ЧТО ТАКОЕ АДАПТАЦИЯ?
Адаптация (от лат. аdaptatio - приспособление) - способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.
Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу), принятие норм, правил поведения в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающим.
В процессе адаптации у ребенка могут поменяться:
Эмоциональное состояние (ребенок много плачет, раздражается);
Нарушается аппетит (ребенок ест меньше и реже, чем обычно);
Нарушается сон (ребенок не может заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
Утрачиваются приобретенные навыки (малыш может вернуться к соске или перестать проситься на горшок), речь может немного затормозиться);
В период адаптации дети нередко заболевают (это связанно и с психическим напряжением и с тем, что ребенок сталкивается с новыми вирусами)
Лёгкая степень адаптации (20-30 дней)
Незначительное снижение аппетита (нормализуется в течение 10 дней);
Нарушение сна (восстанавливается в течение 10-20 дней);
Взаимоотношения со взрослыми почти нарушаются;
Двигательная активность не снижается.
Основные симптомы исчезают в течение месяца.
Средняя степень адаптации (30-40 дней)
Нарушение сна и аппетита (нормализуется в течение 30 дней);
Эмоциональное состояние (восстанавливается в течении 30 дней);
Незначительные нарушения двигательной активности (нормализуется в течение 30-40 дней)
Взаимодействия со сверстниками и взрослыми почти не нарушаются.
Тяжелая степень адаптации (2-6 месяцев)
Снижение аппетита (иногда возникает рвота при кормлении);
Резкое нарушение сна;
Избегание общения со сверстниками и взрослыми;
Ухудшение эмоционального состояния (капризность, плаксивость и др.)
Изменения в речевой и двигательной активности;
Частые болезни.
Правила поведения взрослых в период адаптации
В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада или его сотрудников.
Старайтесь не нервничать и не показывать ребенку свою тревогу.
Не меняйте режим дня в выходные и праздничные дни.
Обращайте внимание на отклонения в поведении и здоровье малыша.
Не отучайте ребенка от вредных привычек в период адаптации.
Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.
Эмоционально поддерживайте малыша.
Будьте терпимее к капризам.
Не наказывайте, «не пугайте» детским садом, забирайте вовремя.
Когда ребенок привыкнет к новым условиям. Не принимайте его слез при расставании всерьез – это может быть вызвано просто плохим настроением.
Как лучше прощаться
Скажите честно ребенку, куда и зачем вы уходите (простыми словами и спокойной интонацией).
Скажите ребенку, когда вы точно вернетесь за ним (не нужно говорить время по часам, скажите просто: «Я приду за тобой, когда ты покушаешь, погуляешь, поспишь…»).
Расскажите сыну или дочке с кем он останется и что он будет делать.
Не обещайте ребенку «призов» за то, что он вас отпускает, но если он попросит ему что-то принести, не отказывайте. Но если выполнить его просьбу невозможно, сразу скажите ему об этом.
Время от времени приносите ему какую-нибудь маленькую приятную вещь (печенье, конфетку, яблоко и др.), чтобы он чувствовал вашу заботу и любовь.
Чтобы помочь себе, нужно
Будьте уверенными, что посещение детского сада действительно нужно семье и малышу.
Поверьте, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание.
Заручитесь поддержкой. Вокруг вас родители, переживающие те же чувства в этот период.
анкета для родителей.docx
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.