А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве школ.

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Гений Коменского состоит не только в создании общей системы привычного нам образования, но и в ее детальной проработке. В частности, говоря о всеобщности образования, Ян Амос Коменский выделяет несколько возрастных периодов. "детство - от рождения до 6 лет включительно, отрочество - от 6 до 12 лет, юность - от 12 до 18 лет, возмужалость - от 18 до 24 лет". Основываясь на многолетнем опыте педагог выделяет такие 6-летние периоды, основываясь на возрастных физиологических особенностях. Для каждого из приводимых возрастов Коменский отводит особую ступень образования, включенную в общую систему единого образования. В этом смысле Коменский как истинный протестант был противником сословного или же "тупикового" образования.
Иконка файла материала Я.doc
Я.А. Коменский о разных ступенях образования  и устройстве школ. Гений Коменского состоит не только в создании общей системы привычного нам образования, но и в ее детальной   проработке.   В   частности,   говоря   о   всеобщности   образования,   Ян   Амос   Коменский   выделяет несколько возрастных периодов. ­ от рождения до 6 лет включительно, ­ от 6 до 12 лет, ­ от 12 до 18 лет, ­ от 18 до 24 лет". [6, с. 32] "детство  отрочество  юность  возмужалость  Основываясь на многолетнем опыте педагог выделяет такие 6­летние периоды, основываясь на возрастных физиологических особенностях. Для каждого из приводимых возрастов Коменский отводит особую ступень образования, включенную в общую систему  единого  образования. В этом смысле Коменский как истинный протестант был противником сословного или же "тупикового" образования. "Для детей  до  6 лет включительно  он предлагает  материнскую  школу, под  которой  он подразумевает дошкольное   воспитание   под   руководством   матери.   Для   отрочества   (т.е.   для   детей   от   6   до   12   лет) предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей (от 12 до 18 лет) должны быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве или большой области ­ академия." [6, с. 32] Целесообразность данной системы заключается не только в ее здравой возрастной спецификации, но и в ряде особенностей. Прежде всего каждая из них имеет определенное содержание обучения. Далее ввиду разной потребности   общества   в  том   или   ином   виде   образования,   Коменский   сразу   ставит   оплату   образование   в зависимость от его "глубины и высоты". Материнская школа оплачивается семьей, школа родного языка ­ местной   общиной,   гимназия   ­   центральным   органом   местности   (например,   муниципалитетом),   и,   наконец, академия (высшее образование) ­ государственным центром. Таким образом, каждая ступень образования, по Коменскому, в той или иной степени является заботой всех и каждого.  Для каждой ступени Коменский разработал и содержание обучения. В материнской школе ребенок должен получить образные представления об окружающем мире. Основные науки, зачатки которых развиваются в ребенке ­ это естествознание, астрономия, география. Эти знания не должны носить характер зубрежки, они вырабатываются в ходе каждодневного общения ребенка с окружающим миром. Ребенок в детстве получает элементарные навыки труда и хозяйства, знакомится с предметами домашнего обихода, их употреблением, учиться   самостоятельно   ухаживать   за   собой.   "Нравственное   воспитание   детей   дошкольного   возраста,   как указывал   он,   заключается   в   воспитании   у   них   умеренности,   опрятности,   трудолюбия,   почтительности   к старшим, послушания, правдивости, справедливости и, главное, любви к людям". [6, с. 32] Школа   родного   языка,   по   Коменскому,   предназначена   для   детей   без   различия   пола,   сословий, вероисповеданий и национальности. Отметим, что это один из первых опытов единой школы, относительно отделенной от церкви и направленной на обучение живому, родному языку.  Гимназия,   как   дающая   более   продвинутое     образование   изучает   уже   и   иностранные   и   древние   языки (латинский, греческий). Изучаются так называемые "свободные искусства" (философия, риторика и пр.), а так же естествознание, география, история. Коменский требовал, чтобы после обучения языку (грамматике) учащиеся переходили к изучению реальных наук ­ естествознания (физики), математики, затем философских наук (этики, диалектики), завершая весь курс изучением   риторики.   Шесть   последовательных   классов   гимназии   в   школе   Коменского   носят   названия: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический. [6, с. 33] Коменский не ставил в своих трудах задачу реформы высшего образования, так как в то время оно было традиционным,   и,   большей   частью   значительно   независимым   от   внешних   факторов.   Поэтому   педагог ограничивается   лишь   перечислением   классических   университетских   факультетов   того   времени   в   своей "академии": богословский, юридический и медицинский.  Основные категории педагогики Коменского: «природа человека», образование, принципы (основоположения), содержание образования, методы обучения и воспитания. В "Великой дидактике" как и в других книгах Коменский, обращается прежде всего к разработке такой диалектической категории как универсальный метод обучения. Начиная книгу обращением к читателям, он формулирует   дидактику     как   "универсальное   искусство   всех   учить   всему.   И   притом  учить   с   верным успехом..." [1, с. 245] "Коменский   был   новатором   в   области   дидактики,   выдвинувшем   много   глубоких,   прогрессивных дидактических   идей,   принципов   и   правил   организации   учебной   работы   (учебный   год.   Каникулы,   деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно­урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного и т.д." [6, с. 39] Кончено, далеко не все эти идеи были выдвинуты и разработаны самим Коменским. Так, например, урок как учебный метод применялся за несколько веков до "Великой дидактики", но впервые в истории человечеств Коменский свел воедино все эти педагогические методы. Со времени Аристотеля среди философов было популярно говорить о природе человека, его сущности. Коменский дает новое понимание природы человека. "Под природой здесь мы разумеем не испорченность, присущую нам после падения... но первое и основное наше состояние, в которое нужно еще призвать нас, как к первоначалу". [1, с. 271]  Человек по своей природе, говорит Коменский, рождается целеустремленным и способным к разумению самых разных вещей. Свойство познания божественно в человеке. "... Нет необходимости что­либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять то, что он имеет заложенным в себе самом, в зародыше, указывая значение всего существующего". [1, с. 273]Таким образом, в отличие от многих религиозных людей до него и после него, Коменский признает в жажде человека  к знаниям божественную, а не сатанинскую  природу. Условием же удовлетворения этой жажды Коменский выдвигает образование человека. Будучи сенсуалистом и рационалистом по своим философским воззрениям Коменский "...в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности." [6, с. 33] Подтверждением внимания Коменского к принципу наглядности является один из самых знаменитых трудов педагога   ­   "Мир   чувственных   вещей   в   картинках,   или   Изображение   и   наименование   всех   главнейших предметов в мире и действий в жизни".  Обратим внимание на следующий диалог из этой книги: "М а л ь ч и к. Что значит учиться уму­разуму? У ч и т е л ь. Все, что необходимо, правильно понимать, правильно делать, правильно высказывать." [2, с. 234] Этот диалог, вынесенный во введение книги уже сам по себе знаменателен и дает нам понимание основных руководящих принципов Яна Амоса Коменского. Он развил наглядность до привлечения всех органов чувств к познавательной   деятельности   ("во   все,   воспринимаемом   слухом,   вкусом,   осязанием   и   даже   в   самих добродетелях) [1, с. 277].  Следующим   главным   принципом   работы   школы   по   Коменскому   является  систематичность   обучения. Необходимо доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. "В обучение, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факторы и примеры; идти от конкретного к абстрактному,  от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению его отдельных сторон". [6, с. 34] Материал следует располагать так, чтобы каждый новый материал органично следовал из предыдущего. По мере взросления развивают сначала чувства учащихся, затем память, мышление и, наконец, речь и руку. Таким образом, Коменский применяет метод последовательности. Обучение вне всякого сомнения должно быть и посильным, а усвоение материала прочным. Постоянные упражнение и  повторение в школе Коменского были основными методами обучения языку и многим другим предметам. Но и в самих упражнения  Коменский соблюдал диалектический принцип. Вначале ученики осваивали инструмент, с которым предстояло работать, затем  выполняли отдельные элементы ("сначала буквы и слоги, затем слова, наконец фразы" [6, с. 35]), и лишь как завершение