Мысль в подарок
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»
(В.А. Сухомлинский)
Виды адаптации(Дорожевец Т.В.)
Социальная
Академическая
Личностная
Характеризующая степень соответствия поведения ребенка нормам школьной жизни
Характеризующая уровень принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности
Отражающая успешность вхождения ребенка в новую социальную группу
Неблагоприятные факторы для адаптации
Неправильные методы воспитания в семье.
Функциональная неготовность к обучению в школе.
Неудовлетворённость в общении со взрослыми.
Неадекватное осознание своего положения в группе сверстников.
Низкий образовательный уровень родителей.
Конфликтная ситуация в семье.
Отрицательный стиль отношения к детям учителя подготовительного класса.
Отрицательный статус ребёнка до поступления в первый класс.
Факторы школьной дезадаптации:
Школьный(отсутствие индив.подхода, своевременной помощи, неадекватность воспитательных мер)
Семейный(неблагоприятная материально-бытовая и эмоциональная ситуация в семье, алкоголизация родителей, заброшенность ребенка или наоборот, гиперопека)
Микросоциальный (негативное влияние окружения)
Виды дезадаптации:
1. Хроническая неуспешность.
В практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребенка в школе связаны с ОТНОШЕНИЕМ к школьной жизни и школьной успеваемости ребенка.Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо.
Опасения, что ребенок будет болеть, простужаться
Виды дезадаптации:
С другой стороны, это ожидание от ребенка только очень высоких достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он не справляется, что чего-то не умеет.
Причины, приводящие к неуспешности:
Недостаточная подготовленность ребенка к школе
Тревожность, сформированная в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов.
Завышенные ожидания родителей.
Виды дезадаптации:
2. Уход от деятельности. Это когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия.
Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых
Виды дезадаптации:
3. Негативистская демонстративность. Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Он нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинное наказание - лишение внимания.
Виды дезадаптации:
4. Вербализм. У таких детей высокий уровнь развития речи и задержка мышления. Родители прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие оказываются на заднем плане. Мышление, особенно образное, отстает.
Виды дезадаптации:
5. «Ребенок ленится" –
Это очень частые жалобы.
За этим может стоять все, что угодно.
1) сниженная потребность познавательных мотивов;
2) мотивация избегания неудач, неуспеха
3) общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента.
Организация режима школьной жизни первоклассника
Организация внеурочной деятельности первоклассников
Организация оздоровительно- профилактической работы
Изучение социально-психологической адаптации детей в школе
Организация учебно- познавательной деятельности в адаптационный период
Деятельность МОУ «СОШ № 47»
Организация режима школьной жизни первоклассника
Ступенчатый режим занятий
35 мин
45 мин
I полугодие II полугодие
Динамическая пауза, преимущественно на свежем воздухе. Двигательный режим соблюдается и на уроках.
Учителя проводят дыхательную гимнастику, физминутки для снятия напряжения с мышц спины , конечностей,
глазных мышц, на укрепление мелкой моторики.
Посещение уроков в 1 классах:
Учителями создаются благоприятные условия для адаптации детей к школе, соблюдаются санитарно – гигиенические требования к условиям обучения школьников.
Для снятия напряжения школьников используются физкультминутки.
Хочется отметить доброжелательность учителей, взаимопонимание с обучающимися. Учителя уважительно выслушивают дополнения, подбадривают неактивных детей, привлекают их к работе.
Школьников учат выражать свою точку зрения, понимать других, слушать и слышать, говорить полными ответами.
Учителями осуществляется учет индивидуальных особенностей ребенка, каждому ребенку дается возможность работать в присущем ему темпе.
На уроке используются различные формы деятельности (фронтальные, индивидуальные, работа в парах). Чтобы ученики меньше уставали, применяются игровые ситуации.
Обучая первоначальному чтению, учителя стараются развивать фонематический слух обучающихся, учат различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, работают над совершенствованием речевого аппарата детей, выработкой отчетливого и правильного произношения слогов, слов.
На уроках математики, окружающего мира используются задания развивающего, сравнительного и обобщающего характера (например, «Найди лишнее», «Сравни», «Распредели по группам»).
Большое внимание уделяется обучению организации своей деятельности (например, убрать учебники).
Дети стараются прилежно выполнять задания, активно работать.
Безотметочное обучение
Основная цель безотметочного обучения - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Это обучение на содержательно-оценочной основе. Функции безотметочного обучения:
Здоровьесберегающая – опирается на технологию педагогической поддержки, основывается на эмоционально доброжелательном фоне оценивания.
Психологическая – связана с развитием адекватной самооценки, которая способствует успешной адаптации.
Динамическая – связана с формированием целостного понятия об оценочной деятельности.
Безотметочное обучение
1 КЛАСС: САМООЦЕНКА УЧЕНИКА ПРЕДШЕСТВУЕТ ОЦЕНКЕ УЧИТЕЛЯ
Несовместимость этих двух оценок становится предметом обсуждения
В нашей школе безотметочное обучение проводится только в 1-х классах, хотя приёмы самооценки применяются во всех классах начальной школы.
Именно с первого класса важно научить ребёнка сравнивать себя с собой.
Знаковая символика
Таким образом, учителю
ещё и наглядно видно у
кого какая самооценка
формируется: адекватная,
заниженная или
завышенная.
Результаты
оценивания можно заносить
в специальные дневники,
т. е вести мониторинг.
Рефлексия деятельности
Дает возможность осмысления способов
и приемов работы с учебным материалом,
поиска наиболее рациональных. Применение
этого вида рефлексии в конце урока дает
возможность оценить активность каждого
на разных этапах урока.
Ученик помещает человечка (себя) на
соответствующую ступеньку:
уверен в своих знаниях
в основном уверен
нужно ещё повторить
нуждаюсь в помощи
Социально-педагогическая адаптация
Для детей и родителей испытывающих трудности в обучении(усвоение материала, поведенческие проблемы) работает школьный психолого-медико-педагогический консилиум ПМПк.
По запросу классного руководителя специалисты работают с ребенком и родителями для выявления причин этих трудностей и оказания своевременной помощи.
Итоги совещания
Адаптация первоклассников проходит успешно.
Психологу в школе продолжить диагностическую и коррекционно-развивающую работу с обучающимися 1-х классов
Провести родительское собрание «Адаптация ребенка к школьным условиям». ПМПк – что это?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.