А.Блок "Двенадцать". 27 героев поэмы
Цели урока:
а) образовательная
– познакомить учащихся с поэмой А.Блока “Двенадцать”;
б) развивающая
– работать над умением анализировать стихотворный текст;
в) воспитательная
– прививать любовь к Родине, толерантное отношение к её истории.
Оборудование: интерактивная доска с портретом А.Блока, слайдами-иллюстрациями к поэме, школьная доска, мел.
План урока
1. Вступительное слово учителя.
2. Чтение учителем поэмы вслух, объяснение причины обращения Блока к этой теме.
3. Обсуждение образов персонажей поэмы и составление логико-смысловой схемы.
4. Подведение итогов урока и задание на дом.
А.Блок "Двенадцать". 27 героев поэмы
Цели урока:
а) образовательная
– познакомить учащихся с поэмой А.Блока “Двенадцать”;
б) развивающая
– работать над умением анализировать стихотворный текст;
в) воспитательная
– прививать любовь к Родине, толерантное отношение к её истории.
Оборудование: интерактивная доска с портретом А.Блока, слайдамииллюстрациями к поэме, школьная доска, мел.
1. Вступительное слово учителя.
2. Чтение учителем поэмы вслух, объяснение причины обращения Блока к этой теме.
3. Обсуждение образов персонажей поэмы и составление логикосмысловой схемы.
4. Подведение итогов урока и задание на дом.
План урока
Ход урока
1) – Мы наблюдали и обсуждали, как проходило становление личности Блока, познакомились с ним как поэтомсимволистом.
Читали “Стихи о прекрасной Даме”, “Незнакомку”. Обсудили тему России в творчестве поэта. Обратили внимание на то, что
в стихотворении “На железной дороге” Блок в облике своей героини передал не только драматическую судьбу одной простой
женщины, но и трагический удел всей России:
Под насыпью, во рву некошеном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.
Это та же “спящая красавица”, что была в “Руси”, “России”. Но только ей не суждено воскреснуть здесь, на земле,
воскрешение её ждёт там, на небе.
2) – А что должно произойти, чтобы Россия воскресла? Конечно, взрыв, катастрофа! (здесь логично перейти к чтению и
обсуждению поэмы Блока “12” и 27 её героев. Лучше будет, если учитель сам прочтёт текст, поскольку лексика поэмы очень
своеобразна). Почему поэтдворянин, эстет пишет поэму о революции? Ведь революция – это насилие, кровь, смерть.
Обратимся к воспоминаниям К.Чуковского: “ Барские навыки его стародворянской семьи были облагорожены высокой
культурностью всех её членов, которые из поколения в поколение труженнически служили наукам…Образование Блок
получил тоже стародворянское.., его дед был профессор и его тесть был профессор, а все его тётки и мать – все были
писательницы, жили книгами, молились на книги…Его биография безмятежна, а в стихах – лихорадка ужаса. Даже в тишине
чуял он катастрофу…Всю жизнь он ощущал себя обречённым на гибель, выброшенным из родного уюта…Если не в своей
биографии, то в творчестве он отринул всё благополучное и с юности сделался поэтом неуюта, неблагополучия, гибели…Всё
его творчество было насыщено апокалипсическим чувством конца – конца неминуемого, находящегося уже “при дверях”…С
1905 года Блок все двенадцать лет только и твердил о катастрофе. И замечательно, что он не только не боялся её, но чем
дальше, тем страстнее призывал. Только в революции он видел спасение от своей “острожной тоски”. Революцию он призывал
громко и требовательно:
Эй, встань и загорись, и жги!
Эй, подними свой верный молот,
Чтоб молнией живой расколот
Был мрак, где не видать ни зги!
Никто так не верил в мощь революции, как Блок. Она казалась ему всемогущей. Он предъявлял к ней огромные требования и
не сомневался, что она их исполнит. Только бы она пришла, а уж она не обманет. Блок верил, что жизнь втайне прекрасна. Мы
не видим её красоты, потому что она загажена всякой дрянью. Революция сожжёт эту дрянь, и жизнь предстанет пред намикрасавицей. Меньшего Блок не хотел. Никаких половинных даров: всё или ничего. Что же он хотел от революции? Раньше
всего он хотел, чтобы она преобразила людей. Чтобы люди сделались людьми. Поэт верил, что в огне революции чернь
преобразится – в народ.
Мир прекрасен, но его загаживает человеческий шлак. Стоит только этому шлаку перегореть в революции, и красота мира
будет явлена всем”.
(Это объяснение необходимо дать учащимся перед изучением поэмы “12”, поэмы о революции, о которой так мечтал Блок)
Революция свершилась. Как же она изменила людей? Что увидел поэт?
18 февраля 1918 года поэма “Двенадцать” была опубликована в газете эсеров “Знамя труда”, а в мае вышла отдельной
книжкой.
– Что такое поэма как жанр литературного произведения?
(Поэма – повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему, т.е. это сюжетное
произведение в отличие от лирического стихотворения)
3) Далее учитель читает поэму вслух и вдёт с классом беседу, в ходе которой составляется логикосмысловая схема.
– Почему поэма получила такое название? (поэма получила своё название от числа 12 апостолов Христа, 12 главных героев
красногвардейцев, 12 глав произведения).
– Появление в поэме коллективного, своего рода собирательного образа двенадцати красногвардейцев закономерно. Блок
хотел показать коллективное, “роевое” (по выражению Л.Толстого) сознание и коллективную волю, пришедшие на смену
индивидуального начала. “Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию!” Блок верит, что именно
русская интеллигенция, а не буржуазия способна принять и понять революцию. И он противопоставляет интеллигенцию
буржуазии: “Той никакая музыка, кроме фортепьян, и не снилась”. Именно эта позиция предопределила сатирическое
изображение буржуазии, “уходящего мира” (мы обозначим его как “старый мир”).
– Кто относится к старому миру?
В первой главе поэмы видим:
1. Старушка никак не поймёт, что Учредительное собрание – не царь. “Старушка, как курица”, – пишет Блок о ней,
2.
3.
4.
5.
6.
символизирующей обывательское начало.
“Буржуй на перекрёстке…”
“…Писатель – вития”
“Товарищ поп” – “нынче невесёлый”
“Барыня в каракуле”
“Проститутки” (их пять)
…И у нас было собрание…
…Вот в этом здании…
…Обсудили –
Постановили:
На время – десять, на ночь – двадцать пять…
…И меньше ни с кого не брать…
…Пойдём спать…
7. Бродяга – “Эх, бедняга!”
Если к этим героям добавить появляющегося в конце поэмы “пса безродного”, то получится символическое, многозначащее
число: двенадцать.
Схематично это можно изобразить так:
12 – “старый мир”:
1) “старушка”
2) “буржуй на перекрёстке”
3) “писатель – вития”
4) “товарищ поп”
5) “барыня в каракуле”
6) “проститутки” (их пять)11) “бродяга”
12) “пёс безродный”
– А кто составляет “новый мир”?
(Осознанно или на уровне подсознания двенадцати персонажам – теням из “старого” мира противопоставлены во второй главе
поэмы двенадцать красногвардейцев, с которыми и связано представление о “новом” мире. Обратим внимание, как их
описывает Блок: “Винтовок чёрные ремни,//кругом огни, огни, огни…// В зубах – цигарка, примят картуз,//На спину б надо
бубновый туз!// И далее слышится как бы один из голосов эпохи: “Свобода, свобода,/ Эх, эх, без креста!// Тратата!”
Всеобщая ненависть, готовность биться с врагом, подстёгивание бдительности, недоверчивость составляют революционное
сознание отряда. Поэтому в центре поэмы – вседозволенность кровавой расправы, обесценивание жизни, свобода “без
креста”.)
– Переносим на схему “новый мир”:
12 – “новый мир” (красногвардейцы).
– Не забудем Катьку и Ваньку, занимающих промежуточное положение между двумя мирами. А почему промежуточное? (На
фоне изображения революции Блок показывает историю любви, историю гибели героини. Поэта заботил облик Катьки:
“Катька – здоровая, толстомордая, страстная, курносая русская девка; свежая, простая,– добрая– здорово ругается,
проливает слёзы над романами, отчаянно целуется…”. “Толстомордость” очень важна (здоровая и чистая – до деткости). В
шестой главе Катька погибает, Петруха, “бедный убийца”, оплакивает её, но другие красногвардейцы одёргивают его,
“стервеца”, и все вместе они идут на разбой.
Итак, Катька с Ванькой образуют свой мир, промежуточный, в котором самое главное – любовь, а не революция. Отмечаем это
на схеме:
2 – “промежуточный мир” (Катька и Ванька)
– Во вьюге “идут без имени святого…” двенадцать красноармейцев ( “новый мир”), позади них плетётся “голодный пёс”,
олицетворяющий “старый мир”, а впереди – Христос.
– Почему Христос? (Одни воспринимают Иисуса Христа как попытку освятить дело революции, другие – как кощунство.
Блок сам удивился: почему Христос? Но ничего с собой не мог поделать: он видел Иисуса Христа. В марте 1918 года поэт
пишет в дневнике: “Разве я восхвалял?” (имеется в виду большевиков). Я только констатировал факт: если вглядеться в
столбы метели на этом пути, то увидишь Иисуса Христа. Но я иногда сам глубоко ненавижу этот женственный образ”.)
– Выносим на схему ещё один образ:
1 – Иисус Христос.
– У нас выстроилась следующая схема:
– Направление стрелок не случайно: “ промежуточный мир” тянется к “новому миру”, но у него ещё много от “старого мира”.
И, может, закономерно получилось, что и над “старым”, и над “новым” мирами царит Иисус Христос. Почему? Наверное,
потому, что это традиционный образ добра и справедливости, который не утрачивает значения как в “старом” мире, так и в
“новом”. Добро и справедливость – вечные спутники человечества.
– Также нужно заметить, что с обоими мирами связано число 12. И что такое “новый” мир как не отражение “старого”?
( стрелки на нашей схеме это показывают) Но не о таком мире и не о таких людях грезил Блок. Революция, о которой мечтал
поэт, не изменила людей, а разрушила традиционный порядок, разрушила веру и в Бога, и в смысл Бытия. Неслучайно впредсмертном бреду Блок требовал от своей жены обещания сжечь все до единого экземпляра поэмы “12”. После создания
поэмы в мировоззрении Блока произошли большие изменения. Это отразилось в его докладе “Крушение гуманизма”, который
был прочитан в 1919г. в издательстве “Всемирная литература”. “Но покой и волю тоже отнимают…И поэт умирает, потому
что дышать уже нечем”; жизнь потеряла смысл. Доклад был посвящён А.С.Пушкину и приурочен к “ ежегодным поминкам”.
Блок писал не только о Пушкине, но и о себе: “Его убило отсутствие воздуха”.
4) На данном уроке мы говорили о 27 героях поэмы, о мирах, созданных Блоком, о революции глазами поэта. На следующем
уроке поразмышляем о “музыке революции”, её лексике. Домашнее задание к следующему уроку: найти в тексте поэмы
музыкальные отрывки, определить их жанр, понаблюдать над лексикой поэмы и её стилями.
Список использованной литературы.
1. А.Блок. Стихотворения и поэмы. Издательство Ленинградского университета,1981 г.
2. Корней Чуковский. Критические рассказы. М.– Издательство “Правда”, 1990 г.