А.А. Ахматова. Художественный мир поэтессы (раннее творчество). 11-й класс
Цели:
• создать условия для знакомства с особенностями поэтического мира раннего творчества Ахматовой, обучения анализировать созданные автором образы,
• развивать умения культурологического анализа поэтического текста;
• воспитание гуманистического отношения к культурному наследию человечества.
Оборудование:
• стихи А.А. Ахматовой - р/м у каждого уч-ся;
• Презентация “А.А.Ахматова. Художественный мир поэтессы (раннее творчество)”.
А.А. Ахматова.doc
А.А. Ахматова. Художественный мир поэтессы (раннее
творчество). 11-й класс
Цели:
создать условия для знакомства с особенностями поэтического мира раннего творчества Ахматовой,
обучения анализировать созданные автором образы,
развивать умения культурологического анализа поэтического текста;
воспитание гуманистического отношения к культурному наследию человечества.
Оборудование:
стихи А.А. Ахматовой р/м у каждого учся;
Презентация “А.А.Ахматова. Художественный мир поэтессы (раннее творчество)”.
Слайд 1. Организационный момент.
Ход урока
Постановка задач: выразительное чтение стихотворений, показать умение видеть образ лирической героини и
рассказать о нём, самое серьёзное внимание анализу поэтического текста, повторить размеры русского
стихосложения, определить размер ахматовских строк, проверить умения самостоятельно определять языковые
особенности текста.
Вступительное слово. Комментарии к слайдам 24.
Слайд 2.
Первые русские поэты ХХ столетия (по 27 лет).
Кого в поэзии можно поставить рядом с ними?
Некого.
Поэзия А. восходит к ещё одному интересному образу в истории культуры человечества.
Слайд 3
Прошу обратить внимание на следующий вид Развалины древнего Парфенона.
В связи с чем возникает на нашем уроке образ Древней Греции?
Слайд 4 “Сапфо”. Информация, комментарии.
Чтение наизусть учся. Стихотворение “Мне ни к чему одические рати...”
Что сказала о своей позиции в поэзии А. Ахматова?
Слайд 5
Прошу обратить внимание на ленту времени. 67 в. до н.э…..20 век н.э.
Прошли десятки веков, прежде чем в культуре мира, на этот раз – в русской культуре появилась “вторая
великая лирическая поэтесса после Сапфо Анна Ахматова
Это стало ясно уже после выхода первого сборника “Вечер”.
Слайд 6
I. Лирическая героиня Ахматовой.
Чтение стихотворений.
Рассуждения учащихся о характерных особенностях личности героини стихотворения:
“Высоко в небе облачко серело…”. “Столько просьб у любимой всегда!”
“Сероглазый король”
“А! Это снова ты. Не отроком влюблённым…”
“Высокие своды костела...”
“Меня покинул в новолунье...”
Вывод: Л.г. А. предстаёт в её стихах не отражением персональной её судьбы, а всеми проявлениями женской
доли и женского голоса.
Слайд 7
II. Одна из особенностей художественного мира А. – особая значимость художественной детали.
Приём говорящей детали (знак глубокого обострения чувств, достигает потрясающей психологической
убедительности).
Выделите такие детали в стихотворении “Песня последней встречи”. (Перчатка; много ступеней, хотя их только
три; равнодушножёлтые огни свечей)
Попробуйте выделить афоризмы, общепринятые формулы в известных стихотворениях Ахматовой.
Я на правую руку надела перчатку с левой руки…
Сколько просьб у любимой всегда,
У разлюбленной просьб не бывает...
Как много камней брошено в меня...
III. Культурологический анализ стихотворения. Выступление учащегося.
Слайд 8. “Песенка”.
1) Чтение наизусть учащимся.
Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.
Вырываю и бросаю –
Пусть простит меня.
Вижу, девочка босая
Плачет у плетня.
Страшно мне от звонких воплей
Голоса беды,
Всё сильнее запах тёплый
Мёртвой лебеды
Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Надо мною только небо,
А со мною голос твой
2) Образ лирической героини в стихотворении.
Слайд 9. Художественные средства создания образа.
Фольклорнопесенные традиции характерный приём народной поэзии.
Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.
Вырываю и бросаю –
Пусть простит меня.
На первый взгляд, это простая крестьянка. К народной поэтике восходит и сама заданная ситуация – пение во
время работы.
Слайд 10. Смысловой параллелизмконтраст про любовь пою – лебеду полю. (Комментарии)
Слайд 11. Как теме, мысли, чувствам автора подчинён размер стиха?
3) Слайды 1214. Беседа “Размеры русского стихосложения”.
а) Комментарии слайдов учащимися:
“Двусложные размеры стихосложения. Ямб. Хорей”
“Трёхсложные размеры стихосложения. Дактиль. Амфибрахий. Анапест”
“Дольник”
Дольник вид стихосложения, когда строки совпадают по количеству ударений, число безударных слогов
относительно свободно, сочетания ударных и безударных слогов образуют не “стопы”, а “доли”, “такты”.
Как организована поэтическая речь Ахматовой.
б) Давайте определим стихотворный размер произведения.
в) Сопоставление метрической системы Ахматовой и Сапфо. Работа у доски и в тетрадях.
Каким стихотворным размером написана Песенка? Почему? (Дольник излюбленный размер в фольклоре)
Вывод. Из глубины веков тянется к нам ниточка культурного наследия человечества...
Слайды 1517
4) Динамика внутреннего состояния лирической героини.
Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.
Первые 2 стиха – обещают радость, но 3 и 4 строки – картины тяжёлого труда, и мажорная интонация, увы,
снимается.
Страшно мне от звонких воплей
Голоса беды,
Всё сильнее запах тёплый
Мёртвой лебеды.
Образ лебеды в фольклорных песнях обычно символизирует тяжёлую, жизнь, голод, бедствия народа,
несчастья даже. У А. запах лебеды становится знаком тревожного душевного состояния.
Сравнительная степень прилагательного усиливает нарастание напряжения, динамику внутреннего
состояния л. г.
Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Надо мною только небо,
А со мною голос твой.
Последние стихи оставляют лирическую героиню наедине с мирозданием – в поэзии это символ идеального
мира, это (на была глубоко религиозной поэтессой) ещё и мир Божий.
Ключевой образ последней строфы – “камень вместо хлеба”. Это её “награда злая”. Эта участь предуготована
ей (обращаем внимание на глагол в форме будущего времени будет. Не за прополку же огорода! Конечно, это
уже другая тема тема женщиныпоэта, крестного пути поэта. Слайд 18
5) Символика звукового фона произведения.
Вначале мы слышим голос крестьянки, она поёт, и в стихотворение входит её голос.
Затем звучит голос плачущей девочки (плачет – глагол довольно нейтральный, можно предположить юношеские
переживания, разочарования – то, через что проходит каждый; страшно другое вопли голоса беды, страшен
мотив запаха смерти – этот мотив оттенён резким эпитетом мёртвая по отношению к лебеде. Так голос
поэтессы обретает вселенское звучание.
И наконец Голос твой на ты она может обращаться в возлюбленному, и к Музе своей, и к Господу. Конкретный
источник отсутствует, и это позволяет увидеть нам
надындивидуальный голос судьбы,
голос доли муки и в национальном, и в мировом масштабе.
Выводы. “Песенка” – программное стихотворение, поэтесса раскрывает суть своей лирической героини, своих
творческих устремлений – быть национальным и одновременно всемирным голосом женской доли – муки.
Слайд 19
IV. Как представлен образ женщины – поэта в творчестве Ахматовой?
Самостоятельная работа с учебником.
Слушание ответа.
За всю историю культуры человечества Ахматова первая, кто открыл мировой поэзии образ женщины – поэта,
её трагической судьбы, несовместимости женского счастья и судьбы творца.
Чтение наизусть стихотворения “Уединение” (1914).
Как развивается в стихотворении уже знакомый по “Песенке” (1911) мотив камня?
(Пушкин: хвалу и клевету приемли равнодушно...)
Слайд 20. “Минитестовое задание”.
...А не дописанную мной страницу –
Божественно спокойна и легка,
Допишет Музы смуглая рука.
Божественный дар лирической героини Ахматовой позволяет видеть мир с высоты.
Возникает образ Музы, созданный с помощью:
а) парцелляции;
б) сравнительного оборота;
в) литоты;
г) синекдохи.
Слайд 21
Выводы. Обратите внимание! Лирическая героиня не жалуется, не ропщет, достойно, мужественно принимает
возложенную на неё миссию. Поэтический дар для неё это Горний свет, величайшая Божья милость, и
величайшее Божье испытание, аналог крестного пути Господа.
Слайд 22. Рефлексия.
Вот такой величественной, великой, поэтом, вровень с А. Блоком, первым русским поэтом, стала Ахматова сразу
же, без поры ученичества.
Стихи, о которых мы говорили сегодня, относятся к 19111914 годам, т.е. ей, уже первой, уже великой, всего –
то 22 года, 25 лет. Но чёрные дни не миновали страну. Всю эту жизнь, этот такой хрупкий мир перечеркнула война. 19 июля 1914
года началась I мировая война.
Война накладывает отпечаток на всё её творчество, изменяет суть ахматовской Музы: теперь это голос
общенациональной скорби, голос вдов, сирот, матерей.
Символами её поэзии теперь уже навсегда станут ворон и крест.
Оценки.
Домашнее задание.
Стихотворения А.Ахматовой 19171960х лет, поэма “Реквием” чтение, комментарии; стр.342347 изучение
материалов; инд. зад.: выучить наизусть стихотворения: “Мужество”, “Родная земля”.
А.А. Ахматова. Художественный мир поэтессы
А.А. Ахматова. Художественный мир поэтессы
А.А. Ахматова. Художественный мир поэтессы
А.А. Ахматова. Художественный мир поэтессы
А.А. Ахматова. Художественный мир поэтессы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.