«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».
(Ж. Руссо)
Режимные трудности |
Коммуникативные трудности |
Проблема взаимоотношения с учителем |
Проблемы, связанные с изменением семейной обстановки |
Базовая психологическая готовность ребенка к школе включает в себя:
Интеллектуальную готовность;
Личностную готовность;
Социально-психологическую готовность; Физическую готовность.
Этап неустойчивого приспособления (от 2 недель до полугода) – ребенок начинает искать и находить способы справиться с собой и с ситуацией. Он все еще нервничает, но уже более активно пробует общаться со сверстниками и отвечать на вопросы учителя.
Этап относительно устойчивого приспособления (от 6 недель до года) – ребенок привыкает к новой жизни, наполненной учебой, понемногу справляется с учебной нагрузкой. Организм перестает реагировать на нее усталостью, раздражением и другими проблемами. У первоклассника появляется уверенность в собственном поведении, он может сам себе ответить на вопрос: «Я школьник, а что это значит?»
Типыадаптациикшколе |
Легкая адаптация
Дети с этим типом привыкают к школе за 1–2 месяца, то есть, к концу октября они уже осваиваются со статусом ученика. Они быстро вливаются в коллектив, почти сразу находят новых друзей. В 1 классе у них почти всегда хорошее настроение, они охотно и добросовестно выполняют все, что говорит учитель. Иногда такие дети испытывают небольшие трудности с новым режимом дня, усвоением правил поведения в школе или не сразу идут на контакт с учителем и другими детьми, но все это со временем проходит.
Адаптация средней тяжести
Дети из этой группы не могут сразу принять ситуацию обучения, испытывают более серьезные сложности в общении с учителем и одноклассниками, капризничают, не хотят учиться. Обычно и усвоение школьной программы у них проходит намного тяжелее. Однако к концу первого полугодия они начинают выполнять требования, перед которыми ставит их школа. Но для этого им нужна помощь и поддержка родителей и педагогов.
Дети не справляются с программой 1 класса, негативно относятся к школе, конфликтуют с учителем и ссорятся, дерутся с одноклассниками. Проблемы с успеваемостью и поведением могут быть связаны с эмоциональными, психоневрологическими нарушениями, недостаточным развитием необходимых навыков, общей неготовностью к школе или другими факторами. Таким детям необходима помощь педагогов и психологов! Специалисты обязательно помогут родителям выяснить и устранить причину тяжелой адаптации. Если же пустить все на самотек, это может навредить развитию и даже здоровью ребенка.
Физиологические условия адаптации ребенка к школе:
режим дня;
смена деятельности;
организация рабочего места с учётом гигиенических требований;
организация правильного питания;
развитие двигательной активности, закаливание
воспитание самостоятельности и ответственности.
Психологические условия адаптации ребенка к школе:
создание благоприятного психологического климата в семье;
положительная самооценка ребенка;
самоценность ребенка для его родителей;
проявление родителями интереса к школе; общение со своим ребенком каждый день;
возможность общения ребёнка с одноклассниками;
недопустимость грубых манипулятивных мер воздействия;
учёт темперамента ребенка в период адаптации;
предоставление ребенку самостоятельности в учебе;
развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.
1. Ни в коем случае не оставляйте ребенку свободное время, он должен понимать чтодетство закончилось. Поэтому загрузите его выходные и будние дни по полной! Запишите его к репетиторам и на несколько секций сразу.
2. Дисциплина и учеба превыше всего! Избавьте дом от игрушек и всего чтонапоминает о детстве. Заполните полки научной литературой. Неважно, что ребенок утратит прежние интересы, желания, да и интерес к жизни.
3. Хвалите ребёнка только за отличные отметки и примерное поведение в школе.Главное, чтоб учителя не жаловались и учился малец хорошо. Так и будет всю жизнь стараться для того, чтобы быть "хорошим" для родителей и окружающих, а не ради себя и знаний.
4. Важно, чтобы все в жизни ребёнок делал идеально, любой ценой! Воспитайте вребенке синдром перфекциониста (синдром отличника), его лучшими друзьями будут скрупулезность, дотошность, нестабильная самооценка, зависящая от мнения окружающих и тревога.
5. Конечно же, сравнивайте его с более успешными учениками, ставьте в примерсвоему ребенку других детей и родственников. Ведь зависть гораздо важнее уверенности в себе!
6. Лучший способ помощи ребенку – все сделать за него. Быстро, аккуратно икачественно, да ещё и на отлично, ну и ничего страшного, что страдает мотивация и самооценка юного ученика.
7. Портфель всегда собирайте сами, чтобы ничего не забыть. Так надежнее. Да и уребёнка формируется безответственность и несамостоятельность. Будет чем упрекнуть.
8. Ни в коем случае не давайте ребенку отдыхать после школы. Уроки лучше делатьсразу, пока все свежо в памяти. Мало ли что устал и скоро возненавидит вас и школу.
9. Лучший способ отдохнуть от уроков – это компьютер и телевизор. Ребенкуинтересно и вас не беспокоит. А совместные игры, прогулки – пустая трата времени для вас обоих.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.