Проблемы адаптации:
В отличие от детского садика, где дошкольники считались самыми старшими детками в коллективе, первоклассники являются младшими учениками.
В детском саду у ребенка был щадящий режим дня, тогда как в школе четкий распорядок и строгая дисциплина.
Первокласснику необходимо перейти от игровой к учебной познавательной деятельности.
Дети попадают в более строгую систему требований к ним.
Вокруг первоклассника появляется много новых людей, как среди взрослых, так и среди детей, с которыми необходимо устанавливать связи.
Целью адаптационного процесса является адекватное включение первоклассника в новую социальную ситуацию.
Физическая адаптация — оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.
Психологическая адаптация первоклассников к школе — оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.
Для успешной адаптации первоклассников к школе необходимо обеспечить соблюдение таких условий:
организация учебно-познавательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями шестилеток;
создание комфортных условий для общения;
проведение оздоровительно-профилактической работы;
организация щадящего режима школьных занятий с постепенным переходом к обычному распорядку;
соблюдение санитарно-гигиенических требований;
организация активного досуга во внеурочное время;
формирование положительного отношения семьи к новому статусу ученика;
проведение постоянного мониторинга уровня адаптации.
Важную роль в эффективной реализации всех указанных условий играет профессиональный уровень педагогов.
Дезадаптация — психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации.
Причины школьной дезадаптации учащихся:
недостаточный уровень подготовки ребенка к школьным условиям; дефицит знаний и недостаточное развитие психомоторных навыков, вследствие чего ребенок медленнее, чем остальные справляется с заданиями;
недостаточный контроль поведения – ребенку трудно сидеть целый урок, молча и не вставая с места;
неспособность подстроится под темп программы;
социально-психологический аспект – несостоятельность личных контактов с педагогическим коллективом и со сверстниками;
низкий уровень развития функциональных способностей познавательных процессов.
Профилактика школьной дезадаптации:
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Важно, чтобы ребёнок «наигрался» до школы
Знакомство со школой, с учителем, с будущими одноклассниками
Обращение к личному опыту родителей, старших братьев и сестёр
Помощь и поддержка родителей во время адаптации к школе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.