А.Ахматова. Поэма «Реквием».
Оценка 4.9

А.Ахматова. Поэма «Реквием».

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
21.01.2018
А.Ахматова. Поэма «Реквием».
А) Обрабатывать информацию по знакомству с творческой судьбой поэтессы, раскрыть своеобразие лирических произведений. Б) Использовать разнообразные средства устной и письменной коммуникации, проследить путем анализа стихотворений своеобразие поэтического мастерства В) Формировать навыки самостоятельного анализа лирического произведения. А) Обрабатывать информацию по знакомству с творческой судьбой поэтессы, раскрыть своеобразие лирических произведений. Б) Использовать разнообразные средства устной и письменной коммуникации, проследить путем анализа стихотворений своеобразие поэтического мастерства В) Формировать навыки самостоятельного анализа лирического произведенияА) Обрабатывать информацию по знакомству с творческой судьбой поэтессы, раскрыть своеобразие лирических произведений. Б) Использовать разнообразные средства устной и письменной коммуникации, проследить путем анализа стихотворений своеобразие поэтического мастерства В) Формировать навыки самостоятельного анализа лирического произведения
А.Ахматова.Поэма «Реквием»..docx
Предмет: Группа: Время: Тема урока: Цели и задачи урока по  формированию  компетентностей: А) информационный Б) коммуникативной В) по решению проблем Тип урока: Технологии, применяемые  на уроке: Методы: Межпредметная связь: Средства обучения: Ход урока: 1.Организационный момент 2.Проверка домашнего  задания Поурочный план по русской литературе Русская литература 2а КШО 8.12.2017 г. А.Ахматова. Поэма «Реквием». А) Обрабатывать информацию по знакомству с творческой судьбой поэтессы, раскрыть своеобразие лирических произведений. Б) Использовать разнообразные средства устной и письменной коммуникации, проследить путем анализа стихотворений своеобразие поэтического  мастерства В) Формировать навыки самостоятельного анализа лирического произведения. Урок усвоения новых знаний. Технология критического мышления, ИКТ. Частично­ поисковый метод, проблемный, объяснительно­иллюстративный,  частично­поисковый История, русский язык Деятельность учителя Деятельность учащихся 1.Орг.момент 2.Психологический настрой на урок. Создание коллаборативной среды на уроке Прием «Переключатели» ­Что каждый из нас дарит своему соседу. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное  доверие 3. Опрос д/з. Прием «Письмо по кругу» 2. Работа по новой теме. Знакомство с историческим и жизненным контекстом поэмы ­Расстрел мужа­Николая Гумилева­ в 30­х годахҢ арест сына Льва  – враг народа в 1935Ю  1938, 1989 годах; тюремные очереди – 17 месяцев. Всё это предшествовало написанию  поэмы «Реквием». К тому же сталинская политика, основанная на «культе личности» и  репрессиях, народные страдания также послужили поводом к написанию произведения. Учитель: Как вы можете охарактеризовать ежовскую политику в России 30­х годов? Ответ: Для того чтобы представить политику Ежова, я прочту предисловие к поэме. Вывод: поэма «Реквием» ­ плод страдания и боли всех русских женщин – жён, матерей, сестёр,  дочерей, невест. Учитель: Как построена поэма, в чём особенность её композиции? Каковы тема и идея  произведения? Ответ: В поэме 10 главок, начинается она с Посвящения, затем идёт вступление. Потом  главы «Приговор», «К смерти», «Распятие», «Эпилог». Все главки имеют конкретные даты,  так как писались она в разные годы, в течение 5 лет, с 1935 по 1930 годы. На счет «три» нужно повернуться  на 90 градусов не договариваясь в  какую сторону Предлагается студентам записать  одно­два предложения по  пройденной  теме. Затем листы  передаются по часовой стрелке.  Каждый должен прочитать  написанное и продолжить записи.  Ожидаемые результаты Готовность  студентов к уроку, Подговленность к  восприятию темы  урока Знает пройденный  материал,  анализирует,  синтезирует  информацию Затем учитель предлагает студентам провести исследование с комментированным  чтением по главам 3.Обобщение изученного,  подготовка к восприятию  новой темы Знакомство с темой урока.  Групповая работа. Прием «Использование фото» Учащиеся должны задать вопрос к  фотографии, изображенный в  центре белого листа Умение быстро  ориентироваться,  найти правильный  ответ Определение темы урока ­Сформулируйте тему урока Просмотр видеопрезентации о истории произведения «Реквием» Знакомятся с темой урока,  определяют цель урока 4.Объяснение нового  материала Работа по теме урока. Объяснение темы урока  ПРИЕМ «БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ» Что мне известно по данной теме? Что я узнал нового? Учитель предлагает ученикам записать в тетрадях дату, тему и эпиграф урока. Нет, это не я, это кто­то другой страдает. Я бы так не могла, а то, что случилось, Пусть чёрные сукна покроют, И пусть унесут фонари… «Ночь».  А. Ахматова. Учитель: Один великий поэт однажды сказал, что «поэт в России больше, чем поэт». Это  особенно касается женщины­поэтессы, стремящейся передать в своих стихах не только  боль, но и страдания «стомильонного народа», трагизм современной ей эпохи. Я имею в  виду Анну Ахматову и её поэму «Реквием», которую мы сегодня будем читать, исследовать и комментировать. Главная наша задача – почувствовать выражение народного горя, горя  беспредельного, которым пронизана вся поэма. Просматривая презентация  студенты заполняют таблицу  «Бортовой журнал», графу «что  мне известно по данной теме» Воспроизводят  материал в  соответствии с  заданным планом,  делают выводы Думают, рассуждают, высказывают  свои мнения Знакомится с  произведением  поэтессы Конспектирование лекции о поэме  «Реквием» Отработка умений  применять  полученные знания  на практике На доске эпиграф к уроку. Попытайтесь его прокомментировать. План, записанный на доске, поможет нам исследовать и проанализировать поэму «Реквием ­Ребята, поэма не случайно названа «Реквием». Кто из вас попытается объяснить смысл  названия? ­ Реквием – богослужение по умершим у католиков и траурное музыкальное произведение.  «Реквием» Ахматовой – песнь по погибшим в 30­е годы. К тому же многие строчки поэмы  музыкальные, несмотря на свой трагизм. Работа по учебнику. Комментированное чтение поэмы «Реквием» Познакомьте с историческим и жизненным контекстом поэмы. ­ Расстрел мужа – Николая Гумилёва – в 30­х годах; арест сына Льва, обвинение – враг  народа в 1935Ю 1938, 1989 годах; тюремные очереди – 17 месяцев. Всё это предшествовало написанию поэмы «Реквием». К тому же сталинская политика, основанная на «культе  личности» и репрессиях, народные страдания также послужили поводом к написанию  произведения. ­ Как вы можете охарактеризовать ежовскую политику в России 30­х годов? ­Для того чтобы представить политику Ежова, нужно прочитать предисловие к поэме.  Вывод: поэма «Реквием» ­ плод страдания и боли всех русских женщин – жён, матерей,  сестёр, дочерей, невест. ­Основная тема поэмы – тема памяти. Это объясняют строки поэмы. Эпилог – предназначение поэта и поэзии, идея заступничества, пушкинские мотивы  памятника. Кроме этого в поэме возникают темы смерти и безумия, народного страдания и  скорби, тема поэта и долга, тема любви к сыну. Основная идея поэмы – стремление донести скорбь и страдание «100 мильонного народа»  до потомков. Именно поэтому «Я» лирической героини сливается с «МЫ» всего русского  народа. Это отражено в эпиграфе поэмы: Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. ­В чём смысл посвящения к поэме? ­ Поэма посвящается «невольным подругам» ­ матерям, жёнам, дочерям, невестам и  сёстрам, простоявшим в тюремных очередях и находящимся теперь неизвестно где. ­Как построена поэма, в чём особенность её композиции? Каковы тема и идея  произведения? Анализ произведения В поэме 10 главок, начинается она с Посвящения, затем идёт вступление. Потом главы  «Приговор», «К смерти», «Распятие», «Эпилог». Все главки имеют конкретные даты, так  как писались она в разные годы, в течение 5 лет, с 1935 по 1930 годы. Учитель предлагает учащимся изобразить опорную схему. Композиция  Посвящение – пушкинские мотивы «невольным подругам» Посвящение Вступление – тюремный Ленинград арест сына Самостоятельная работа, извлекает информацию из предложенного  материала, анализирует  полученную информацию Систематизируют  полученную  информацию Анализ произведения, построение  схематичной композиции  произведения Умеют находить  композицию поэмы вступление одиночество матери очередь в Кресты на 17 мес. приговор к смерти распятие Приговор ­ призыв помнить эпилог  К смерти ­ желание умереть Я МЫ безумие (лирический (народ) Распятие ­ Богоматерь­защитница герой) горе матери Анализ произведения по группам.  Учитель: Каждой группе предлагаются опорные вопросы. 1 группа Голос поэта В каких главах слышится голос поэта? Чьи традиции продолжает А. Ахматова, говоря о роли поэта в жизни общества?  Как названо место и время в этих главах? Почему опосредованно? Какие общекультурные образы появляются в этих главах? Какова роль этих образов? Возможный вариант ответа группы Гневный голос поэта – страдающего гражданина своей страны – слышится в шести главах поэмы. Ахматова, продолжая пушкинскую традицию (роль поэта – «глаголом жечь сердца людей»), уже в эпиграфе заявляет о своей позиции – «Я была тогда с моим   народом,   там,   где   мой   народ,   к   несчастью,   был».   Ахматова   не   называет   в эпиграфе точного места и времени – «я была  тогда  с моим народом,  там, где мой народ, к несчастью, был». «Тогда» – «в страшные годы ежовщины», «там» ­ в лагере, за колючей проволокой, в ссылке, в тюрьме – значит вместе; не говорит «на родине» ­ создаёт образ через отрицание «не под чуждым небосводом». «Вместо предисловия» ­ это своего рода завещание поэту, наказ «написать». Завещание – потому что все стоящие в этой очереди отчаялись, живут в своём мире страха. И только поэт, разделяя судьбу народа, может громко заявить о происходящем. Эта часть поэмы идейно перекликается с пушкинскими строчками: «Тогда стоящая за мной женщина спросила меня на ухо: ­ А это вы можете описать? И я сказала: ­ Могу.» Правдиво отражать реалии жизни, даже в ситуации, когда люди боятся об этом говорить – вот задача поэта. Голос поэта вновь услышан читателем в 3 и 4 главах: «Нет, это не я, это кто­то другой страдает. Я бы так не могла.»  Этот голос, описывающий события словно «со стороны», зазвучит в 10 главе, которая является   поэтической   метафорой:   поэт,   увидев   как   бы   со   стороны,   передаёт   всю Студенты работают в группе,  находят в тексте голос поэта, голос матери, голос историка Находит и извлекает нужную  информацию, делать заключения и  выражает ее трагедию, происходящую с Матерью. Каждая из матерей, потерявших сына, подобна Богоматери, и нет таких слов, которые способны передать её состояние, ощущение ею вины,   её   бессилие   при   виде   страданий   и   смерти   сына.   Поэтическая   параллель продолжается: если Иисус погиб, искупая все грехи человечества, то за что погибает сын, чьи грехи он должен искупить? Не палачей ли своих? Богоматерь уже много веков оплакивает   каждого   невинно   гибнущего   ребёнка,   и   любая   мать,   теряющая   сына, степенью своей боли близка к ней.  И в «Эпилоге» (в 1 его части) мать вновь уступает поэту право повествовать: «И я молюсь не о себе одной, а обо всех, кто там стоял со мною и в лютый холод, и в июльский зной под красною, ослепшею стеною.» что­то изменить сложно – остаётся только молиться.  Вторая группа Голос матери В каких главах мы слышим голос матери? Какова жанровая особенность глав, написанных от лица матери? Какую лексическую особенность глав можете отметить? Какие литературные ассоциации можете назвать? Возможный вариант ответа группы: Голос матери слышится в семи главах (1,2, 5­9). Этот рассказ о прошедшем, о своей судьбе, о судьбе сына монотонный, как молитва, напоминает причитание или плач: «Буду   я,   как   стрелецкие   жёнки,   под   кремлёвскими   башнями   выть»   (написан   в соответствии   с   традициями   фольклорных   жанров:   обилие   повторов   –   тому подтверждение: «тихо» ­ «тихий», «жёлтый месяц» ­ «жёлтый месяц», «входит» ­ «входит»,   «эта   женщина»   ­   «эта   женщина»;   появление   образов   реки,   месяца). Приговор судьбы уже осознан: безумие и смерть как высшее счастье воспринимаются и спасение от ужаса жизни. Природные силы предрекают тот же самый итог.  Каждая   из   глав   монолога   матери   становится   всё   более   трагичной.   Особенно поражает  лаконизм  девятой:  смерть   не  приходит,  память  жива.  Она  становится главным врагом: «Надо память до конца убить». И на помощь не приходят ни поэт, ни историк – горе матери очень личное, она страдает одна. Третья группа Голос историка Как представлена эпоха, описываемая историком? В каких главах? Какие реалии подчёркивают достоверность описываемых событий? Возможный вариант ответа группы Исторические   реалии   растворены   во   многих   главах.   Когда   всё   происходит?   «В страшные годы ежовщины». Где? «Там, где мой народ, к несчастью, был» ­ в России, в Ленинграде. Непосредственно голос историка слышен в двух главах – во «Вступлении» и во второй части «Эпилога». Эпоха, в  которую   суждено  страдать  народу,  описана  достаточно   образно  и  зримо, очень жёстко: «… безвинная корчилась Русь под кровавыми сапогами и под шинами «чёрных  марусь»».   Кто   жертва?  Весь   народ, «осуждённых   полки».  Кто   палач?  Он только однажды назван: «Кидался в ноги палачу». Он один. Зато есть его помощники, разъезжающие на «чёрных марусях». Их определяет только одна деталь – «верх шапки голубой». Поскольку они нелюди, о них больше нечего сказать. Палач не назван, но ясно: он – Хозяин страны.  В последней главе представлена история истерзанной души народа: одна половина его в тюрьмах – это мужья и сыновья, другая половина – в тюремных очередях, это матери и жёны. В этой очереди вся Россия.  В последней главе голос поэта и историка подавляется женским криком – воем. С ним слит голос матери. Как наказать палача? Тоже стать палачом? На помощь нужно призвать память. Она единственный союзник историка. Результат наблюдения всех групп может быть следующим: В   поэме   заметно   противоречие:   мать   мечтает   о   забвении   –   это   единственная возможность перестать страдать, поэт и историк призывают память на помощь – без неё нельзя сохранить верность прошлому ради будущего.  Выступление групп, обсуждение поставленных вопросов (8­10):  ­ Зачем автору понадобилось такое многоголосие?  Практические задания  Работа в паре. Прием «Фишбоун» 5.Закрепление нового  материала Анализируют произведение, что  повлияло на появление  произведения. Какая была тяжелая  жизнь во время правления Сталина Анализирует  прочитанное,  развитие оценочного суждения , делает  заключения РЕФЛЕКСИЯ «Телеграмма» Телеграмма Студенты пишут телеграмму  Сталину Осмысливание  полученной  информации,  осуществление  оценочного  суждения, чувство  отвественности за  страну 6.Задание на дом. Подведение итога. Чтение и анализ лирического произведения

А.Ахматова. Поэма «Реквием».

А.Ахматова. Поэма «Реквием».

А.Ахматова. Поэма «Реквием».

А.Ахматова. Поэма «Реквием».

А.Ахматова. Поэма «Реквием».

А.Ахматова. Поэма «Реквием».

А.Ахматова. Поэма «Реквием».

А.Ахматова. Поэма «Реквием».

А.Ахматова. Поэма «Реквием».

А.Ахматова. Поэма «Реквием».

А.Ахматова. Поэма «Реквием».

А.Ахматова. Поэма «Реквием».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018