Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья
Подготовил педагог психолог Мурушкина Н.Б.
Сопровождение детей с ОВЗ – сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого. Это организация своевременной психолого-педагогической помощи детям с различными патологиями, и направлена на их реабилитацию, адаптацию и развитие личности в целом.
Ключевыми направлениями в моей работе как психолога ДОУ, с ребенком с ОВЗ являются : 1.диагностическая работа 2.коррекционная и развивающая работа; 3.профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.
Так как наш детский сад посещает ребенок с ОВЗ, имеющий диагноз врожденная анамалия развития кисти руки справа Мною был разработан индивидуальный план работы по социальной адаптации данного ребенка .
Система индивидуального плана строиться с учетом принципа единства коррекционных, профилактических и развивающих задач. Все психокоррекционные воздействия направлены на позитивные изменения в познавательной, эмоциональной и поведенческой сфере личности дошкольника, способствовать развитию нового мироощущения.
Как правило, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют повышенный уровень тревожности. Поэтому основная цель моей работы направлена на : 1.Снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения. 2.Устранение искажений в психическом развитии ребенка, перестройке неблагоприятно сложившихся образований, форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения. 3.Оказание комплексной психологической -педагогической и социальной помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья для последующей интеграцией их в общество.
Задачи
1.Воспитание положительного эмоционального отношения к взрослым, сверстникам, самому себе.
2.Формирование позитивной «Я-концепции», адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
3.Нейтрализация
негативных личностных проявлений: неорганизованности, агрессивности,
конфликтности, обидчивости и др.;
4.Развитие способности к оптимальному взаимодействию с окружающим миром.
5. Развитие и обогащение новых форм общения со сверстниками. Методические приемы которые я использую в коррекционно- развивающей работе с детьми:
1.Словесные и подвижные игры.
2.Беседы, направленные на развитие самосознания ребенка.
3.Проигрывание проблемных ситуаций.
4.Рисование.
5.Релаксация.
6.Сказкотерапия
Коррекционно – развивающей работу с ребенком с ОВЗ я провожу совместно с воспитателями этой группы и специалистами ДОУ. Таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя полноправным участником общего дела и был так же успешный, как и его сверстники. Как вы уже видели мы подбираем такие формы работы, которые позволяют преодолевать ребенку социальную исключенность и способствуют реабилитации и полноценной интеграции его в общество.
Именно в коррекционной работе мы используем интегрированное обучение. А именно: полной интеграции, когда ребенок с проблемами в развитии воспитывается в массовой группе. Овладеть программой обучения помогают специалисты, персонал группы, которую посещает ребенок;( Ребенок находится в группе детей , участвует в режимных моментах , в совместной и самостоятельной деятельности )
- временной интеграции, в рамках временной интеграции дети объединяются для проведения совместных музыкальных, спортивных праздников, где главным участником становится ребенок;
- частичной интеграции, когда ребенок по состоянию здоровья посещает лишь некоторые занятия и другие мероприятия, проводимые в ДОУ.
С целью обеспечения системы развивающего обучения, с ребенком –иинвалидом посещающий наше ДОУ коррекционная работа осуществляется параллельно развивающей, так как этот ребенок в интеллектуальном развитии не только не отстает от сверстников, но и опережает многих. Это позволяет нам раскрыть его потенциальные возможности. Данного ребенка мы планируем наравне со сверстниками привлекать к участию в различных конкурсах, культурно-массовых и спортивных мероприятиях, проводимых в ДОУ, включим в поисковую и исследовательскую деятельность. Для ребенка с ОВЗ игра имеет огромное значение, поскольку в ней он может лучше реализовать себя: в сюжетно- ролевых играх Егор охотно берет на себя разные роли, умеет договариваться с детьми, с удовольствием играет в настольные, дидактические игры. Сейчас много говорят о толерантности, любви к ближнему. В условиях нашей группы это не пустые слова. Дети охотно помогают Егору преодолеть трудности.
Индивидуальную работу включающею в себя (беседы, сказкотерапия, игры на снятия мышечного напряжения и различного рода психологическую помощь данному ребенку планирую в утренние часы во время приема детей.
Подгрупповые и работу со всей группой планирую вместе с воспитателями данной группы в режимные моменты. Это релаксация, различного рода приветствия, словесные игры, рисование.
Условия эффективности коррекционно-развивающей работы
Для того чтобы коррекционно – развивающая работа была эффективной необходимы условия.
Прежде
всего : 1.Создание
атмосферы искренности, доверия, тепла, тем самым обеспечение прочности,
единства межличностных взаимодействий
в группе. 2.Главная
установка — на успех у ребенка.
3.Внимательное и уважительное отношение к индивидуальным склонностям и
способностям
ребенка.
4.Поддержка и развитие того, что самобытно, оригинально, что является ценным
вкладом каждого ребенка в группу.
5.Учет добровольности детей при выполнении упражнений.
6.Поощрение и поддержка попытки детей овладеть своим поведением, объяснить
свою позицию; внимание к тому, что делаешь, думаешь, чувствуешь сам и другие
люди.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.