А.А. Ахматова. Художественный мир поэтессы

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

А.А. Ахматова. Художественный мир поэтессы (раннее творчество). 11-й класс Цели: • создать условия для знакомства с особенностями поэтического мира раннего творчества Ахматовой, обучения анализировать созданные автором образы, • развивать умения культурологического анализа поэтического текста; • воспитание гуманистического отношения к культурному наследию человечества. Оборудование: • стихи А.А. Ахматовой - р/м у каждого уч-ся; • Презентация “А.А.Ахматова. Художественный мир поэтессы (раннее творчество)”.
Иконка файла материала А.А. Ахматова.doc
А.А. Ахматова. Художественный мир поэтессы (раннее творчество). 11-й класс Цели:    создать условия для знакомства с особенностями поэтического мира раннего творчества Ахматовой,  обучения анализировать созданные автором образы, развивать умения культурологического анализа поэтического текста; воспитание гуманистического отношения к культурному наследию человечества. Оборудование: стихи А.А. Ахматовой ­ р/м у каждого уч­ся;   Презентация “А.А.Ахматова. Художественный мир поэтессы (раннее творчество)”. Слайд 1. Организационный момент. Ход урока Постановка задач: выразительное чтение стихотворений, показать умение видеть образ лирической героини и  рассказать о нём, самое серьёзное внимание ­ анализу поэтического текста, повторить размеры русского  стихосложения, определить размер ахматовских строк, проверить умения самостоятельно определять языковые особенности текста. Вступительное слово. Комментарии к слайдам 2­4. Слайд 2. Первые русские поэты ХХ столетия (по 27 лет). ­ Кого в поэзии можно поставить рядом с ними? ­ Некого. Поэзия А. восходит к ещё одному интересному образу в истории культуры человечества. Слайд 3 Прошу обратить внимание на следующий вид ­ Развалины древнего Парфенона. В связи с чем возникает на нашем уроке образ Древней Греции? Слайд 4 “Сапфо”. Информация, комментарии. Чтение наизусть уч­ся. Стихотворение “Мне ни к чему одические рати...” ­ Что сказала о своей позиции в поэзии А. Ахматова? Слайд 5 ­ Прошу обратить внимание на ленту времени. 6­7 в. до н.э…..20 век н.э. Прошли десятки веков, прежде чем в культуре мира, на этот раз – в русской культуре ­ появилась “вторая  великая лирическая поэтесса после Сапфо ­ Анна Ахматова Это стало ясно уже после выхода первого сборника “Вечер”. Слайд 6 I. Лирическая героиня Ахматовой. Чтение стихотворений. Рассуждения учащихся о характерных особенностях личности героини стихотворения: “Высоко в небе облачко серело…”.“Столько просьб у любимой всегда!” “Сероглазый король” “А! Это снова ты. Не отроком влюблённым…” “Высокие своды костела...” “Меня покинул в новолунье...” Вывод: Л.г. А. предстаёт в её стихах не отражением персональной её судьбы, а всеми проявлениями женской  доли и женского голоса. Слайд 7 II. Одна из особенностей художественного мира А. – особая значимость художественной детали.  Приём говорящей детали (знак глубокого обострения чувств, достигает потрясающей психологической  убедительности). ­ Выделите такие детали в стихотворении “Песня последней встречи”. (Перчатка; много ступеней, хотя их только  три; равнодушно­жёлтые огни свечей) ­ Попробуйте выделить афоризмы, общепринятые формулы в известных стихотворениях Ахматовой. Я на правую руку надела перчатку с левой руки… Сколько просьб у любимой всегда, У разлюбленной просьб не бывает... Как много камней брошено в меня... III. Культурологический анализ стихотворения. Выступление учащегося. Слайд 8. “Песенка”. 1) Чтение наизусть учащимся. Я на солнечном восходе  Про любовь пою, На коленях в огороде Лебеду полю.  Вырываю и бросаю –  Пусть простит меня. Вижу, девочка босая Плачет у плетня. Страшно мне от звонких воплей Голоса беды, Всё сильнее запах тёплый Мёртвой лебеды Будет камень вместо хлеба Мне наградой злой. Надо мною только небо, А со мною голос твой 2) Образ лирической героини в стихотворении. Слайд 9. Художественные средства создания образа. Фольклорно­песенные традиции ­ характерный приём народной поэзии. Я на солнечном восходе  Про любовь пою, На коленях в огороде Лебеду полю.  Вырываю и бросаю –  Пусть простит меня. На первый взгляд, это простая крестьянка. К народной поэтике восходит и сама заданная ситуация – пение во  время работы. Слайд 10. Смысловой параллелизм­контраст про любовь пою – лебеду полю.(Комментарии) Слайд 11. Как теме, мысли, чувствам автора подчинён размер стиха? 3) Слайды 12­14. Беседа “Размеры русского стихосложения”. а) Комментарии слайдов учащимися: “Двусложные размеры стихосложения. Ямб. Хорей” “Трёхсложные размеры стихосложения. Дактиль. Амфибрахий. Анапест” “Дольник” Дольник ­ вид стихосложения, когда строки совпадают по количеству ударений, число безударных слогов  относительно свободно, сочетания ударных и безударных слогов образуют не “стопы”, а “доли”, “такты”. ­ Как организована поэтическая речь Ахматовой. б) Давайте определим стихотворный размер произведения. в) Сопоставление метрической системы Ахматовой и Сапфо. Работа у доски и в тетрадях. Каким стихотворным размером написана Песенка? Почему? (Дольник ­ излюбленный размер в фольклоре) Вывод. Из глубины веков тянется к нам ниточка культурного наследия человечества... Слайды 15­17 4) Динамика внутреннего состояния лирической героини. Я на солнечном восходе  Про любовь пою, На коленях в огороде Лебеду полю. Первые 2 стиха – обещают радость, но 3 и 4 строки – картины тяжёлого труда, и мажорная интонация, увы,  снимается. Страшно мне от звонких воплей Голоса беды, Всё сильнее запах тёплый Мёртвой лебеды. Образ лебеды в фольклорных песнях обычно символизирует тяжёлую, жизнь, голод, бедствия народа,  несчастья даже. У А. запах лебеды становится знаком тревожного душевного состояния. Сравнительная степень прилагательного усиливает нарастание напряжения, динамику внутреннего  состояния л. г. Будет камень вместо хлеба Мне наградой злой. Надо мною только небо, А со мною голос твой. Последние стихи оставляют лирическую героиню наедине с мирозданием – в поэзии это символ идеального  мира, это (на была глубоко религиозной поэтессой) ещё и мир Божий. Ключевой образ последней строфы – “камень вместо хлеба”. Это её “награда злая”. Эта участь предуготована  ей (обращаем внимание на глагол в форме будущего времени будет. Не за прополку же огорода! Конечно, это  уже другая тема ­ тема женщины­поэта, крестного пути поэта.Слайд 18 5) Символика звукового фона произведения. Вначале мы слышим голос крестьянки, она поёт, и в стихотворение входит её голос. Затем звучит голос плачущей девочки (плачет – глагол довольно нейтральный, можно предположить юношеские переживания, разочарования – то, через что проходит каждый; страшно другое ­ вопли голоса беды, страшен  мотив запаха смерти – этот мотив оттенён резким эпитетом мёртвая по отношению к лебеде. Так голос  поэтессы обретает вселенское звучание. И наконец Голос твой ­ на ты она может обращаться в возлюбленному, и к Музе своей, и к Господу. Конкретный  источник отсутствует, и это позволяет увидеть нам надындивидуальный голос судьбы, голос доли ­ муки и в национальном, и в мировом масштабе. Выводы. “Песенка” – программное стихотворение, поэтесса раскрывает суть своей лирической героини, своих  творческих устремлений – быть национальным и одновременно всемирным голосом женской доли – муки. Слайд 19 IV. Как представлен образ женщины – поэта в творчестве Ахматовой? Самостоятельная работа с учебником. Слушание ответа. За всю историю культуры человечества Ахматова первая, кто открыл мировой поэзии образ женщины – поэта,  её трагической судьбы, несовместимости женского счастья и судьбы творца. Чтение наизусть стихотворения “Уединение” (1914). Как развивается в стихотворении уже знакомый по “Песенке” (1911) мотив камня? (Пушкин: хвалу и клевету приемли равнодушно...) Слайд 20. “Мини­тестовое задание”. ...А не дописанную мной страницу –  Божественно спокойна и легка, Допишет Музы смуглая рука. Божественный дар лирической героини Ахматовой позволяет видеть мир с высоты. Возникает образ Музы, созданный с помощью: а) парцелляции; б) сравнительного оборота; в) литоты; г) синекдохи. Слайд 21 Выводы. Обратите внимание! Лирическая героиня не жалуется, не ропщет, достойно, мужественно принимает  возложенную на неё миссию. Поэтический дар ­ для неё это Горний свет, величайшая Божья милость, и  величайшее Божье испытание, аналог крестного пути Господа. Слайд 22. Рефлексия. Вот такой величественной, великой, поэтом, вровень с А. Блоком, первым русским поэтом, стала Ахматова сразу  же, без поры ученичества. Стихи, о которых мы говорили сегодня, относятся к 1911­1914 годам, т.е. ей, уже первой, уже великой, всего –  то 22 года, 25 лет.Но чёрные дни не миновали страну. Всю эту жизнь, этот такой хрупкий мир перечеркнула война. 19 июля 1914  года началась I мировая война. Война накладывает отпечаток на всё её творчество, изменяет суть ахматовской Музы: теперь это голос  общенациональной скорби, голос вдов, сирот, матерей. Символами её поэзии теперь уже навсегда станут ворон и крест. Оценки. Домашнее задание. Стихотворения А.Ахматовой 1917­1960­х лет, поэма “Реквием” ­ чтение, комментарии; стр.342­347 ­ изучение  материалов; инд. зад.: выучить наизусть стихотворения: “Мужество”, “Родная земля”.

Посмотрите также