А.Блок "Двенадцать"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

А.Блок "Двенадцать". 27 героев поэмы Цели урока: а) образовательная – познакомить учащихся с поэмой А.Блока “Двенадцать”; б) развивающая – работать над умением анализировать стихотворный текст; в) воспитательная – прививать любовь к Родине, толерантное отношение к её истории. Оборудование: интерактивная доска с портретом А.Блока, слайдами-иллюстрациями к поэме, школьная доска, мел. План урока 1. Вступительное слово учителя. 2. Чтение учителем поэмы вслух, объяснение причины обращения Блока к этой теме. 3. Обсуждение образов персонажей поэмы и составление логико-смысловой схемы. 4. Подведение итогов урока и задание на дом.
Иконка файла материала А.Блок.doc
А.Блок "Двенадцать". 27 героев поэмы Цели урока: а) образовательная – познакомить учащихся с поэмой А.Блока “Двенадцать”; б) развивающая – работать над умением анализировать стихотворный текст; в) воспитательная – прививать любовь к Родине, толерантное отношение к её истории. Оборудование: интерактивная доска с портретом А.Блока, слайдами­иллюстрациями к поэме, школьная доска, мел. 1. Вступительное слово учителя. 2. Чтение учителем поэмы вслух, объяснение причины обращения Блока к этой теме. 3. Обсуждение образов персонажей поэмы и составление логико­смысловой схемы. 4. Подведение итогов урока и задание на дом. План урока Ход урока 1) – Мы наблюдали и обсуждали, как проходило становление личности Блока, познакомились с ним как поэтом­символистом.  Читали “Стихи о прекрасной Даме”, “Незнакомку”. Обсудили тему России в творчестве поэта. Обратили внимание на то, что  в стихотворении “На железной дороге” Блок в облике своей героини передал не только драматическую судьбу одной простой  женщины, но и трагический удел всей России: Под насыпью, во рву некошеном, Лежит и смотрит, как живая, В цветном платке, на косы брошенном, Красивая и молодая. Это та же “спящая красавица”, что была в “Руси”, “России”. Но только ей не суждено воскреснуть здесь, на земле,  воскрешение её ждёт там, на небе. 2) – А что должно произойти, чтобы Россия воскресла? Конечно, взрыв, катастрофа! (здесь логично перейти к чтению и  обсуждению поэмы Блока “12” и 27 её героев. Лучше будет, если учитель сам прочтёт текст, поскольку лексика поэмы очень  своеобразна). Почему поэт­дворянин, эстет пишет поэму о революции? Ведь революция – это насилие, кровь, смерть.  Обратимся к воспоминаниям К.Чуковского: “ Барские навыки его стародворянской семьи были облагорожены высокой  культурностью всех её членов, которые из поколения в поколение труженнически служили наукам…Образование Блок  получил тоже стародворянское.., его дед был профессор и его тесть был профессор, а все его тётки и мать – все были  писательницы, жили книгами, молились на книги…Его биография безмятежна, а в стихах – лихорадка ужаса. Даже в тишине  чуял он катастрофу…Всю жизнь он ощущал себя обречённым на гибель, выброшенным из родного уюта…Если не в своей  биографии, то в творчестве он отринул всё благополучное и с юности сделался поэтом неуюта, неблагополучия, гибели…Всё  его творчество было насыщено апокалипсическим чувством конца – конца неминуемого, находящегося уже “при дверях”…С  1905 года Блок все двенадцать лет только и твердил о катастрофе. И замечательно, что он не только не боялся её, но чем  дальше, тем страстнее призывал. Только в революции он видел спасение от своей “острожной тоски”. Революцию он призывал  громко и требовательно: Эй, встань и загорись, и жги! Эй, подними свой верный молот, Чтоб молнией живой расколот Был мрак, где не видать ни зги! Никто так не верил в мощь революции, как Блок. Она казалась ему всемогущей. Он предъявлял к ней огромные требования и  не сомневался, что она их исполнит. Только бы она пришла, а уж она не обманет. Блок верил, что жизнь втайне прекрасна. Мы  не видим её красоты, потому что она загажена всякой дрянью. Революция сожжёт эту дрянь, и жизнь предстанет пред намикрасавицей. Меньшего Блок не хотел. Никаких половинных даров: всё или ничего. Что же он хотел от революции? Раньше  всего он хотел, чтобы она преобразила людей. Чтобы люди сделались людьми. Поэт верил, что в огне революции чернь  преобразится – в народ. Мир прекрасен, но его загаживает человеческий шлак. Стоит только этому шлаку перегореть в революции, и красота мира  будет явлена всем”. (Это объяснение необходимо дать учащимся перед изучением поэмы “12”, поэмы о революции, о которой так мечтал Блок) Революция свершилась. Как же она изменила людей? Что увидел поэт? 18 февраля 1918 года поэма “Двенадцать” была опубликована в газете эсеров “Знамя труда”, а в мае вышла отдельной  книжкой. – Что такое поэма как жанр литературного произведения? (Поэма – повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему, т.е. это сюжетное  произведение в отличие от лирического стихотворения) 3) Далее учитель читает поэму вслух и вдёт с классом беседу, в ходе которой составляется логико­смысловая схема. – Почему поэма получила такое название? (поэма получила своё название от числа 12 апостолов Христа, 12 главных героев­ красногвардейцев, 12 глав произведения). – Появление в поэме коллективного, своего рода собирательного образа двенадцати красногвардейцев закономерно. Блок  хотел показать коллективное, “роевое” (по выражению Л.Толстого) сознание и коллективную волю, пришедшие на смену  индивидуального начала. “Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию!” Блок верит, что именно  русская интеллигенция, а не буржуазия способна принять и понять революцию. И он противопоставляет интеллигенцию  буржуазии: “Той никакая музыка, кроме фортепьян, и не снилась”. Именно эта позиция предопределила сатирическое  изображение буржуазии, “уходящего мира” (мы обозначим его как “старый мир”). – Кто относится к старому миру? В первой главе поэмы видим: 1. Старушка никак не поймёт, что Учредительное собрание – не царь. “Старушка, как курица”, – пишет Блок о ней,  2. 3. 4. 5. 6. символизирующей обывательское начало. “Буржуй на перекрёстке…” “…Писатель – вития” “Товарищ поп” – “нынче невесёлый” “Барыня в каракуле” “Проститутки” (их пять) …И у нас было собрание… …Вот в этом здании… …Обсудили – Постановили: На время – десять, на ночь – двадцать пять… …И меньше ни с кого не брать… …Пойдём спать… 7. Бродяга – “Эх, бедняга!” Если к этим героям добавить появляющегося в конце поэмы “пса безродного”, то получится символическое, многозначащее  число: двенадцать. Схематично это можно изобразить так: 12 – “старый мир”: 1) “старушка” 2) “буржуй на перекрёстке” 3) “писатель – вития” 4) “товарищ поп” 5) “барыня в каракуле” 6) “проститутки” (их пять)11) “бродяга” 12) “пёс безродный” – А кто составляет “новый мир”? (Осознанно или на уровне подсознания двенадцати персонажам – теням из “старого” мира противопоставлены во второй главе  поэмы двенадцать красногвардейцев, с которыми и связано представление о “новом” мире. Обратим внимание, как их  описывает Блок: “Винтовок чёрные ремни,//кругом огни, огни, огни…// В зубах – цигарка, примят картуз,//На спину б надо  бубновый туз!// И далее слышится как бы один из голосов эпохи: “Свобода, свобода,/ Эх, эх, без креста!// Тра­та­та!”  Всеобщая ненависть, готовность биться с врагом, подстёгивание бдительности, недоверчивость составляют революционное  сознание отряда. Поэтому в центре поэмы – вседозволенность кровавой расправы, обесценивание жизни, свобода “без  креста”.) – Переносим на схему “новый мир”: 12 – “новый мир” (красногвардейцы). – Не забудем Катьку и Ваньку, занимающих промежуточное положение между двумя мирами. А почему промежуточное? (На  фоне изображения революции Блок показывает историю любви, историю гибели героини. Поэта заботил облик Катьки:  “Катька – здоровая, толстомордая, страстная, курносая русская девка; свежая, простая,– добрая– здорово ругается,  проливает слёзы над романами, отчаянно целуется…”. “Толстомордость” очень важна (здоровая и чистая – до деткости). В  шестой главе Катька погибает, Петруха, “бедный убийца”, оплакивает её, но другие красногвардейцы одёргивают его,  “стервеца”, и все вместе они идут на разбой. Итак, Катька с Ванькой образуют свой мир, промежуточный, в котором самое главное – любовь, а не революция. Отмечаем это на схеме: 2 – “промежуточный мир” (Катька и Ванька) – Во вьюге “идут без имени святого…” двенадцать красноармейцев ( “новый мир”), позади них плетётся “голодный пёс”,  олицетворяющий “старый мир”, а впереди – Христос. – Почему Христос? (Одни воспринимают Иисуса Христа как попытку освятить дело революции, другие – как кощунство.  Блок сам удивился: почему Христос? Но ничего с собой не мог поделать: он видел Иисуса Христа. В марте 1918 года поэт  пишет в дневнике: “Разве я восхвалял?” (имеется в виду большевиков). Я только констатировал факт: если вглядеться в  столбы метели на этом пути, то увидишь Иисуса Христа. Но я иногда сам глубоко ненавижу этот женственный образ”.) – Выносим на схему ещё один образ: 1 – Иисус Христос. – У нас выстроилась следующая схема: – Направление стрелок не случайно: “ промежуточный мир” тянется к “новому миру”, но у него ещё много от “старого мира”.  И, может, закономерно получилось, что и над “старым”, и над “новым” мирами царит Иисус Христос. Почему? Наверное,  потому, что это традиционный образ добра и справедливости, который не утрачивает значения как в “старом” мире, так и в  “новом”. Добро и справедливость – вечные спутники человечества. – Также нужно заметить, что с обоими мирами связано число 12. И что такое “новый” мир как не отражение “старого”?  ( стрелки на нашей схеме это показывают) Но не о таком мире и не о таких людях грезил Блок. Революция, о которой мечтал  поэт, не изменила людей, а разрушила традиционный порядок, разрушила веру и в Бога, и в смысл Бытия. Неслучайно впредсмертном бреду Блок требовал от своей жены обещания сжечь все до единого экземпляра поэмы “12”. После создания  поэмы в мировоззрении Блока произошли большие изменения. Это отразилось в его докладе “Крушение гуманизма”, который  был прочитан в 1919г. в издательстве “Всемирная литература”. “Но покой и волю тоже отнимают…И поэт умирает, потому  что дышать уже нечем”; жизнь потеряла смысл. Доклад был посвящён А.С.Пушкину и приурочен к “ ежегодным поминкам”.  Блок писал не только о Пушкине, но и о себе: “Его убило отсутствие воздуха”. 4) На данном уроке мы говорили о 27 героях поэмы, о мирах, созданных Блоком, о революции глазами поэта. На следующем  уроке поразмышляем о “музыке революции”, её лексике. Домашнее задание к следующему уроку: найти в тексте поэмы  музыкальные отрывки, определить их жанр, понаблюдать над лексикой поэмы и её стилями. Список использованной литературы. 1. А.Блок. Стихотворения и поэмы. Издательство Ленинградского университета,1981 г. 2. Корней Чуковский. Критические рассказы. М.– Издательство “Правда”, 1990 г.

Посмотрите также