Адаптация обучающихся с интеллектуальными нарушениями
к жизни в обществе.
Дубровина Л.А., учитель музыки
Кравченко В.Е., учитель-логопед
Основная задача в работе с умственно отсталыми детьми максимально адаптировать их к жизни в обществе. И овладение коммуникативными навыками является важнейшей составляющей в этом процессе.
Для более успешной социализации умственно отсталых детей необходимы следующие коммуникативные умения:
- сотрудничать;
- слушать и слышать;
- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
- говорить самому.
Актуальность социально-коммуникативного развития возрастает в связи с особенностями социального окружения умственно отсталого ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Игра – в свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Проект «Народные игры – эффективное средство социализации школьников с интеллектуальными нарушениями.» является модулем педагогического проекта «Формирование духовно-нравственных качеств детей на основе православной культуры и традиций русского народа», который реализуется с 2013-2014 уч. годов.
В рамках данного проекта проводились народные праздники: «Рождество», «Масленица», «Рябинник», «Кузьминки», «Жаворонки». Ну, какие же праздники без игр? Весёлые подвижные игры – это детство наших родителей, бабушек и дедушек. Это такие игры как «Плетень», «Карусели», «Горелки», «Ручеёк», «Золотые ворота» и многие другие.
Дети заметили, что многие из них повторялись из праздника в праздник, но есть и такие, которые проводятся только на Масленицу, Рождество и т.д.
В конце учебного года было проведено анкетирование школьников.
Вопросы:
1. Нравятся ли вам игры?
2. Какие народные игры знаете?
3. Где, кроме праздников, можно в них играть?
Результаты анкеты.
Результаты анкеты показали, что в основном дети знакомы только с подвижными играми. Чтобы расширить их знания о народных играх был дан старт детскому проекту «Игры наших бабушек и дедушек.»
Для реализации проекта дети разбились на 4 группы,
спланировали свою работу. Образовались следующие направления исследования:
считалки, потешки, хороводные игры, подвижные игры и игры малой подвижности.
Опрос бабушек и дедушек показал, что любимыми их играми были всё-таки подвижные: горелки, салочки, лапта. Дети решили вернуть их в детство, пусть они поиграют в свои любимые игры. Проведённый в школе праздник ко дню пожилого человека «Нам года не беда» вызвал массу положительных эмоций и у нас, и у наших бабушек и дедушек.
Дети презентовали результаты своих исследований на открытом уроке для педагогов школы, а так же для других младших школьников. Практическая направленность детского проекта: игры на переменах, дома с младшими братьями и сёстрами, во дворе с друзьями. Продукт проекта - альбом.
Проект представлен на конкурсах детских проектов в г. Котово, в 18 школе занял 3 место.
Следующим этапом педагогического проекта «Народные игры – эффективное средство социализации школьников с интеллектуальными нарушениями.» стала разработка программы кружка «Карусель», работа которого проводится в режиме ГПД и позволяет постоянно закреплять и обновлять знания детей о народных играх.
С целью обмена опытом в рамках педагогического проекта был дан мастер-класс на Ярмарке пед. инноваций в г. Волгограде.
Результативность проекта доказана практическими данными его реализации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.