Гений Коменского состоит не только в создании общей системы привычного нам образования, но и в ее детальной проработке. В частности, говоря о всеобщности образования, Ян Амос Коменский выделяет несколько возрастных периодов.
"детство - от рождения до 6 лет включительно,
отрочество - от 6 до 12 лет,
юность - от 12 до 18 лет,
возмужалость - от 18 до 24 лет".
Основываясь на многолетнем опыте педагог выделяет такие 6-летние периоды, основываясь на возрастных физиологических особенностях. Для каждого из приводимых возрастов Коменский отводит особую ступень образования, включенную в общую систему единого образования. В этом смысле Коменский как истинный протестант был противником сословного или же "тупикового" образования.
Я.А. Коменский о разных ступенях образования
и устройстве школ.
Гений Коменского состоит не только в создании общей системы привычного нам образования, но и в ее
детальной проработке. В частности, говоря о всеобщности образования, Ян Амос Коменский выделяет
несколько возрастных периодов.
от рождения до 6 лет включительно,
от 6 до 12 лет,
от 12 до 18 лет,
от 18 до 24 лет". [6, с. 32]
"детство
отрочество
юность
возмужалость
Основываясь на многолетнем опыте педагог выделяет такие 6летние периоды, основываясь на возрастных
физиологических особенностях. Для каждого из приводимых возрастов Коменский отводит особую ступень
образования, включенную в общую систему единого образования. В этом смысле Коменский как истинный
протестант был противником сословного или же "тупикового" образования.
"Для детей до 6 лет включительно он предлагает материнскую школу, под которой он подразумевает
дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества (т.е. для детей от 6 до 12 лет)
предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей (от 12
до 18 лет) должны быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей
(от 18 до 24 лет) в каждом государстве или большой области академия." [6, с. 32]
Целесообразность данной системы заключается не только в ее здравой возрастной спецификации, но и в ряде
особенностей. Прежде всего каждая из них имеет определенное содержание обучения. Далее ввиду разной
потребности общества в том или ином виде образования, Коменский сразу ставит оплату образование в
зависимость от его "глубины и высоты". Материнская школа оплачивается семьей, школа родного языка
местной общиной, гимназия центральным органом местности (например, муниципалитетом), и, наконец,
академия (высшее образование) государственным центром. Таким образом, каждая ступень образования, по
Коменскому, в той или иной степени является заботой всех и каждого.
Для каждой ступени Коменский разработал и содержание обучения. В материнской школе ребенок должен
получить образные представления об окружающем мире. Основные науки, зачатки которых развиваются в
ребенке это естествознание, астрономия, география. Эти знания не должны носить характер зубрежки, они
вырабатываются в ходе каждодневного общения ребенка с окружающим миром. Ребенок в детстве получает
элементарные навыки труда и хозяйства, знакомится с предметами домашнего обихода, их употреблением,
учиться самостоятельно ухаживать за собой. "Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, как
указывал он, заключается в воспитании у них умеренности, опрятности, трудолюбия, почтительности к
старшим, послушания, правдивости, справедливости и, главное, любви к людям". [6, с. 32]
Школа родного языка, по Коменскому, предназначена для детей без различия пола, сословий,
вероисповеданий и национальности. Отметим, что это один из первых опытов единой школы, относительно
отделенной от церкви и направленной на обучение живому, родному языку.
Гимназия, как дающая более продвинутое образование изучает уже и иностранные и древние языки
(латинский, греческий). Изучаются так называемые "свободные искусства" (философия, риторика и пр.), а так
же естествознание, география, история.
Коменский требовал, чтобы после обучения языку (грамматике) учащиеся переходили к изучению реальных
наук естествознания (физики), математики, затем философских наук (этики, диалектики), завершая весь курс
изучением риторики. Шесть последовательных классов гимназии в школе Коменского носят названия:
грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический. [6, с. 33]
Коменский не ставил в своих трудах задачу реформы высшего образования, так как в то время оно было
традиционным, и, большей частью значительно независимым от внешних факторов. Поэтому педагог
ограничивается лишь перечислением классических университетских факультетов того времени в своей
"академии": богословский, юридический и медицинский.
Основные категории педагогики Коменского: «природа человека», образование, принципы (основоположения),
содержание образования, методы обучения и воспитания.
В "Великой дидактике" как и в других книгах Коменский, обращается прежде всего к разработке такой
диалектической категории как универсальный метод обучения. Начиная книгу обращением к читателям, он
формулирует дидактику как "универсальное искусство всех учить всему. И притом учить с верным
успехом..." [1, с. 245]
"Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшем много глубоких, прогрессивных
дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год. Каникулы, деление
учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классноурочная система, учет
знаний учащихся, продолжительность учебного и т.д." [6, с. 39]
Кончено, далеко не все эти идеи были выдвинуты и разработаны самим Коменским. Так, например, урок как
учебный метод применялся за несколько веков до "Великой дидактики", но впервые в истории человечеств
Коменский свел воедино все эти педагогические методы.
Со времени Аристотеля среди философов было популярно говорить о природе человека, его сущности.
Коменский дает новое понимание природы человека. "Под природой здесь мы разумеем не испорченность,
присущую нам после падения... но первое и основное наше состояние, в которое нужно еще призвать нас, как к
первоначалу". [1, с. 271]
Человек по своей природе, говорит Коменский, рождается целеустремленным и способным к разумению
самых разных вещей. Свойство познания божественно в человеке. "... Нет необходимости чтолибо привносить
человеку извне, но необходимо развивать, выяснять то, что он имеет заложенным в себе самом, в зародыше,
указывая значение всего существующего". [1, с. 273]Таким образом, в отличие от многих религиозных людей до него и после него, Коменский признает в жажде
человека к знаниям божественную, а не сатанинскую природу. Условием же удовлетворения этой жажды
Коменский выдвигает образование человека.
Будучи сенсуалистом и рационалистом по своим философским воззрениям Коменский "...в основу познания
и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности."
[6, с. 33]
Подтверждением внимания Коменского к принципу наглядности является один из самых знаменитых трудов
педагога "Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех главнейших
предметов в мире и действий в жизни".
Обратим внимание на следующий диалог из этой книги:
"М а л ь ч и к. Что значит учиться умуразуму?
У ч и т е л ь. Все, что необходимо, правильно понимать, правильно делать, правильно высказывать." [2, с.
234]
Этот диалог, вынесенный во введение книги уже сам по себе знаменателен и дает нам понимание основных
руководящих принципов Яна Амоса Коменского. Он развил наглядность до привлечения всех органов чувств к
познавательной деятельности ("во все, воспринимаемом слухом, вкусом, осязанием и даже в самих
добродетелях) [1, с. 277].
Следующим главным принципом работы школы по Коменскому является систематичность обучения.
Необходимо доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал,
чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. "В
обучение, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют,
обобщают эти факторы и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к
частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению его
отдельных сторон". [6, с. 34]
Материал следует располагать так, чтобы каждый новый материал органично следовал из предыдущего. По
мере взросления развивают сначала чувства учащихся, затем память, мышление и, наконец, речь и руку. Таким
образом, Коменский применяет метод последовательности.
Обучение вне всякого сомнения должно быть и посильным, а усвоение материала прочным. Постоянные упражнение и
повторение в школе Коменского были основными методами обучения языку и многим другим предметам. Но и в самих упражнения
Коменский соблюдал диалектический принцип. Вначале ученики осваивали инструмент, с которым предстояло работать, затем
выполняли отдельные элементы ("сначала буквы и слоги, затем слова, наконец фразы" [6, с. 35]), и лишь как завершение