооруженных конфликтов. В рамках территориального разногласия, может возникнуть односторонняя территориальная претензия. Однако не правильно было бы говорить, что территориальная претензия возникает только в рамках территориального разногласия. Данная категория понятия может возникнуть как самостоятельная стадия. Так, государство может в силу самых разных обстоятельств, например, идеологии или религиозных побуждений, предъявлять в одностороннем порядке территориальную претензию, заявив, что ему принадлежит часть или вся территория другого или других государств или что граница должна проходит иначе.
Государство может предъявлять в одностороннем порядке территориальную претензию, как на принадлежность территории, так и на прохождение границы. Территориальная претензия одного государства может служить одним из механизмов попытки оказать давление на принятие решения другим государством. Примером территориальной претензии служит претензия Японии к Российской Федерации по вопросу Курильских островов. Отличием территориального спора от территориального разногласия и территориальной претензии выступает обязательное условие предъявления взаимных прав на спорный объект территории. Территориальное разногласие не всегда приводит к территориальному спору, и может быть решено на начальной стадии. Следствием территориального спора, как правило, служит не устраненное территориальное разногласие.
Непосредственными элементами спорных территорий выступают, во-первых, вопрос о принадлежности территории, второй аспект проблемы - прохождение границы. Неотъемлемым признаком международного территориального спора является участие в качестве субъекта спора двух и более сторон - государств. Нет однозначного толкования категории понятия «территориальный спор». Так, один из авторитетных отечественных специалистов по данной проблеме С.Н. Бабурин под территориальным спором понимает «спор между государствами по поводу государственной принадлежности определенной территории» Бабурин С.Н. корреспондирует спор с государственной принадлежностью конкретной территории. Данное определение автора не в полной мере отражает все составляющие, которые могут быть объектом территориального спора. Так государственную принадлежность можно рассматривать как принадлежность территории, на которой осуществляется, в рассматриваемом контексте может осуществляться, верховенство власти. В данном случае в качестве объекта спорной территории выступают сухопутные участки, морские территории, иногда острова. Между тем, объектом территориального спора может стать линия прохождения границы. Более объемное определение предложил другой отечественный исследователь Б.М. Клименко, согласно которому территориальный спор необходимо рассматривать в контексте трех непосредственно взаимосвязанных элементов: государство, спорная территория или граница, вопрос о суверенитете.
В этой связи встает вопрос: можно ли отнести к категории «территориальных споров» несогласия сторон о демаркации границы? Разногласия могут решать согласительные комиссии, которые работают в направлении конкретизации делимитационных соглашений. Однако не всегда происходит согласование. Как следствие возникает территориальный спор, которому послужили разногласия о демаркации границы на конкретном участке территории. Примером может служить международный территориальный спор по линии прохождения сухопутной и морской границы между Сальвадором и Гондурасом. 11 сентября 1992 года по решению Международного Суда были установлены границы. Однако используя право стороны на предъявление по вновь открывшимся обстоятельствам Сальвадор, подал заявление в порядке статьи 61 «Статут Международного Суда» (дата обращения 10.11.2015). В мотивировочной части заявления Сальвадор сослался на карты 1794 года отражающие русло реки Гоаскоран. Международный Суд «в решении от 18.12.2003 года» Заявление о пересмотре решения от 11.09.1992 по делу касающемуся спора относительно сухопутной и морской границы между Сальвадором и Гондурасом (дата обращения 09.11.2015) оставил решения суда от 11.09.1992 года без изменения. Данная ситуация показывает, несмотря на длительный затяжной характер международного спора, современные международные отношения между государствами могут и должны выстраиваться в рамках международного правового поля.
Классификация территориальных споров имеет практическое значение для более детального изучения данного вопроса и может позволить выработать форму мирного урегулирования проблемы спорных территорий.
Современная теория предполагает несколько видов территориальных споров. Одним из аспектов в вопросе прохождения границы является отсутствие как делимитированной, так и демаркированной границы. Территориальный спор в данном случае связан с определением прохождения границы и предусматривает способы его установления. Иногда наличие спора связано с предоставлением каждой из сторон своей делимитации. В данном контексте предмет территориального спора может быть сведен к определению соответствия предоставленных делимитаций нормам действующего международного права. Немаловажным аспектом здесь будут выступать нормы национального законодательства. Имеет место ситуация, когда международный договор ставший фактом территориального спора не правильно истолковывается сторонами в части обозначения в нем проходящей границы по спорной территории. Например, в Гибралтарском вопросе, порт и его прибрежные воды не раз становились объектом международного спора между Испанией и Великобританией из-за того, что стороны по-разному толкуют положения Утрехтского договора в части прохождения границы.
Для того, чтобы лучше понять аргументы испанской и британской сторон, важно обратиться к другим аспектам касающихся территориальных споров.
Однако вектор спора направлен в плоскость непосредственного суверенитета над территорией. Для предъявления прав на спорную территорию государство должно подтвердить осуществляемые ранее властные полномочия над данной территорией. Государству необходимо показать, что в силу сложившихся обстоятельств государственные полномочия были прекращены, или государство оспаривает предположение прекращения полномочий, что позволяет ему предъявлять права на спорную территорию. Так, Оливенса является спорной территорией между Мадридом и Лиссабоном. Оливенса принадлежал Португалии с 1297 года, и перешел к Испании по договору Бадохос от 1801 года. Обе стороны трактуют положения договора по-своему и утверждают о своих правах на территорию. Кроме спорного вопроса о суверенитете так же прослеживается спор о демаркации границы, который вытекает из вышеуказанного договора.
Мировое сообщество стремится к тому, чтоб международные отношения между государствами при возникновении спорной ситуации решались мирным путем. Внешняя политика государства должна способствовать переговорному процессу для урегулирования разногласий по спорным территориям. Мирный процесс урегулирования напрямую закреплен в Устав ООН «все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость» Устав ООН (дата обращения 20.11.2015). Международный принцип пролонгирован в Манильской декларации ООН «О мирном разрешении международных споров» Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 3710 от 15.10.1982 (дата обращения 09.10.2015) принятой Резолюцией 37/10 Генеральной Ассамблеи от 15.11.1982 года. Таким образом, международные императивные нормы направлены на укрепление безопасности международных отношений в вопросах спорной территории.
Но всегда ли удается решить проблему мирным путем? Многое зависит и от позиции самих государств. Поэтому особая опасность международных территориальных споров заключается в том, что они могут создать реальную угрозу безопасности в регионе. Так, например, спор между Таиландом и Камбоджой из-за древнейшего храма Преа Вихеар показывает, что, несмотря на урегулирование вопроса на международном уровне проблема переросла в вооруженное противостояние. Данный спор можно классифицировать как территориальный спор, угрожающий миру и безопасности. Приведенный пример свидетельствует о возможном разнообразии объектов спора в международных отношениях. В данном контексте объектом международного спора выступает древнейший комплекс. Рассматривая категорию «международного территориального спора» можно отметить, что спор затрагивает не только политические, но и экономические интересы государства, и может привести к значительным финансовым затратам государства.
Особое внимание представляет категория территориального спора с участие более двух субъектов. Квалифицирующим признаком этого вида международного территориального спора является контроль над регионом, имеющим стратегическое значение. Одно из субъективных составляющих - преимущественное положение по отношению к другим государствам региона. Параллельно с геополитическим аспектом может присутствовать экономический вектор. В качестве примера можно рассмотреть архипелаг Спратли на которые претендуют следующие государства: «Китай, Вьетнам, Филиппины, Малайзия, Бруней и Тайвань» Головко В. Спорные территории (дата обращения 15.10.2015). Важное геополитическое значение архипелага Спратли позволяет контролировать морские пути из Индийского и Тихого океанов, а также проход в Южно-Китайское море. Кроме того, в данной местности предположительно находятся залежи нефти и природного газа. Поэтому установить свой суверенитет над этой спорной территорией пытаются несколько государств.
К особой разновидности территориальных споров можно отнести спор из-за территории, над которой ранее ни одно государство не обладало суверенитетом. Однако в силу фактических обстоятельств государство полагает, что именно ему принадлежит исключительное право на спорную территорию. В таком случае устанавливается так называемый международный режим, который предполагает открытое использование всеми государствами данной территории, без установления государственного суверенитета. В качестве примера - международная территория Антарктики. На протяжении XX века ряд государств, такие как: Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Франция, Норвегия, Аргентина, Чили претендовали об установлении суверенитета над сегментами Антарктики. Нередко границы сегментов накладывались один на другой. Великобритания и Аргентина заявляли о своих правах на один и тот же сегмент. Мировое сообщество негативно восприняло претензии указанных выше 7 государств на правообладания сегментами Антарктики. Вопрос был урегулирован международным Договором от 01.12.1959 года. Однако из смысла ч.a, ч.b п.1 ст. IV Договора следует, что стороны не отказываются от «ранее заявленных прав или претензий на территориальный суверенитет в Антарктике» Международный Договор об Антарктике (дата обращения 25.09.2015). таким образом, государства не отказались от установления своего суверенитета над сегментами Антарктики. В классическом варианте международная территория Антарктики с учетом существующих реалий не отвечает признакам «территориально спора». Классифицировать можно как существование территориального разногласия. Однако по оценке ученых территория богата нефтяными залежами и природным газом, поэтому привлекательность Антарктики повышается и может привести к международному территориальному спору государств за передел территории.
Характеризуя категорию территориального спора необходимо обратить внимание еще на один аспект. Не относится к территориальному спору реализация нацией международного принципа на самоопределение. Нация существует на спорной территории и через реализацию международного принципа добивается образования собственного государства. Грузино-абхазский конфликт не является конфликтом за спорную территорию. Народ Абхазии применил статью 1 Международного пакта о гражданских и политических правах, от 16.12.1966г принятой резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеей ООН, в которой предусмотрено, что все народы имеют право на самоопределение. Зарождение абхазской народности в VIII веке происходило путем соединение в древнеабхазскую народность азгилов, зихов, абазгов на территории современной Абхазии. Абхазия, единственное национальное государство абхазов. Таким образом, нация имеет право на образование собственного независимого государства, и не может выступать субъектом территориального спора.
Геополитическая карта мира в XXI веке не завершена: существуют непризнанные государства и зависимые территории. В ряде государств автономии проводят референдум по вопросу отделения. Поэтому возможно не только возобновление «замороженных» территориальных споров, но и зарождение новых.
Сравнительный анализ понятий «территориальный спор», «территориальные разногласия», «территориальная претензия» позволил классифицировать данные категории, с помощью которых возможно решать вопросы на стадии возникновения международного территориального спроса и не допустить перерасти в международный конфликт.
Список литературы
1. Маринченко А.В.. Геополитика. – 2008г.
2. Винокуров Е.Ю. «Теория анклавов» - Калининград: Tерра Балтика, 2007. С.264.
3.Давыдов Ю.П.. Норма против силы. Проблема мирорегулирования
1«ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ» http://www.pravo.vuzlib.ru
2 «ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ» http://www.un.org.ru
3 «ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ» https:/www/birdinflight.ru
4 «ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ» http://www.docs.cntd.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.